Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Курсовик теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Добавлен: 19.12.2013.
Страниц: 25.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогич ской работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с ФФН 6 1.1. Анализ психолого-педагогиче кой литературы по проблеме взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогич ской работы 6 1.2. Понятие фонематических процессов, их характеристика 14 1.3. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста 19 Выводы по первой главе 19 Список литературы 25
Введение
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Среди всех речевых дефектов фонетико-фонематичес ое недоразвитие (ФФН) является наиболее распространённым. По данным исследования Т.Б. Филичевой, количество дошкольников с ФФН составляет 34,98% общего числа детей. Фонетико-фонематичес ое недоразвитие часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, а, кроме того, не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Поэтому устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звуковым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии. Исследования Л.Г. Парамоновой показали, что предпосылки развития того или иного вида дисграфии имеют от 10,5 до 55,5% детей дошкольного возраста. У 25% детей может развиться дисграфия на почве несформированности звукового анализа и синтеза и у 16,7% артикуляторно-акусти еская диарафия, что является следствием недоразвития фонематических функций. Следовательно, успешное обучение письму и чтению также предполагает как обязательное условие развитие фонетико-фонематичес ой стороны речи. Вопросами фонетико-фонематичес ого недоразвития речи у дошкольников и спецификой его проявления занимались многие авторы (Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Л.В.Лопатина, Л.В.Мелехова, Р.И.Мартынова, В.К.Орфинская, О.В.Правдина, Л.Г.Парамонова, Ф.Ф.Рау, Е.Ф.Рау, Э.Я.Сизова, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина, Н.Х.Швачкин). В исследованиях многих авторов указывалось на связь между недостатками звукопроизношения и нарушениями фонематических процессов, т.е. фонематического анализа, синтеза и представлений. Подчёркивалась та огромная роль, которую играет развитие фонематических функций в исправлении недостатков звукопроизношения, развитии речи в целом и формировании процессов чтения и письма. Достаточно полно разработан этот вопрос в практике дошкольной логопедии. Создана широкая сеть речевых групп, специализированных детских садов и речевых центров, охватывающих большую часть детей с ФФНР. Однако трудности своевременной диагностики и не достаточный охват значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. Эффективность коррекционно-воспитате ьной работы возможна за счет взаимодействия всего педагогического коллектива дошкольного учреждения (логопеда, психолога, воспитателя, медицинского работника). Деятельность педагогов, и прежде всего логопеда и воспитателя, имеет много общего и направлена на решение образовательных (познавательных), коррекционных и воспитательных задач. Необходимость изучения и обобщения имеющихся данных об особенностях формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и организации взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя обусловили выбор темы исследования. Цель исследования – теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Объект исследования – развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Предмет исследования – взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогиче кую литературу по проблеме взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. 2. Изучить особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН в процессе экспериментального исследования. 3. Разработать содержание работы по развитию учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и проверить ее эффективность. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: теоретические (анализ, обобщение литературных источников), эмпирические (тестирование, эксперимент), математические методы. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогич ской работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с ФФН
1.1. Анализ психолого-педагогиче кой литературы по проблеме взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогич ской работы Проблема взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогич ской работы рассматривалась Т.А. Матросовой, Л.И. Прокопьева, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркиной и др. Т.А. Матросова отмечает, что вопросами организации работы по формированию речи детей в специальном детском саду занимается логопед. Однако для успешного усвоения детьми речевых навыков необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая осуществляется на занятиях и в повседневной жизни в режимных моментах в условиях детского сада. Эта работа ведётся по трём основным направлениям: - развитие лексики, - развитие грамматического строя речи, - обучение рассказыванию. Воспитатели работают над формированием связной речи детей в процессе выполнения всех режимных моментов. При этом логопед определяет специальный речев...
Список литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. - М.: Просвещение, 2005. - 400 с. 2. Бодрова Н.С. Взаимодействие логопеда и воспитателя при отборе детей в логопедическую группу// Логопед. 2008. №7. 3. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР [Текст] / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2005. - №1. – С.9-15. 4. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с. 5. Давыдова, М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения // Логопед. 2008. №1. 6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 7. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. – 320 с. 8. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей [Текст] / Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д.: РГПУ, 2001. – 138 с. 9. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2005. – 192 с. 10. Кныш, В.А. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников [Текст] / В.А. Кныш, И.И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю.В. Дудик. – Мн.: Аверсэв, 2008. – 188 с. 11. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 232 с. 12. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 1999. - 224 с. 13. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с. 14. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 1999. - 678 с. 15. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максакова. - М.: Просвещение, 1982. - 159с. 16. Матросова, Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. 2007. №4(18). С.35-38. 17. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с. 18. Микляева, Н.В. Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающ й работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Микляева // Логопед. – 2008. - №5. – С.119-123. 19. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова. – М.: АПО, 1993. – 57с. 20. Нищева, Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 240 с. 21. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающ й работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с. 22. Овчинникова, Т.С. Психомоторика дошкольников шести-семи лет с нарушениями речи [Текст] / Т.С. Овчинникова // Логопед в детском саду. - 2005. - №4. - С. 52-58. 23. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Под ред. Т.В. Волковой. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с. 24. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие / Ред. Т.В. Волосовец. - М.: Ин-т общегуманитарных исследований; М.: В. Секачев, 2002. - 256 с. 25. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008. – С.72-117. 26. Прокопьева, Л. И. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи : учебно-методическое пособие / Л. И. Прокопьева. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2013. – 68 с. 27. Реформатский, А.А. Введение в языковедение [Текст] / А.А. Реформатский. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 536 с. 28. Русская грамматика. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология [Текст] / Ред. кол. Н. Ю. Шведова. - М. : Наука, 1980. - 783 с. 29. Свободина, Н.Г. Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения [Текст] / Н.Г. Свободина // Логопед. – 2007. - №2. – С.4-9. 30. Степанова, Е.А. Организация логопедической работы в ДОУ [Текст] / Е.А. Степанова. – М.: Сфера, 2004. – 112 с. 31. Тарасова, М.В. Принципы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в рамках системы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с. 32. Тихонов, А.Н. Современный русский язык: Морфемика. Словообразование. Морфология [Текст] / А. Н. Тихонов. - М. : Цитадель-трейд, 2002. - 464 с. 33. Ткаченко, Т.А. Дневник воспитателя логопедической группы [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2002. – 56 с. 34. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с. 35. Филичева, Т.Б. Основные направления коррекционной работы [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн.5: Фонетико-фонематичес ое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С.158-167. 36. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с. 37. Фомина, М. И. Современный русский язык. Лексикология [Текст] / М.И. Фомина. - М. : Высш. шк., 1983. - 335 с. 38. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками [Текст]: книга для родителей / М.Е. Хватцев. - М.: АСТ, 2002. - 266 с. 39. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2003. - 240