На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик проблемы коррекции психики подростков, переживших развод родителей

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 22.12.2013. Сдан: 2013. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение………………………………………………………….………..……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции психики
подростков, переживших развод родителей ……………………….……….5
1.1 Анализ психологических источников по
исследуемой проблеме ………………………………………………………….5
1.2 Специфика психических проявлений у подростков
в условиях развода родителей …………………………………………….…..8
Глава 2. Психологические особенности коррекции
психики подростков, переживших развод родителей …………….…….…..22
2.1 Изучение психики подростков, переживших развод
родителей …………………………………………………………………….…22
2.2 Программа нравственной коррекции психики подростков,
переживших развод родителей ………………………………………………..23
Заключение….......................................................................................................28
Список использованной литературы………………………………………..…30
Приложения…………………………………………………………………..…32


Введение

Развод - это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. Одно из последствий послеразводного стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни.
Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.д. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.
Актуальность данной темы обусловливается изменениями социально-экономической ситуации последних десятилетий в Беларуси, которые отразились на функционировании одного из важнейших институтов социализации детей - семье. Особенно серьезные проблемы отмечаются в развитии детей из неполных семей. При этом число таких семей в структуре общества неуклонно возрастает. Как правило, развод родителей является психологической травмой для детей любого возраста. В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.
Проблема воспитания детей в условиях неполной семьи требует более подробного рассмотрения. Для этого необходимо изучить особенности процесса воспитания в данных семьях, раскрыть формы и методы оказываемой социально-педагогической помощи неполным семьям, выявить условия совершенствования процесса воспитания в таких семьях.
Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педагогами и психологами как Фигдор Г., Бремс К., Циантиса Дж., Хорн Э., Л. Тишлер, Абрамова Г.С., Алешина Ю. Анализ литературных источников свидетельствует о связи антиобщественного поведения детей с «разбитыми семьями», что, безусловно, справедливо. Между тем, в работах выполненных в этой области не достаточно рассматриваются и прослеживаются зависимости и связи между разводом родителей и психическим здоровьем детей, их эмоциональным состоянием. Анализ массовой практики показал в решении этих вопросов большие потребности. Недостаточная разработанность существующих проблем, а также их теоретическое и практическое значение обусловило необходимость и актуальность выполнения работы и определило цель исследования.
Целью работы является изучение специальной программы групповой коррекции, построенной на психологических принципах, учитывающей особенности особого контингента - подростков в ситуации развода родителей и способствующей их личностному развитию.
Объектом нашего исследования является психологическое состояние подростков в ситуации развода родителей.
Предметом исследования являются психологические условия, способствующие личностному развитию подростков в ситуации развода родителей.
Задачами исследования являются проведение теоретического анализа научных источников по изучаемой проблеме; определение специфики психических проявлений у подростков в условиях развода родителей; изучение психики подростков, переживших развод родителей; построение программы нравственной коррекции психики подростков, переживших развод родителей.
Методологической основой исследования является работа Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на ее формирование.
В работе были использованы следующие методы;
- метод анализа литературы по теме исследования;
- методы психологической коррекции (психологическая программа коррекции «Я-концепция», тренинг личностного самопознания, профилактики правонарушений с основами правовых знаний, самоопределения и достижения жизненных целей).


Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции психики подростков, переживших развод родителей

1.1 Анализ психологических источников по исследуемой проблеме

Психологические размышления о разводе, которые часто близки к моральному его осуждению ("родители обязаны прежде всего думать о детях"), находят поддержку в выводах эмпирических исследований, которые в последние десять - пятнадцать лет обращены к теме развода и значения его последствий для детей. Так, выясняется, что развод родителей и их новый брак чаще всего представляют собой первоначальную причину проявления симптомов, которые впоследствии заставляют родителей обращаться в детские психиатрические клиники. Симптомы, проявляющиеся в основном после развода родителей, описаны в различных исследованиях: это прежде всего общее беспокойство, обжорство, бессонница. Многие из детей начинают опять мочиться в постель, снова и снова возникают проблемы с дисциплиной в школе и в семье, иногда даже воровство, порой у детей развиваются психосоматические симптомы, такие, как боли в желудке, головные боли, угри и другие. Большинство детей, чьи родители развелись, проявляет особую раздражительность: они все чаще испытывают чувства страха, беспокойства, печали; почти у каждого ребенка наблюдается возрастание агрессивного потенциала, который разряжается на одном из родителей или на других детях, некоторые реагируют, наоборот, усиленной зависимостью, а также отставанием социального и эмоционального развития. Все эти симптомы часто сопровождаются снижением внимательности и ухудшением успеваемости [16].
Подобные рассуждения привели, в конце концов, психологов к решению провести психоаналитическое исследование о воздействии развода на психическое развитие ребенка. Инициатива принадлежала Гаральду Лойпольд-Лёвенталю, президенту общества Зигмунда Фрейда в Вене и председателю Института прикладного психоанализа, официально выполняющего обязанности руководителя проекта. Основу проекта представляла консультация для разведенных и разводящихся родителей. Основным предметом научного исследования явилась психодинамика переживания развода ребенком, которая должна была, во-первых, показать вероятные отдаленные по времени последствия и, во-вторых, дать объяснение взаимосвязи между психическим развитием и "внешними" (принципиально тоже изменяющимися) обстоятельствами.
Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток - это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против напоминания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз.
Включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, тем самым, осуществляя коррекцию агрессивного поведения подростка [10].
Наряду с вышеперечисленными нарушениями психики довольно часто встречается «замкнутость». Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Причиной этого нарушения может быть, например, развод родителей. По мнению Ф. Райса, если подросток воспитывается только одним родителем, то, как следствие, в нем развивается сильное стремление к автономии. Во время развода ослабевает родительский контроль за ребенком, взаимные чувства и потребности в общении друг с другом, что, в свою очередь, пробуждает в подростке раннее стремление к автономии, убеждает, что в жизни нужно полагаться только на себя. С одной стороны, подростки из неполных семей более ответственны, независимы от родителей и решительны, чем те, кто растет в обычных семьях; с другой - подростки из неполных семей могут слишком рано начать активно отдаляться от дома, добиваясь поведенческой и эмоциональной автономии [16].
Большой и дифференцированной работой по этой комплексной теме является единственное в своем роде долгосрочное исследование под руководством Юдифи Валлер-штейн, охватывающее отрезок времени в пятнадцать лет. Она подчеркивает, что продолжение агрессивных разногласий между родителями порождает у детей не только мучительный конфликт лояльности, но и чувство, что они нежеланны и представляют собой, в известной степени, несчастный случай истории, являясь детьми не любви, а ненависти. Эти дети в силу процессов идентификации испытывают большие трудности по отношению к своей персоне, они не любят себя и не видят смысла в своей жизни.
В вопросе семейно-правовых решений многие авторы руководствуются двумя критериями: кто из родителей в состоянии, прежде всего психологически, воспринимать родительские функции в непрерывно продолжающихся отношениях (как минимум частично), и какое решение в первую очередь открывает ребенку возможность и в дальнейшем чувствовать себя желанным.
Таким образом, анализ литературы, посвященной проблемам развития личности подростков и особенностей взаимоотношений в семьях, переживающих развод, показал следующее. Развитие автономии и индивидуации - один из основных аспектов личностного развития подростка - может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е. развитию автономии и индивидуации.


1.2 Специфика психических проявлений у подростков в условиях развода родителей


Многим родителям кажется, что, разводясь, они лишают ребенка будущего, и переживание вины перед детьми часто усугубляет общее ощущение неуспеха и собственной обреченности, связанное с разводом.
Тренер может помочь участнику тренинга по-другому взглянуть на эту проблему. Для ребенка гораздо лучше жить с одним из родителей, но в спокойной и доброжелательной атмосфере, чем в полной семье, в которой отношения напряжены и конфликтны, а скандалы следуют один за другим. Об этом свидетельствуют и данные об успеваемости детей в школе, об уровне их коммуникативности, невротичности и т.д..
Для того чтобы ребенок легче пережил травму развода, у него должны сохраниться максимально хорошие отношения как с отцом, так и с матерью. Беседуя с клиентом, находящимся в процессе развода, следует ориентировать его на то, чтобы родитель, который будет жить отдельно от ребенка (чаще всего - отец), максимально полно участвовал в его воспитании. Тем не менее, многие стремятся сознательно или полусознательно наложить определенные ограничения на отношения отца с ребенком, особенно в том случае, когда у ребенка появляется “новый папа”, то есть мать выходит замуж. Психолог может специально обсудить с клиентом, как организовать для ребенка ситуацию “двух отцов”, чтобы не создавать для него дополнительной проблемы. В такой ситуации очень многое зави........

Список использованной литературы


1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов - Изд 6-е., перераб. и доп. - М : Акаде- мический Проект, 2003. - 496 с.
2. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование»: Класс; 2004.
3. Аракелов Г.Г., Шишкова Н. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции. // Вестн. Моск. ун-та, сер. 14. - психология. 1998. - №1. - с. 18-32.
4. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. / Пер. с англ. Ю. Брянцевой. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 640 с. (Серия «Кафедра психологии»).
5. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М.: Знание, 2001. - 80 с.
6. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье, М., 2001. - №11. -электронная версия журнала «Социальные исследования»
7. Зубарева Н.Н. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей из неполных семей.// Психология притеснения: обидчики и обиженные. - М.-Коломна: КГПИ, 2003.
8. Ивашкина М.Г. Психологические проблемы детей и подростков // 2002, Помоги себе сам. - 2000. - май (№5). - с. 6.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Воронеж: «Ин-т практ. психологии»; НПО «Модэк», 1997. - 384 с.
10. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл, 2005. - 182 с.
11. Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж. Циантиса, СБ. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн, Л. Тишлер. Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2006. - 196 с.
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - 529 с.
13. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. - 93 с.
14. Смолярчук И.В. Психологическое консультирование и психокоррекционная работа: Учебно-методическое пособие. ТГУ им Г.Р. Державина. - Тамбов, 1996. - 105 с.
15. Степанов С. Психологическое диагностирование ребенка по его рисункам // Воспитание школьников. - 1999. - №3. - с. 44-46.
16. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). - М.: Наука, 1995. - 376 с.
17. Черепанова Е.М. Любовь и защита: Как помочь детям, переживающим глубокую психол. травму // Семья и школа. - 2002, №8. - с. 10-11.
18. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
19. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. - М.: Авиценна, 1996. - 398 с.
20. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / [В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.Н. Меблинг]. - М.: Изд-во МГУ,1990.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.