Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Курсовик формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 19.12.2013.
Год: 2013.
Страниц: 33.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение………... 3 1 Теоретические основы формирования представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста ……….………. 5 1.1 Формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогиче кая проблема ………. 5 1.2 Особенности ознакомления с предметным миром как условие формирования представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста ……….. 9 2 Экспериментальная работа по формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром .…. 14 2.1 Выявление уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста … 14 2.2 Содержание работы по ознакомлению с предметным миром как средством формирования представления о геометрических фигурах у среднего дошкольного возраста ………..…… 19 Заключение ……….. 26 Список используемой литературы ……….. 27 Приложение ……….. 29
Введение
Актуальность исследования. Социальные изменения в нашей стране привели к необходимости реформы образования, что в свою очередь, потребовало поиска новых подходов к организации системы ДОУ. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность. Проблеме математического развития детей посвящены труды: З.В. Пигулевской (первая попытка создания системы обучения); А.М. Леушиной (концепция формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста). Современная школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. В этой связи актуальной становится проблема разработки такой программы математического развития, которая отвечала бы ряду требований: выполнение социального заказа общества, соответствующей подготовки к школе. В настоящее время наблюдается противоречие между высокими требованиями современной школы к интеллектуальному, в частности, к математическому развитию, включающему знания о геометрических фигурах и недостаточному количеству занятий по разделу «Геометрические фигуры» в программе детского сада. Цель исследования: теоретически обосновать возможность формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного посредством ознакомления с предметным миром как средства. Объект исследования: формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром. В соответствии с целью были сформированы задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогиче кую литературу по теме исследования с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определение понятийно-категориал ное поле исследования; 2. Выявить уровень сформированности представления о геометрических фигурах у детей 4-5 лет; 3. Разработать содержание работы по формированию представления о геометрических фигурах посредством ознакомления с предметным миром. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогиче кой литературы, системный анализ); эмпирические (дидактические игры, беседы с детьми, наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде диаграммы и таблиц). Экспериментальной базой исследования являлись детский сад № 203 «Алиса» автономного некоммерческого объединения дошкольного образования «Планета детства «Лада» г. Тольятти. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, развивающей работы по формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром в условиях дошкольного образовательного учреждения. Структура итоговой работы. Итоговая работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы, 5-ти приложений.
1 Теоретические основы формирования представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста
1.1 Формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогиче кая проблема
Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма - взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Форма предмета, наряду с цветом ‹ wiki/%D0%A6%D0%B2%D0% 5%D1%82›, размерами ‹ wiki/%D0%A0%D0%B0%D0% 7%D0%BC%D0%B5%D1%80›, освещённостью ‹ wiki/%D0%9E%D1%81%D0% 2%D0%B5%D1%89%D1%91% 0%BD%D0%BD D0%BE%D1%81%D1%82%D1 8C› и другими факторами влияет на внешний вид ‹ wiki/%D0%92%D0%BD%D0% 5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D %B9_%D0%B %D0%B8%D0%B4› предмета. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей. Эталон, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, - это точный образец установленной единицы измерения, сама такая точная мера, т.е. мерило, образец для сравнения, с чем либо. Понятие «геометрическая фигура» является одним из исходных математических понятий, оно образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой). В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур. В психологии и дошкольной педагогике разработаны различные технологии развития у детей представлений о форме. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета такие педагоги как А.А. Столяр, А.М. Леушина, Л.А. Парамонова, рассматривали в плане сенсорного восприятия. Познанию геометрического содержания на логическом уровне предшествует чувственное (сенсорное); таким образом, два пути познания «существуют» в сознании ребенка 4-5 лет. Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами. Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометрические фигуры, выделяя прежде их форму, а затем - структуру. В познании геометрических фигур детьми дошкольного возраста принято выделять три этапа: · геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме (в 3-4 года); · в 4-5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирически (опытным путем); · в 5-6 лет геометрические фигуры дети воспринимают в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность. В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства - длительный и сложный. «Для того чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы предмета, в том числе и фигуры» - утверждает Л.А. Венгер, А.Л. Смоленцева предлагает уже в этом возрасте знакомить детей с кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником. С.Г. Якобсон, изучавшая узнавание геометрических фигур и формы предметов у детей среднего дошкольного возраста, показала, что дети гораздо лучше узнавали геометрические фигуры, если им в начале разрешалось ощупать фигуру, а затем найти ее среди других фигур. А.А. Столяр считает, что весьма важную, а вернее, основную роль в восприятии геометрических фигур и формы предмета, имеет обследование. Дети 4-5 лет успешно обследуют геометрические фигуры, проводя указательным пальцем по контуру. При этом они, как правило, называют структурные компоненты: вершины, стороны, углы. Прослеживают движением руки линии, образующие углы; обнаруживают точки пересечения линий. Обследование становится точным и результативным. Как правило, в этом возрасте у детей складываются образы фигур - эталонные представления о них. Они начинают успешно определять сходства и различия форм предметов с геометрическими фигурами; пользоваться сложившимися у них эталонами с целью определения любой неизвестной формы; отображать формы в продуктивной деятельности. Восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигател ным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы. Например, круглая - нет углов; четырехугольник - у него есть стороны, углы и вершины. Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей. Основные задачи изучения геометрического материала заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно - практическое значение. Формирование геометрических представлений является важным разделом умственного воспитания, имеют широкое значение во всей познавательной деятельности человека. Какое содержание вкладывается в понятие пространственное представление? Надо иметь в виду, что пространственные представления носят синтетический характер, включая форму, положение, величину, направление и другие пространственные отношения и св...
Список используемой литературы
1. Астряб А.М. Наглядная геометрия. М.-П.: Гос. изд-во тип. «Сеятель»Е.В. Высоцкого,2007.-159с. 2. Баранова О. Пространственная геометрия для малышей [Текст] // Дошкольное образование.-2000.-№ 5/6. - Начало. Продолж.: №№ 43/44, 47/48;2001,№1. 3. Белошистая А.В. Знакомство с геометрическими понятиями / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9.-90с. 4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики:Курс лекций для студентов дошк. Факультетов высш. Учеб. Заведений.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2009.-400с. 5. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / гл. ред. А. Кузнецов. - СПб. : «Поринт», 2011.-1536 с. 6. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. -- Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с. 7. Водопьянов Е. Формирование начальных геометрических представлений у дошкольников.// Дошкольное воспитание, №5 -2005.-240с. 8. Волков, Б. С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] : учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Педагогическое общество России, 2007. - 144 с. 9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, JI. М. Орлова. - М.: Пед. Общество России, 2011.-512с. 10. Гоголева В. Г. Игры и упражнения на развитие конструктивного и логического мышления детей дошкольного возраста.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-152с. 11. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева [и др.]. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с. 12. Дошкольник изучает математику. / Под ред. Т. И. Ерофеевой.- М.: изд. дом «Воспитание дошкольника», 2008.-90с. 13. Ерофеева Тамара Ивановна. Дошкольник изучает математику [Текст]: методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет / Т.И. Ерофеева. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2006. - 110с. 14. Комплексная диагностика уровней освоения программы/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: диагностический журнал. Средняя группа/ авт.-сост. Дреер С.С., Потыкан А.Н.-Волгоград: Учитель, 2011.-38с. 15. Котова Н.В. Программа по подготовке дошкольников к изучению математики "Путешествие в мир математики" [Электронный ресурс] ‹ articles/509477/› 16. Лучшие подвижные и логические игры для детей от3 до 5 лет.Бойко Е.А.- М.: РИПОЛ классик, 2008.-67с. 17. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей [Электронный ресурс]‹ ebooks/ Metieva_Razvitie_sen ornoi_sferi/index.ht l 18. Саккулина Н.Н., Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду-М., 2012.-128с. 19. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.2-еизд. испр.-М.,1980.-140с. 20. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. - Москва: Просвещение,2005.-303 .