Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик «Этнокультурный туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтнического общества»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 22.12.2013. Год: 2013. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки России
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
(ФГБОУ ВПО КНИТУ)
Институт технологий легкой промышленности, моды и дизайна


Николаева Г.Ю
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ
«Этнокультурный туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтнического общества»
Направление 100400.62 «ТУРИЗМ»
«Технология и организация экскурсионных услуг»





Казань
КНИТУ
2013


Содержание:

Введение……….5

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения этнокультурной
туристики
1.1Этнос как специфический социальный феномен………10
1.2Понятие этнокультурного туризма………13

ГЛАВА 2.Этнокультурный туризм как самостоятельный вид туризма
2.1Этнокультурные аспекты внутреннего туризма……….14
2.2Этнические контакты и их результаты………19
2.3.Гипотеза Гумилева……….21

ГЛАВА 3. Введение в проблематику этнокультурного туризма 3.1.Этнический туризм……….23
3.2.Виды этнографического наследия ………26
3.3. Культурно-познавател ные возможности этнического туризма..29
3.4. Этнический туризм в развитии регионов ………...36
ГЛАВА 4 Этнокультурный Туризм Как Фактор Развития ‹ component/content/art cle/40-news/178-news html›укрепления гражданского единства полиэтнического общества

4.1 Социально-политическ е регулирование этнических процессов в полиэтническом обществе………..42


Заключение………..49
Список литературы………52


Введение

С ХХ века в различных отраслях гуманитарной науки констатируется резкое усиление роли этнического фактора в развитии политических, экономических и культурных процессов. Рост этнического самосознания сопровождается повышенным вниманием к вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры.Пришедший из англоязычной литературы термин «культурный туризм» прочно вошел в употребление в отечественной туристской сфере в конце ХХ века.
Под указанным термином принято понимать культурно-познавател ный или познавательный туризм, т.е. знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях, включая архитектуру, живопись, музыку, театр, народные традиции и образ жизни людей. Таким образом, упомянутая дефиниция во многом тождественна определению этнографического туризма, под которым принято подразумевать путешествия с целью изучения этнографического наследия - форм природопользования, укладов, обычаев, языка, кухни, поселений, народного творчества и прочих элементов традиционной (докапиталистической культуры.[14]
Для целей настоящего исследования из всего множества подвидов культурного туризма следует особо отметить следующие:
- культурно-этнографич ский (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);
- культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа,
этнических заповедных территорий,этнических тематических парков);
- культурно-антрополог ческий (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);
- культурно-экологичес ий (интерес к взаимодействию природы и культуры, природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей,участие в культурно-экологичес их программах).
В рамках настоящего дискурса определенный интерес представляют следующие подвиды культурного туризма: культурно-историческ й, событийный, религиозный, археологический.
В первое десятилетие ХХI века в мире прогнозируется заметное увеличение абсолютных и относительных величин туризма «образа жизни», включая путешествия с целью приобщения к этнографическому наследию собственного или других народов. Полагаем, эта тенденция в обозримом будущем ярко проявится и в России. Однако к настоящему времени отечественный этнокультурный туризм не получил уровня развития, соответствующего его богатейшему ресурсному потенциалу. Сдерживающее влияние на развитие этнографического туризма оказала идеология урбанизации в советский период,
когда у элиты отсутствовало понимание необходимости сохранения культурной преемственности между выходцами из сельской среды и их потомками. Одна из причин относительно низкой притягательности целого ряда регионов страны для любителей этнокультурного туризма - отсутствие четких ассоциаций с глубокими историческими «пластами».[7]
О скромном вкладе данного вида туризма в национальную индустрию путешествий красноречиво свидетельствует факт отсутствия на туристском рынке профессиональных организаторов, специализирующихся исключительно или преимущественно на этнографических и ностальгических турах. Более того, в последние годы многие эксперты отмечают даже некоторое снижение интереса к внутреннему этнографическому туризму, прежде всего, к «стихийным», не связанным с деятельностью профессиональных организаторов, путешествиям.
На этом фоне впечатляют довольно высокие темпы увеличения въездного и внутреннего этнографического туризма во многих регионах Европейского Севера,Дальнего Востока, Восточной Сибири. Так или иначе, но доля этого вида путешествий в структуре национального туризма по-прежнему не превышает нескольких процентов.
К предпосылкам развития этнокультурного туризма в России можно отнести следующие:
1) высокая степень этнического разнообразия населения, проявляющаяся не только в национальном или макрорегиональном масштабах, но и в пределах отдельных субъектов федерации и даже на уровне низовых административных единиц (районов, муниципалитетов, сельских поселений);
2) уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского и финно-угорского, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции;
3) необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности с учетом напряженных, а в некоторых регионах - серьезно осложнившихся за последние десятилетия - межэтнических отношений;
4) традиционно сравнительно невысокий (в Приволжье, на Урале) и резко снизившийся за последние десятилетия вследствие массовых миграций (на Северном Кавказе) уровень территориальной консолидации этнических групп в соответствующих национальных республиках;
6) деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны;
7) необходимость более эффективного продвижения на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России, в особенности - с низким рейтингом туристских предпочтений туристов.
Возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах - непременное условие успешного развития этого вида туризма. [8]
В этой связи необходимо отметить заметное улучшение качества обеспечения заинтересованных сторон соответствующей базой данных, в первую очередь, ресурсами Интернета. Поиском и комплектованием информационных источников по этнографической тематике занимаются многие отечественные научные институты. В частности, ключевую роль в подготовке и координации усилий в этой сфере играют государственные университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, созданные в ряде городов центры поддержки и развития музеев, центры стратегических исследований при федеральных округах.
Наряду с научными институтами, центрами, форумами, определенное участие в комплектовании и популяризации этнографических материалов участие принимают и культурные организации различных этнических групп страны. Особая роль в этом процессе принадлежит СМИ, освещающих вопросы этнокультурного развития. С начала 90-х годов ХХ века практически повсеместно в России отмечается перманентное увеличение реестра соответствующих этнических печатных изданий. Наиболее яркий тому пример - прогресс печатного дела на татарском языке в Татарстане. Указанная тенденция характерна и для регионов компактного проживания представителей финно-угорских народов, чувашей, ранее не проявлявших столь выраженного интереса к сохранению традиционного этнокультурного наследия.[1]
Важнейшая задача развития этнокультурного туризма в ближайшие десятилетия - необходимость расширения потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономичес ими показателями. Бесспорное конкурентное преимущество Центральной России перед такими богатыми этнокультурными ресурсами макрорегионами, как Поволжье, Урал или Русский Север, - имидж исторического очага становления русского этноса, наличие многих широко известных центров народной культуры. Не в пример Турции, Венгрии, Финляндии, активно позиционирующих себя в качестве ведущих центров изучения и сохранения тюркского и финно-угорского этнокультурного наследия, Россия до сих пор не заявила о своих претензиях на лидерство в подобных проектах. Серьезным препятствием при осуществлении указанной идеи на практике может стать весьма низкий интерес к традиционной культуре тюркских народов у большинства иностранных и российских туристов. В регионах Урало-Поволжья это затрудняет «продвижение» этнографических туров с ориентацией на изучение этнографического наследия не только тюркских и финно-угорских групп, но и тамошнего русского населения.
Формирование регионами имиджа неповторимых туристских дестинаций требует активной пропаганды тысячелетнего этнокультурного единства и многообразия различных народов страны. Яркий пример теснейшего сотрудничества властных национальных структур с региональными администрациями в деле поддержания и развития традиционной этнической культуры - Мордовия. С 2006 года столица Мордовии Саранск позиционируется как общероссийский центр изучения финно-угорских этносов. Поволжский центр культур финно-угорских народов в Саранске включает в себя межрегиональный научный центр финно-угроведения. Однако излишнее внимание официальных лиц к этнографической тематике имеет и оборотную сторону.[3]
‹ ekochel/ekoturism/ima es/stories/img_0571. pg›

Этнографические деревни зачастую не располагают необходимым штатом научных сотрудников, соответствующей информационной базой, не имеют благоприятного транспортно-географи еского положения. Определенную роль в развитии путешествий с этнокультурными целями могут сыграть также особо охраняемые природные территории. Так, в Приволжском федеральном округе (ФО) наиболее перспективны для развития этнографического туризма национальный парк «» (Самарская обл.), отчасти - заповедник «Большая Кокшага» (Марий Эл), «Приволжская лесостепь» (Пензенская обл.), «Вишерский» (Пермский край).
По своей мотивации участники этнографических туров весьма схожи с эко- и агротуристами. По оценкам экспертов, именно экотуристы с низким уровнем притязаний к уровню комфорта составляют ведущий сегмент рынке этнографического туризма. Во многом это и объясняет лидирующую роль организаторов экотуризма в формировании эколого-этнографичес их программ на внутреннем рынке. Растущая популярность туров на Русский Север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма,свидетел ствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах России.[5]

1.1Этнос как специфический социальный феномен

Получившие широкое распространение в зарубежной науке термины «этнический» и «этничность» чаще всего относятся к национальным меньшинствам и диаспорам. При этом термин «этнический» тесно связан с понятием «этнос», тогда как под «этничностью» подразумевается совокупность специфических и типичных культурных черт этнической группы, находящейся в более или менее конфликтных отношениях с социокультурным окружением. Этническая специфика складывается из двух составляющих - этнических ценностей и этни­ческих стереотипов, разделяемых абсолютным большинством пред­ставителей определенной этнической группы. Этнические ценности как неотъемлемую составляющую духов­ной культуры любого народа следует рассматривать не иначе как кла­дезь проверенной временем мудрости. Этнокультурная специфика существует и развивается в более широком контексте - в рамках фе­номена идентичности. Этничность - это одна из форм социальной ор­ганизации культурных различий. Своеобразие этничности в сравнении с прочими видами социальных идентичностей (классами и стратами, профессиональными группами, возрастно-половыми когортами, поли­тическими и территориальными общностями) обнаруживается еще на уровне обыденного сознания. Но современная этнологическая наука, несмотря на солидный ба­гаж теоретических и эмпирических знаний, не в состоянии на базе ряда критериев однозначно разграничить и объяснить сущность этнично­сти и прочих форм общественной организации культурных различий. В качестве доказательства приведем общепринятую в бывшем СССР дефиницию этноса. Согласно Ю. Бромлею, народ, или этнос, - это исторически сложившаяся на определенной территории межпоколенная общность людей, объединенных сходной материальной и духовной культурой, включая язык, особенностями психики, физического облика, а также самосознанием, выраженным в самоназвании (этнониме). Под указанное определение, как ни парадоксально, подпадают и другие ка­тегории социальных общностей, например кланы, касты. Со времени выхода в свет работ всемирно известного француз­ского этнолога К. Леви-Стросса, проникнутых идеями этнической толерантности и гуманизма, в странах демократии стало едва ли не нормой априори считать любую этническую культуру величайшей ценностью, и, более того, - самоценной.[8]


Рис.1 «Структура этносферы»

1.2 Понятие этнокультурного туризма

Этнокультурный туризм - совокупность различных форм туристской активности, обусловленных стремлением к познанию многообразия феноменов этнокультурной сферы. В пользу необходимости признания самостоятельного и комплексного характера этнокультурного туризма свидетельствует специфика используемых в его рамках туристских ресурсов, мотивации его участников, квалификационных требований к кадрам и менеджменту. По аналогии с экотуризмом, становление которого как полноценного феномена туристской индустрии заняло не одно десятилетие, окончательная легитимация в России этнокультурного туризма в предлагаемом контексте, вероятно, произойдет лишь после его организационного оформления в школах высшего и профессионального туристского образования.[12]
Этнокультурный туризм предоставляет широкие возможности, во-первых, для активного обращения к региональному и локальному аспектам проявлений этнической культуры, во-вторых, для приобщения к традициям давно ушедших в историю этнических групп и, наконец, для фиксации и популяризации жизненного опыта, особых черт природопользования и мировоззрения культурно маргинальных групп. Обозначенный феномен многогранен и не исчерпывается более известным отечественному потребителю туристских услуг этнографическим и этническим туризмом. Необходимо особо подчеркнуть, что невозможно, да и крайне неразумно даже пытаться четко дифференцировать этнокультурные ресурсы в соответствии с подвидами этнокультурного туризма. Одни и те же объекты, явления в большинстве случаев можно использовать не в двух или трех, а практически во всех подвидах этнокультурного туризма и связанных с ним формах путешествий.
Особое внимание к проблематике этиокультурного туризма обусловлено рядом причин? в первую очередь глобальной тенденцией к росту интереса к этнокультурной сфере со стороны рынка путешествий. В России, общепризнанно обладающей богатыми, разнообразными и во многом уникальными этнокультурными ресурсами, коммерческая, организованная форма указанного вида туризма на современном этапе демонстрирует очевидные признаки оживления. Это вселяет оптимизм относительно перспектив развития отечественного этнокультурного туризма если не а ближайшем, то в отдаленном будущем.[16]
В Российской Федерации проблема существенных или, точнее, кричащих пространственных диспропорций в объемах и структуре внутреннего и особенно въездного туризма уже довольно давно приобрела хронический характер. В ряде регионов сообществом профессиональных туристских организаторов и их контрагентов, деловыми кругами, туристскими администрациями различных уровней пред-приняты совместные шаги для продвижения собственных территорий и конкретных туристских продуктов. Едва ли не каждое сколько-нибудь заметное деловое мероприятие в современной России не обходится без приглашения фольклорных коллективов, экспозиций народного быта, традиционных занятий и промыслов, посещения этнографических деревень или анимации.


ГЛАВА 2.Этнокультурный туризм как самостоятельный вид Туризма

2.1 Этнокультурные аспекты внутреннего туризма

Этнокультурный туризм предоставляет широкие возможности для активного обращения к региональному и локальному аспектам проявлений этнической культуры, прикосновения к традициям давно ушедших в историю этнических групп, и, наконец, для фиксации и популяризации жизненного опыта, особых черт природопользования и мировоззрения культурно маргинальных групп...


Список литературы:
[1]Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: 2008
[2]Сапожникова Е. Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран: Учебное пособие 2008.
[3]Языки народов России. Красная книга: Энциклопедический словарь-справочник., 2010.
[4]Юркина Н. А. Введение в специальность «социально-культурны туризм»: Учебное пособие. М.: ГИНФО, 2008
[5]Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие, 2008
[6]Чумаков, К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия. 2008
[7]Безопасность туризма : Учеб.-метод. Пособие. Автор: Руденко Л.2008
[8]Особенности этнографического и экологического туризма в Узбекистане Цой Анна-Мария.2008
[9]А. В. Бабкин. Специальные виды туризма. Учебное пособие2009
[10]Александрова А. Ю. Международный туризм: Учеб/ пособие для вузов. 2010
[11]Пирожник И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве: Учеб. Пособие 2010
[12]Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов. Вып. Научи, ред. Зорин И. В. - М.: 2009
[13]Буданова И.М. Основные понятия в туризме: практический курс. Учебно-методическое пособие.-М.: МИГКУ,2008
[14]Вернадский В. И. Биосфера. - М.: 1975.Глобальные прогнозы развития туризма до 2000 года и в последующий период. - Мадрид, ВТО, 2009
[15]Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. -М.: РМАТ, 2008
[16]Основы управления в индустрии гостеприимства. - М.: 2009
[17]www.expertyug.ru ‹ ›[18] www.votpusk.ru ‹ ›[19] www.visitchukotka.com ‹ ›[20] Балашова Н. А. «Этнографический туризм»: Учебное пособие.
М.

Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.