На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик «Этнокультурный туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтнического общества»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 22.12.2013. Сдан: 2013. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки России
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
(ФГБОУ ВПО КНИТУ)
Институт технологий легкой промышленности, моды и дизайна


Николаева Г.Ю
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ
«Этнокультурный туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтнического общества»
Направление 100400.62 «ТУРИЗМ»
«Технология и организация экскурсионных услуг»





Казань
КНИТУ
2013


Содержание:

Введение……………………………………………………………….5

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения этнокультурной
туристики
1.1Этнос как специфический социальный феномен…………………10
1.2Понятие этнокультурного туризма……………………………13

ГЛАВА 2.Этнокультурный туризм как самостоятельный вид туризма
2.1Этнокультурные аспекты внутреннего туризма………….14
2.2Этнические контакты и их результаты…………………………19
2.3.Гипотеза Гумилева……………………………………………….21

ГЛАВА 3. Введение в проблематику этнокультурного туризма 3.1.Этнический туризм……………………………………………….23
3.2.Виды этнографического наследия ………………………………26
3.3. Культурно-познавательные возможности этнического туризма..29
3.4. Этнический туризм в развитии регионов ……….....................36
ГЛАВА 4 Этнокультурный Туризм Как Фактор Развития < component/content/article/40-news/178-news.html>укрепления гражданского единства полиэтнического общества

4.1 Социально-политическое регулирование этнических процессов в полиэтническом обществе…………………………………………..42


Заключение…………………………………………………………..49
Список литературы…………………………………………………52


Введение

С ХХ века в различных отраслях гуманитарной науки констатируется резкое усиление роли этнического фактора в развитии политических, экономических и культурных процессов. Рост этнического самосознания сопровождается повышенным вниманием к вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры.Пришедший из англоязычной литературы термин «культурный туризм» прочно вошел в употребление в отечественной туристской сфере в конце ХХ века.
Под указанным термином принято понимать культурно-познавательный или познавательный туризм, т.е. знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях, включая архитектуру, живопись, музыку, театр, народные традиции и образ жизни людей. Таким образом, упомянутая дефиниция во многом тождественна определению этнографического туризма, под которым принято подразумевать путешествия с целью изучения этнографического наследия - форм природопользования, укладов, обычаев, языка, кухни, поселений, народного творчества и прочих элементов традиционной (докапиталистической) культуры.[14]
Для целей настоящего исследования из всего множества подвидов культурного туризма следует особо отметить следующие:
- культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);
- культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа,
этнических заповедных территорий,этнических тематических парков);
- культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);
- культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей,участие в культурно-экологических программах).
В рамках настоящего дискурса определенный интерес представляют следующие подвиды культурного туризма: культурно-исторический, событийный, религиозный, археологический.
В первое десятилетие ХХI века в мире прогнозируется заметное увеличение абсолютных и относительных величин туризма «образа жизни», включая путешествия с целью приобщения к этнографическому наследию собственного или других народов. Полагаем, эта тенденция в обозримом будущем ярко проявится и в России. Однако к настоящему времени отечественный этнокультурный туризм не получил уровня развития, соответствующего его богатейшему ресурсному потенциалу. Сдерживающее влияние на развитие этнографического туризма оказала идеология урбанизации в советский период,
когда у элиты отсутствовало понимание необходимости сохранения культурной преемственности между выходцами из сельской среды и их потомками. Одна из причин относительно низкой притягательности целого ряда регионов страны для любителей этнокультурного туризма - отсутствие четких ассоциаций с глубокими историческими «пластами».[7]
О скромном вкладе данного вида туризма в национальную индустрию путешествий красноречиво свидетельствует факт отсутствия на туристском рынке профессиональных организаторов, специализирующихся исключительно или преимущественно на этнографических и ностальгических турах. Более того, в последние годы многие эксперты отмечают даже некоторое снижение интереса к внутреннему этнографическому туризму, прежде всего, к «стихийным», не связанным с деятельностью профессиональных организаторов, путешествиям.
На этом фоне впечатляют довольно высокие темпы увеличения въездного и внутреннего этнографического туризма во многих регионах Европейского Севера,Дальнего Востока, Восточной Сибири. Так или иначе, но доля этого вида путешествий в структуре национального туризма по-прежнему не превышает нескольких процентов.
К предпосылкам развития этнокультурного туризма в России можно отнести следующие:
1) высокая степень этнического разнообразия населения, проявляющаяся не только в национальном или макрорегиональном масштабах, но и в пределах отдельных субъектов федерации и даже на уровне низовых административных единиц (районов, муниципалитетов, сельских поселений);
2) уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского и финно-угорского, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции;
3) необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности с учетом напряженных, а в некоторых регионах - серьезно осложнившихся за последние десятилетия - межэтнических отношений;
4) традиционно сравнительно невысокий (в Приволжье, на Урале) и резко снизившийся за последние десятилетия вследствие массовых миграций (на Северном Кавказе) уровень территориальной консолидации этнических групп в соответствующих национальных республиках;
6) деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны;
7) необходимость более эффективного продвижения на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России, в особенности - с низким рейтингом туристских предпочтений туристов.
Возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах - непременное условие успешного развития этого вида туризма. [8]
В этой связи необходимо отметить заметное улучшение качества обеспечения заинтересованных сторон соответствующей базой данных, в первую очередь, ресурсами Интернета. Поиском и комплектованием информационных источников по этнографической тематике занимаются многие отечественные научные институты. В частности, ключевую роль в подготовке и координации усилий в этой сфере играют государственные университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, созданные в ряде городов центры поддержки и развития музеев, центры стратегических исследований при федеральных округах.
Наряду с научными институтами, центрами, форумами, определенное участие в комплектовании и популяризации этнографических материалов участие принимают и культурные организации различных этнических групп страны. Особая роль в этом процессе принадлежит СМИ, освещающих вопросы этнокультурного развития. С начала 90-х годов ХХ века практически повсеместно в России отмечается перманентное увеличение реестра соответствующих этнических печатных изданий. Наиболее яркий тому пример - прогресс печатного дела на татарском языке в Татарстане. Указанная тенденция характерна и для регионов компактного проживания представителей финно-угорских народов, чувашей, ранее не проявлявших столь выраженного интереса к сохранению традиционного этнокультурного наследия.[1]
Важнейшая задача развития этнокультурного туризма в ближайшие десятилетия - необходимость расширения потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями. Бесспорное конкурентное преимущество Центральной России перед такими богатыми этнокультурными ресурсами макрорегионами, как Поволжье, Урал или Русский Север, - имидж исторического очага становления русского этноса, наличие многих широко известных центров народной культуры. Не в пример Турции, Венгрии, Финляндии, активно позиционирующих себя в качестве ведущих центров изучения и сохранения тюркского и финно-угорского этнокультурного наследия, Россия до сих пор не заявила о своих претензиях на лидерство в подобных проектах. Серьезным препятствием при осуществлении указанной идеи на практике может стать весьма низкий интерес к традиционной культуре тюркских народов у большинства иностранных и российских туристов. В регионах Урало-Поволжья это затрудняет «продвижение» этнографических туров с ориентацией на изучение этнографического наследия не только тюркских и финно-угорских групп, но и тамошнего русского населения.
Формирование регионами имиджа неповторимых туристских дестинаций требует активной пропаганды тысячелетнего этнокультурного единства и многообразия различных народов страны. Яркий пример теснейшего сотрудничества властных национальных структур с региональными администрациями в деле поддержания и развития традиционной этнической культуры - Мордовия. С 2006 года столица Мордовии Саранск позиционируется как общероссийский центр изучения финно-угорских этносов. Поволжский центр культур финно-угорских народов в Саранске включает в себя межрегиональный научный центр финно-угроведения. Однако излишнее внимание официальных лиц к этнографической тематике имеет и оборотную сторону.[3]
< ekochel/ekoturism/images/stories/img_0571.jpg>

Этнографические деревни зачастую не располагают необходимым штатом научных сотрудников, соответствующей информационной базой, не имеют благоприятного транспортно-географического положения. Определенную роль в развитии путешествий с этнокультурными целями могут сыграть также особо охраняемые природные территории. Так, в Приволжском федеральном округе (ФО) наиболее перспективны для развития этнографического туризма национальный парк «» (Самарская обл.), отчасти - заповедник «Большая Кокшага» (Марий Эл), «Приволжская лесостепь» (Пензенская обл.), «Вишерский» (Пермский край).
По своей мотивации участники этнографических туров весьма схожи с эко- и агротуристами. По оценкам экспертов, именно экотуристы с низким уровнем притязаний к уровню комфорта составляют ведущий сегмент рынке этнографического туризма. Во многом это и объясняет лидирующую роль организаторов экотуризма в формировании эколого-этнографических программ на внутреннем рынке. Растущая популярность туров на Русский Север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма,свидетельствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах России.[5]

1.1Этнос как специфический социальный феномен

Получившие широкое распространение в зарубежной науке термины «этнический» и «этничность» чаще всего относятся к национальным меньшинствам и диаспорам. При этом термин «этнический» тесно связан с понятием «этнос», тогда как под «этничностью» подразумевается совокупность специфических и типичных культурных черт этнической группы, находящейся в более или менее конфликтных отношениях с социокультурным окружением. Этническая специфика складывается из двух составляющих - этнических ценностей и этни­ческих стереотипов, разделяемых абсолютным большинством пред­ставителей определенной этнической группы. Этнические ценности как неотъемлемую составляющую духов­ной культуры любого народа следует рассматривать не иначе как кла­дезь проверенной временем мудрости. Этнокультурная специфика существует и развивается в более широком контексте - в рамках фе­номена идентичности. Этничность - это одна из форм социальной ор­ганизации культурных различий. Своеобразие этничности в сравнении с прочими видами социальных идентичностей (классами и стратами, профессиональными группами, возрастно-половыми когортами, поли­тическими и территориальными общностями) обнаруживается еще на уровне обыденного сознания. Но современная этнологическая наука, несмотря на солидный ба­гаж теоретических и эмпирических знаний, не в состоянии на базе ряда критериев однозначно разграничить и объяснить сущность этнично­сти и прочих форм общественной организации культурных различий. В качестве доказательства приведем общепринятую в бывшем СССР дефиницию этноса. Согласно Ю. Бромлею, народ, или этнос, - это исторически сложившаяся на определенной территории межпоколенная общность людей, объединенных сходной материальной и духовной культурой, включая язык, особенностями психики, физического облика, а также самосознанием, выраженным в самоназвании (этнониме). Под указанное определение, как ни парадоксально, подпадают и другие ка­тегории социальных общностей, например кланы, касты. Со времени выхода в свет работ всемирно известного француз­ского этнолога К. Леви-Стросса, проникнутых идеями этнической толерантности и гуманизма, в странах демократии стало едва ли не нормой априори считать любую этническую культуру величайшей ценностью, и, более того, - самоценной.[8]


Рис.1 «Структура этносферы»

1.2 Понятие этнокультурного туризма

Этнокультурный туризм - совокупность различных форм туристской активности, обусловленных стремлением к познанию многообразия феноменов этнокультурной сферы. В пользу необходимости признания самостоятельного и комплексного характера этнокультурного туризма свидетельствует специфика используемых в его рамках туристских ресурсов, мотивации его участников, квалификационных требований к кадрам и менеджменту. По аналогии с экотуризмом, становление которого как полноценного феномена туристской индустрии заняло не одно десятилетие, окончательная легитимация в России этнокультурного туризма в предлагаемом контексте, вероятно, произойдет лишь после его организационного оформления в школах высшего и профессионального туристского образования.[12]
Этнокультурный туризм предоставляет широкие возможности, во-первых, для активного обращения к региональному и локальному аспектам проявлений этнической культуры, во-вторых, для приобщения к традициям давно ушедших в историю этнических групп и, наконец, для фиксации и популяризации жизненного опыта, особых черт природопользования и мировоззрения культурно маргинальных групп. Обозначенный феномен многогранен и не исчерпывается более известным отечественному потребителю туристских услуг этнографическим и этническим туризмом. Необходимо особо подчеркнуть, что невозможно, да и крайне неразумно даже пытаться четко дифференцировать этнокультурные ресурсы в соответствии с подвидами этнокультурного туризма. Одни и те же объекты, явления в большинстве случаев можно использовать не в двух или трех, а практически во всех подвидах этнокультурного туризма и связанных с ним формах путешествий.
Особое внимание к проблематике этиокультурного туризма обусловлено рядом причин? в первую очередь глобальной тенденцией к росту интереса к этнокультурной сфере со стороны рынка путешествий. В России, общепризнанно обладающей богатыми, разнообразными и во многом уникальными этнокультурными ресурсами, коммерческая, организованная форма указанного вида туризма на современном этапе демонстрирует очевидные признаки оживления. Это вселяет оптимизм относительно перспектив развития отечественного этнокультурного туризма если не а ближайшем, то в отдаленном будущем.[16]
В Российской Федерации проблема существенных или, точнее, кричащих пространственных диспропорций в объемах и структуре внутреннего и особенно въездного туризма уже довольно давно приобрела хронический характер. В ряде регионов сообществом профессиональных туристских организаторов и их контрагентов, деловыми кругами, туристскими администрациями различных уровней пред-приняты совместные шаги для продвижения собственных территорий и конкретных туристских продуктов. Едва ли не каждое сколько-нибудь заметное деловое мероприятие в современной России не обходится без приглашения фольклорных коллективов, экспозиций народного быта, традиционных занятий и промыслов, посещения этнографических деревень или анимации.


ГЛАВА 2.Этнокультурный туризм как самостоятельный вид Туризма

2.1 Этнокультурные аспекты внутреннего туризма

Этнокультурный туризм предоставляет широкие возможности для активного обращения к региональному и локальному аспектам проявлений этнической культуры, прикосновения к традициям давно ушедших в историю этнических групп, и, наконец, для фиксации и популяризации жизненного опыта, особых черт природопользования и мировоззрения культурно маргинальных групп.........


Список литературы:
[1]Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: 2008
[2]Сапожникова Е. Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран: Учебное пособие 2008.
[3]Языки народов России. Красная книга: Энциклопедический словарь-справочник., 2010.
[4]Юркина Н. А. Введение в специальность «социально-культурный туризм»: Учебное пособие. М.: ГИНФО, 2008
[5]Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие, 2008
[6]Чумаков, К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия. 2008
[7]Безопасность туризма : Учеб.-метод. Пособие. Автор: Руденко Л.2008
[8]Особенности этнографического и экологического туризма в Узбекистане Цой Анна-Мария.2008
[9]А. В. Бабкин. Специальные виды туризма. Учебное пособие2009
[10]Александрова А. Ю. Международный туризм: Учеб/ пособие для вузов. 2010
[11]Пирожник И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве: Учеб. Пособие 2010
[12]Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов. Вып. Научи, ред. Зорин И. В. - М.: 2009
[13]Буданова И.М. Основные понятия в туризме: практический курс. Учебно-методическое пособие.-М.: МИГКУ,2008
[14]Вернадский В. И. Биосфера. - М.: 1975.Глобальные прогнозы развития туризма до 2000 года и в последующий период. - Мадрид, ВТО, 2009
[15]Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. -М.: РМАТ, 2008
[16]Основы управления в индустрии гостеприимства. - М.: 2009
[17]www.expertyug.ru < >[18] www.votpusk.ru < >[19] www.visitchukotka.com < >[20] Балашова Н. А. «Этнографический туризм»: Учебное пособие.
М.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.