Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Контрольная Дать характеристику воображению, его значение в жизни человека.Составить схемы «Виды мышления», «Операции мышления»
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Предмет: Психология.
Добавлен: 19.12.2013.
Страниц: 14.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
I. Дать характеристику воображению, его значение в жизни человека 2 II. Составить схемы «Виды мышления», «Операции мышления» 5 III. Решить практические задачи 6 IV. Руководство развитием мышления в дошкольном возрасте 8 V. Составить рекомендации, направленные на развитие творческого воображения дошкольника 10 VI. Решить тест по теме «Внимание» 13 Список литературы 14
I. Дать характеристику воображению, его значение в жизни человека Одной из специфических особенностей человека, отличающей его от животных, является способность действовать соответственно воображаемой ситуации, которая нередко отличается от ситуации, воспринимаемой в данный момент. Такая особенность, дающая человеку возможность сознательно преодолевать «ситуационную ограниченность», называется воображением. Воображение является одним из самых малоизученных психологических явлений. Природа и жизненное значение воображения до сих пор до конца не изучены, несмотря на многочисленные попытки исследователей. Древние философы считали воображение проявлением таинственных сил природы, теологи усматривают в нем божественное начало. По И. Канту и М. Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира [20]. Философский словарь определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» [31]. Психологи-гуманисты рассматривают воображение как проявление первоначальной сущности человека, психоаналитики – как результат сублимации примитивных влечений человека. В отечественной психологии воображение рассматривается как психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им. В психологии воображение понимается как особое проявление человеческой психики, стоящее отдельно от других психических процессов и, вместе с тем, занимающее промежуточное положение между восприятием и памятью [20]. Это психический познавательный процесс создания образов объектов ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом [23]. С.Л. Рубинштейн писал, что воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов [27]. Л.С. Выготский отмечал, что воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Оно привносит новое в наши впечатления и изменяет эти впечатления так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ [6]. Воображение является самым «психическим» из всех психических процессов человека. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Воображение тесно связано с памятью, мышлением и восприятием и занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение преобразует то, что есть в памяти, создавая совершенно новые образы, т.е. то, чего человек непосредственно не воспринимает, и то, чего вообще не было в его опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Также воображение тесно связано с восприятием, отличаясь от восприятия тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла, т.о. воображение обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Будучи тесным образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Воображение тесно связано с праксисом, т.к. оно всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. При этом важную роль играет вторая сигнальная система, слово. В жизни человека воображение выполняет несколько функций: 1. представляя несуществующее в реальной действительности и творя нечто новое по продуктам воображения, человек творчески преобразует окружающий мир; 2. саморегуляция поведения, психических процессов и состояния человека: для того чтобы повлиять на свое поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своем воображении, ведет себя определенным образом, чтобы в будущем достичь поставленной цели; 3. формирование с помощью воображения, внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами, это реализуется в наглядно-образном мышлении; 4. программирование будущего поведения человека: мысленное составление человеком планов и программ своего будущего поведения, образное их представление; 5. психодиагностическая функция: по продуктам воображения человека можно делать определенные выводы о его собственной психологии [21]; 6. главная функция воображения – это его участие в творческом процессе: ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти, выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний которые необходимы для мышления. Настоящая природа воображения до сих пор так и неизвестна. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологичес ую основу. Неизвестными остаются такие факты, как место локализации воображения в мозгу человека, с работой каких известных науке нервных органических структур оно связано. Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону, оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов. Итак, благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение человека всегда выступает как отражение свойств его личности, его психического состояния. Вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. II. Составить схемы «Виды мышления», «Операции мышления»
...
Список литературы
1. Бадина Л.П. Психология познавательных процессов: Учебное пособие [текст] / Л.П. Бадина. – М.: АСТ, 2005. – 240 с. 2. Большой психологический словарь [текст] / Под общей ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с 3. Боровик О.В. Развиваем воображение [текст] / О.В. Боровик // Дошкольное образование. – 2001. – №1 (49) – С. 14. 4. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации [текст] / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ Рон», 2000. – 112 с. 5. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку [текст] / И.В. Вачков. – М.: Ось, 2007. – 144 с. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по психологии. – М: Просвещение. – 1991. 7. Выготский Л.С. Психология искусства: 3-е изд. [текст] / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2001. – 480 с. 8. Гамезо М.В. Атлас по психологии [текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 420 с. 9. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… [текст] / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 240 с. 10. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии, 1988, № 6. – С. 11-17. 11. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения [текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии, 1980, №2. – С. 35-39. 12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника [текст] / О.М. Дьяченко. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с. 13. Ермолаева М.Е. Психология развития [текст] / М.Е. Ермолаева. – М.: МПСИ, 2006. – 420 с. 14. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества [текст] / Л.Б. Ермолаева-Томина // Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 420 с. 15. Калинина Р.Р. Психолого-педагогиче кая диагностика в детском саду [текст] / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. – 410 с. 16. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей Под ред. Т.А. Барышевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 360 с. 17. Кузнецов В.Б. Развитие творческого воображения младших школьников на основе применения базовых элементов ТРИЗ [текст] / В.Б. Кузнецов. – Челябинск: ЮУрГУ. – 2001. – 28 с. 18. Лазарева С.Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста [текст] / С.Ю. Лазарева, Е.Ю. Фатеева // Открытый урок, 2005-2006, № 1. – С. 24. 19. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности [текст] / М.В. Мусийчук. – М.: МГПИ, 1994. – 240 с. 20. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: 4-е изд. [текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. 21. Николаенко Н.Н. Психология творчества [текст] / Н.Н. Николаенко. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с. 22. Общая психология. Хрестоматия [текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М.: МПСИ, 2008. – 710 с. 23. Петровский А.В. Психология: учебник для вузов [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. Речь: 2003. – 480 с. 24. Программа обучения, воспитания и развития ребенка в детском саду [текст] / Под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1-12. 25. Пропп В.Я. Русская сказка [текст] / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. – 416 с. 26. Рибо Т. Творческое воображение [текст] / Т. Рибо. – СПб., 2002. – 380 с. 27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд. [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. 28. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей-дошкольников [текст] / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1999. 29. Столяренко Л.Д. Основы психологии [текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 500 с. 30. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с. 31. Страунинг А. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари [текст] / А. Страунинг, М. Страунинг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. – 120 с. 32. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. 33. Философский энциклопедический словарь [текст] / Под ред. Л.Я. Кагана. – М.: Инфра-М, 1998. – 576 с. 34. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростка [текст] / Под ред. Г. Бурменской. – М.: МПСИ, 2005. – 656 с. 35. Эльконин Д.Б. Психология игры [текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2001. – 360 с.