Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Контрольная изучить проблему темперамента и его роль в управленческой деятельности.
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Предмет: Психология.
Добавлен: 19.12.2013.
Страниц: 25.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1. Понятие темперамента и основные виды темперамента 5 2. Роль темперамента в профессиональной деятельности 10 3. Учет темперамента подчиненных в управленческой деятельности 16 Заключение 23 Литература 25
Введение
Актуальность исследования проблемы видов темперамента и их влияния на успешность выполнения различных видов профессиональной деятельности обусловлена тем, что в условиях социально-экономичес их преобразований в нашей стране и в мире чрезвычайно остро стоит проблема повышения эффективности управления человеческими ресурсами. В этой связи неуклонно возрастает интерес к методам повышения уровня психологической включенности индивида в его трудовую деятельность, что требует учета его индивидуальных свойств, обусловленных особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, особенностями социального развития и пр. К биологически обусловленным структурам личности относится темперамент. Интерес к проблеме темперамента существует более двух тысячелетий. Проблему темперамента изучали В. Вундт, Гален, Гиппократ, И. Кант, Э. Кречмер, А.А. Крылов, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов, Я. Стреляу, Б.М. Теплов, У. Шелдон и многие другие. Но, несмотря на многолетние исследования, единого общепринятого определения понятию «темперамент» нет, и разные авторы понимают его по-своему и предлагают свои типологии видов темперамента. Однако при всем разнообразии существующих подходов большинство исследователей рассматривают темперамент как биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, – наиболее устойчивы. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по скорости движений человека и энергичности его действий, по темпу его речи, выражению лица и тембру голоса, по умению увлекаться делом, быстро и легко включаться в работу, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по желанию общаться с товарищами, по интенсивности и устойчивости эмоций, по эмоциональной впечатлительности и отзывчивости на чувства других, а также по целому ряду других динамических характеристик. Особенности высшей нервной деятельности индивида, определяющие свойства его темперамента, относятся к важным интрапсихическим факторам, оказывающим влияние на успешность протекания различных видов деятельности. Знания руководителем типологии темпераментов и учет роли темперамента позволяет прогнозировать поведение подчиненного, предвидеть особенности реакции подчиненных с разным типом темперамента в поведенческом общении и адекватно на них реагировать. Это свидетельствует об актуальности и практической значимости изучения свойств темперамента и его влияния на успешность выполнения различных видов профессиональной деятельности. Вместе с тем, несмотря на многочисленные попытки исследовать проблему темперамента и роли темперамента подчиненных в управленческой деятельности, она относится к разряду до конца не решенных проблем науки. Итак, существует противоречие между необходимостью учитывать роль темперамента индивида в управлении и недостаточной изученностью данной проблемы. Это определило выбор темы данного исследования: «Виды темперамента. Учет темперамента подчиненных в управленческой деятельности». Объект исследования – темперамент. Предмет исследования – психологические особенности подчиненных с разными видами темперамента. Цель исследования – изучить проблему темперамента и его роль в управленческой деятельности. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие темперамента в психологии. 2. Изучить психологические характеристики разных видов темперамента. 3. Изучить психологические особенности подчиненных с разными видами темперамента. Методом исследования является теоретический анализ научной психолого-педагогиче кой литературы по проблеме исследования. Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 24 источника.
1. Понятие темперамента и основные виды темперамента
Термин «темперамент» имеет латинское происхождение (от лат. tempero – смешиваю в надлежащем состоянии). Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.) и Гален (ок. 130-200 гг.) объясняли анатомо-физиологичес ие и психологические особенности людей соотношением четырех «соков организма» – крови, флегмы, желтой и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum – «правильная мера». Согласно Гиппократу и Галену, у сангвиников преобладает кровь (лат. sanguis), у холериков – желтая желчь (chole), у флегматиков – слизь (phegma), у меланхоликов – черная желчь (melanos chole). В дальнейшем психологическая характеристика темперамента все более расширялась. Начиная с И. Канта (конец XVIII – начало XIX вв.), стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных психических свойств. И. Кант рассматривал темперамент преимущественно как психические свойства, определяя его как соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. Согласно В. Вундту (конец XIX в.), темперамент – это соотношение скорости и силы «душевных движений». В понимании физиологических основ темперамента выделилось два направления: конституциональный подход, объяснявший различие типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (Э. Кречмер, У. Шелдон), и нейрофизиологический подход, учитывающий соотношение свойств нервной системы (И.П. Павлов). Основная идея типологий Э. Кречмера и У. Шелдона: лица с определенным типом сложения имеют психические особенности. Вместе с тем, они подвергаются критике из-за недооценки роли средовых факторов в формировании психических свойств индивида. Более широкое распространение получил нейрофизиологический подход, учитывающий особенности функционирования нервной системы, начало которому положено И.П. Павловым. И.П. Павлов предположил, что в основе индивидуальных различий в психической деятельности лежат фундаментальные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Эти свойства нервных процессов образуют определенные комбинации, обусловливая тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем типам темперамента: сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип, флегматик – сильный, уравновешенный, инертный, холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами, меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения [5, С. 102]. Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын дополнили типологию И.П. Павлова новыми элементами, разработали многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделили и описали еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Динамичность нервных процессов – свойство, которое определяет динамичность возбуждения или динамичность торможения (легкость и быстроту образования положительных и тормозных условных рефлексов). Б.М. Теплов определяет темперамент как «характерную для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной ...
Литература
1. Батаршев, А. В. Темперамент и характер : психологическая диагностика [текст] : учебно-методическое пособие / А.В. Батаршев. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с. 2. Белоус, В. В. Темперамент и деятельность [текст] : учебное пособие / В.В. Белоус. – Пятигорск : Изд-во ПГПИ, 2005. – 334 с. 3. Дубровина, И. В. Психология [текст] : учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М. : Академия, 2009. – 464 с. 4. Кишкель, Е. Н. Управленческая психология [текст] : учебное пособие / Е.Н. Кишкель. – М. : Высшая школа, 2008. – 128 с. 5. Крупнов, А. И. Психические проявления и структура темперамента / А.И. Крупнов. – М. : Прогресс, 2006. – 112 с. 6. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним [текст] : учебно-методическое пособие / В.Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2007. – 254 с. 7. Маклаков, А. Г. Общая психология [текст] : учебно-методическое пособие / А.Г. Маклаков. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с. 8. Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента [текст] / Индивидуальная психология : хрестоматия. – М. : Изд-во МПСИ, 2010. – С. 3-18. 9. Мороз, Н. Я. Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал [текст] / Н.Я. Мороз. – Витебск : УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005. – 112 с. 10. Немов, Р. С. Психология [текст] : учебник для вузов (в трех книгах). Книга 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М. : Владос, 2006. – 688 с. 11. Павлов, И. П. Рефлекс свободы [текст] : сборник статей и выступлений / И.П. Павлов. – СПб. – М. – Харьков – Минск : Питер, 2009. – 432 с. 12. Петровский, А. В. Общая психология [текст] : учебник для вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 4-е изд. – М. : Академия, 2000. – 512 с. 13. Общая психология [текст] : учебник для вузов / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалевой, А.А. Степановой, С.Н. Шабалиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Речь, 2006. – 512 с. 14. Психология [текст] : учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. – СПб. : Питер. – 2003. – 560 с. 15. Рогов, Е. И. Общая психология [текст] : учебник для вузов / Е.И. Рогов. – М. : Владос, 2001. – 448 с. 16. Русалов, В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека [текст] // Психологический журнал, 1986, том 7. – № 4. – С. 23-35. 17. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность [текст] / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М. : Наука, 1984. 18. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии [текст] / Я. Стреляу; Перевод с польского кандидата философских наук В. Н. Поруса Общая редакция И. В. Равич-Щербо. – М. : Прогресс, 1982. 19. Урбанович, А. А. Психология управления [текст] : учебник для вузов / А.А. Урбанович. – Минск : Харвест, 2007. – 640 с. 20. Филинова, И. М. Управленческая психология [текст] : учебное пособие для студентов ссузов под Грифом МО РФ / И.М. Филинова, А.Ф. Шикун,. – М. : Аспект-пресс, 2007. – 332 с. 21. Фетискин, Н. П. Социально-психологич ская диагностика развития личности и малых групп [текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 470-473. 22. Херцберг, Ф. Мотивация к работе [текст] / Ф. Херцберг, Б. Mocнер, Б.Б. Снидерман. – М. : Вершина, 2007. – 240 с. 23. Шапиро, С. А. Мотивация и стимулирование персонала [текст] / С.А. Шапиро. – М. : Дело, 2006. – 145 с. 24. Шикун, А. Ф. Управленческая психология [текст] : учебное пособие для студентов ссузов под Грифом МО РФ / А.Ф. Шикун, И.М. Филинова. – М. : Аспект-пресс, 2002. – 329 с.