Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Курсовик изучить проблему влияния академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе.
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Психология.
Добавлен: 19.12.2013.
Страниц: 21.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Оглавление
Введение 3 Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективЕ 5 1.1 Психолого-педагогиче кая характеристика подростков 5 1.2 Группа сверстников как институт социализации подростков, понятие социометрического статуса 9 1.3 Академическая успеваемость как психолого-педагогиче кая проблема 14 Выводы по Главе 1 19 Заключение 20 Список использованной литературы 21 Введение
Одной из важнейших задач современной психологии и педагогики является социализация личности подростков. Именно в подростковом возрасте происходит формирование личности как члена общества, целостного взгляда на мир, общество и человека, освоение различных социальных ролей. Важным инструментом социализации в подростковом возрасте является группа сверстников, которая позже всех «подключается» к этому процессу, но значение которой трудно переоценить. Общение со сверстниками является ведущим видом деятельности и одной из основных потребностей подростка. Оно закладывает фундамент для последующего развития личности подростка и системы его межличностных связей. Взаимоотношения подростков со сверстниками своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких друзей или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания у подростка. Последствия такой стрессовой для подростка ситуации, как изоляция в среде сверстников, могут влиять на жизнь человека многие годы спустя. В отечественной науке проблеме статусного положения подростков в группе сверстников посвящено немалое число исследований с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.) и педагогики (Е.Е. Боровкова, Т.Н. Волкова, Ю.Н. Емельянов, А.В Коренева, Л.Н. Марковец и др.). В многочисленных публикациях зарубежных и отечественных авторов предлагаются различные варианты коррекционных программ, направленные на сплочение ученического коллектива и оптимизацию его социометрической структуры. Между тем, данные подходы при всем разнообразии предлагаемых методов воздействия не учитывают всех индивидуально-типоло ических особенностей подростков как субъектов обучения и общения и не принимают во внимание влияния такого фактора как академическая успеваемость на социометрический статус подростка в группе. Таким образом, изучение проблемы статусного положения подростка в ученическом коллективе и влияния на это положение факторов академической успеваемости соответствует задачам развития подростков. Это подчеркивает актуальность указанной проблемы и определило выбор темы настоящего исследования: «Влияние академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе». Цель исследования – изучить проблему влияния академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе. Объект исследования: социометрический статус подростка в ученическом коллективе. Предмет исследования: влияние академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе. Гипотеза исследования: академическая успеваемость подростка оказывает влияние на его социометрический статус в ученическом коллективе. В соответствии с целью исследования определены следующие его задачи: 1. Провести теоретический анализ проблемы влияния академической успеваемости подростка на его социометрический статус в ученическом коллективе. 2. Исследовать показатели академической успеваемости подростков и социометрическую структуру ученического коллектива, в котором они обучаются. 3. Изучить влияние академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ научной психолого-педагогиче кой литературы по проблеме исследования, обобщение информации. 2. Эмпирические: социометрический метод, метод анализа документов. 3. Методы математико-статистич ского анализа. База исследования: МОУ СОШ № … г. Челябинска. Испытуемые: … подростков в возрасте 11-12 лет. Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе
1.1 Психолого-педагогиче кая характеристика подростков
Подростковый возраст (отрочество) – это этап онтогенеза, который составляет переходный этап между детством и зрелостью и охватывает период от 10-11 до 15-16 лет [27]. Основным критерием для периодизации является не календарный возраст, а анатомо-физиологичес ие изменения в организме. Границы подросткового периода определяются половым созреванием, являющегося причиной резких качественных изменений, затрагивающих физиологическую, психическую и социальную сферы подростка [5]. Подростковый возраст – это период интенсивного развития познавательных процессов, – становления устойчивого, произвольного внимания, логической памяти и активного формирования абстрактного мышления, которое, приводя к развитию рефлексии, делает возможным развитие самопознания, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость, поиск себя в отношениях с окружающими [17]. Психическое развитие отличается гетерохронностью: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Так, интеллектуальное развитие школьника может существенно опережать развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности – ребенок [1]. В результате физиологических перестроек организма у подростков может возникнуть повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию, что нередко сопровождаются гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, застенчивостью [10]. Половое созревание, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, с бурным физическим развитием, приводит к повышению активности, физических и психических возможностей ребенка и создает благоприятные условия для взрослости. Но на данном этапе психического развития ребенок еще не может быть полностью самостоятельным. Возникает основное противоречие этого возраста – между возросшим ощущением взрослости и психическими возможностями подростка [1]. Критическое рефлектирующее мышление в рассудочной форме создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Умом подростка владеет рассудочная, формальная жесткая логика, требующая на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму [1]. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, однако статус его в школе и семье при этом социальный не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. Усиливается потребность подростка в социальной и территориальной автономии, в неприкосновенности личного пространства. Одной из самых важных потребностей подростка становится потребность в эмансипации от контроля и ...
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с. 2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] : 2-е изд. / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2008. – 380 с. 3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с. 4. Блонский, П. П. Школьная успеваемость [Текст] / П.П. Блонский // Избранные педагогические произведения. – М.: Педагогика, 1961. – 234 с. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с. 6. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с. 7. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И.В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с. 8. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с. 9. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2000. – 336 с. 10. Крайг, Г. Психологическое развитие [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 394 с. 11. Кулагина, И.Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: Сфера, 2001. - 464 с. 12. Лабунская, В.А. Психология затрудненного и незатрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Академия, 2001. – 288 с. 13. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 365 с. 14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с. 15. Мелибурда, Е.Л. Ты – мы: психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е.Л. Мелибурда. – М., 2006. – 265 с. 16. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90. 17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с. 18. Педагог и культура [Текст] : пособие в помощь учителям школ, социал. педагогам, социал. работникам и студентам / Сост. В.Ш. Масленникова, В.П. Юдин. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1994. – 110 c. 19. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2001. 20. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 1997. – 541 с. 21. Психология подростка: Хрестоматия [Текст] / сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агенство,1997. – 402 с. 22. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб: Питер., 2000. – 278 с. 23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. 24. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с. 25. Солдатов Г. Оценки и отметки в средней школе / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с. 26. Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Толстых. – М.: Знание,1991. – 294 с. 27. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 200