Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Диплом Логопедическая работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
Информация:
Тип работы: Диплом.
Добавлен: 19.12.2013.
Страниц: 28(не полный).
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Глава 3. Логопедическая работа по формированию фонетико-фонематичес их процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 3 3.1. Обзор существующих программ по коррекции фонетико-фонематичес их процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 3 3.2. Анализ коррекционного потенциала программы по обучению грамоте 14 3.3. Анализ эффективности логопедической коррекции фонетико-фонематичес их процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 23 Заключение 27
Глава 3. Логопедическая работа по формированию фонетико-фонематичес их процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
3.1. Обзор существующих программ по коррекции фонетико-фонематичес их процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией Логопедическая работа с детьми с моторной алалией строится поэтапно. Как отмечает Б.М. Гриншпун, основной задачей первоначальных этапов логопедического воздействия при алалии будет создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей и усвоение ими языковой системы. В соответствии с такой задачей логопедическое воздействие должно быть направлено на преодоление не только речевых, но и неречевых нарушений. Л.С. Волкова также отмечает, что именно комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности. Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка. Работа направляется в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности: формируется мотив, коммуникативное намерение, внутренняя программа высказывания, его лексическая разверстка, отбор лексико-грамматически средств, грамматическое структурирование. Для обогащения речевой практики развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций. Преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения; развиваются процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составляют необходимый фундамент для речевого развития. Ребенка учат различать, называть и систематизировать предметы по форме, величине, цвету, для этого используются различные игры. Ведется обучение выделению и называнию положения предмета по отношению к окружающим (вверху, посередине и т.д.). При преодолении несформированности зрительного восприятия и пространственного сличения, формировании временных и пространственных представлений используют игры с активным перемещением ребенка в пространстве, перестраивания, направленную ходьбу и т.д. Ведется работа по различению деталей фигур и их целостного облика, анализируются сложные фигуры с большим количеством элементов, развивается осмысление конструкций и способность конструировать. Операции анализа, синтеза, обобщения неречевого материала (сравнение, сопоставление, противопоставление, выявление сходства и различия предметов, сравнение по признакам – цвет, величина, форма), установление причинно-следственных взаимоотношений создают необходимые предпосылки для формирования речи. Вне зависимости от этапа работы воздействие направляется на всю систему речи: расширение, уточнение словаря, формирование фразовой и связной речи, коррекция звукопроизношения, но на каждом из этапов выделяются специфические задачи и особенности содержания работы. На первом этапе работы основным является воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия. На третьем этапе основным является формирование связной речи – особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических структур. На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности. Л.С. Волкова отмечает, что сравнительно рано начинают обучать детей с алалией грамоте, это расширяет их речевые возможности. Прочитанный и записанный материал лучше закрепляется, обеспечивает формирование речевой деятельности. Грамота помогает ребенку осваивать структуру слов и фраз, через чтение и письмо он контролирует и корригирует свою речь. Обучение грамоте таких детей требует удлинения сроков и использования специальных приемов. При овладении письменной речью выявляется вторичная дисграфия и дислексия. Н.В. Нищева в «Программе коррекционно-развивающ й работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» ставит следующие задачи по развитию фонетико-фонематичес их процессов у детей с нарушением речи: - совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова; учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных; - обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры; - сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов; - закрепить понятие слог и умение оперировать им; - совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза; - совершенствовать умение различать на слух гласные звуки; - закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки; - формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности; - закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова; - совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением); - формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий; - закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук; - сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. Н.В. Нищева выделяет следующие задачи в разделе «Обучение элементам грамоты»: - закрепить понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы; - познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э; - совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв; - закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами; - сформировать навыки осознанного чтения слов с пройденными буквами и предложений; - познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, постановка точки в конце предложения, написание жи-ши с буквой И). Т.Б. Филичева в программе по обучению детей с нарушением речи отмечает, что коррекционно-развивающ я работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя. Основными задачами коррекционно-развивающ го обучения данного речевого уровня детей старшего дошкольного возраста является продолжение работы по развитию: 1) понимания речи и лексико-грамматически средств языка; 2) произносительной стороны речи; 3) самостоятельной развернутой фразовой речи; 4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью. В таблице 7 представлено содержание логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонетико-фонематичес их процессов в программе Т.Б. Филичевой. Таблица 7 Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонетико-фонематичес их процессов (старшая группа) Период Основное содержание работы I Сентябрь, октябрь, ноябрь 1) Формирование произносительной стороны речи Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. 2) Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. II Декабрь, январь, февраль, март 1) Формирование произносительной стороны речи Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’]. 2) Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах. III Апрель, май, июнь 1) Формирование произносительной стороны речи Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] – [з], [р] – [л], [ы] – [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] – [л’], [т] – [т’]), по месту образования ([с] – [ш]). 2) Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак – лик»). ...