Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Контрольная изучить проблему пространства самоактуализации личности.
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Предмет: Психология.
Добавлен: 19.12.2013.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение 3 1. Понятие самоактуализации в психологии 4 2. Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире 8 3. Отрочество и юность в эволюции личности: активность самоактуализации 12 Заключение 16 Литература 17
Введение
Индивидуальные особенности человека, определяющих его поведение и отношения с другими людьми, с глубокой древности обращали на себя внимание мыслителей. К таким проявлениям относится стремление к самоактуализации, проявляющееся у разных людей по-разному. Под самоактуализацией в психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Различные стороны самоактуализации личности рассматривались как в зарубежной (А. Маслоу, К. Роджерс, Франкл и др.), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская Т.И. Артемьева, Е.И. Головаха, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, Д.А. Леонтьев, и др.). В настоящее время активно исследуются гендерные и возрастные особенности самоактуализации (Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, Ю.А. Миславский). Несмотря на пристальное внимание к проблеме самоактуализации, появление новых подходов к ее решению, она остается слабо разработанной областью психологии. В ней до сих пор существует ряд нерешенных и спорных вопросов – таких, как проблема пространства самоактуализации личности. Это подчеркивает актуальность проблемы самоактуализации, что и определило выбор темы данного исследования: «Пространство самоактуализации личности». Цель исследования – изучить проблему пространства самоактуализации личности. Задачи исследования: 1. Раскрыть содержание понятие самоактуализации в психологии. 2. Изучить проблему самоактуализации как осмысления своего назначения в мире. 3. Изучить проблему самоактуализации личности в подростковом и юношеском возрасте. Методом исследования является метод теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования. 1. Понятие самоактуализации в психологии
Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии. Впервые термин «самоактуализация», как научную категорию, ввел К. Гольдштейн (1939). Он предлагал рассматривать симптомы в контексте личности пациента, основывая на этом свою теорию когнитивной реабилитации. Он объяснял ряд изменений в поведении больных с повреждениями мозга с помощью понятий «самоактуализации» и «самореализации». Согласно К. Гольдштейну «самоактуализация обозначает способность перестройки организма под воздействием травмы» [6, С.12]. Он утверждал, что самоактуализация является основным и единственным мотивом организма, служащая предпосылкой для самореализации всего организма, основой развития, самосовершенствовани , творческой тенденцией личности. Нормальный, здоровый организм – это тот, в котором тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром не на основе тревоги, но благодаря радости победы [15, С.138]. Развитие теории самоактуализации связывается, прежде всего, с именами А. Маслоу и К. Роджерса. А. Маслоу использовал понятие «самоактуализация» в контексте изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы. А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностным и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), – и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть, самоактуализация – это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам» [7, С.186]. Понятие «самоактуализация» неявно подразумевает, что у человека наличествует некая «самость», которая должна быть актуализирована. По мнению А. Маслоу, самость представлена личностными смыслами и ценностями, которые составляют ядро человеческой жизни. Часто бывает, что смыслы и ценности личности заслоняются внешними социальными оценками тех или иных моментов бытия. Чужие оценки, будучи ассимилированными человеком, затеняют его личное мнение и, тем самым, отбрасывают его на пути к самоактуализации. Поэтому первейшим шагом к самоактуализации является способность человека доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «прислушиваться к внутреннему голосу своей самости» [7, С. 91]. Самоактуализация предполагает ответственность за то, что говорит и как поступает человек. Взятие на себя ответственности за результаты деятельности есть важное условие самоактуализации. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется» [7, С. 92]. А. Маслоу утверждает, что нельзя делать самоактуализацию целью сознательных усилий. Секрет самоактуализации в том, чтобы человек посвятил все свое усердие любимому делу, и тогда переживания триумфа от добротно выполненной работы станут мимолетным моментом самоактуализации. Важным условием самоактуализации является высокий уровень осознанности сильных и слабых сторон своей личности и готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сделать его дорогой к самоактуализации [7, С. 190]. По мнению К. Роджерса, всё поведение вдохновляется и регулируется тенденцией актуализации. Это свойственная организму тенденция развивать свои способности, чтобы сохранять и развивать личность [11, С. 45]. По К. Роджерсу, тенденция самоактуализации есть процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь наполненную смыслом, пои...
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. 2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2007. – 687 с. 3. Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения, самоактуализация, акме и жизненный путь человека [Текст] / Е.Е. Вахромов // Прикладная психология и психоанализ. - 2001. – №4. – 112 с. 4. Городилова Е.Н. Самоактуализация и её связь с интегральной индивидуальностью [Текст]: автореферат дис. канд. психол. наук / Е.Н. Городилова. – Пермь, 2002. – 22 с. 5. Завалишина А.Н. Методологический аспект смысложизненной ценности профессионального труда [текст] / А.Н. Завалишина // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. – М.: Смысл, 2008. – Ч.1. – 2008. – 328 с. 6. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с. 7. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с. 8. Морозова И.В. Самореализуется ли личность сегодня? [Текст] / И.В. Морозова // Прикладная психология. – 2000. – №2. - 95 с. 9. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для студентов ВУЗов. – Кн. 1 Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2006. -573 с. 10. Олпорт Г. Становление личности [Текст] / Г. Олпорт – М.: Смысл, 2002. – 464 с. 11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. – М.: Прогресс, 1998. – 480 с. 12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 720 с. 13. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с. 14. Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с. 15. Хьелл Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с. 16. Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис [текст] / Э. Эриксон. – М. : МПСИ, 2006. – 352 с.