На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста посредством рок-музыки

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 18.12.2013. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста посредством рок-музыки 7
1.1. Понятие «ценностные ориентации» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Рок-музыка как явление культуры, история ее развития 16
1.3. Особенности работы с детьми среднего школьного возраста по формированию ценностных ориентаций посредством рок-музыки 25
Выводы по первой главе 30
Список литературы 31


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена процессами трансформации нашего общества. Рыночные отношения, проникающие во все сферы жизнедеятельности человека, существенно изменили его духовный облик. Они породили в общественном сознании неуверенность, неопределенность в завтрашнем дне. Молодой человек, вступая в жизнь, не в состоянии адаптироваться к современной жизни. Отсюда рост преступности среди молодежи, наркомания, другие асоциальные формы поведения. Социальная неуверенность, рост безнравственности среди молодежи оставляют свой негативный след в юном сознании, появляется равнодушие ко всему, что происходит в мире. В связи с этим общество остро нуждается в активных творческих личностях, в людях высокой духовной культуры.
Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения ее к культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом культурного наследия прошлого. Обращение к общечеловеческим ценностям (как устойчивым и высоконравственным ценностям) обусловлено потребностью сегодняшнего времени. Именно общечеловеческие ценности могут стать одним из факторов возрождения страны из духовно-нравственного кризиса. Одним из подходов к решению проблемы формирования духовной культуры, является музыкальная культура, которая как один из специфических видов искусства, отражает действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств и поэтому имеет свои особенности в формировании общечеловеческих ценностей.
Роль музыки в формировании общечеловеческий ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в содействии подъему общего уровня ее духовной культуры, что под силу только музыке с высоким нравственным содержанием независимо от жанра музыкального произведения. Значит, с помощью музыки можно научить детей мыслить, думать, воспринимать окружающий мир.
Однако в последнее десятилетие музыка развлекательного характера начинает превалировать над всеми остальными жанрами. Она мешает воспитанию здоровых вкусов, не способствует формированию нравственных качеств личности, поэтому сегодня необходимо бороться с этой опасностью. Именно насыщение школы духом высокого музыкального искусства является одним из важных факторов ее гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры школьника. Таким образом, наше исследование является откликом на потребности современного общества и представляет собой часть работы по формированию ценностных ориентаций посредством музыки.
Научных работ, посвященных музыкальной культуре и ее влияния на личность много. Отдельные аспекты проблемы музыкально-эстетического воспитания рассмотрены в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, P.A. Тельчаровой.
Музыка не однородна, значит и механизм влияния ее на формирование общечеловеческих ценностей не однозначен. На наших глазах музыка разделилась на различные сферы – современную реалистическую музыку, экспериментальную «авангард», джаз, рок-музыку, фольклор. Каждый вид отличается друг от друга социальной функцией, содержанием, ценностными критериями общества, музыкальным языком и способами восприятия музыкальных произведений. В настоящее время ведется поиск средств формирования ценностных ориентаций молодежи через различные направления музыки, которые интересны для подростков. К такому направлению относится рок-музыка.
Рок-музыка как новый способ творческого самовыражения молодежи родилась почти пятьдесят лет назад. В соизмерении с общим историческим процессом развития музыкального искусства это срок почти незаметный. Однако, в условиях ускоренного темпа жизни конца ХХ века, интенсивного развития средств массовых коммуникаций данного времени хватило, чтобы рок-музыка завоевала и заметно изменила мир. Ее влияние затронуло почти все сферы жизни: отношение к искусству, моде, досугу, творчеству, семье, образованию.
Сила воздействия рок-музыки на общество, по мнению разных исследователей, обусловлена тем, что это, прежде всего, социальный феномен, отражающий новый способ мышления, мироотношения, новой жизненной позиции, стремление молодежи к самоутверждению, поиску собственного стиля, образа жизни, тяги к экспериментированию. В ХХ веке устремленность освободится от консерватизма традиционной культуры, сконцентрировавшись в энергетическом порыве рок-музыки, отразившем новую эстетику, новое мировоззрение.
Своей силой рок-музыка сумела заметно изменить окружающий мир, способствуя прежде всего его омоложению, ориентации на молодежный имидж. Под влиянием рок-музыки в жизни распространились новые ценности, новый более свободный стиль общения, новые формы проведения досуга. Музыка также повлияла на жизнь общества, открылись новые условия для объединения людей, независимо от национальности, религиозного происхождения. Для человечества рок-музыка стала новым способом вхождения в диалог культур, укреплением пространственных, временных связей в искусстве.
Как чисто музыкальное явление она открыла широкие возможности для массового музицирования, способствовала совершенствованию звукозаписи, обновлению музыкального языка, обогащению представлений о возможностях звука. Она оказала противоречивое воздействие на процесс социализации детей и подростков.
Благодаря фантастическому развитию звуковоспроизводящей техники, телевидения и компьютеров, молодежь третьего тысячелетия постоянно находится в атмосфере легких жанров. Отворачиваясь от этого явления, современная школа, фактически способствует стихийному формированию музыкально-эстетических вкусов учащихся. Не прятаться от реалий современной массовой культуры, а наоборот, помочь подросткам сориентироваться в многозвучности жанров и стилей творчества в наши дни – важная задача современного учителя музыки.
В связи с актуальностью выбранной темы обозначена проблема исследования: какова роль рок-музыки в современной музыкальной культуре, ее эффективность и влияние на формирование музыкально-эстетической культуры и ценностных ориентаций подростков?
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние рок-музыки на формирование ценностных ориентаций на детей среднего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования – рок-музыка как средство формирования ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста будет эффективным, если:
- определена сущность понятия «ценностные ориентации»;
- выделены критерии диагностики ценностных ориентаций детей среднего школьного возраста;
- разработан план уроков по ознакомлению учащихся с историей рок-музыки, стилевыми направлениями в рок-музыке.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «ценностные ориентации» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить историю развития рок-музыки, ее особенности как явления культуры.
3. Раскрыть особенности работы с детьми среднего школьного возраста по формированию ценностных ориентаций посредством рок-музыки.
4. Проанализировать программы по музыке для 5-7 классов по включению в содержание музыкального образования рок-музыки.
5. Разработать план уроков по изучению рок-музыки и методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста посредством рок-музыки.
6. Оценить эффективность данных уроков по итогам опытно-поисковой работы.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, классификация), эмпирические (опрос, тестирование, эксперимент), математические методы обработки результатов.
База исследования: МОУ СОШ №129 г. Челябинска.

.....

Список литературы

1. Абдуллин Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др. Под редакцией Э. Б. Абдуллина – М.: издательский центр «Академия», 2002.
2. Абдуллин Э. Б. Теория и практика методики музыкального обучения общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - №5. - С.63-70.
4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2000.
5. Альбуханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. - М.: МОДЭК, 1999. - 224с.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 2004, 288 с.
7. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: «Институт психологии РАН», 2006.- 512 с.
8. Асеев В.Л Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - С.80-93.
9. Баталина-Корнева Е. В. Видеообраз и молодежная субкультура// Спецвыпуск журнала «Музыка в школе» - 2001. - № 5. – с. 54-56.
10. Бойчевский А.В. Формирование ценностных ориентаций у студентов факультета физической культуры педвуза: Канд. дис. - Курган, 2000.
11. Брушлинский А.В. Психология субъекта.- Самара: Алетейя, 2003.- 391с.
12. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 160с.
13. Вендрова Т. Е. Воспитание музыкой: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
14. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. - 2004. - Т.25, № 2. - С.17– 33.
15. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1996 - №1. - С.86-99.
16. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений – 2-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «академия», 1998.
17. Доломанова Н. Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
18. Ермоленко О. В. «Современная музыка» экспериментальная программа для школ с углубленным изучением музыки// Спецвыпуск журнала «Музыка в школе». – 2002. - № 6 . – с. 16-20.
19. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинформ: КноРус, 2002. - 360 с.
20. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - 222 c.
21. Зыкова, Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов как цикл контакта в гештальт-терапии // Проблемы и перспективы художественного профессионально-педагогического образования: материалы конференции 2006 г. – Самара: СГПУ, 2006. – С.56-61.
22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: «Питер», 2000.- 509с.
23. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?: Книга для учителя/ Д. Б. Кабалевский: - 4-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 2005.
24. Кабилова С. Ф. Рок-музыку на урок // Спецвыпуск журнала «Музыка в школе» - 2002. - № 6. – с. 21-27.
25. Карандашева В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности (концепция и методическое руководство). – СПб.: Речь, 2004 – 70 с.
26. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. - 190 с.
27. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. -304с.
28. Козлов А. Рок: Истоки и развитие / А. Козлов – М., 2001.
29. Кондратюк Н. Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
30. Коновская М. Ю. Второй международный конкурс «Учитель музыки ХХI века» // Спецвыпуск журнала «Музыка в школе» - 2002. - № 6. – с. 3-7.
31. Круглов С.В. Методологические основы теории мотивации // Вестник Саратовского государственного аграрного университета. - 2006. - №5. Вып. 3. - С.77-80.
32. Лармин О. В. Искусство и молодежь: Эстетические очерки. – М.: Молодая гвардия, 1980.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.; Академия, 2004.- 352с.
34. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - 17 с.
35. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции // Вопросы философии. – 1996. - №4. – С.16-24.
36. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. – М.: Институт психологии РАН, 2006.-624 с.
37. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психологический журнал.- 1994.- №4.- С.94-102.
38. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - 546с.
39. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева. - М., 1994. - 176 с.
40. Музыка: Энциклопедия . – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
41. Набок И. Рок – эстетика и идеология / И. Набок – М., 1989.
42. Науменко Т. И., Алеев В. В. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2001.
43. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 53 000 слов / С. И. Ожегов; Под общей редакцией профессора Л. И. Скворцова - 24-е издание, исправленное. – М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.
44. Озеров В. Ю. Поп-музыка, рок, джаз в педагогической теории и практике Германии // Спецвыпуск журнала «Музыка в школе». – 2001. - № 5. – с. 57-67.
45. Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. с англ. - М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. - 345 с.
46. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1997.
47. Провозина Н. М. Истории джазовой и эстрадной музыки: Учебное пособие / Н. М. Провозина. – Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2004.
48. Провозина Н. М. Лекции по истории русской музыки (вторая половина ХХ века): Учебное пособие. – ООО «Графика» г. Томск, 2003.
49. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., Классика ХХI, 2004.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб: Издательство «Питер», 2000. - 702с.
51. Семенова И. Строго между нами. – М.: Молодая гвардия,1991.
52. Современная психология / Под редакцией В.Н. Дружинина. - М.: ИНФРА-М, 1999. - С.346-363.
53. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В трех томах. Том 2 / Составители О. С. Богданова, В. З. Смаль. – М.: Педагогика, 1980.
54. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., Политиздат, 1973.
55. Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е… /А. Троицкий. – М., 1990.
56. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л.Я.Гозмана, Д.А.Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
57. Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т.2. - Тбилиси., 1991. - 425 с.
58. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - 447 с.
59. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 2. - М.: Педагогика, 1986. - 351 с.
60. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: - М.: Смысл, 2003. –860с.
61. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2007.- 607с.
62. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 2001.- 512 с.
63. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов и отделений высших и средних педагогических учебных заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под редакцией Школяр Л. В. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
64. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением // Личность и ее ценностные ориентации: Информационный бюллетень. – 1970. - №40.
65. Яницкий М.С., Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности.- Кемерово: КемГУ, 2006.- 53с.
66. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 1974. - С.279-287.
67. Ясько Б. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. - С.52.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.