Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Контрольная Понятие, предмет Римского права.Рецепция римского права.
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Предмет: Право.
Добавлен: 22.12.2013.
Год: 2011.
Страниц: 27.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ Вопрос № 1 Понятие, предмет Римского права Введение……….. Основная часть……… 1.1. Понятие римского частного права………. 1.2 Система римского частного права………... 1.3 Роль римского права в истории права и правовых учений……… Заключение……… Cписок использованной литературы………..
Вопрос № 2 Рецепция римского права Введение………. Глава 1 Понятие рецепции римского права: этапы рецепции……….. Глава 2 Причины и истоки рецепции………. Глава 3 Распространение римского права в континентальных странах Западной Европы………. Заключение……… Cписок использованной литературы………
ВВЕДЕНИЕ Римское право - право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации, включающая в себя частное право и публичное право. Критерием такого деления, являлся характер интересов, защищаемых правом: нормы публичного права защищали интересы государства, нормы частного права - интересы частных лиц. Предметом изучения римского права являются частное право, которое в свою очередь является единым термином для совокупности цивильного права (jus civile), права народов (jus gentium) и права преторского. Для римского общества понятие «частного права» (jus privatum) не совпадало с понятием «гражданского права» (jus civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Поэтому существовало два разных понятия: «частное право» и «гражданское право». Кроме того существовало понятие «право народов» (jus gentium) возникшее в связи с завоеванием римлянами обширных территорий в Средиземноморье. Необходимо в рамках римского права различать публичное право (jus publicum) и частное право (jus privatum). Публичное право - это то право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (т.е. относится к положения Римского государства); частное право - это то право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (т.е. касается выгоды, интересов отдельных лиц). Необходимость изучения курса «Римское право» продиктована не только тем, что законодательство многих современных государств, в том числе России, основано на принципах и институтах римского права. Важно осознавать, что правовая система, возникшая более 2 тысяч лет назад, до сих пор воспринимается в качестве образца. Четкость определений и высокая юридическая техника римских юристов способствует формированию представлений о римском праве как вневременном идеальном воплощении права.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1. Понятие римского частного права. Отличие частного права от права публичного Чтобы дать определение римскому частному праву, необходимо начать с обзора источников римского частного права. Говоря об источниках права, как о форме образования норм права, можно назвать следующие источники римского права: обычное право, законы народного собрания, постановления сената, императорские конституции, эдикты магистратов и деятельность юристов. Источники римского частного права можно разделить на две группы. Самым древним источником права Рима было обычное право. Обычаи, или как их называют - правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, были распространены еще до образования государства. Однако их соблюдение не связывалось с государственным принуждением. Лишь с появлением государства эти правила поведения санкционируются государством, и их исполнение стало поддерживаться принудительной силой государственных органов. Нормы обычного права длительное время регулировали различные стороны общественных отношений. Даже после появления писаных источников права обычаи длительное время дополняли их. Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы (leges), как вторая форма источников права. Первыми законами были законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период народными собраниями и утверждавшиеся сенатом. В 451 - 450 гг. до нэ. Была сделана запись обычаев, получившая название законов XII таблиц. В 326 г. до нэ. Был принят закон Петелия, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Позднее был принят еще ряд законов. Наибольшее значение для развития частного права имели эдикты магистратов, и в первую очередь преторов и курульных эдилов. Эдикты - обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В этих правилах магистраты излагали годовую программу своей судебной деятельности. Например, претор приказывал, в каких случаях он мог предоставить иск, а когда отказать в предоставлении его. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые приобретали общеобязательное значение. Источники классического периода. В период поздней республики в связи с падением роли народных собраний утратили свое значение и законы, принимаемые народными собраниями. Законодательные полномочия перешли к сенату. Уже в начале I в. нэ. Акты сената (сенатусконсульты) стали основной формой закона. Правда, сенат был лишен законодательной инициативы, и постановлениями, принимаемые этим органом, исходили от императора - принцепса и закрепляли его волю. По мере укрепления императорской власти принимали силу закона распоряжения императора, или конституции (constitutiones). Императорские конституции были четырех видов: 1) эдикты - общие распоряжения императора, обращенные ко всему населению Рима; 2) мандаты - инструкции, адресуемые должностным лицам (императорским чиновникам, правителям провинций и др.); 3) декреты - решения по судебным делам, которые рассматривались императором; 4) рескрипты - императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались римские граждане и магистраты. Особую роль играли декреты и рескрипты, поскольку они толковали нормы права. В эпоху принципата одновременно с усилением власти прицепсов и возрастанием их законодательных полномочий стала терять значение деятельность преторов. Этому в немалой степени способствовало и то, что уже сформировались основные типы исков и способы защиты права. Понятие римского частного права. Римские юристы делили права своей страны на две большие области: публичное (jus publicum) и частное (jus privatum). Под публичным правом следует понимать те нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов. В ряде случаев публичное право понималось римскими юристами и в смысле вообще норм, имеющих, безусловно, обязательную силу и не могущих быть измененными путем соглашений частных лиц. Частное же право - это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. В область частного права входят семейные отношения, собственность, наследование, обязательства и т.п. Главной особенностью публичного права является его высшая правовая сила во всей системе нормативных юридических требований, а также неподверженность изменениям со стороны воли единичного субъекта, пусть даже и полноправного. Подлинные принципы и институты публичного права, соответствующие своему изначальному предназначению - выражать интересы сообщества. Содержание полномочий каких-либо государственных органов и порядок проявления ими этих полномочий составляют в одинаковой степени важные принципы публичного правопорядка в целом. Подлинная, историческая система римского публичного права неизвестна. Скорее, римская юридическая традиция относилась к нему как к отвлеченному понятию, обозначающему степень в иерархии правовой регламентации деятельности индивидов. Это понятие далеко не тождественно нынешнему, более общепринятому - государственное право. Как уже отмечалось, римская юридическая культура придавала значение публично-правовых требований и таким нормам и институтам, которые теперь принято включать в области административного, финансового, уголовного права. Иную роль сыграло римское частное право, отличавшееся ярко выраженным индивидуалистическим началом и закреплявшее за отдельной личностью значительную правовую и хозяйственную автономию. Римское частное право определяло правовое положение субъектов в имущественных отношениях и устанавливало возможность субъектов совершать сделки имущественного характера. Частное право регулировало брачно-семейные отношения (порядок заключения и расторжения брака, личные неимущественные и имущественные отношения между му...
Список используемой ЛИТеРАТУРЫ 1. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Батыра. - М., 1996. 2. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. - М., 1998. 3. Омельченко О.А. Римское право: Учебник. - М.: ТОН-Остожье, 2000. - С. 15-22. 4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. - М., 2002. - Т. 1. 5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1994. 6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права: Учебник. - М., 2002.