На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Реформы Тесея, законы Драконта. Реформы Солона: Земельная и политическая реформы. Политическая реформа. Суд присяжных - Гелиэю. Реформы Клисфена: Компетенция Совета 500. Исполнительно-распорядительная деятельность. Должностные лица Афинского государства.

Информация:

Тип работы: доклад. Предмет: Правоведение. Добавлен: 04.12.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


18

Оглавление:

1. Введение ………………………………………………………….2

2. Реформы Тесея, законы Драконта ………………………………4

3. Реформы Солона: ………………………………………………..6

3.1. Земельная и политическая реформы ..…………………………8

3.2. Политическая реформа ……………………………………….9

3.3. Суд присяжных - Гелиэю ……………………………………...10

4. Реформы Клисфена: …………………………………………...14

4.1. Компетенция Совета 500 ………………………………………15

4.2. Исполнительно-распорядительная деятельность ………….…16

4.3. Должностные лица Афинского государства …………………18

5. Заключение …………………………………………………….20

6. Список литературы ……………………………………………22

Введение

Территорию Аттики (об-ласть Греции, где впоследствии возникло Афинское госу-дарство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собра-ние, совет старейшин и выборного вождя -- базилевса.

Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с на-следственным семейным владением, к развитию имуще-ственной дифференциации и постепенному выделению ро-довой верхушки и обнищанию массы свободных общинни-ков, многие из которых превращались в фетов -- батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприят-ствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали во-еннопленных.

К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация раб-ского труда еще не стала основой общественного произ-водства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наибо-лее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего круп-ные, перестанут участвовать в производительном труде.

Родоплеменная организация власти начинает приспосабли-ваться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и изби-раются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демок-ратией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной орга-низации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы -- между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важ-ную роль сыграли и внешние факторы его существования.

Географические условия, требовавшие приспособле-ния ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, уси-лившееся с переходом к производящей экономике, разви-тие обмена и связанная с ним интенсификация межпле-менных контактов и, как следствие, ослабление кровно-родственных связей и ассимиляция родов и племен, необ-ходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали пред-посылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем леген-дарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы -- ре-зультат постепенных изменений, происходивших в тече-ние ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э.

РЕФОРМЫ ТЕСЕЯ, ЗАКОНЫ ДРАКОНТА

Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.).
Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, на-селявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший де-лами всех четырех племен. По старой родоплеменной орга-низации был нанесен первый удар.
Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.
Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных раз-личий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регули-рования развивающихся социальных отношений.
Ранее до-статочно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и меж-племенные распри. Но уже возникали новые острые кон-фликты в связи с усиливающейся имущественной диффе-ренциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между сво-бодными афинянами и различными группами неполноправ-но и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т. д.), создавали почву для формирования новых механиз-мов власти.
Возникла необходимость в политической (госу-дарственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примире-ния, с другой -- силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социально-го, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов -- благородных, геоморов -- земледельцев и демиургов -- ремесленников.
К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло ис-ключительное право на занятие общественных должнос-тей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения.
Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, посте-пенно отстранялись от непосредственного активного уп-равления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая каба-ла, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.11 Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства . Л., 1988.
В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.
По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.
Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние.
Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы - смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.
Реформы Солона

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона.
Солон, человек небогатый и занимавшийся торговлею, приобрел опытность в путешествиях и потому, не опасаясь дурных для себя последствий, задумал облагодетельствовать страну, написав для нее прочные законы.
Чтобы заслужить доверие граждан, он притворился сумасшедшим и стал писать стихи про остров Саламин, о котором в порядочном греческом обществе говорить было не принято, так как остров этот с большим конфузом для афинян был завоеван Мегарой.
Прием Солона имел успех, и ему поручили составление законов, чем он и воспользовался очень широко
К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. По словам Плутарха, «предложил отменить все долги того времени и запретить обеспечение долга личной кабалой», то есть, он смягчил давление ростовщичества в Афинах.
За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. "Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну", - горестно отмечал Солон. Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию.
Солон был первым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов, избранный в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.
Особое место имели земельная и политическая реформы.
1. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия (дословно - сброс ига), все соотечественники были выкуплены из рабства. Но имущество богатых людей оставалось неприкасаемым. «Солон, - пишет Плутарх, - разочаровал богатых тем, что ликвидировал долговые обязательства, а бедных тем, что не провел передел земли, как они надеялись, и не уравнял всех по способу жизни».
2. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.
3. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился.
4. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев
5. Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.
6. Солон содействовал развитию ремесла, торговли.
7. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин и т.д.
8. Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.
К политическим реформам Солона следует отнести:
· деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 - во второй, 200 - в третий, меньше 200 медимнов - в четвертый.
· Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных - пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.
· Солон значительно повысил значение и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане.
· Одновременно был учрежден Совет 400 - по 100 человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания.
· Солон также учредил суд присяжных - Гелиэю, при чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц.
Она состояла из 6000 граждан, достигших 30-летнего возраста и избираемых ежегодно по жребию в числе 600 от каждой филы. Перед вступлением в должность присяжные - гелиасты - приносили клятву в том, что они будут судить "согласно законам и постановлениям афинского народного собрания и Совета 500". Гелиэя делилась на 10 дикастерий или палат. Так как 5000 членов считались очередными, а 1000 - запасными, то выходило, что состав дикастерии определялся в 500 человек.
Как правило, заседала одна дикастерия; в более важных случаях- две или три. Лишь в очень редких случаях одновременно заседали 2000 человек. Бывало так, что дикастерии дробились и состав суда определялся в 200, 250, 400 человек. В IV в. до н.э. дела, подлежащие рассмотрению в гелиэе, распределялись между дикастериями по жребию накануне дня заседания. Это делалось с той целью, чтобы избежать воздействия на присяжных со стороны заинтересованных лиц.
По окончании каждого заседания присяжные получали вознаграждение. Гелиэя была первой инстанцией по важнейшим делам, в том числе по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она же являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах.
Но значение гелиэи определялось тем, что она не выступала только как судебный орган; ей принадлежали важные полномочия также в области управления и законодательства.
Гелиэя решала финансовые вопросы. Например, она участвовала в раскладке налогов на союзников, производимой каждые четыре года.
Гелиэя производила проверку пригодности кандидатов, выбранных на те или иные должности голосованием или жребием. Если нравственная или политическая благонадежность кандидата вызывала сомнение у членов суда, то такой кандидат немедленно отводился.
Важная роль в Афинском государстве принадлежала и другим различным судебным органам. Суду ареопага подлежала часть важных уголовных дел, а именно: дела о предумышленных убийствах, об отравлении ядом, о поджогах, о нанесении ран и увечий с целью лишения жизни.
Уголовные дела о разбое, грабеже, о ночных кражах, о карманных кражах, о похищении граждан и т.п. рассматривала и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.