Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Социально-психологические представления о материнстве и отцовстве у современной молодежи

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 22.12.2013. Год: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание


Введение……….………..…….. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы представления о материнстве и отцовстве у современной молодёжи ……….……… 5
1.1 Анализ психологических источников по исследуемой проблеме……… 5
1.2 Специфика представления о материнстве и отцовстве у современной молодёжи ……….……… 9
Выводы……….……. 18
Глава 2. Тренинговая программа, направленная на формирование и развития представления о материнстве и отцовстве у современной молодежи……… 19
Выводы……….…… 24
Заключение…... ... ... 25
Список использованной литературы……… 27
Приложение……… 29


Введение


В последние годы в психолого-социологич ской литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. В современном мире семья переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства. Самоутверждение и автономность как наиболее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи. При этом супружество становится основной линией внутрисемейных отношений, тогда как родительство - второстепенной.
Эти изменения затронули и Беларусь и, в конечном итоге, привели к малодетности наших семей. Малодетность сегодня становится жизненной нормой: подавляющее большинство белорусских семей воспитывает только одного ребенка, и многие родители не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств и времени и сил.
Актуальность данной темы обусловливается изменениями социально-экономичес ой ситуации последних десятилетий в Беларуси, которые отразились на функционировании одного из важнейших институтов социализации детей - семье. Особенно серьезные проблемы отмечаются в развитии детей из неполных семей. При этом число таких семей в структуре общества неуклонно возрастает. Как правило, развод родителей является психологической травмой для детей любого возраста. В современных условиях социально-экономичес ого развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране. Безусловно, подобные негативные явления требуют поиска способов преодоления сложившейся ситуации. В связи с этим приобретает актуальность проблема изучения представлений о материнстве и отцовстве у современной молодежи как составляющих феномена родительства, а также моделирования на этой основе будущего, ожидающего белорусскую семью в XXI столетии.
В настоящее время остаётся также актуальным вопрос о природе, структуре родительства, ведущих факторах, влияющих на формирование представлений молодых людей об отцовстве и материнстве.
Целью работы является разработка тренинга, изучение специальной программы формирования и развития социально-психологич ского представления о материнстве и отцовстве, построенной на психологических принципах, учитывающей особенности особого контингента - современной молодежи.
Задачами данной работы являются: проведение теоретического анализа научных источников по изучаемой проблеме; определение специфики социально-психологич ского представления о материнстве и отцовстве у современной молодежи; построение специальной программы формирования и развития социально-психологич ского представления о материнстве и отцовстве.
Объектом нашего исследования является социально-психологич ское представление о материнстве и отцовстве у современной молодежи.
Предметом - психологический тренинг, способствующий формированию и развитию социально-психологич ского представления о материнстве и отцовстве у современной молодежи.
Контингент психологического тренинга - молодые люди от 14 до 19 лет.
Теоретико-методологи еской основой исследования послужили положения о социальной обусловленности формирования и развития личности, ее поведения, социально-психологич ский подход к анализу отцовства и материнства.
В ходе работе были использованы теоретические методы общенаучного исследования: сравнительно-историч ский анализ научных источников и литературы по данному вопросу, изучение и анализ социально-культурног опыта, метод анализа и синтеза, а также моделирования социально-психологич ских явлений.
В современной психологической и социологической науке достаточно широко распространилось изучение проблемы материнства и отцовства (Э. Бадинтер, Л.А. Дубисская, М. Мид, Р.В. Овчарова, Т.В. Рябова, Н.Л. Пушкарева, Т.В. Скрицкая, С.Г. Фатыхова, Г.Г. Филиппова, Е.В. Шамарина, Т.Б. Беляева, Ю.В. Евсенкова, Е.В. Кричевская, И. Кон, И.В. Рыбалко и др.


Глава 1. Теоретические основы проблемы представления о материнстве и отцовстве у современной молодёжи
1.1 Анализ психологических источников по исследуемой проблеме

Глобальные перемены, произошедшие в последние десятилетия в нашей стране, обусловили необходимость исследования процесса социализации, так как затронули практически все стороны жизни общества, в том числе привели к изменению социально-психологич ских представлений о материнстве и отцовстве. В белорусском обществе происходит процесс трансформации ценностно-нормативной культуры. Современность динамична и экспансивна, социальные изменения происходят быстро. В условиях трансформации отношений женщин и мужчин в обществе, дальнейшего разделения института брака возникают новые институты, социальные статусы и нормы поведения родителей (например, институт приемных родителей в Беларуси, институт совместной постразводной опеки в ряде западных стран). Снижение возраста начала сексуальной жизни, продолжающийся увеличиваться разрыв между сексуальной и социальной зрелостью (включая готовность к выполнению родительских ролей) актуализирует анализ родительства несовершеннолетних.
Интенсификация работы многих матерей вне дома в условиях либеральной экономики неизбежно повлекла необходимость более активного участия молодых отцов в уходе за маленькими детьми, общения с ними. Кроме того, «отцовскую проблему» актуализировало и все большее внимание к правам ребенка. На Западе вовлеченность отцов, доступность отца для ребенка стали рассматриваться как важный фактор благополучия детей, а также важное направление социальной политики и законодательства. Высокий уровень разводов в Беларуси, в том числе среди сожительствующих пар с детьми, раздельное проживание супругов актуализирует проблему постразводного родительства, выработку позитивных образцов общения родителей после развода, защиты прав детей на психологическую и материальную поддержку со стороны родителя проживающего отдельно (обычно отца).
Поскольку в последние десятилетия в обществе отчетливо прослеживаются изменения, касающиеся вопросов пола, а также намечается тенденция их постепенного преобразования, особый интерес вызывает вопрос о том, как социум влияет на формирование и закрепление в общественном и индивидуальном сознании гендерной идентичности как компонента основы социализации. В связи с этим встает целый ряд вопросов, непосредственно связанных с процессом социализации в юношеском возрасте: как изменились за последнее время представления о мускулинности и феминности, материнстве и отцовстве, предлагаемые обществом индивиду, каковы особенности личностных систем социальных ценностей. В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи, ее дестабилизации и появления большого числа неполных семей полоролевая социализация подростков превратилась в стихийный, фактически неуправляемый процесс. Возникает объективная необходимость в исследованиях процесса становления полоролевого самосознания и полоролевой самореализации молодежи как особой психологической проблемы, решение которой должно учитывать влияние образа жизни членов семьи и непосредственного социального окружения на возникновение и развитие образа мира (и образа себя) как представителя определенного пола, реализующего свое предназначение [20].
В работах классиков отечественной педагогики специальное внимание уделяется семейному воспитанию и родительской педагогике (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский). Описание семейного быта и родственных отношений представлено в трудах историков (И.Е. Забелин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев). В социологии П.А. Сорокин помимо «брака как полового союза» отдельно рассматривал «союз родителей и детей» и анализировал историческую динамику этой составляющей семейного института.
Следует отметить, что в современной психологической и социологической науке достаточно широко распространилось изучение материнства (Э. Бадинтер, Л.А. Дубисская, М. Мид, Р.В. Овчарова, Т.В. Рябова, Н.Л. Пушкарева, Т.В. Скрицкая, С.Г. Фатыхова, Г.Г. Филиппова, Е.В. Шамарина и др.) и отцовства (Т.Б. Беляева, Ю.В. Евсенкова, Е.В. Кричевская, И. Кон, И.В. Рыбалко и др.) как отдельных явлений. Причем по сложившемуся мнению (Е.В. Кричевская, Р.В. Овчарова), проблемы материнства по сравнению с отцовством изучены более подробно [24].
Содержание материнской и отцовской роли и критерии успешности их выполнения производны от гендерного порядка и конкретно-историческ х форм брака и семьи. Влияние матери и отца на развитие личности ребенка может быть различным в краткосрочной и в долгосрочной перспективе, а кроме того, всегда необходимо уточнять, на какие именно черты и свойства ребенка влияют мать и отец, и насколько значим в этом аспекте пол ребенка и возраст. Особый интерес представляет содержание социальных представлений о матери при достижении репродуктивного возраста, то есть в период юности.
В этом русле осуществлялись разработки, в частности, Г.М. Андреева, Н.М. Щелованова, А.Я. Варги, Э.С. Эйдемиллера, Г.Т. Хоментаускаса и других. Проведенные ими исследования показывают, что материнство и отцовство может быть рассмотрено как социально-психологич ская проблема через призму таких феноменов, как гендерные различия, возраст, социальный статус, референтная группа, социальные роли. В то же время можно предположить, что социально-психологич ский подход к изучению материнства и отцовства может не ограничиваться лишь этими концептами и целесообразно, помимо этого, рассматривать материнство и отцовство как самоценный феномен социального познания, причем особый интерес в этом смысле приобретает рассмотрение социальных представлений о материнстве и отцовстве [20].
Понятие «родительство» является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и так далее. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни как каждого отдельного человека, так и всего человечества.
Родительство представляет собой сложное образование, включающее отцовство и материнство, но, как подчеркивают исследователи в данной области (Э.Р. Алексеева, Т.А. Гурко, М.О. Ермихина, И.С. Кон, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих), не сводится к их простой совокупности : родительство находится на более высоком надличностном уровне определения, тогда как отцовство и материнство, в первую очередь, являются качественными характеристиками отдельной человеческой личности.
Как отмечает Р.В. Овчарова, «родительство - многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: как сложное комплексное субъективно-личностн е образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, то есть включает двух человек - отца и мать» [24, с. 41].
Таким образом, отцовство и материнство могут изучаться отдельно друг от друга как понятия, относящиеся к личной сфере конкретного человека, или как целостные социально-психологич ские явления, или же как базовые составляющие феномена родительства. При этом отцовство и материнство как составляющие родительства с точки зрения данных исследователей понимаются как феномены, имеющие индивидуальную, гендерную и социальную обусловленность.
На гендерные стереотипы поведения матери и отца в семье указывает в своих работах И. С. Кон, отмечая, что соотношение материнства и отцовства нельзя понять вне связи с половым диморфизмом [18]. Об этих же различных проявлениях отцовского и материнского отношения к ребенку пишут А.И. Антонов, С.И. Голод, Е.П. Ильин. Согласно Э. Фромму, главное значение материнской любви заключается в ее безусловном характере, который проявляется в том, что мать всегда любит своего ребенка, каким бы он не был: здоровым или больным, успешным или безуспешным, красивым или некрасивым и т.п. Любовь же отца носит обусловленный характер: она может быть заслужена или временно утеряна - в этом проявляется такие качества отцовской любви, как разумность и рациональность. При этом отцовская любовь зависит от социальных причин (культурные особенности, социальные нормы и др.) [31].
Таким образом, в поведенческом проявлении материнство воплощает собой абсолютное принятие ребенка, тогда как отцовство являет определенный уровень требований к нему. Абстрактно можно обозначить материнство как эмоциональную близость, понимание, заботу, а отцовство как воплощение совести, долга и закона, что соответствует внутреннему семейному миру ребенка и внешнему социальному окружению.
Индивидуальную и социальную обусловленность родительства рассматривает в своих работах Р.В. Овчарова, в частности, отмечающая, что отцовство и материнство в различной степени детерминированы психологическими (индивидуальные особенности личности, ценности, взгляды и т.п.) и социальными (социокультурное развитие общества, социальное и жизненное пространство личности родителя, опыт родительской любви, приобретаемый человеком в процессе взаимодействия с собственными родителями) причинами [24]. Именно на эту социальную обусловленность материнства и отцовства указывают и другие исследователи. Так, к примеру, Т.В. Скрицкая отмечает, что общественные ценности и нормы оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения [27] . Известный психолог В.С. Мухина также рассматривает материнство в качестве культурного феномена, смысл и значение которого может меняться вместе с культурой [32]. Е.В. Шамарина утверждает, что отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нем к данной конкретной культуре [33].
Еще более сильную социоцентристскую позицию в отношении проблемы материнства занимает Э. Бадинтер, считая, что чувства и поведение матери чрезвычайно изменчивы в зависимости от влияния культуры и амбиций женщины. В зависимости оттого ценится ли материнская любовь к ребенку или обесценивается в ту или иную эпоху, женщина становится любящей или «холодной» матерью [2].
Как отмечает И.С. Кон, отцовство по сравнению с материнством является еще более социально обусловленным феноменом, поэтому специфический стиль отцовства зависит от множества социокультурных условий и существенно варьируется от культуры к культуре [18, с. 31].


1.2 Специфика представления о материнстве и отцовстве у современной молодёжи


Проблема современного состояния отцовства и материнства волнует ученых не меньше общих вопросов изучения родительства. Как отмечает С.Ю. Девятых, материнство и отцовство изменяется вместе с изменением общества, трансформируясь при этом как социальные, так и гендерные и индивидуальные стереотипы матери и отца [11].
Современные психологи, социологи и педагоги с тревогой пишут об ослаблении в последние годы родительского внимания к детям, которое называют «дефицитом родительской любви» [21] . Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем психолого-педагогиче кой культуры многих родителей, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей. Изучая данные явления, уместно говорить не только о кризисе семьи, но и о кризисе родительства, ярко проявляющим себя в современном мире, который, по нашему мнению, является кризисом традиционного отцовства и материнства. Как пишет Р.В. Овчарова, ссылаясь на научные позиции И.С. Кона и В.А. Рамих, в настоящее время происходит переориентация ж...



Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.