Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Контрольная Особенности семьи с детьми младшего школьного возраста: характерные проблемы и нарушения, специфика консультирования
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Предмет: Психология.
Добавлен: 22.12.2013.
Год: 2012.
Страниц: 23.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
УЧ Содержание
Введение……….…..……..……..3 1. Феноменология кризиса семьи с детьми младшего школьного возраста ………..….5 2. Диагностика кризиса семьи с детьми младшего школьного возраста ………...…..10 3. Способы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций в семье с детьми младшего школьного возраста. Специфика консультирования...12 Заключение…... ... ...21 Список использованной литературы………...…23
Введение
Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя - одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. Актуальность данной темы обусловливается изменениями социально-экономичес ой ситуации последних десятилетий в Беларуси, которые отразились на функционировании одного из важнейших институтов социализации детей - семье. При этом число таких семей в структуре общества неуклонно возрастает. Проблемы отмечаются и в развитии детей младшего школьного возраста. Переход к школьному обучению сопровождается существенной перестройкой всей социальной ситуации развития ребенка, расширением круга значимых лиц. Часто начало учебы в школе является психологической травмой для детей. В современных условиях социально-экономичес ого развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране. Проблема воспитания подрастающего поколения требует более подробного рассмотрения. Для этого необходимо изучить особенности процесса воспитания в семьях с детьми младшего школьного возраста, раскрыть формы и методы психологической помощи, выявить условия совершенствования процесса воспитания в таких семьях. Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педагогами и психологами как Карабанова О.А., Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Бурменская Г.В. и др. Анализ литературных источников свидетельствует, что главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка младшего школьного возраста - сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности., что, безусловно, справедливо. Анализ массовой практики показал в решении этих вопросов большие потребности. Недостаточная разработанность существующих проблем, а также их теоретическое и практическое значение обусловило необходимость и актуальность выполнения работы и определило цель исследования. Целью работы является изучение характерных проблем и нарушений, специфики консультирования семей с детьми младшего школьного. Задачами данной работы являются: проведение теоретического анализа научных источников по изучаемой проблеме; определение специфики психических проявлений у детей младшего школьного возраста, изучение специфики консультирования родителей. Объектом нашего исследования является психологическое состояние детей младшего школьного возраста, а также их родителей. Предметом - семейное консультирование, способствующее оказания психологической помощи семье с детьми младшего школьного.
1. Феноменология кризиса семьи с детьми младшего школьного возраста
Семья с детьми младшего школьного возраста может переживать два кризиса, связанных с включением ребенка во внешние социальные структуры (школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту в литературе редко называют кризисом, а если и называют, то - малым кризисом. Это и понятно, так как кризисными периодами возрастного развития принято называть периоды жизни ребенка, когда в типичных условиях воспитания не учитываются изменившиеся отношения ребенка к миру, к себе, его изменившаяся внутренняя позиция, когда нарушается соответствие между сложившимися и характерными для предыдущего этапа способами взаимоотношений ребенка с окружающими и развивающимися в течение этого периода возможностями детей. Для возраста вхождения в школу, наоборот, как раз и характерна специальная нацеленная работа общества по подготовке ребенка к максимально безболезненному переходу в следующий возрастной период жизни, по максимальному учету его развившихся в предыдущем периоде способностей. Но и малый кризис - это тоже кризис. Кризис семи лет - это переломный, критический возраст, которым открывается весь период школьных возрастов. Таким образом, говоря о проблемах младшего школьного возраста как фазы онтогенеза, мы фактически должны иметь в виду проблемы двух возрастных отрезков: кризиса семи лет (критический возраст, по терминологии Л. С. Выготского) и собственно младшего школьного возраста (литический возраст, по терминологии Л. С. Выготского) как периода онтогенеза [3]. Включение детей во внешние социальные институты может вскрывать имеющиеся семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Психологические проблемы детей, таким образом, могут выступать в качестве индикатора наличия внутрисемейных проблем [8]. Детско-родительские конфликты характеризуются возрастной спецификой их типологии, способами их разрешения и воздействия как на психическое развитие ребенка, так и на детско-родительские отношения. В младшем школьном возрасте основной сферой проявления конфликтов становится учебная деятельность. Функции конфликтных проявлений ребенка в начале обучения состоят в разрешении проблемных ситуаций; формировании у него самосознания и самооценки; формировании необходимой коммуникативной компетентности; способствуют развитию мотивационно-потребно тной сферы и формированию саморегуляции и самоконтроля. Существуют определенные различия в особенностях восприятия родителями и детьми конфликтного взаимодействия. Мера расхождения его образов у родителей и детей определяется степенью гармоничности типа семейного воспитания. Выявлены семь зон конфликтного детско-родительского взаимодействия в младшем школьном возрасте: учеба, обязанности по дому, внешний вид и аккуратность, режим, общение с друзьями, свободное время и финансовые вопросы. Наиболее конфликтогенными оказались проблемы выполнения режима (возвращение с прогулки в определенное время, режим питания и т.д.), внешний вид и аккуратность [4]. Наряду со сходством в восприятии конфликтов родителями и детьми, наблюдались и существенные различия - как в восприятии объекта конфликтов, так и в понимании способов разрешения конфликтных ситуаций. Например, родители считают проблемными такие зоны взаимодействия, как свободное время, учеба и обязанности по дому, в то время как для младших школьников конфликтогенными являются сферы общения с друзьями и финансы. В возрасте 6-7 лет большинство детей в нашей стране начинают посещать школу. На этом этапе проблемы в семейной системе возникают «в связи с тем, что ребенок все чаще занят вне семьи». У ребенка напряжение растет в связи с включением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как у родителей - в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» [8]. Задача супругов на этом этапе - поддержать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем: - трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, прежде всего вследствие низкой произвольной регуляции поведения и организованности; - трудности адаптации ребенка к классному коллективу; - трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, истоки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений, будучи обусловленными стилем семейного воспитания; - трудности, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны родителей [8]. Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка. Если у него при этом отсутствуют школьные проблемы, то, с большой вероятностью, школьная фобия может выступать симптомом, необходимым семейной системе для поддержания ее функционирования. Причины школьной неуспешности на начальных этапах обучения имеют как биологический, так и социальный характер. К биологическим причинам могут быть отнесены: - низкий темп психической активности (корковая незрелость); - дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур); - вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленно-сти (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной нервной системы); - общая вегетативная незрелост...
Список использованной литературы
1. Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма "Класс", 1999. 2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - Изд. 33е, испр. и доп. - М.: Незавии симая фирма “Класс”, 2001. 3. Возрастно-психологич ский подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабано-ва и др. - 2002. 4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. 5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер с англ. Т.К.Кругловой.- М.: Независимая фирма "Класс" 6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.,2000 Методы практической социальной психологии. /под ред. Ю.М. Жукова 7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.,1999. 8. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. 9. Психологическое консультирование родителей детей с хроническими заболеваниями Ермакова Е.Н., кандидат психологических наук, доцент Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка Белорусская ассоциация психотерапевтов 10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. 11. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 12. Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж. Циантиса, СБ. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн, Л. Тишлер. Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2006. 13. Смолярчук И.В. Психологическое консультирование и психокоррекционная работа: Учебно-методическое пособие. ТГУ им Г.Р. Державина. - Тамбов, 1996. 14. Степанов С. Психологическое диагностирование ребенка по его рисункам // Воспитание школьников. - 1999. - №3. 15. Черепанова Е.М. Любовь и защита: Как помочь детям, переживающим глубокую психол. травму // Семья и школа. - 2002, №8. 16. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник для студ.вузов: В 3ч./ Н.И.Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. 17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001.