Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик изучить специфику и механизм ценообразования в сфере услуг, выявить основные направления развития отрасли.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 19.12.2013. Год: 2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня рынок - это арена менового процесса, на которой действует система сложных социально-экономичес их отношений. Рынок выступает в качестве способа связи между производителем и потребителями и выявляет степень целесообразности произведённых затрат на тот или иной товар (услугу). При исследовании конъюнктуры рынка главную роль играет цена. Цена - фокус, в котором сходятся силовые поля конъюнктуры рынка. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра её уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Окраска цены, подобно лакмусу, зависит от конъюнктуры и здоровья экономики. В этом заключается феномен цены.
Цены играют важную роль не только для экономики в целом, но и для предпринимательской деятельности отдельных бизнес-единиц, в том числе и предприятий сферы услуг, так как от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены являются основным фактором при решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции (услуг), целесообразность производства услуг, расчёты издержек производства и объёмов инвестиций.
Вопросы ценообразования в сфере услуг исследовались многими отечественными и зарубежными авторами в самых разнообразных направлениях теоретического обоснования и практического использования. В теоретическую разработку и исследование проблем теории и методологии ценообразования в сфере услуг значительный вклад внесли отечественные учёные А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.А. Бреславцева, В.Г. Гетьман, Э.К. Гильде, Ю.А. Данилевский, А.А. Додонов, С.К. Егорова, М.Х. Жебрак, В.Б. Ивашкевич, З.В. Кирьянова, Н.П. Кондраков, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, В.В. Патров, В.И. Петрова, Я.В. Соколов, В.П. Суйц, В.И. Ткач, А.Д. Шеремет, П.Н. Шуляк, а также зарубежные исследователи Х. Андерсон, Р. Антони, Й. Бетге, Ван Бреда, Ч. Гаррисон, К. Друри, Д. Ирвин, М.Р. Мэтьюс, Б. Нидлз, М.Х.Б. Перера, Ж. Ришар, Г.В. Симон, Ч.Т. Хорнгрен, А.Г. Черч, Ф. Шмидт.
Данная тема является актуальной, поскольку сфера услуг является одной из наиболее обширных, сложных и жизненно важных отраслей
Цель работы - изучить специфику и механизм ценообразования в сфере услуг, выявить основные направления развития отрасли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать ценообразующие факторы в сфере услуг;
2. изучить виды и структуру цен в сфере услуг;
3. выявить направления государственного регулирования цен в сфере услуг;
4. описать основные методы ценообразования .
Теоретическую основу данной работы составляют: нормативные законодательные акты, регламентирующие ценообразование в сфере услуг; научные статьи, положения, содержащиеся в трудах отечественных учёных в области формирования цен услуги; статистическая информация.

В процессе исследования были использованы следующие общенаучные методы: анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование, классификация, группировка, а также общенаучные методы познания социально-экономичес их явлений.
1 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

1.1 Виды и структура цен в сфере услуг
Сфера услуг - это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в сфере общественного производства выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных (духовных) услуг для населения .
В.Э. Гордин подчёркивает, что особенности формирования цен в сфере услуг, обусловленные качественными отличиями услуги от товара, особенности функционирования рынка услуг - это факторы, которыми должны руководствоваться организации сферы услуг в процессе ценообразования. Перечень факторов, которые необходимо учитывать при установлении цены на услугу (табл. 1).
Таблица 1
Особенности формирования цен в сфере услуг
Факторы Специфически черты формирования цен
Временные (сезонные колебания спроса на большинство видов услуг) Широкое применение дифференциации цен в зависимости от временных колебаний спроса или использование системы скидок
Неразрывность процесса производства и потребления услуги и невозможность вследствие этого передачи её другому потребителю Широкое применение всех видов ценовой дискриминации и соответствующих им ценовых стратегий
Расплывчатость связи цены и издержек производителя, растущая по мере усиления признака нематериальности услуги Взаимоувязка цены и ценности услуги, складывающейся из полезности услуги и издержек потребителя на её получение
Локальный характер рынка и наличие естественной монополии Учёт соответствующими организациями сферы услуг управления ценообразованием со стороны органов власти
Наличие большого количества взаимозаменяемых услуг Учёт конкурентоспособност услуги и её цены в более широком (межотраслевом) аспекте при разработке ценовой стратегии для разных сегментов рынка
Наличие положительных внешних эффектов потребления услуги Вмешательство государства в виде установления корректирующёй дотации или освобождения от уплаты налогов
Совмещение процесса производства, распределения и потребления услуги Услуга минует сферу обращения, и цена, будучи по структуре оптовой, выполняет функции как оптовой

Во-первых, высокая чувствительность рынка услуг к изменению спроса вызывает необходимость значительной дифференциации цен в зависимости от этого показателя. Таким образом, предприятия и организации сферы услуг для устойчивого получения дохода должны учитывать не только колебания спроса, вызванные изменением конъюнктуры рынка, но и его неравномерность во времени на большинство видов услуг. Это обусловливает необходимость широкого применения дифференциации цен в зависимости от временных колебаний спроса или использования системы скидок.
Во-вторых, сфера услуг представляет собой благодатную почву для применения ценовой дискриминации, которая может быть представлена в следующих формах:
- ценовая дискриминация первой степени (совершенная), при которой на каждую единицу блага (услуги) устанавливается своя цена, равная цене её спроса;
- ценовая дискриминация второй степени (несовершенная), которая находит выражение в продаже различных объёмов услуг по разным ценам, так что цена единицы услуги зависит от её количества, реализованного данному потребителю;
- ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка), которая заключается в продаже единицы услуги по разным ценам на различных сегментах рынка[4].
Применение ценовой дискриминации в сфере услуг становится возможным благодаря неразрывности процесса производства потребления услуги и невозможности вследствие этого передачи её другому потребителю.
В-третьих, при установлении цены предприятие должно в первую очередь ориентироваться на ценность предоставляемой услуги для потребителя, а не на затраты по её оказанию. Ценность же определяется не только полезностью услуги, т.е. её способностью удовлетворять конкретные потребности, но и другими выгодами, в частности, издержками потребителя, которые можно разделить на три составляющие:
- затраты на поиск наиболее подходящей услуги;
- затраты на приобретение самой услуги;
- затраты, возникающие после приобретения услуги.
При этом следует учитывать не только финансовые, но и временные, физические и психологические затраты потребителя.
Чем значительнее разница между полезностью и издержками потребителя, тем выше ценность услуги. Поэтому очень важно правильно определить составляющие «пакета» обслуживания и показать потребителю, в чём для него заключается непосредственная ценность того или иного элемента услуги. В этом случае удаётся установить прямую связь между ценой и ценностью услуги.
В общем случае, чем более нематериальна услуга, тем расплывчата связь цены и затрат. Следовательно, для создания эффективной системы ценообразования следует связать цену и ценность, получаемую потребителем услуги.
В-четвёртых, на цену услуги значительное влияние оказывают особенности рынка, на котором она производится. Зачастую локальный характер рынка и наличие естественной монополии обусловливают необходимость управления ценообразованием как со стороны федеральных, так и местных органов власти, что требует учёта этого обстоятельства соответствующими предприятиями и организациями сферы услуг.
В-пятых, организация, действующая в сфере услуг, должна учитывать наличие большого количества взаимозаменяемых услуг и проводить соответствующую ценовую стратегию и сегментацию рынка.
И, наконец, в процессе ценообразования следует учитывать, что услуги характеризуются высокой общественной значимостью, а также обладают существенными и постоянными внешними эффектами. Наличие положительных внешних эффектов, т.е. не отражённой в рыночных ценах выгоды, возникающей при потреблении услуг, требует вмешательства государства в виде установления корректирующих дотаций или освобождения от уплаты налогов. Это накладывает отпечаток не только на процесс формирования услуги, но и на структуру цены[15]
Цены на услуги рассчитываются следующим образом:
- цены на единицу потребляемой услуги;
- интегральных (агрегатных) цен, представляющих собой сумму цен на различные виды работ, необходимых для оказания данной услуги;
- комплексных цен, используемых при реализации взаимодополняющих услуг;
- цен, построенных по принципу абонемента, дающего право пользования данной услугой в течение определённого периода времени без ограничения объёма;
- цен, определяемых по принципу «all included» («всё включено»). В этом случае как производителю, так и потребителю услуги заранее не известны объём и структура её потребления, а уровень цены определяется сегментом рынка, на котором будет предлагаться данная услуга, и зависит от вида и объёма потребностей, которые могут быть удовлетворены.
Все действующие в РФ цены представляют собой систему.
Система цен - единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка[1]
Цены, действующие в сфере услуг, могут быть сгруппированы по определённым критериям (табл. 2).


Таблица 2
Классификация цен на услуги
Критерии классификации Виды цен Область применения
По степени государственного регулирования Свобод ые Бытовое обслуживание, платная медицина, туристско-экскурсион ое обслуживание, театрально-зрелищные организации, консалтинговые и аудиторские компании и т.п.
Регулируемые Жилищно-коммунальное хозяйство; городской транспорт; система обязательного медицинского страхования; организации, оказывающие ритуальные услуги
По способу установления Твёрдые уровень которых не меняется в процессе оказания услуги Туристско-экс урсионное обслуживание, некоторые виды бытовых услуг (парикмахерские услуги), театрально-зрелищные организации и др.
Подвижные, уровень которых может измениться в процессе оказания услуги Услуги по ремонту жилья, некоторые сложные медицинские услуги (операции, лечение заболеваний, отягощённых сопутствующими болезнями)
По способу фиксации Контрактные Большинство видов услуг
Цены торгов: а) тендерные; б) аукционные 1. Услуги по содержанию домов придомовой территории, обслуживанию лифтов, в том случае, если они оказываются на конкурсной основе. 2. Интернет-аукционы на авиабилеты, билеты на некоторые фестивали, театральные представления и т.д.
По времени действия Постоянные, срок действия которых заранее не установлен Виды услуг, спрос на которые не чётко дифференцирован по времени или сезону
Временные цены: а) сезонные; б) цены, устанавливаемые на определённый период времени 1. Туристско-экскурсион ое обслуживание, театрально-зрелищные организации (в разные дни недели, в разное время суток цены различны). 2. Премьерные спектакли, показы, вернисажи
По способу получения информации об их уровне Публикуемые в каталогах, прейскурантах Больши ство видов услуг
Расчётные Сложные индивидуальные виды услуг (индивидуальные туры)

Структура цены услуги зависит от влияния особенностей рынка, на котором она предоставляется. Она характеризуется, прежде всего:
- уровнем конкуренции. Так, на рынке массовых видов услуг, по которым существует большая конкуренция, организации весьма ограничены в своих действиях по установлению цены и она может характеризоваться незначительной долей прибыли. В том же случае, если фирма имеет возможность проводить стратегию высоких цен или занимает монопольное положение в предоставлении той или иной услуги, доля прибыли может резко увеличиться;
- характером зависимости цены и объёма спроса. В отраслях сферы услуг чрезвычайно велика эластичность спроса по цене и по доходу, что фактически «задаёт» границы приемлемой доли прибыли в цене услуги. Эластичность спроса по цене служит фактором оптимизации соотношения цены, объёма реализованных услуг и размера прибыли организации. При неизменных издержках производства и распределения услуг доля прибыли в цене услуги зависит от результатов оптимизации.[7]


1.2 Ценовая политика и стратегия предприятий в сфере услуг
Ценовая политика предприятий, в том числе и сферы услуг, - важнейшая часть её общехозяйственной политики, обеспечивающей адаптацию предприятия к экономическим условиям. В рамках ценовой политики предприятий сферы услуг выделяются:
- политика уровня цены (на ассортиментную группу услуг в целом),
- политика введения цены (на новую услугу данной группы),
- политика дифференциации цены (по сегментам рынка, времени суток и дням недели, сезонам года и др.).
Анализ особенностей развития процессов ценообразования в современных условиях хозяйствования показал, что в качестве важнейших вопросов в области ценообразования можно выделить:
- обеспечение гибкого подхода к процессу ценообразования в зависимости от изменения фаз развития рынка и предоставляемой услуги;
- разработка эффективной ценовой стратегии и выбор наиболее целесообразных методов ценообразования в зависимости от целей, избранных предприятием, и реальных рыночных условий;
- разработка ценовой тактики с учётом постоянно меняющейся экономической конъюнктуры.
Ценовая политика фирмы включает систему ценовых рыночных стратегий. Ценовые стратегии - обоснованный выбор цены (или перечня цен) из нескольких вариантов, направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы в планируемом периоде. Обобщение и анализ опыта разработки ценовых стратегий в странах с развитыми рыночными отношениями свидетельствуют о серьёзном подходе к принятию ценовых решений. Практика показывает, что грамотно сформированная ценовая стратегия является одним из слагаемых коммерческого успеха фирмы, обеспечения её ...


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчётности: теория, практика
и интерпретация: пер. с англ. / Л.А. Бернстайн ; науч. ред. И.И. Елисеева,
гл. ред. серии Я.В. Соколов. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 138 с.
2. Бреславцева, Н.А. Управление финансовой деятельностью
предприятий сервиса: учеб. пособие / ДГАС, 2006. - 43 с.
3. Бреславцева, Н.А. Услуги населению: прибыль и рентабельность - М. : Финансы и статистика, 2009. - 78 с.
4. Бреславцева, Н.А. Финансы предприятий сферы сервиса и малого бизнеса /: ДГАС, 2009. - 231 с.
5. Бутакова, М.М. Практикум по ценообразованию: учеб. пособие /.КНОРУС, 2006 . - 120 с.
6. Вебер, М. Коммерческие расчёты от А до Я. Формулы, примеры расчётов и практические советы: пер. с нем. / М. Вебер. - М. : Дело и Сервис, 2009. - 98 с.
7. Есипов, В.Е. Цены и ценообразование: учебник / В.Е. Есипов. - СПб. : Питер, 2008. - 321 с.
8. Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. -
М. : Прогресс ; Универс, 2009. - 214 с.
9. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 3-е изд., доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 192 с.
10. Рекомендации по оказанию бытовых услуг населению в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002: 93 на территории Ростовской области // БОН-партнер. - 2009. - № 4.
11. Салимжанов, И.К. Цены и ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов. - М. : Финстатинформ, 2009. - 96 с.
12. Самуэльсон, П.А. Экономика. В 2 т. : пер. с англ. / П.А. Самуэльсон. - М. : Алгон, ВНИИСИ, 2009. - 327 с.
13. Сио, К.К. Управленческая экономика: пер. с англ. / К.К. Сио. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 244 с.
14. Слепов, В.А. Ценообразование: учеб. пособие / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева. - М. : ФБК-ПРЕСС, 2008. - 140 с.
15. Словарь современной экономической теории Макмиллана- М. : Инфра-М, 2007. - 65 с.
16.Уткин, Э.А. Ценообразование. Ценовая политика / Э.А. Уткин. Москва:
Изд - во Кнорус, 2007. - 174 с.

17.Шаш, Н.Н. Ценообразование: пособие / Н.Н. Шаш. - М. : Юрайт-Издат, 2006. - 35 с.
18.Шуляк, П.Н. Ценообразование: учеб.-практ. пособие / П.Н. Шуляк. -
М. : Дашков и К, 2007. - 217 с.
19.Шевчук, Д.А. Ценообразование: учебное пособие / Д.А. Шевчук.
Москва: Изд - во ГроссМедиа, 2009. - 135 с.

20.Экономика фирмы: словарь-справочник / под ред. В.К. Скляренко,
О.И. Волкова. - М. : Инфра-М, 2008. - 180
21.Юрин, В. Будущее отрасли - в объединении профессионалов / В. Юрин
// Стандарты и качество. - 2008. - № 2.


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.