На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Коммуникативные процессы в деятельности предпринимателя.Анализ роли коммуникативных качеств в предпринимательской деятельности

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 22.12.2013. Сдан: 2013. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Реферат ………………………………………………………………………… 3
Введение……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы коммуникативных процессов в деятельности предпринимателя
1.1 Общая характеристика коммуникативных процессов, их особенности в деятельности предпринимателей…………….………………………………. 6
1.2. Психологическая манипуляция как вид психологического воздействия в деловом общении ……………………………………………... 16
Выводы…………………………. ……………………………………………... 22
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у мужчин и женщин
2.1 Организация, задачи и методика исследования…………………………. 23
2.2 Анализ роли коммуникативных качеств в предпринимательской деятельности …….………………………………………..……………………. 26
Выводы………………………………… ………………………………………. 32
Заключение…........................................................................................................ 33
Список использованных источников………………………………………….. 36
Приложение А. Тестовый материал к методике диагностики манипулятивного отношения (по шкале Банта)……………………………… 39
Приложение Б. Тест «Опросник КОС (коммуникативных и организаторских склонностей)»…………………………………………………………………………. 41
Приложение В. Протокол результатов диагностики манипулятивного отношения (по шкале Банта) ………………………………………………….. 44
Приложение Г. Протокол результатов диагностики уровня ндивидуальных коммуникативно-организаторских способностей с помощью опросника КОС (коммуникативных и организаторских склонностей)…………………. 44
Приложение Д. Таблица критических значений коэффициента ранговой корреляции Спирмена………………………………………………………………….. 45


(тема «Коммуникативные процессы в деятельности предпринимателя»)
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 46 с, 2 рис., 3 табл., 39 источников, 5 прил.
КООМУНИКАЦИЯ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ, МАНИПУЛЯЦИЯ, АНКЕТИРОВАНИЕ
Объект исследования - коммуникативные навыки.
Предмет исследования - характеристика коммуникативных особенностей общения предпринимателей с разным уровнем их склонности к манипулированию.
Цель работы: изучить взаимосвязи коммуникативных особенностей общения предпринимателей и их склонности к манипулированию.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой проблеме; метод экспертных оценок; методика диагностики манипулятивного отношения (по шкале Банта); опросник КОС (коммуникативных и организаторских склонностей); методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Исследования и разработки: доказано предположение о том, что существует статистически значимая прямая связь между коммуникативными особенностями общения предпринимателей и их склонностью к манипулированию
Область возможного практического применения: работа практических психологов, направленная на содействие эффективности управления, успешности предпринимательской деятельности.
Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значи­мость: материалы работы могут быть использованы в работе практических психологов при консультировании предпринимателей; при подготовке к проведению семинаров и тренингов, направленных на содействие эффективности управления, успешности предпринимательской деятельности.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние иссле­дуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции со­провождаются ссылками на их авторов.
(подпись студента)


ВВЕДЕНИЕ


В развивающихся социально-экономических условиях важное место занимает предпринимательская активность населения, способствующая как становлению рынка труда Беларуси, так и возможности экономического самовыражения различных категорий граждан. Предпринимательская деятельность, предполагающая свободное использование способностей и ресурсов отдельной личности, в то же время создает реальные условия ускорения социально-экономического развития всего общества.
В структуре профессиональной деятельности предпринимателя, наряду с организаторскими способностями и готовностью брать на себя ответственность и риск, ведущее место отводится коммуникативной компетентности, умению работать с людьми, способности к убеждению и ведению деловых переговоров.
Актуальность данной работы обусловлена потребностью развития навыков делового общения, необходимостью формирования коммуникативной компетентности, владения техникой делового и межличностного общения.
К настоящему времени накоплены достаточные теоретико-экспериментальные материалы, позволяющие обратиться к проблеме развития коммуникативных процессов в предпринимательской деятельности, оценке вклада выдающихся отечественных ученых в разработку данной темы. В современной психологической науке широкое распространение получили зарубежные и отечественные концепции личности, оказавшие влияние на исследование коммуникативных процессов в предпринимательской деятельности (Р.Р. Гарифуллин, Е.Л. Доценко, Ю.А. Ермаков, Т.С. Кабаченко, А.В. Карпов, Л.И. Рюмшина, Е.В. Сидоренко, Ю. В.Щербатых и др.).
Цель работы: изучение взаимосвязи коммуникативных особенностей общения предпринимателей и их склонности к манипулированию.
Задачи работы:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме коммуникативных процессов в деятельности предпринимателя.
2. Подобрать методы и методики для диагностики уровня коммуникативных особенностей общения предпринимателей и их склонности к манипулированию.
3. Определить уровень коммуникативных особенностей общения предпринимателей.
4. Определить уровень склонности предпринимателей к манипулированию.
5. Выявить характер связи между коммуникативными особенностями общения предпринимателей и их склонностью к манипулированию.
Объект исследования: коммуникативные навыки.
Предмет исследования: характеристика коммуникативных особенностей общения предпринимателей с разным уровнем их склонности к манипулированию.
Гипотеза: существуют статистически значимая прямая связь между коммуникативными особенностями общения предпринимателей и их склонностью к манипулированию.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой проблеме; методы сбора и интерпретации теоретического материала.
2. Эмпирические: метод экспертных оценок; методика диагностики манипулятивного отношения (по шкале Банта); опросник КОС (коммуникативных и организаторских склонностей); методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Экспериментальная база исследования и контингент испытуемых: индивидуальные предприниматели г. Минска в возрасте 25-50 лет. В исследовании приняли участие 25 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в работе практических психологов при консультировании предпринимателей; при подготовке к проведению семинаров и тренингов, направленных на содействие эффективности управления, успешности предпринимательской деятельности.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
1.1 Общая характеристика коммуникативных процессов, их особенности в деятельности предпринимателей

Наряду с когнитивными и регулятивными психическими процессами очень большую роль в организации управленческой деятельности играют коммуникативные процессы. Это связано с самой природой управленческой деятельности, с ее «субъект-субъектным» характером, предполагающим постоянные контакты между руководителем и подчиненными. Широкая представленность коммуникаций в деятельности руководителя обусловливает очень большой объем самого понятия «коммуникации». В нем необходимо различать ряд аспектов.
Во-первых - коммуникативную функцию как одну из основных и специфических функций управления в целом. Во-вторых - коммуникативное поведение руководителя, направленное на реализацию этой функции, в котором, разумеется, особое место принадлежит речевому - вербальному поведению. В-третьих - коммуникативные явления и закономерности, психологические эффекты, возникающие в ходе общения и межличностных контактов. В-четвертых - собственно коммуникативные процессы, являющиеся психологическими механизмами обеспечения общения.
С практической и теоретической точек зрения наибольшее значение имеют правила и требования, соблюдение которых лежит в основе эффективного коммуникативного поведения руководителя. Обеспечивая эффективность коммуникации, они являются и обязательным условием успешности управленческой деятельности в целом. И наоборот, неэффективные коммуникации рассматриваются как одна из главных причин плохого руководства; причем роль коммуникаций оценивается тем выше, чем выше уровень руководства. Как отмечает Т. Шибутани, «люди теряют уважение к тем, кто не может говорить как следует, и они часто проникаются уважением к тем, кто манипулирует словами с необычайной легкостью» [26, с. 426].
Речь - процесс общения людей посредством языка. Это главное приобретение человечества, катализатор всех его достижений [39, с. 98]. Она делает доступными не только те объекты, с которыми непосредственно контактирует человек, но и отсутствующие в его индивидуальном жизненном опыте. Это позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал раньше, перенесенными из опыта других людей.
Общение - это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга [39, с. 101].
Субъектами общения являются живые существа, люди. Лишь у людей процесс общения опосредован речью и: становится осознанным.
Содержанием общения могут быть:
- передача информации (налоговый инспектор объясняет предпринимателю особенности налогового законодательства);
- передача умений и навыков (опытный бухгалтер обучает новичка правильно составлять отчет);
- групповая деятельность (бригада каменщиков строит дом).
Цель общения определяется целью той деятельности, в рамках которой оно осуществляется (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него).
Средства общения могут быть вербальными (когда в основном используется смысловое содержание слов) и невербальными (с применением
жестов, мимики и интонации).
По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно передается по невербальным каналам, поэтому этот вид общения чаще используется только в деловых ситуациях.
По соотношению «цель-средство» общение можно разделить на деловое (общение как средство достижения бизнес-целей) и личностное (само общение выступает как цель). Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Деловое общение формирует и развивает деловые способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков. Этот вид общения помогает совершенствовать умение взаимодействовать с людьми, развивает необходимые для этого деловые и организаторские качества.
По главной цели общения можно выделить три его формы: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).
По количеству участников можно выделить три варианта общения: межличностное, лично-групповое и межгрупповое [39, с. 102].
По своему основному содержанию общение может носить биологический характер, иметь выраженный когнитивный, эмоциональный или материальный аспект или же относиться к кондиционному типу.
Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной, жизни предметы материальной или духовной культуры. Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.
Кондиционное общение создает состояние готовности к другим видам общения, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения.
Эмоциональное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной «подзарядкой» для его чувств. Биологическое общение способствует сохранению нормальных параметров организма и является условием поддержания и развития его жизненных функций.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, результат столкновения их интересов или потребностей [39, с. 105].
В этой ситуации чаще всего каждая сторона делает все, чтобы приняты были ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, враждебностью, спорами и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его следует всячески избегать. Однако в некоторых случаях конфликт дает дополнительную информацию, помогает выявить разнообразие точек зрения и большее число альтернатив или проблем.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Положительная роль конфликта может также заключаться в росте самосознания участников конфликта, если последний преследует социально значимую цель; во многих случаях конфликт формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций. Возникновение конфликта зависит от трех параметров: сущности противоречия, сопутствующих обстоятельств и внешнего повода для конфликта [39, с. 106].
Для психологической характеристики предпринимательской деятельности главное значение имеет не внешняя сторона коммуникации, а те психические процессы, явления и закономерности, которые лежат в их основе и обеспечивают коммуникативное поведение руководителя.
Все формы коммуникативного поведения предпринимателя базируются на определенных психологических феноменах и закономерностях, объективно возникающих в процессах коммуникации. Они обозначаются понятием коммуникативных явлений. Основными среди них выступают заражение, внушение, убеждение, подражание. Каждое из них имеет свою «сферу действия» и свои специфические закономерности. От того, насколько полно и грамотно это учитывается в коммуникативном поведении, зависит его общая эффективность [26, с. 434].
Заражение определяется как процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, преимущественно на неосознаваемом уровне - либо помимо основного контакта, либо дополнительно к нему. Эффекты заражения наиболее типичны для больших аудиторий, когда они как бы усиливаются путем многократного «отражения» людьми состояний друг друга и приобретают характер «цепной реакции». При этом индивид не испытывает организованного, преднамеренного воздействия, он просто бессознательно усваивает образцы поведения других и их состояния, подчиняется им.
Внушение - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности и критичности восприятия им информации и ее реализации в действиях, с отсутствием целенаправленного и активного ее понимания, логического анализа, оценки и связи с прошлым опытом. Содержанию внушенной информации в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции и приобретает вид «внушенных поведенческих установок». Эффективность внушения зависит, прежде всего, от авторитета «внушающего» - суггестора.
Убеждение, в отличие от внушения, построено на том, чтобы с помощью логического, рационального обоснования добиться добровольного и осознаваемого согласия от человека, принимающего информацию. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанной на готовом выводе; при убеждении вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие, тогда как внушение - преимущественно эмоционально-волевое.
Подражание имеет ту основную специфическую черту, что в результате осуществляется не только принятие какой-либо информации, черт поведения других людей или групп, но и активное воспроизведение черт и образцов воспринимаемого поведения других в своем собственном поведении. Различают несколько основных типов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, внутри- и межгрупповое подражание. Подражание выступает одной из форм давления группы, организации на индивида и является поэтому одним из основных механизмов конформистского поведения [26, с. 435].
Психологические механизмы всех указанных коммуникативных явлений, равно как и описанных форм коммуникативного поведения, связаны с существованием специфических коммуникативных психических процессов и тех качеств личности, которые ими обусловлены. Это - процессы эмпатии, аттракции, идентификации, рефлексии и др.
Эмпатия (от греч. empathea - сопереживание) - проникновение в эмоциональные и иные состояния другого человека, постижение их. Это - особый способ понимания внутреннего мира другого, основанный не столько на рациональном его осмыслении, сколько на стремлении эмоционально откликнуться и вникнуть в его проблемы. Другими словами, это эмоциональное понимание [26, с. 436]. В ряде случаев эмпатическое и рациональное понимание могут противоречить друг другу. При этом возникает чувство неопределенности контакта с коммуникантом и недоверие к нему. Эффективность процессов эмпатии возрастает по мере увеличения прошлого опыта; в случае сходства коммуникантов; совместимости их установок, ценностей, направленности личности, а также культурно-образовательного уровня. Житейским эквивалентом эмпатии часто выступает проницательность, которая хотя к ней и ........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Анцыферова, Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л.И. Анцыферова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - М., 1991. - С. 15-29.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
3. Басов, М.Я. Личность и профессия / М.Я. Басов. - М-Л., 1976. - 328 с.
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - С. 445.
5. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 270 с.
6. Бердяев, Н.А. Самоопределение (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. - М., 1991. - С. 128.
7. Бодалев, А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 1988. - С. 188.
8. Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Братусь. - М., 1977. - 214 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, ЭКСМО, 2005 - 1136 с.
10. Гарифуллин, Р.Р. Энциклопедия блефа. Манипуляционная психология и психотерапия / Р.Р. Гарифуллин. Казань: ИКП 1995. - 104 с.
11. Грановская, P.M. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: ЛГУ, 1988. - 560 с.
12. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с.
13. Дикова, В.В. Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности / В.В. Дикова // Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2005 - С. 2-7.
14. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции / Е.Л. Доценко. М.: «ЧеРо» Изд. МГУ, 2000 . - 344 с.
15. Дружилов, С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования / С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. - Новокузнецк: ИПК, 2001 - Вып. 5. - С. 45-56.
16. Дружилов, С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности / С.А. Дружилов // Объединенный научный журнал. - М.: ТЕЗАРУС, 2001. - № 22. - С. 44-45.
17. Ермаков, Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия / Ю.А. Ермаков. М.: Смысл, 1995 . - 143с.
18. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев.- М.: МПСИ: Флинта, 2006. - 336 с.
19. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности / Е.П. Ермолаева // Психологическое обозрение. - 1998. - № 2. - С. 35-40.
20. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - М.: МПСИ, 2003. - 480 с.
21. 3еер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 6. - С. 28-36.
22. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования / Ф.С. Исмагилова. - М., 2003. - С.8-37.
23. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учебное пособие / Т.С. Кабаченко. М.: Педагогическое общество России, 2000 . - 384 с.
24. Каверин, С.Б. Потребность власти / С.Б. Каверин. - М.: Знание, 1991. - 64 с.
25. Карпов, А.В. Принятие решений в профессиональной деятельности. Учебное пособие / В.В. Карпов. - Ярославль: ЯрГУ, 1991. - 152 с.
26. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.
27. Кикоть, В.Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). Учебное пособие / В.Я. Кикоть. - СПб., 1996. - 324 с.
28. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М. - Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.
29. Ковалев, В.П. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки / В.П. Ковалев, В.Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - № 6. - С. 35-44.
30. Корнеева, Л.Н. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 1991. - С. 61-84.
31. Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцева, В.Ю. Шегунов // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 52-59.
32. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. - Хабаровск: ХГПУ, 1997. - С. 294.
33. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 365с.
34. Лефевр, В.А. Конфликтующие структуры / В.А. Лефевр. - М.: Сов. радио, 1973. - С. 159.
35. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание» 1996. - 312 с.
36. Никифоров, Г.С. и др. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Г.С. Никифоров и др. - СПб.: Питер, 2001. - 240 с.
37. Рюмшина, Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении / Л.И. Рюмшина. Ростов н/Д, 1997 . - 48 с.
38. Сидоренко, Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию: В кн. «Психология влияния» / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Питер, 2001. - 512с.
39. Щербатых, Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие / Ю. В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.