На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Совершенствования методики оценки и регионального регулирования уровня жизни населения в Республике Казахстан

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 24.12.2013. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение……………………………………………………………....………….…..3
1. Теоретические основы статистического исследования экономических показателей уровня жизни населения …...................................................................5
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие…....…….…………5
1.2 Система показателей уровня жизни населения………………....…………….8
1.3 Факторы, влияющие на уровень жизни населения……………....…..………15
2. Анализ экономических показателей уровня жизни населения РК…..............19
2.1 Анализ доходов и расходов населения РК…………………….……....……..19
2.2 Анализ неравномерности распределения доходов в РК в региональном аспекте……………………….....……………………....………….……………......23
2.1 Оценка воздействия факторов на уровень жизни населения……....….….....29
3. Перспективы повышения уровня жизни населения в Казахстане…................33
3.1 Совершенствования методики оценки и регионального регулирования уровня жизни населения в Республике Казахстан…………………........……….33
3.2 Повышение молодежной занятости населения через создание системы обучения и содействия в трудоустройстве………………....…………………….38
Заключение…………………………………………………........………………….43
Список использованных источников…………………………....…………….......45


"Обозначения и сокращения"

АСП - Адресная социальная помощь
ВВП - Валовой внутренний продукт
ВРГ - Валовой региональный продукт
УЖН - Уровень жизни населения
ЕС - Европейский союз
ИПЦ - индекс потребительских цен
ИРЧП - Индекс развития человеческого капитала
ИСЖ - Индекс стоимости жизни
СНЗП - Средней номинальной заработной платы
СНДДДН - Средние номинальные денежные доходы на душу населения
РК - Республика Казахстан
РПСЭР - Региональные программы социально - экономического развития
ГПСЭР - Государственные программы социально - экономического развития
ГЧП - Государственно - частное партнерство
ООН - Организация объединенных наций
ЮКО - Южно - Казахстанская область
ОЭСР (ОЕСД) - Организация по экономическому сотрудничеству и развитию


Введение

На современном этапе среди множества проблем, стоящих перед обществом Казахстана, важную роль играет проблема повышения уровня жизни населения. Последовательное выполнение Стратегии "Казахстан-2030" обеспечивает надежную основу для роста благосостояния, существенное повышение уровня жизни всего населения страны. Республике жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире, в том числе и в Казахстане, это коренной вопрос социально-экономической модернизации, главный вектор развития в ближайшем десятилетии.
Переход к социально-ориентированной рыночной экономике характеризуется изменениями в социально-экономическом развитии общества.
В связи с этим, возникает необходимость более углубленного исследования данной проблемы, разработки и внедрения методологических подходов и инструментов оценки, мониторинга и регулирования уровня жизни населения.
Уровень жизни населения как важнейшая социально-экономическая категория применяется во всем мире, отражая общественное развитие, все многообразие социальных и экономических процессов.
Уровень жизни населения одна из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни населения понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, фактический уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных (разумных) потребностей в этих благах и услугах.
В связи с этим тема курсовой работы является актуальной и своевременной и данное исследование посвящено исследованию совокупности социально-экономических отношений, определяющие уровень жизни населения Республики Казахстан.
Целью курсовой работы является исследование уровня жизни населения Казахстана и разработка мер по повышению уровня жизни населения в условиях социальной модернизации Казахстана.
Исходя из данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- дать определению понятию уровня жизни населения и его составляющим компонентам;
- изучить систему показателей уровня жизни населения;
- определить факторы, влияющие на уровень жизни населения;
- проанализировать состояние уровня жизни населения Казахстана;
- дать оценку воздействия факторов на уровень жизни населения
- предложить методики оценки уровня жизни населения в РК
- рассмотреть повышение молодежной занятости населения через создания системы обучения и содействия в трудоустройстве.
Объектом исследования являются социально-экономические процессы, оказывающие влияние на уровень жизни населения Республики Казахстан.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, определяющие уровень жизни населения Республики Казахстан.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили основные положения о проблеме уровня жизни населения, опубликованные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, статистические сборники, моделирование, прогнозирование и плановое управление уровнем жизни населения и т.д.
Методологической основой послужили инструменты классификации, методы группировки и сопоставления, сравнений и оценок, табличные и графические методы представления результатов исследования.
Информационной базой исследования служат данные статистических изданий Агентство РК по статистике, нормативные и законодательные акты Республики Казахстан в области экономического и социального развития, Послание Президента, труды авторов таких как Маркс К., Энгельс Ф., Матюха И.Я., Ревайкин А.С.,материалы информационной сети internet и т.д.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.


1.Теоретические основы статистического исследования экономических показателей уровня жизни населения РК
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие

Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследствие мирового экономического кризиса показатели уровня и качества жизни значительно снизились. Кризис заставил по новому взглянуть на индикаторы и показатели уровня и качества жизни. Очень важно знать от каких показателей зависит качество и уровень жизни, поэтому необходимость теоретического исследования взаимосвязи уровня экономического развития страны и составляющих качества жизни населения.
Уровень жизни населения является одной из важнейших социально-экономических категорий. Представители различных поколений экономистов, философов, социологов, медиков, стремились объяснить его сущность со всех сторон. В экономической литературе выделено несколько подходов к рассмотрению уровня жизни населения - с позиции производства, потребления и стоимости жизни [3].
При первом подходе уровень жизни ставится в непосредственную зависимость от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производство. В этом случае уровень жизни - это количество потребляемых материальных, культурно - бытовых, и социальных благ и степень удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил. В данном определении делается акцент на прямой и обратной взаимосвязи между уровнем жизни и общественным производством. С одной стороны уровень жизни населения есть результат развития и роста общественного производства. С другой стороны, в современных условиях увеличивается влияние уровня и структуры народного потребления на рост общественного производства, что свидетельствует о возрастании функциональной роли обратных связей в экономике. Маркс К. определил стоимость рабочей силы на основе стоимости тех « жизненных средств», которые необходимы для сохранения и воспроизводства физических, умственных и других способностей человека, обеспечения его физического существования. Маркс К. подчеркивал влияние « исторических традиций» и « общественных привычек» на жизненный уровень населения каждой страны. Ведь уровень жизни «предполагает не только удовлетворение потребностей физической жизни, но и удовлетворение определенных потребностей, порожденных теми общественными условиями, в которых люди находятся и воспитываются».Наряду с подходом определения уровня жизни «от производства» существует другой подход, при котором доминирующее положение в воспроизводственном процессе занимает потребление.
Потребление- это завершающий этап общественного производства. Сторонники такого подхода при оценке уровня жизни во главу угла ставят проблемы потребления и только потом - проблемы производства.
Уровень жизни населения - это диалектическая категория. Являясь системой обеспечения жизни людей, экономика нацелена на удовлетворения их потребностей, на обеспечение потребления человеком необходимых ему благ и услуг. Потребление органически связано с производством. Производство осуществляется для потребления и определяет его уровень и структуру. В свою очередь потребители, исходя из своих развивающихся потребностей активно воздействуют на производство, стимулируя его развитие.
В соответствии с другим походом, под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей.
При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях.
К материальным, как правило, относят потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в свою очередь относят потребности в образовании, культурном развитии. Важно подчеркнуть, что практически все потребности имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход применительно к уровню жизни следует трактовать как потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует заметить тот факт, что выделенная совокупность потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями существования человека - одни потребности исключаются из ряда необходимых, другие, напротив, добавляются к их числу. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, духовных потребностей.
Таким образом, в узком смысле слова уровень жизни выражается в количестве и в качестве потребляемых человеком благ и услуг, или, иначе - как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни.
В широком понимании уровень жизни представляется через характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения). Другими словами, уровень жизни в данном аспекте рассматривается как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.].
Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни и другие.
Прежде всего - это народное благосостояние, наиболее широкое и емкое понятие из этого набора. "Под народным благосостоянием понимается сложный социально-экономический феномен, интегрирующий характеристики уровня, образа и качества жизни населения, каждая из которых представляет лишь некоторый срез единого, но многогранного и объемного общественного организма. В конечном счете, народное благосостояние отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни" .
Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет суммирующий нормативы (нормы) потребления население материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группа населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д.
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно - гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально психологические условия.
Условия быта - это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время - часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.
В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни населения ООН рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты: ВВП на душу населения с учётом покупательной способности денежной единицы, продолжительность жизни и уровень образования граждан.
Выделяют четыре уровня жизни населения:
- достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
- нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
- бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
- нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).
Возможны три аспекта изучения уровня жизни: применительно ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной величиной дохода.
Повышение уровня жизни является важнейшей задачей социальной политики, а также одной из главных целей Национальной стратегии устойчивого развития РБ на 2011-2020 гг. Для того, чтобы реализовать данную цель, основными направлениями социальной политики должны стать:
- создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
- обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;
- создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
- обеспечение роста реальных денежных доходов населения;
- последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
- формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
- повышение уровня пенсионного обеспечения;
- снижение уровня малообеспеченности населения;
- повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и другие.


1.2 Система показателей уровня жизни населения

Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей. Это фонд потребления на душу населения, реальные доходы, размеры натурального потребления важнейших продуктов, обеспеченность жильем, коммунальными и социальными услугами, транспортом и связью, развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения.
При систематизации показателей уровня жизни выделяют четыре основных раздела:
1) базисные показатели уровня жизни с подразделами: доходов, стоимости жизни и потребления населения, соотношения доходов и стоимости жизни, уровня бедности.
2) показатели условий жизни населения (характеристики обеспеченности населения объектами инфраструктуры, персоналом и техническими средствами отраслей социальной сферы, характеристики состояния и эффективности деятельности отраслей социальной сферы.)
3) демографические параметры.
4) природно-климатические условия.
При количественном определении жизненного уровня обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Среди личных потребностей людей различают:
1) материальные потребности. К ним относятся потребности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.,
2) духовные потребности. К ним относятся потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания?
3) социальные потребности. К ним относятся потребности в обеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов.
В связи с многочисленностью личных потребностей уровень жизни не может быть выражен каким-то одним показателем. Для этого необходима система показателей, которая всесторонне отражала бы уровень жизни населения. Среди них выделяют: реальные доходы на душу населения; общий объем потребления материальных благ и услуг; уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров; обеспеченность жильем и коммунальными услугами; уровень здравоохранения, просвещения, культурного и бытового обслуживания; уровень социального обеспечения; соотношение рабочего и свободного времени, условия отдыха; условия труда, обеспеченность работой, уровень безработицы.
В современной экономике увеличение реальных доходов населения осуществляется, прежде всего за счет роста вознаграждения за труд. Наряду с ростом выплат, прежде всего малоимущим слоям населения из общественных (социальных) фондов потребления, ведет к выравниванию реальных доходов и уровня жизни различных социальных слоев и групп населения.
Образ жизни - это социально-экономическая категория, выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (общества, социального слоя, личности) в национальном и мировом сообществе. Образ жизни охватывает различные стороны жизнедеятельности человека: - труд, формы его социальной организации; - быт, формы использования свободного времени; - участие в политической и общественной жизни; - формы удовлетворения материальных и духовных потребностей; - правила и нормы поведения людей, вошедшие в повседневную практику.
Понятия образа жизни и уровня жизни взаимосвязаны, но не являются тождественными. Например, показатели уровня жизни могут характеризовать и образ жизни. Однако уровень жизни представляет собой только одно из условий формирования образа жизни, активно воздействует на жизнедеятельность людей. Вместе с тем при одном и том же уровне жизни образ жизни может существенно отличаться.
В социально неоднородном обществе нет, и не может быть единого образа жизни. Глубокие различия в образе жизни, в свою очередь, закрепляют социальную дифференциацию общества.
Масштабы повышения уровня жизни зависят от конкретно-исторических условий развития общества. Они определяют задачи роста благосостояния и возможные ресурсы для их реализации. На динамику уровня жи........

Список использованных источников

1. Назарбаев Н.А. Стратегия Казахстан - 2030 : Процветание, безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана [Электронный ресурс] / Режим доступа: >2. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана « Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана». - Астана, 2010.
3. Елесеева М. А. <<Общая теория статистики>> М: <<Статистика>> 1988 г.
4. Ревайкин А.С. Уровень жизни населения: методология и проблемы регионального исследования. - М.: Наука, 1989. - 144с.
5. Кажыкен М. Реструктуризация экономики регионов: постановка задачи и способы решения // Экономика и статистика. - №2. - 2011. - с.96 - 102.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал //Соч. - М.: Политиздат, 1983.- Т.16.-150с.
7. Кейнс Дж. Общая теория занятости , процента и денег.
8. Бузляков Н.И. Методы планирования повышения уровня жизни. - М.: Экономика, 1969.- с.13-20.
9. Почекина В.В. Моделирование, прогнозирование и плановое управление уровнем жизни населения в регионе. - М., 1988. - 66 с.
10. Колесникова И.И. Социально - экономическая статистика :учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.-235с.
11. Рогачева Т.М., Нигматулин Е.З., Серикбаев Б.К. Социальная политика: Качества жизни и социальная защита населения. - Алматы: РИО ВАК РК,2000.-250с.
12. Матюха И.Я. Статистика жизненного уровня населения. - М., 1973-с.5.
13. Кошанов А. Социально - экономические основы образа жизни в регионе.- Алматы: Наука, 1986.
14. Human Development Index (HDI) / National Statistical Coordination Board //Date of access.-2005, December - 18.
15. Уровень жизнь населения в Казахстане: статистический сборник/ под ред. А. Смаилова. - Астана,2011.-242с.
16. Krugman P.R. Geography and Trade. Cambridge, MA : MIT Press,1991.
17. Смит А. Исследование о природе и причинных богатства народов// Антология экономической классики. - М.: МП «Эконом» , «Ключ»,1993.-Т.1.-с.82
18. Braudel, Fernand. 1981-84. Civilization and Capitalism, 15 - 18 Century. London: Collins, 3volumes.
19. McNeill, William, 1974, The Share of European History. Oxford University Press.
20. Кажыкен М. Реструктуризация экономики регионов: постановка задачи и способы решения // Экономика и статистика. - №2. - 2011. - с.96 - 102.
21. Маслова И. Ключевые вопросы регулирования социально - трудовой сферы // Аналитический вестник. - 1997. - №14(59).
22. Куница С.М. Анализ основных социально - экономических условий повышения уровня жизни населения // Вестник КазНу им. аль-Фараби. Серия экономическая. - 2009. - № 6. - с.31 -37.
23. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие - 2-е изд., - М.: ИНФРА - М, - 2007.- 272 с.
24. Томанов М.М. Роль молодежи в инновационном развитии Казахстана// «Молодежь в науке: перспективы лидерства в инновационных процессах»: Материалы Международной научно - практической. - Алматы, 2010. - с. 17-21.
25. Власюк А., Яценко Л. Региональное неравенство уровня жизни населения // Теория и практика управления. 2005, май -1-31.- №5.
26. Гамарник Г.Н. Управление экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации. - Алматы: Экономика, 2002. - 281с.
27. Encyclopedia/detail.php?ID=962
28. Агентство Республики Казахстана по статистике: stat.kz < >





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.