На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 22.12.2013. Сдан: 2013. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………...………………………………………………………………3

1. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………...5

1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста……….…..5

1.2 Психолого-педагогические исследования по воспитанию внимательности………………………………………………………………………………….8

1.3 Особенности внимательности младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности…………………………………..……13

1.4 Причины невнимательности и пути их преодоления……………………..17

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………...22

2.1 Диагностические методики по изучению развития внимательности у младших школьников……………………………………………………………22

2.2 Анализ данных констатирующего эксперимента………………………….23

2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………….24

2.4 Рекомендации по развитию внимания исследуемой группы детей….…..28

Заключение………………………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...32
Приложение 1……….…………………………………………………………...34
Приложение 2…………………………….……………………………………...35
Приложение 3…………………………………………………………………....38
Приложение 4……………………………………………………………….…...41
Приложение 5……………………………………………………………….…...42
Приложение 6…………………………………………………………………....43
Приложение 7…………………………………………………………………....44
Приложение 8…………………………………………………………….……...45
Введение

Во всякой предметной деятельности субъекта внимание составляет одно из важнейших психологических условий её успешности. Известно, что и процесс обучения не может успешно протекать без достаточного внимания учащихся. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на воспитание и сохранение устойчивого внимания. Но известно также, что воспитание внимания представляет одну из труднейших задач, так как те средства управления вниманием учащихся, которыми располагает учитель, часто оказываются недостаточно эффективными. Даже опытные учителя испытывают особые трудности именно в связи с необходимостью воспитывать внимание. Изучением проблемы развития и воспитания внимания в течение многих десятков лет занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев, Ф.Н.Гоноболин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.С.Кабыльницкая, А.Н. Леонтьев, М.С. Горбач, М.Н. Шардаков, И. В. Страхов,С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Ланге, Р.С. Немов У. Джеймс, Дж. Миль, И. Гербарт, Д.К. Узнадзе, Т. Рибо и др.
В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание следует воспитывать путем воспитания личности, в особенности таких ее свойств, как чувство ответственности, умение ставить цели, задачи, а также через воспитание интересов и познавательных процессов школьников (восприятия, мышления, воображения).
Б.Г. Ананьев считает, что воспитание внимания возможно через организацию общей системы воспитания и обучения школьников: правильная организация урока, высокое качество преподавания, педагогическое мастерство учителя, умение организовать работу учащихся на уроке.
«Воспитание внимания в широком значении этого понятия - пишет И.В. Страхов, - неразрывно связано с воспитанием личности школьника. В особенности в этом отношении важно формирование у школьников устойчивого сознательного интереса и любви к науке...».
В работе М.С. Горбач для воспитания внимания школьников рекомендуется своевременно научить их учиться, добиваться осознания учащимися учебной задачи и умения ее анализировать, а кроме того, соблюдать необходимый ритм и темп ведения урока, выработать правильный тон в отношениях с учащимися, использовать для воспитания внимания оценку.
М.Н. Шардаков также связывает формирование внимания с формированием личности школьника и с общей организацией его учебной работы на уроке.
В трудах С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Добрынина, Ф. Н. Гоноболина, И. В. Страхова детально проанализирована природа свойств внимания, их взаимосвязь, специфика проявления в деятельности, связь с особенностями личности.
Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова.
Л.С. Выготский пытался проследить историю развития внимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не в нутрии, а вне личности ребенка.
Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость.
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля - составная часть теории поэтапного формирования умственных действий.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности внимательности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внимательности младших школьников в учебной деятельности.
2. Выявить особенности внимательности младших школьников в учебной деятельности;
3. Провести формирующий эксперимент для выявления особенностей, закономерностей и динамики изменений развития качеств внимания, у детей младшего школьного возраста используя специальный комплекс подобранных упражнений;
4. Провести корреляционный анализ полученных результатов.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с различными характеристиками внимания.
Предмет исследования: особенности внимательности младших школьников, в учебной деятельности.
Научная новизна курсовой работы состоит в теоретическом анализе осо­бенностей внимательности младших школьников, в учебной деятельности.


1. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста

Наиболее характерным для периода 6-10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Этот переходный период отличается тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами, присущими школьникам. В этот период продолжается активное созревание всех анатомо-физиологических структур, созревание нервной системы.
Младший школьный возраст характеризуется формированием нового вида деятельности - учебной, которая требует от ребенка не только большого умственного напряжения, активности, но и физической выносливости.
Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном периоде. К таким предпосылкам относятся: [1, с.5]
· общее физическое развитие ребенка, состояние слуха, моторики мелких движений рук и пальцев, состояние нервной системы ребенка (степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности). Нарушение нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказывается на работоспособности ребенка, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учебе и на общение со сверстниками;
· овладение достаточным объемом знаний и представлений об окружающем мире; представлениями о пространстве, времени, владение элементарными счетными операциями;
· владение четкой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять звукобуквенный анализ;
· развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умение слушать речь, объяснения учителя, смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе, вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, рассуждать, делать со ответствующие выводы,
· познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
· коммуникативная деятельность, т. е. готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи, умению подчиняться требованиям взрослых.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Именно в этот период появляются очень важные психологические новообразования, такие как произвольность деятельности; способность планировать свою деятельность, оценка своих действий с точки зрения соответствия поставленным целям; овладение навыками самоконтроля.
В течение первых лет школьной жизни происходят изменения и в эмоционально-волевой сфере ребенка. Постепенно формируются адекватная самооценка, уровень притязаний, соответствующий уровню его развития. Более устойчивыми становятся эмоции, вырабатываются волевые качества. Наиболее яркое выражение психические новообразования находят в развитии познавательных процессов. Расширяется объем внимания, развивается восприятие, способность к его концентрации, распределению, переключению.
Важное новообразование в развитии памяти - переход к опосредованному запоминанию, овладение приемами запоминания и воспроизведения. Особое место в психических процессах начинают занимать внутренняя саморегуляция и контроль. Если в первом классе ведущими продолжают оставаться наглядные формы мышления, то ко второму-третьему году обучения ребенок начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления. Идет развитие словесно-логической формы мышления.
Ясно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Ведь дети проходят стадию первоначального, обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Вот именно в это время, именно здесь и нужна психолого-логопедическая помощь ребенку.
Здесь важно остановиться на таком понятии, как готовность к школьному обучению.
В работах Л.И. Божович выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование "внутренняя позиция школьника", представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне [2, с.94].
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту - диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода"[3, с.45].
Н.Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет: 1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2) уровень сформированное семиотической функции; 3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как, показатели готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.
В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [4, с. 86].
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития.
Работа детей в учебных ситуациях складывается из действий разного типа. Особое место среди них занимают учебные действия, посредством которых дети воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. Эти действия могут выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Состав их неоднороден: одни учебные действия характерны для усвоения любого учебного материала, другие - для работы внутри данного учебного материала, третьи - для воспроизведения лишь отдельных частных образцов.
Большое значение в учебной деятельности имеет развитие внимательности. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа - «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Кроме того, внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале.
Большое значение в формировании внимательности имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием. Например, при целенаправленном выполнении фонетического анализа используются картонные фишки. Точная последовательность их выкладывания организует внимание детей, помогает сосредоточиться.
Развитие внимательности связано также с расширением его объема, умением распределять его. Поэтому в младших классах очень эффективными оказываются задачи с по парным контролем: контролируя работу соседа, ребенок становится более внимательным к своей. Н.Ф. Добрынин установил, что внимание младших школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда работа требует максимума умственной и двигательной активности, когда ею захвачены эмоции и интересы [5, с.64].

1.2 Психолого-педагогические исследования по воспитанию внимательности.

Проблеме воспитания внимательности у детей разных возрастов, особенно у школьников, посвящено много работ. Естественно, что пути и методы воспитания внимательности, предлагаемые разными исследователями, как правило, определяются их общим пониманием внимания.
Внимательность - это перевод английского «mindfullness» (разумность, осознанность) - когда мы направляем наше внимание на то, чтобы присутствовать в настоящем моменте [6, с. 99].
Подавляющее большинство авторов определяет внимание как направленность и сосредоточенность сознания на объекте, как сторону других содержательных психических процессов, а не самостоятельную форму психической деятельности. Поэтому и пути воспитания внимательности ищут в воспитании какой-либо другой деятельности. Косвенно такой подход оказывает некое положительное влияние и на развитие внимательности, поскольку все формы деятельности связаны с вниманием. Однако этот результат непостоянен, бывает разного качества и вообще не всегда достигается. Об этом свидетельствуют и многочисленные наблюдения за работой учителя, и результаты специального исследования трудностей в его работе, проведенного Н. В. Кузьминой.
На основе анализа обширного материала (обследование охватывает работу 373 учителей разных классов и разных уровней мастерства) Н. В. Кузьмина установила, что среди многочисленных трудностей, с которыми учитель сталкивается в своей работе, наиболее постоянными являются трудности воспитания внимательности. Автор показывает, что по мере овладения мастерством значение этих трудностей не уменьшается, как можно было бы предположить, а, напротив, возрастает. Чем опытнее учитель, чем больше он становится мастером своего дела, чем меньше остается для него других трудностей в работе, тем больше осознаются им трудности в воспитании внимательности [7, с.15].
Естественно, что решить задачу воспитания внимательности опытный учитель пытается теми средствами, которые рекомендуются в педагогической и психологической литературе, т. е. воспитывать внимание через другие формы деятельности и свойства личности учащихся. «Задачу воспитания внимания они (учителя) связывают, пишет Н.В. Кузьмина,- с задачей воспитания прилежания, активной направленности учащихся на усвоение знаний, с задачей формирования положительных мотивов учения». Внимание действительно связано со всеми другими сторонами личности, но этот путь косвенного воздействия оказывается малоэффективным.
Рассмотрим отдельные работы по воспитанию внимательности школьников.
Проблеме воспитания внимательности уделено большое место в работах Н.Ф. Добрынин. Предлагаемые им пути воспитания внимательности основываются на его общем теоретическом понимании внимания как стороны других психических процессов - направленности и сосредоточенности сознания на объектах. Источником этой направленности является личность. Н.Ф. Добрынин считает, что внимательность следует воспитывать путем воспитания личности. Воспитывать внимательность Н.Ф. Добрынин рекомендует также и посредством общей организации деятельности ребенка: обеспечения занятости школьников работой на уроке, причем работой, требующей активности, сосредоточенности; организовывать эту работу следует в соответствии с интересами и возможностями школьника и таким образом, чтобы она не позволяла ему думать о чем-либо другом [8, с. 93].
Итак, для воспитания внимательности рекомендуется воспитывать личность в целом, а также использовать организацию форм деятельности, характеристикой которых согласно точке зрения автора является внимание.
В работе Б.Г. Ананьева «Воспитание внимания школьника», внимание рассматривается как «сосредоточенность сознания на известных объектах с целью наилучшего отображения». В специальной главе, посвященной вопросу о зависимости внимательности от развития и воспитания личности в целом, автор приходит к выводу, что внимание воспитывается всеми условиями жизни и деятельности" ребенка как в семье, так и особенно в школе. Для воспитания внимательности имеет огромное значение умственное образование, а также нравственное воспитание, формирование убежденности, которые определяют установки внимания, сознатель........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.