На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие арт-терапии.Функции групповой арт-терапии.Сущность консультативного процесса в современных подходах групповой арт-терапии

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 22.12.2013. Сдан: 2012. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





Содержание


Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие арт-терапии………………………………………………………….4
2. Функции групповой арт-терапии…………………………………………… 6
3. Сущность консультативного процесса в современных
подходах групповой арт-терапии……………………………………………8
4. Сравнительный анализ основных методов и техник
консультативного процесса групповой арт-терапевтической
работы с детьми……………………………………………………….…….11
4.1 Общая характеристика основных арт-терапевтических
подходов при групповой арт-терапии с детьми…………………………...11
4.2 Графические художественные методы групповой арт-терапии………....14
4.3 Коллаж как метод групповой арт-терапии……………………………..…18
4.4 Скульптурные художественные методы групповой арт-терапии……….21
4.5 Прочие художественные методы групповой арт-терапии ……………….25
5. Ограничения в применении групповой арт-терапии с детьми……………27
Заключение……………………………………………………………………....28
Список литературы…………………………………………………………..….29


Введение


В последнее время в нашей стране значительно расширилась область практической психологической деятельности, в том числе связанная с применением групповых арт-терапевтических методов работы с детьми. Возрастающая популярность арт-терапии обусловлена наличием ряда её преимуществ по сравнению с другими психотерапевтическими методами. Арт-терапия акцентирует внимание на невербальном взаимодействии психолога и ребенка, предоставляя тем самым новые ресурсы для работы психолога с теми детьми, вербальные возможности которых ограничены вследствие воздействия различных факторов.
В данной работе рассматривается один из альтернативных способов коррекции личности ребенка, а именно - влияние групповой арт-терапии на детей. Арт-терапевтический процесс активизирует бессознательное ребенка и даёт возможность арт-терапевту получить доступ к нему. Арт-терапия полифункциональна. Она применяется психологами как на этапе диагностики, так и на этапе коррекции.
Актуальность данной темы определяется тем, что особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современных детей. Как известно, именно в детском возрасте происходит интенсивное формирование системы ценностных ориентаций, оказывающее влияние на становление характера и личности в целом. Именно дети всегда наиболее чутко реагируют на все изменения, причем их ценностные ориентации отличаются неустойчивостью и подвержены воздействию случайных факторов. Поэтому основная проблема исследования заключается в том, что в силу возрастных особенностей ценностные ориентации детей могут характеризоваться недостаточной сформированностью и наличием конкурирующих компонентов, но не все дети склонны к девиантному поведению.
В связи с этим целесообразным является применение арт-терапии в работе с группами детей, что позволяет достигнуть не только определенного постоянства системы ценностных ориентаций ребенка, но и преемственности во времени, поскольку работа направлена на актуализацию ребенком выбор системы ценностей и осознание своего выбора. Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических вопросов групповой арт-терапии как самостоятельного направления психокоррекционной работы, аспектов групповой арт-терапевтической работы с детьми, возможных уровней её применения в психологии, области практического использования арт-терапевтического подхода, уделить внимание описанию разнообразных функций групповой арт-терапии, определить роль арт-терапевта и степень его включенности в арт-терапевтический процесс, озвучить проблему ограничений в использовании арт-терапевтических методов и техник в групповой арт-терапии.
1. Понятие арт-терапии


В переводе с английского языка «арт-терапия» - лечение изобразительным искусством. Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания - психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность [10]. Психотерапия искусством - это вид психотерапии, который основан на использовании различных форм и видов искусства в лечебных целях. Традиционно психотерапия искусством представлена следующими основными направлениями: арт-терапией, драматерапией, музыкотерапией и танцедвигательной терапией. В отдельных странах эти направления признаны в качестве самостоятельных профессий. Таким образом, арт-терапия - одна из составляющих терапии искусством.
Как самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, арт-терапия стала формироваться на стыке науки и искусства в начале XX века. В настоящее время термин «арт-терапия» применяется в научной литературе в двух смыслах:
1) метод коррекционного воздействия (лечения), основанный на использовании различных форм творческой деятельности (как специфического вида деятельности человека).
2) метод коррекционного воздействия (лечения); психотехнологии, связанные с использованием изобразительного творчества (визуальное искусство). С точки зрения западной психологии, арт-терапия - это метод лечения, воздействия на человека, основанный не только на привлечении клиента к занятиям изобразительным творчеством, но и на восприятии им готовой изобразительной продукции (например, восприятии и обсуждении картин, фото- и видеоматериалов). Исходя из этого, выделяют активную и пассивную арт-терапию. Активная арт-терапия предполагает побуждение клиентов к самостоятельной творческой деятельности, пассивная же основана на использовании уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию [1].
Чаще всего арт-терапию связывают с медицинской деятельностью, но более корректно было бы говорить о ней как о сопровождении. Арт-методы можно рассматривать как средство профессиональной работы на развивающем и коррекционном уровнях изучения внутреннего мира личности, её психологических особенностей. Поэтому в данном случае уместно использовать понятие развивающей или коррекционной технологии.
Анализ представлений, присутствующих в различных арт-терапевтических направлениях, позволяет выделить некоторые общие признаки, характеризующие арт-терапию как самостоятельную область психотерапевтической деятельности:
использование клиентом различного изобразительного материала для самовыражения;
создание специальных условий для изобразительной деятельности клиента (арт-терапевтический кабинет, в котором клиенты чувствуют свою защищенность);
обязательное присутствие психотерапевта;
использование психотерапевтом специальных приемов, способствующих художественному самовыражению клиента и осознанию им связи созданной художественной продукции с содержанием своего внутреннего мира;
5) безоценочное отношение к созданной художественной продукции [8]. Для терапевтического процесса художественная одаренность клиента не имеет принципиального значения. Эстетические критерии созданного образа не играют значимой роли. Любое произведение имеет свою ценность, независимо от его художественных достоинств.
Современная арт-терапия включает в себя не только живопись, рисунок, хотя эти формы работы остаются доминирующими. Однако, наряду с ними, участникам арт-терапевтического процесса предлагаются самые разнообразные занятия изобразительного и прикладного характера, направленные на творческое самовыражение, выявление актуальных психологических проблем, активизацию психотерапевтического взаимодействия. При этом могут использоваться рисунок, живопись, графика, скульптура, чеканка, фотография, лепка, резьба, выжигание, гобелен, мозаика, фреска, резьба по дереву, изготовление изделий из меха, кожи, ткани и т.д. В качестве материала могут быть применены как природные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветки, овощи, фрукты и т.п.), так и искусственные, то есть созданные человеком (краска, гуашь, картон, бумага, пластилин, верёвка, целлофан и т.п.). В современную арт-терапию включены и такие формы творческой деятельности как видеоарт, инсталляция, перфоманс, компьютерное творчество, где ведущую роль играет визуальный канал восприятия информации.
Учитывая нарастание во всем мире интеграционных процессов и активизацию профессиональных контактов развитие арт-терапевтического направления в нашей стране трудно представить без ясного понимания отечественными специалистами основополагающих принципов и содержания арт-терапевтической деятельности, согласующихся с ее общепринятым определением [10].


2. Функции групповой арт-терапии

В групповой арт-терапии взаимодействие происходит значительно сложнее, чем в индивидуальной, так как в групповой арт-терапевтический процесс включаются новые субъекты (другие участники группы). Процесс арт-терпии может ещё более усложниться в случае введения в него стороннего наблюдателя.
Групповая арт-терапия выполняет множество разнообразных функций. Эти функции важны как для каждого участника группового арт-терапевтического процесса, так и для самого арт-терапевта.
Арт-терапия способствует самовыражению каждого ребенка в невербальной форме. Она позволяет ему работать со своими мыслями и чувствами, ко­торые кажутся непреодолимыми. Иногда невербаль­ное средство становится практически единственным инструмен­том, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения ребенка, его глубинные переживания. Она предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой форме, являясь безопасным методом разрядки напряжения, выступает в виде седативного средства при психомоторном возбуждении и агрессивных проявлениях.
Также групповая арт-терапия пособствует упорядочиванию у детей внутреннего хаоса: возникновению чувства внутренне­го контроля и порядка, а также помогает разрешению внутриличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что рисование, живопись крас­ками и лепка приводят к необходимости организации форм и цветов.
Она выполняет функцию отвлечения и занятости, позволяет выработать психологический ресурс и разрешить актуальные психологические проблемы. Также групповая арт-терапия способствует формированию следующих качеств у детей: уверенность в себе, самодостаточность, умение различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей, проявлять гибкость в поиске решений и выдвижении идей, способность к обобщению и синтезу и др.
Художественное творчество способствует развитию самосознания и мобилизации творческого потенциала личности ребенка, помогает установить психотерапевтический контакт и укрепить терапевтические взаимоотно­шения, способствует преодолению трудностей в установлении психотерапевтических отношений в случае наличия культурного барьера; при неспособности ребенка (в силу его возрастных особенностей, имеющегося заболевания или отставания в развитии) выражать свои чувства и мысли в вербальной форме; ускоряет прогресс в общей терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания детей легче выражаются с помощью зрительных образов, чем при вербальной терапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры.
Использование художественных приемов в процессе прове­дения группы позволяет психотерапевту проводить психодиагностику, глубоко изучать такие процессы как фанта­зирование и воображение.
Совместное участие членов группы в художественной деятельности способствует созданию атмосферы доверия и взаимного принятия. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств.
- Арт-терапия способствует разрешению не только внутриличностных, но и межличностных, и межгрупповых конфликтов.
Итак, групповая арт-терапия выполняет функцию самовыражения (дети выражают себя, свой внутренний мир), развивающую функцию (наблюдается развитие многих психических процессов, личности в целом, развиваются межличностные отношения), психотерапевтическую функцию (происходит снятие стрессового напряжения и достигается решение психологических проблем), диагностическую функцию (проводится диагностика психических процессов, осознаваемых и неосознаваемых психологических проблем).
Важно отметить, что групповая арт-терапия используется не только для лечения, но и для профилактики возникновения психологических проблем у детей. Это связано с тем, что она придаёт ребенку, принимающему в ней непосредственное участие, уверенность в своих способностях, возвращает ощущение самоценности, помогает при нарастающих нарушениях сна, уменьшает стресс и фрустрацию, повышает адаптивные способности личности.
Групповая арт-терапия способствует личностному росту, развитию психических процессов у детей(памяти, воображения, ощущений и восприятия и др.); формированию благоприятных взаимоотношений между ними (и между членами группы, и между ребенком и психотерапевтом); ускоряет психотерапевтический процесс в целом (в случае использования в совокупности с другими методами); помогает выявить и разрешить разнообразные психологические проблемы детей.


3. Сущность консультативного процесса в современных подходах групповой арт-терапии


Арт-терапевты констатируют, что в процессе арт-терапии депрессивная личность воссоздаёт в творчестве то, что ей кажется разрушенным, шизоидная - ищет скрытый смысл в предметах, а не в отношениях с людьми, обессивная защищается в творчестве от навязчивост........

Список литературы

1. Арттерапия //Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2002. - С.52 - 58.
2. Арт-терапия: Хрестоматия / Под. ред. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
3. Бремс К. Б. Полное руководство по детской психотерапии. / Пер. с англ. Ю. Брянцевой. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 640 с.
4. Васильева О.С., Чупрова С.А. Использование уроков изобразительного искусства как средства самовыражения и самотерапии ребёнка младшего подросткового возраста //Психологический вестник РГУ. - 2000. - Вып.5, Ч. 1-2. - С.178 - 184.
5. Кери Л. Семейная песочная психотерапия //Исцеляющее искусство. - 2001. - Т.4. - №1. - С.44 - 60.
6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.
7. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. - Спб.: Речь, 2005. - 101 с.
8. Копытин А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
9. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - Когнито-центр, 2007.
10. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. «Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций» / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2007. - № 4.
11. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ В.М.Кроль - М.: Высшая школа, 2001
12. Ландгартен Х. Семейная арт-психология //Исцеляющее искусство. - 2000. - Т.3, №4. - С.33 - 46.
13. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
14. МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. - 2002. - Том 5, №2. - С. 8-25.
15. Мэрфи Дж, Пейсли Д., Парадоу Л. Арт-терапевтическая группа для импульсивных детей //Исцеляющее искусство. - 2005. - Т.8, №1. - С.43 -63.
16. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник для студ.вузов: В 3ч./ Н.И.Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.