Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.12.2013. Год: 2013. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение………... 3
1 Теоретические основы формирования представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста ……….………. 5
1.1 Формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогиче кая проблема ………. 5
1.2 Особенности ознакомления с предметным миром как условие формирования представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста ……….. 9
2 Экспериментальная работа по формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром .…. 14
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста … 14
2.2 Содержание работы по ознакомлению с предметным миром как средством формирования представления о геометрических фигурах у среднего дошкольного возраста ………..…… 19
Заключение ……….. 26
Список используемой литературы ……….. 27
Приложение ……….. 29


Введение

Актуальность исследования. Социальные изменения в нашей стране привели к необходимости реформы образования, что в свою очередь, потребовало поиска новых подходов к организации системы ДОУ. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность. Проблеме математического развития детей посвящены труды: З.В. Пигулевской (первая попытка создания системы обучения); А.М. Леушиной (концепция формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста).
Современная школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. В этой связи актуальной становится проблема разработки такой программы математического развития, которая отвечала бы ряду требований: выполнение социального заказа общества, соответствующей подготовки к школе. В настоящее время наблюдается противоречие между высокими требованиями современной школы к интеллектуальному, в частности, к математическому развитию, включающему знания о геометрических фигурах и недостаточному количеству занятий по разделу «Геометрические фигуры» в программе детского сада.
Цель исследования: теоретически обосновать возможность формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного посредством ознакомления с предметным миром как средства.
Объект исследования: формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром.
В соответствии с целью были сформированы задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогиче кую литературу по теме исследования с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определение понятийно-категориал ное поле исследования;
2. Выявить уровень сформированности представления о геометрических фигурах у детей 4-5 лет;
3. Разработать содержание работы по формированию представления о геометрических фигурах посредством ознакомления с предметным миром.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогиче кой литературы, системный анализ); эмпирические (дидактические игры, беседы с детьми, наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде диаграммы и таблиц).
Экспериментальной базой исследования являлись детский сад № 203 «Алиса» автономного некоммерческого объединения дошкольного образования «Планета детства «Лада» г. Тольятти.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, развивающей работы по формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Структура итоговой работы. Итоговая работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы, 5-ти приложений.


1 Теоретические основы формирования представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста

1.1 Формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогиче кая проблема

Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма - взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Форма предмета, наряду с цветом ‹ wiki/%D0%A6%D0%B2%D0% 5%D1%82›, размерами ‹ wiki/%D0%A0%D0%B0%D0% 7%D0%BC%D0%B5%D1%80›, освещённостью ‹ wiki/%D0%9E%D1%81%D0% 2%D0%B5%D1%89%D1%91% 0%BD%D0%BD D0%BE%D1%81%D1%82%D1 8C› и другими факторами влияет на внешний вид ‹ wiki/%D0%92%D0%BD%D0% 5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D %B9_%D0%B %D0%B8%D0%B4› предмета. Форма предметов получила обобщенное от­ражение в геометрических фигурах.
Геометрические фигуры явля­ются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей. Эталон, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, - это точный образец установленной единицы измерения, сама такая точная мера, т.е. мерило, образец для сравнения, с чем либо.
Понятие «геометрическая фигура» является одним из исход­ных математических понятий, оно образовалось с помощью аб­страгирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).
В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур. В психологии и дошкольной педагогике разработаны различ­ные технологии развития у детей представлений о форме. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета такие педагоги как А.А. Столяр, А.М. Леушина, Л.А. Парамонова, рассматривали в плане сенсорного восприятия. Познанию геометрического содержания на логическом уровне предшествует чувственное (сенсорное); таким образом, два пути познания «су­ществуют» в сознании ребенка 4-5 лет. Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предмета­ми. Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометриче­ские фигуры, выделяя прежде их форму, а затем - структуру. В познании геометрических фигур детьми дошкольного воз­раста принято выделять три этапа:
· геометрические фигуры воспринимаются как целые и разли­чаются детьми в основном по форме (в 3-4 года);
· в 4-5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналити­чески, их свойства и структуру дети устанавливают эмпири­чески (опытным путем);
· в 5-6 лет геометрические фигуры дети воспринимают в опре­деленной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.
В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства - длительный и сложный.
«Для того чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы предмета, в том числе и фигуры» - утверждает Л.А. Венгер, А.Л. Смоленцева предлагает уже в этом возрасте знакомить детей с кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником. С.Г. Якобсон, изучавшая узнавание геометрических фигур и формы предметов у детей среднего дошкольного возраста, показала, что дети гораздо лучше узнавали геометрические фигуры, если им в начале разрешалось ощупать фигуру, а затем найти ее среди других фигур. А.А. Столяр считает, что весьма важную, а вернее, основную роль в восприятии геометрических фигур и формы предмета, имеет обследование.
Дети 4-5 лет успешно обследуют геометрические фигуры, проводя указательным пальцем по контуру. При этом они, как правило, называют структурные компоненты: вершины, стороны, углы. Прослеживают движением руки линии, образующие углы; обнаруживают точки пересечения линий. Обследование стано­вится точным и результативным.
Как правило, в этом возрасте у детей складываются образы фигур - эталонные представления о них. Они начинают успешно определять сходства и различия форм предметов с геометрически­ми фигурами; пользоваться сложившимися у них эталонами с целью определения любой неизвестной формы; отображать формы в продуктивной деятельности.
Восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зри­тельным и осязательно-двигател ным способом, сопровождае­мым называнием основных особенностей той или иной формы. Например, круглая - нет углов; четырехугольник - у него есть стороны, углы и вершины.
Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.
Основные задачи изучения геометрического материала заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно - практическое значение.
Формирование геометрических представлений является важным разделом умственного воспитания, имеют широкое значение во всей познавательной деятельности человека. Какое содержание вкладывается в понятие пространственное представление? Надо иметь в виду, что пространственные представления носят синтетический характер, включая форму, положение, величину, направление и другие пространственные отношения и св...


Список используемой литературы

1. Астряб А.М. Наглядная геометрия. М.-П.: Гос. изд-во тип. «Сеятель»Е.В. Высоцкого,2007.-159с.
2. Баранова О. Пространственная геометрия для малышей [Текст] // Дошкольное образование.-2000.-№ 5/6. - Начало. Продолж.: №№ 43/44, 47/48;2001,№1.
3. Белошистая А.В. Знакомство с геометрическими понятиями / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9.-90с.
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики:Курс лекций для студентов дошк. Факультетов высш. Учеб. Заведений.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2009.-400с.
5. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / гл. ред. А. Кузнецов. - СПб. : «Поринт», 2011.-1536 с.
6. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. -- Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
7. Водопьянов Е. Формирование начальных геометрических представлений у дошкольников.// Дошкольное воспитание, №5 -2005.-240с.
8. Волков, Б. С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] : учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Педагогическое общество России, 2007. - 144 с.
9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, JI. М. Орлова. - М.: Пед. Общество России, 2011.-512с.
10. Гоголева В. Г. Игры и упражнения на развитие конструктив­ного и логического мышления детей дошкольного возраста.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-152с.
11. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева [и др.]. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.
12. Дошкольник изучает математику. / Под ред. Т. И. Ерофее­вой.- М.: изд. дом «Воспитание дошкольника», 2008.-90с.
13. Ерофеева Тамара Ивановна. Дошкольник изучает математику [Текст]: методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет / Т.И. Ерофеева. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2006. - 110с.
14. Комплексная диагностика уровней освоения программы/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: диагностический журнал. Средняя группа/ авт.-сост. Дреер С.С., Потыкан А.Н.-Волгоград: Учитель, 2011.-38с.
15. Котова Н.В. Программа по подготовке дошкольников к изучению математики "Путешествие в мир математики" [Электронный ресурс] ‹ articles/509477/›
16. Лучшие подвижные и логические игры для детей от3 до 5 лет.Бойко Е.А.- М.: РИПОЛ классик, 2008.-67с.
17. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей [Электронный ресурс]‹ ebooks/ Metieva_Razvitie_sen ornoi_sferi/index.ht l
18. Саккулина Н.Н., Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду-М., 2012.-128с.
19. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.2-еизд. испр.-М.,1980.-140с.
20. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. - Москва: Просвещение,2005.-303 .


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.