Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Диплом Теоретические аспекты организации экологического воспитания детей в ДОУ.Практико-ориентированные аспекты организации экологического воспитания в ДОУ
Информация:
Тип работы: Диплом.
Добавлен: 18.12.2013.
Страниц: 36+приложения.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение 3 Глава I Теоретические аспекты организации экологического воспитания детей в ДОУ 6 1.1 Анализ литературы по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста 6 1.2 Дидактическая игра как средство экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста 15 Вывод по первой главе 22 Глава II Практико-ориентирова ные аспекты организации экологического воспитания в ДОУ 23 2.1 Критерии экологической воспитанности детей дошкольного возраста 23 2.2 Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 28 Вывод по второй главе 33 Заключение 34 Список литературы 36 Приложение 40
Введение
Актуальность проблемы экологического воспитания подрастающего поколения обусловлена современным состоянием окружающей среды, которое характеризуется как «экологический кризис». Одним из путей преодоления экологического кризиса является создание эффективной системы экологического образования. Проблема экологического образования рассматривается во многих нормативно-правовых документах, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования (закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании», Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»). В этих документах подчеркивается важность создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которого является дошкольное образование. Экологическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. В настоящее время ряд ученых (Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева, А. Рыжова) под экологическим воспитанием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. В экологическом воспитании дошкольников еще много нерешенных проблем, продолжается поиск эффективных методов экологического воспитания, к которым в настоящее время относят наблюдение, моделирование, экспериментирование и, конечно, игра. Игра является одним из самых эффективных методов экологического воспитания дошкольников, так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Таким образом, актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников определяется рядом факторов, среди которых: - социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего высоким уровнем экологической воспитанности; - потребность в дальнейшем выявлении методов и средств экологического воспитания дошкольников, выявлении потенциала игры как важнейшего метода экологического воспитания дошкольников. Данные противоречия позволили определить проблему и тему исследования: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ». Цель работы: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий экологического воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Гипотеза исследования: экологическое воспитание детей дошкольного возраста будет более эффективно при использовании дидактических игр экологической направленности. Задачи работы: 1. Изучить психолого-педагогиче кую и методическую литературу по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Выявить особенности экологической воспитанности детей дошокльного возраста средствами игры. 3. Определить критерии экологической воспитанности детей дошкольного возраста. 4. Описать комплекс дидактических игр экологической направленности.
Глава I Теоретические аспекты организации экологического воспитания детей в ДОУ
1.1 Анализ литературы по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольное детство – особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, возникает внутренняя регуляция поведения. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в различных психолого-педагогиче ких исследованиях П.Г. Саморуковой, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной, Н.С. Глазачева и др. Понятие «экологическое образование детей дошкольного возраста» рассматривается в научных работах Л.В. Моисеевой, Н.А. Рыжовой, Т.А. Серебряковой и др., где оно интегрируется как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоционально-чувстве ного, интеллектуального и деятельностно-практи еского компонентов. Экологическое образование дошкольников объединяет три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие. Сущность экологического обучения заключается в овладении детьми определенными знаниями и убеждениями, готовности к деятельности, а также к практическим действиям, согласующимся с требованиями бережного отношения к окружающей действительности. Экологическое воспитание дошкольников трактуется в работах ученых по-разному. Так, А.Н. Захлебный рассматривает экологическое воспитание как процесс формирования положительного отношения к природе [8, с.7]. Экологическое воспитание дошкольников, с точки зрения Л.К. Аракчеевой, – процесс формирования у детей экологического сознания экоцентрического типа, т.е. системы представлений о взаимоотношениях человека и природы, для которых характерны отсутствие противопоставления человека природе, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию [1, с.13]. ...
Список литературы
1. Аракчаева, Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании / Л.К. Аракчаева. – М., 2001. - 102 с. 2. Бабкова, Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С.40-41. 3. Борзова, Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании / Е.Ю. Борзова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С. 49-50. 4. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт // Экологическое образование в России: проблемы и практика / С.Н. Глазачев; под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. – М., 1995. 5. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с. 6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с. 7. Дмитриевский, Р.С. Экологическая культура и образование в России / Р.С. Дмитриевский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - №1. - С. 124-127. 8. Захлебный, А.Н. На тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н. Захлебный. – М.: Знание, 1986. 9. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования / И.Д. Зверев, Л.Т. Салеева. - М., 1991. – 256 с. 10. Зебзеева, В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // Управление ДОУ. - 2007. - № 3. 11. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с. 12. Иванова, А.И. Методический комплекс «Живая экология» / А.И. Иванова // Управление ДОУ. - 2007. - №3. 13. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с. 14. Ковтун, Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города / Т.Ю. Ковтун. – М., 2004. - 25с. 15. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с. 16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с. 17. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «"Мы": Азбука экологии» / Н.Н. Кондратьева. - СПб., 1996. 18. Красилов, В.А. Природа в общественной жизни и культуре / В.А. Красилов // Экология и жизнь. - 2003. - №3. - С.38-40. 19. Краснопольский, Б.Х. Окружающая среда и проблемы выживания человечества / Б.Х. Краснопольский // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2007. - №4. - С.123-134. 20. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 232 с. 21. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей / О.Н. Лазарева. - Екатеринбург, 2004. - 279с. 22. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М. : Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с. 23. Лихачева, А.И. Экологическое воспитание в детском саду // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С.93-95. 24. Максимова, Л.И. Формирование эколого-гуманистичес ой картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Максимова. - Якутск, 2003. - 18 с. 25. Моисеев, Н. Экология в современном мире / Н. Моисеев // Наука и жизнь. - 1998. - №3. - С.2-10. 26. Моисеев, Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н. Моисеев // Биология в школе. – 1996. – № 3. 27. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2004. - 168с. 28. Николаева, С.Н. «Зеленый детский сад»: типовая модель экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева // Модели экологического воспитания детей. – М., 2005. – С.14-39. 29. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 1999. - 182 с. 30. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С.Н. Николаева. – М., 2005. – 310 с. 31. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.14-21. 32. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / С.Н. Николаева // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27. 33. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. 34. Потапова, Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников / Т. Потапова // В мире науки. - 2007. - №1. - С. 88-89. 35. Россихина, Л.А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования / Л.А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - №2. - С.26-29. 36. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа: Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. 37. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. - 174 с. 38. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. - М., 2000. 39. Суркина, С.А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / С.А. Суркина. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. - 68 с. 40. Суркина, С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие [Текст] / С.А. Суркина. – Саратов: Саратовский источник, 2011. – 103 с. 41. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с. 42. Экологическое воспитание детей: Методическое пособие для воспитателей. – Краснодар: Эдви, 1995 – 182 с.