На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Применение и толкование права. Понятие применения права. Толкование норм права. Применение права по аналогии. Понятие пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права. Институт аналогии в правоприменительной практике.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.06.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


28
monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).
Учебная дисциплина - Теория государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Аналогии в праве


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
1. Применение и толкование права 5
1.1. Понятие применения права 11
1.2. Толкование норм права
2. Применение права по АНАЛОГИИ 16
2.1. Понятие пробелов в праве 16
2.2. Аналогия закона и аналогия права 19
3. институт аналогии в
правоприменительной практике 25
Заключение 28
Список использованных источников 30

Введение

Очевидно, что в условиях трансформации политической и экономической жизни страны появление новых институтов хозяйствования и, соответственно, новых типов общественных отношений, не охваченных правовым регулированием, неизбежно. Мы живем в ситуации, когда законодатели, правотворческие органы не успевают за быстро меняющимися реалиями бытия, что чрезвычайно затрудняет работоспособное функционирование предприятий.
Запутанность и неопределенность, так называемая «пробельность» права в Росси является одной из существенных проблем периода реформирования. Отсутствие, априори, заданных и стандартизированных правил игр способствует не только мошенничеству, но и целенаправленным экономическим преступлениям.
Механизмы восполнения пробелов в нашей стране должны разрабатываться юридической наукой в первую очередь потому, что законодательная власть не в состоянии в один миг решить огромный и с течением времени не только не сужающийся, но и возрастающий спектр пробелов российского законодательства.
Причинами возникновения пробелов в праве могут быть отставание законодательства от развития жизни, упущения при подготовке нормативно-правовых актов и другие.
Единственным механизмом устранения пробелов, помимо законотворческой деятельности, в российской практике выступают Постановления конституционного и Высшего арбитражного суда России.
Таким образом, основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. В тех случаях, когда правотворческий орган не сумел устранить пробел, используется правило применения права по аналогии.
Под аналогией понимается определенное сходство между различными явлениями или предметами. Применение права по аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь принимается в соответствии с принципами законности и справедливости. В юриспруденции различаются два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.
Актуальность темы курсовой работы подтверждается и многократным ростом исследований, посвященных нетипичным, спорным ситуациям в праве, применения аналогии, механизмам толкования и правоприменения, пробелам в праве.
1. Применение и толкование права
1.1. Понятие применения права

Правовая норма, т.е. правило поведения людей, реализуются в жизни, осуществляется в деятельности людей, в общест-венных отношениях, которые правовая норма регулирует, закре-пляет или видоизменяет. Правовыми нормами руководствуются граждане, сообразуя с ними свои поступки, правовыми нормами руководствуются государственные органы, разрешая возникаю-щие вопросы практики.
Таким образом, применение права - это действие права, реа-лизация права, осуществление тех предписаний, правил, которое устанавливает право Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000. С. 299..
В современном правовом государстве право действует, при-меняется в интересах всего общества. Поэтому применение права опирается в первую очередь на сознательность людей, на их ува-жение к законам, в которых выражена политика государства и которые соответствуют правосознанию народа. Применение пра-ва, конечно, обеспечивается также государственным принужде-нием, силой государственного аппарата, но это принуждение применяется к дезорганизаторам порядков и общественной дис-циплины, к нарушителям законов.
Применение права происходит в том случае, если юри-дическая норма не реализуется сама собой, а требует вмеша-тельства органов государственной власти. Например, совер-шение преступления - юридический факт, с которым нор-ма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. Коль скоро обеспе-чение уголовно-правовых запретов, охраняющих устои кол-лективной жизни, - общее дело всего населения, применение санкции образует исключительную прерогативу государства.
Реакция государства на правонарушение - не единствен-ный пример правоприменительной деятельности. Она име-ет место и тогда, когда суд разрешает спор о праве гра-жданском, официально удостоверяя наличие или отсутствие субъективных прав и соответствующих обязанностей у тя-жущихся сторон; когда государство принимает решение о на-значении дня референдума или выборов Президента; когда государство издает правовой акт об образовании, реоргани-зации или ликвидации исполнительно-распорядительных ор-ганов или о назначении на должность того или иного лица, равно как и об освобождении такового от соответствующих должностных обязанностей; когда надлежащие государствен-ные органы награждают орденами отличившихся граждан; когда на основании тех или иных юридических норм гражда-нину назначается пенсия, выдается ордер на жилплощадь и т.д. и т.п.
Как видно из приведенных примеров, а их число можно умножить, правоприменительная деятельность проявляется в самых разнообразных формах. Что же объединяет все эти столь различные юридические действия в единое явление, обозначаемое понятием «применение норм права»?
Во-первых, применение юридических норм выступает на авансцену жизни права лишь в тех случаях, когда они не мо-гут реализоваться либо из-за правонарушения; либо из-за то-го, что субъективные права и обязанности непосредственно не вытекают из закона (например, конституционное право гра-жданина на образование реализуется лишь после того, как ректор принял решение о зачислении абитуриента, прошед-шего по конкурсу, в число студентов); либо не могут возник-нуть у субъектов из их односторонних действий и договоров (например, в случае спора о праве, подлежащего разрешению суда). Но какие бы препятствия ни вставали в процессе реа-лизации юридических норм, они должны осуществиться, ибо скрепляют целостность общества. Отсюда необходимость в специальной деятельности государственных органов, приме-няющих юридическую норму и тем самым гарантирующих ее реализацию, в деятельности, которая носит именно право-обеспечительный характер.
Если рассматривать право как продукт естественно-исторического развития, в результате которого юридические нормы могут формироваться и помимо нормотворческой де-ятельности органов государственной власти, то нетрудно за-метить, что обеспечение правореализации происходит в про-цессе функционирования всех трех ветвей власти. Здесь нет оговорки: именно всех трех, включая законодательную. Если норма права непосредственно вырастает из практики, то ее последующее облачение в форму закона придает ей значение государственного акта, повышая тем самым ее авторитет, а, следовательно, и действенность. Таковы, в частности, основ-ные права человека. Государство обязано придать им зако-нодательную форму, ибо они имеют всеобщее значение. Это вполне определенно выражено в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 1 которого провозглашено, что «основные права обязывают законодательную, исполнительную власти и правосудие как непосредственно действующее право» Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. - 1990. - №2. - С. 42.. Конечно, такого рода законодательная деятельность государства, имея прямое отношение к правообеспечению, с применением юри-дических норм связана лишь косвенно.
Классической формой правоприменения является деятель-ность органов правосудия. Официально объявляя о наличии или отсутствии у истцов, ответчиков, подсудимых субъектив-ных прав и обязанностей, определяя конкретные пути их реа-лизации и создавая своими решениями и приговорами основа-ния для обеспечения их принудительной силой, суды устраня-ют препятствия на пути осуществления юридических норм. В компетенцию судебной власти входит рассмотрение наиболее важных юридических дел.
Весьма существенную роль в правоприменении играет и исполнительная власть. Как подчеркивает В.А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и сво-боды и основные их гарантии, правосудие - охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни исходили», то «со-здание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод - сфера деятельности исполни-тельной власти» Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. - 1990. - №2. - С. 47.. Правоприменение в области соци-ального управления осуществляется посредством властных действий исполнительно-распорядительных органов государ-ства и прямо входит в их компетенцию. Более того, в ко-личественном отношении число правоприменительных актов административно-управленческого плана многократно пре-вышает число решений и приговоров, выносимых органами правосудия по конкретным юридическим делам.
Итак, множество разнообразных правоприменительных актов объединяет прежде всего то, что все они представля-ют собой разновидности властной деятельности государства.
Во-вторых, правоприменение предполагает распростране-ние на отдельные жизненные обстоятельства ("казусы") юри-дических норм. Бели названные обстоятельства играют роль юридических фактов, то юридические нормы становятся ис-точником, порождающим субъективные права и обязанности у конкретных субъектов. Установление названных фактиче-ских обстоятельств и их правовая оценка и образуют содержание правоприменительной деятельности надлежащих орга-нов государственной власти. При этом под правовой оценкой понимается определение, являются ли установленные жизнен-ные обстоятельства юридическими фактами, порождающими правоотношения, или нет. Круг фактических обстоятельств, которые выясняют правоприменительные органы, очерчен ги-потезой юридической нормы.
После сказанного есть все основания утверждать, что правоприменительная деятельность государства представля-ет собой подведение отдельных жизненных случаев под общее правило поведения - юридическую норму.
В-третьих, правоприменение во всех своих формах выра-жается в принятии (постановлении, вынесении) решений не-конкретному делу компетентным органом государственной власти. Иногда такую роль играет общественная организа-ция, если она на то уполномочена государством или государ-ство признает ее решения юридически значимыми (например, третейский суд, профсоюзный орган).
Под юридическим делом в теории права понимается жиз-ненный случай (существенно важная для общества проблема, казус), ставший предметом государственного разбира-тельства. Как правило, такое дело получает документальное оформление Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т.т. - Т.2. - М., 1982. С. 328. . Возникающие в юридической практи-ке дела весьма разнообразны. Это и судебные (уголовные или гражданские) дела; и дела, которые ведутся органами соци-ального обеспечения или учета и распределения жилой пло-щади о назначении заинтересованному лицу пенсии или пре-доставлении ему квартиры; и дисциплинарные дела, возник-шие в следствие нарушения рабочими или служащими правил внутреннего распорядка предприятия или учреждения; и де-ла, которые оформляются администрацией Президента Рос-сии в связи с возбуждением ходатайств о помиловании лиц, осужденных в уголовном порядке и т.д.
Чрезвычайно разнообразно и документальное оформление юридических дел. Это может быть и многотомное уголовное дело, и дело административного производства, возникшее в связи с переходом гражданином улицы в неположенном ме-сте и состоящее из одного документа, свидетельствующего об уплате виновным штрафа.
Обобщая сказанное, применение права можно определить как властную деятельность по разрешению юридических дел, которая завершается индивидуальным решением, принимае-мым на основе юридических норм.
В процессе правоприменения участвуют все элементы юри-дической нормы. Гипотеза указывает правоприменяющему государственному органу или уполномоченной общественной организации, какие фактические обстоятельства образуют основание для применения норм права. Диспозиция позволяет установить, какие субъективные права и обязанности возни-кают у участников правоотношения. Санкция определяет ха-рактер юридических мер, которые должны быть применены в случае нарушения требований диспозиции.
Место правоприменительной деятельности в правовом регулировании определяется ее ролью в осуществлении юри-дической нормы, т.е. в обеспечении и реализации субъектив-ных прав и обязанностей участников правоотношений. Ре-гулярность и массовость правоприменительных актов дают основание утверждать, что все они в своей совокупности обра-зуют завершающую стадию процесса правового регулирова-ния. Завершающей она является потому, что реализованное правоотношение перестает существовать. Оно или прекраща-ется, или трансформируется в другое правоотношение (испол-нение договора, обязательства, возникающего из причинения вреда, осуждение преступника, назначение пенсии и т.д.).
Стадии применения юридических норм обусловлены логикой правоприменительного процесса. В соответствии с этим выделяются три основные стадии:
1) установление фак-тических обстоятельств дела;
2) их юридическая оценка;
3) принятие решения по делу. Иногда к ним присоединяет-ся дополнительный этап - исполнение принятого решения.
Теория выявила и общую закономерность, определяющую объем исследовательской деятельности правоприменяющих органов. Чем более четко определены в норме признаки и свой-ства юридических фактов, необходимых для решения дела, тем уже сфера их изучения. И наоборот, если норма связы-вает решение дела с юридическим фактом как таковым, то границы исследования его свойств и связей существенно рас-ширяются Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 1999. С. 233..
Обязательное условие правоприменения - разрешение юридического дела на основе точного текста правовой нор-мы. Отсюда вытекает необходимость идентификации текста правила поведения, имеющегося у правоприменяющего госу-дарственного органа, с оригиналом нормативного акта. Бели в его распоряжении имеется официальный текст норматив-ного акта в последней редакции, надобность в такого рода идентификации отпадает.
1.2. Толкование норм права

Для правильного применения правовой нормы к тому или иному жизненному случаю требуется, чтобы лицо, применяющее правовую норму, правильно усвоило смысл, содержание этой нормы. Каждая правовая норма выражена в определенном ис-точнике права - законе или ином акте государственной власти. Закон или иной акт формулирует содержание правовых норм в различных выражениях, в различной последовательности в связи с другими нормами для уяснения правовой нормы закона и со-поставления данного закона с другими законами. Уяснение смысла, содержания закона или иного акта государственной вла-сти называется толкованием. К такому толкованию закона или иного акта приходится обращаться при применении закона или иного акта к конкретным жизненным случаям, когда эти случаи подлежат разрешению на основании права.
Толкованию подлежит любой источник права, т.е. закон или иной акт государственной власти, устанавливающий правовые нормы, правила поведения. В дальнейшем изложении мы будем говорить прежде всего о толковании закона, так как в Россий-ском государстве закон является основным и важнейшим источ-ником права, а толкование иных источников права (указов, под-законных актов) производится при помощи тех же приемов, что и толкование законов Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000. С. 305..
Толкование правовых норм - залог их правильного при-менения: решение по юридическому делу - рациональный акт органа государственной власти и в качестве такового предполагает уяснение смысла юридического правила пове-дения. Коль скоро правоприменительная деятельность имеет официальный характер, государственный орган, применяю-щий норму, не только уясняет себе ее смысл, но и разъяс-няет его всем, к кому разрешаемое юридическое дело име-ет касательство.
Юристы определяют толкование юридических норм как уяснение и разъяснение их содержания, осуществляемые всеми субъектами правоприменительной де-ятельности. Учитывая, что уяснение и разъяс-нение смысла права может осуществляться и неофициально, в число субъектов толкования включают и частных лиц Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 1999. С. 236..
Для уяснения содержания юридической нормы в правопри-менительной практике используются приемы грамматическо-го, логического, систематического и историко-политического толкования.
Как отмечал Н.М. Коркунов, «каждый письменный источ-ник содержит в себе человеческую мысль, выраженную сло-вом. Но и мысль и слово подчиняются известным правилам: логическим и грамматическим. Для понимания написанного, как и сказанного, необходимо знакомство с этими правила-ми; истолкователь должен воспроизвести мысленно весь тот процесс, каким данный закон сложился, облекаясь в форму логическую и затем грамматическую, соответствующую его содержанию» Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб, 1909. С. 343.. Чтобы постичь содержание, скрыва-ющееся за грамматической формой, используются морфоло-гический, синтаксический, семантический анализы. Однако и они отнюдь не всегда помогают, ибо законодатель во многих случаях пользуется недостаточно определенными терминами, не поддающимися однозначному истолкованию. В самом де-ле, что значат понятия «особо крупный размер», «уважитель-ные причины», «злостный характер» и т.д. и т.п.? Их удается интерпретировать лишь в процессе соотношения с ними фак-тических обстоятельств дела. Кража буханки хлеба в период Ленинградской блокады - тягчайшее преступление, а в со-временных условиях она вообще не является уголовно наказу-емым деянием в силу ч. 2 ст. 7 УК РСФСР.
Систематическое толкование имеет место тогда, когда смысл юридической нормы уясняется в связи с местом, за-нимаемым ею в системе права, прежде всего среди тех юри-дических институтов, которые образуют правовую отрасль. Сюда же относятся многочисленные случаи, когда постиже-ние смысла нормы вообще оказывается невозможным без со-поставления с другими нормами. В частности, большинство норм особенной части любого кодекса нельзя понять без со-поставления с нормами его общей части.
Наконец, с историко-политическим толкованием сталкива-ются в том случае, если социальный смысл юридической нор-мы уясняется путем анализа той исторической ситуации, в которой она была издана. Чем еще, кроме коллективизации, можно объяснить массовое осуждение в 1930 г. по ст. 107 УК РСФСР (редакции 1926 г.) крестьян-единоличников, которые не сдали государству излишки хлеба, оставшегося у них по-сле погашения продналога? Ведь эта норма предусматривала уголовную ответственность за спекуляцию, т.е. за скупку то-варов ширпотреба, и последующую их перепродажу с целью наживы, а крестьяне хлеб не скупали, а выращивали его и цели наживы при этом не преследовали.
При определении, какие казусы подпадают под действие юридической нормы, применяется буквальное, распространи-тельное (расширительное) и ограничительное толкование. В теории они обозначаются родовым понятием «толкование по объему».
Под буквальным понимается толкование, которое соответ-ствует точному (буквальному) смыслу текста уясняемой нормы. В большинстве случаев юридические нормы интерпрети-руются именно таким образом.
Распространительным (расширительным) в теории назы-вают толкование, при котором интерпретирующий субъект расширяет словесный смысл нормы до его действительного или желаемого содержания. В любой современной конститу-ции, например, есть статья, в соответствии с которой «су-дьи независимы и подчиняются закону». По буквальному смы-слу этого основополагающего принципа судьи при вынесении решений должны руководствоваться только нормативными актами высших представительных органов государственной власти, принятыми в особом порядке. Но означает ли это, что они не должны руководствоваться еще и нормативными актами другого рода, например, указами Президента, поста-новлениями Совета Министров общего характера и т.д.? Ко-нечно же, нет! Судьи принимают решения и на базе многих подзаконных актов. Здесь, таким образом, имеет место рас-ширительное толкование.
Наконец, ограничительным называют толкование, при ко-тором словесный смысл нормы суживается до его действи-тельного содержания, то есть до того, что вкладывал в него законодатель. Например, в положении семейного права «де-ти обязаны доставлять содержание своим нуждающимся не-трудоспособным родителям» слово «дети» следует понимать ограничительно, подразумевая только взрослых сыновей и до-черей. Малолетние эти обязанности физически выполнить не могут.
В теории права иногда обращают внимание на то, что рас-пространительное и ограничительное толкования предпола-гают несовершенство юридической нормы, выражающееся в противоречии ее словесного смысла действительному содер-жанию или во всяком случае в их неполном совпадении.
В процессе разъяснения смысла юридических норм обыч-но выделяют два основных вида толкования: официальное и неофициальное. Под первым из них понимается интерпрета-ция нормативных актов, которая осуществляется управомоченными органами и которая обязательна для всех субъек-тов правоприменительной деятельности. В свою очередь, оно подразделяется на аутентическое, когда исходит от органа, издававшего юридическую норму, и легальное, которое дается органом, получившим на это специальные правомочия. Аутентическое толкование никаких специальных полномочий не требует.
Примером легального толкования может служить разъяс-нение Советом Министров РСФСР содержания постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1990 г. «Об объ-явлении 7 января (Рождества Христова) нерабочим днем», в котором указывалось, на кого распространяется интерпрети-руемое постановление, какие права имеют граждане других религий и т.д.
Особую роль играет казуальное толкование, т.е. такое офи-циальное разъяснение смысла нормы, которое дается судом или иным властным органом применительно к конкретному юридическому делу. Такое толкование обязательно лишь при его рассмотрении.
Если разъяснение юридических норм дается общественны-ми организациями, научными учреждениями, государствен-ными и общественными деятелями, отдельными учеными и гражданами, мы сталкиваемся с неофициальным толковани-ем. Оно, очевидно, не имеет обязательного характера и не вле-чет за собой никаких формально-юридических последствий.
Частным случаем неофициальной интерпретации норма-тивных актов является доктринальное толкование, осуще-ствляемое научными учреждениями, учеными или их группа-ми. Хотя история и знает периоды, когда труды ученых юри-стов были официальными источниками права, сегодня док-тринальное толкование формальной правовой силы не имеет. Оно опирается лишь на авторитет науки.
Надлежащее толкование норм права - одно из условий их применения в соответствии с потребностями общества, поро-ждающего и подлежащие урегулированию проблемы, и юри-дические средства их разрешения.
Противоречие между разнообразием жизни и формальной определенностью правовых норм постоянно приводит к ситу-ациям, в которых те или иные казусы не подпадают ни под один из действующих нормативных актов. Возникает пробле-ма пробелов в праве, о которых пойдет речь в следующей главе курсовой работы.
2. Применение права по АНАЛОГИИ

2.1. Понятие пробелов в праве
В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве.
Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.
Понятие пробела в советской юридической литературе практически не исследовалось. Но практика и жизнь в ситуации появления новых институтов наиболее ярко демонстрируют несовершенство и «пробельность» права, и, соответственно, вызывают необходимость и потребность в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.