Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Курсовик Большие и малые группы в современных психологических исследованиях
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Психология.
Добавлен: 23.12.2013.
Год: 2013.
Страниц: 28.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение……….. 3 Глава 1. Большие группы в социальной психологии………. 5 1.1. Признаки, характеристики и классификации больших групп в социальной психологии……….. 5 1.2. Основные направления исследований в психологии больших групп… 10 Глава 2. Современные социально-психологич ские исследования в области изучения больших групп……… 14 2.1.Анализ научных статей из психологических журналов……….. 14 Заключение……….. 24 Литература……….. 27
Введение.
Актуальность работы. В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше. Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологич ский анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Цель: Исследовать большие и малые группы в современной психологии. Задачи: 1) Рассмотреть классификацию больших групп в социальной психологии. 2) Исследовать основные направления в психологии социальных групп. 3) Проанализировать современные социально-психологич ские исследования в области изучения больших групп. 4) Рассмотреть проблемы структурного социального неравенства.
Глава 1. Большие группы в социальной психологии. 1.1 Признаки, характеристики и классификации больших групп в социальной психологии. Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак ‹ w/index.php?title=%D0 A1%D0%BE%D1%86%D0%B8 D0%B0%D0%B %D1%8C%D0%BD%D1%8B%D %B9_%D0%BF%D1%80%D0% 8%D0%B7%D0% D%D0%B0%D0%BA&action edit&redlink=1›, основанный на их участии в некоторой деятельности ‹ wiki/%D0%94%D0%B5%D1% F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D %8C%D0%BD D0%BE%D1%81%D1%82%D1 8C›, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами[]. Признаки социальных групп: • Общность потребностей. • Наличие совместной деятельности. • Формирование собственной культуры. • Социальная идентификация членов общности, их само причисление к этой общности. Структура социальных групп: Структура - это строение, устройство, организация. Структура группы - способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений. Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро" (а в некоторых случаях - ядра) и "периферию" с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию. Конкретные индивиды могут и не обладать всеми сущностными чертами субъектов данной общности, они постоянно переходят в своем статусном комплексе (репертуаре ролей) с одной позиции на другую. Ядро же любой группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих сущностных черт - профессионалов символического представительства.[] Другими словами, ядро группы - это совокупность типических индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного вокруг общего интереса. Поэтому ядро - концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное отличие от всех иных. Нет такого ядра - нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности. Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию). Композиция (лат. compositio - составление) - организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы - это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса. Декомпозиция - противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путем проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных ее параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное десантирование, чтобы не слиться, не быть "размытой" или поглощенной другими позициями. Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, т.е. его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нем как в личности, как члене группы, видят, прежде всего, целую группу.[] В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих). Про...
Список литературы. 1. Пособие для подготовки к ЕГЭ 2011: Обществознание, М:2010 2. И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010 3. Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С. 198 4. Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект, 1999. - с. 339 - 347. 5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998 глава 9 6. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фран. М., 1998. 7. Донцов А.И.Психология коллектива. М., 1984. 8. А.Л. Журавлев, Т.П. Емельянова Психология больших социальных групп как коллективных субъектов//Психологич ский журнал.-2009.-№3 9. Бурмистрова-Савен ова А.В. Личность и среда: регуляция границ бытийного пространства. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2006 10. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко Психологическое и социально-психологич ское пространство личности и группы: понимание, виды и тенденции исследования//Психолог ческий журнал.-2011.-№4 11. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. 4-е междунар. изд. М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2004 12. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности. Харьков:Гуманитарный центр, 2005. 13. Вайнер А. В. : Групповая готовность к риску как социально-психологич ский фактор эффективности управленческих команд 2008№4 14. Психомоторика: Сб. научн. трудов / Под ред. Б. А. Ашмарина и Е. П. Ильина. Л.: ЛГПИ, 1976 15. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Под ред. Е. П. Ильина. СПб.: Питер, 2003. 16. А.В. Сидоренко Групповая сплоченность и неформальные подгруппы //Психологический журнал.-2006.-№1 17. Коренкова Н. Е. К проблеме периодизации исследований психомоторики // Формирование и развитие личности: теоретические и методологические проблемы. М.: Институт молодежи, 1999. 18. wiki/Социальная_группа cite_note 19. ‹ psihich-yavleniya/str 2011-06-23-psihologia bolshih-s cialnih-grupp.html› 20. ‹ 067803021141.html› 21. ‹ 067803021151.html›