На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История ценового регулирования. Основы государственной ценовой политики в России во второй половине XIX - начале XX века

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 24.12.2013. Сдан: 2012. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение……………………………………………………………….............. 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……….4
1.1.История ценового регулирования. Основы государственной ценовой политики в России во второй половине XIX - начале XX века……………4
1.2. Методология определения понятия цены………………………………...5
1.3. Теории ценового регулирования…………………………………………..8
1.4. Цели государственного регулирования цен………………………………13
1.5. Принципы государственного ценового регулирования………………….16
2. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН………………….20
2.1. Состав источников и проблемы их изучения…………………………….20
2.2. Законодательные основы ценового регулирования……………………..21
3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН……...29
3.1. Исходные положения государственного регулирования цен…………..29
3.2. Методы и формы ценового регулирования………………………………33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованных источников………………………………………….39


Введение
Рыночная экономика не может жестко управляться из единого центра. Ее особенностью является спонтанность экономических процессов. В условиях, отсутствия институциональной структуры такая хозяйственная система подвержена стохастическим колебаниям, приводящим к кризисам. Экономические реформы рыночной направленности, начатые в 1991 году, не смогли вывести экономику ни одной из стран СНГ из сложного экономического положения. Создаваемая модель переходной экономики, утратив черты централизованно управляемого государства, не обрела органичных признаков рыночной экономики.
Переход России к рыночной экономике требует переосмысления многих теоретических и методологических основ ценообразования, тщательного анализа проведенных преобразований и разностороннего изучения мирового опыта в этой области. Рынок и цены - это устойчивые, повторяющиеся связи во всех областях (производственных, технологических, финансовых и др.), но обязательно опосредованные товарно-денежными отношениями.
Рыночное ценообразование радикальным образом меняет представления о стоимости товара и цене как экономических категориях.
Следовательно, задача науки в настоящее время - познать одну из важнейших экономических категорий - цену систему ценообразования, механизм цен в целом, условия их существования; определиться в понятиях - государственное регулирование цен и ценовое регулирование, понять законы существования и фактическую реализацию их в настоящее время, разработать подходы к формированию рационального, экономически обоснованного и неискаженного рынка.
Дискуссионный характер многих проблемных вопросов политики ценообразования в системе государственного регулирования экономики в условиях современных экономических реформ, большая народнохозяйственная значимость качественно нового механизма регулирования таких приоритетных отраслей, как топливно-энергетический комплекс (ТЭК), агропромышленный комплекс (АПК) и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), а также недостаточная разработанность стратегии и тактики формирования системы государственного регулирования цен в России определили актуальность темы диссертации и круг рассматриваемых в ней вопросов.
В отечественной экономической литературе ценам уделяется большое внимание, однако вопросы регулирования цен в условиях трансформации экономики освещены в ней недостаточно. Все работы ученых-экономистов заостряют внимание на решении проблем одного какого-либо экономического направления, не делая попыток их комплексной увязки, не давая четких рекомендаций по конкретному использованию цен в решении проблем регулирования экономики в целом и промышленного производства в частности.
Целью работы является обоснование на основе анализа отечественной и зарубежной теории и практики ценообразования в системе государственного регулирования национальной экономики, в контексте реализации принципов современной российской хозяйственной политики.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
•теоретически обосновать необходимость системы государственного регулирования экономики и цен;
• сформулировать основные принципы государственного регулирования процесса ценообразования;
• обобщить международный опыт управления ценами в системе государственного регулирования;
• исследовать специфику российского опыта государственного регулирования цен в условиях трансформируемой экономики;
• с учетом особенностей реформирования приоритетных отраслей обосновать основные направления государственной политики цен;
• сформулировать предложения, направленные на совершенствование государственной политики ценообразования в приоритетных отраслях.
Объектом исследования работы является политика ценообразования в системе государственного регулирования.
Предмет исследования - процессы совершенствования политики ценообразования как ключевого инструмента государственного макро регулирования в таких жизненно важных отраслях экономики, как топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство в России в условиях современных экономических реформ.
Новизна состоит в разработке теоретических основ и практического механизма государственного регулирования в-контексте создания общей экономической теории, одинаково приемлемой для стран разного уровня социально-экономического развития.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1.История ценового регулирования. Основы государственной ценовой политики в России во второй половине XIX - начале XX века

В экономическом обороте дореволюционной России, построенном на началах свободной конкуренции, цена товара определялась всецело отношением спроса и предложения. Как указывалось исследователями, все большая масса видов товара, выбрасываемых ежедневно на рынок, быстрая смена условий производства и обращения делали все менее возможным определение цен административной или законодательной властью. Вместе с тем, из общего принципа свободы на установленные цены законодательство допускало некоторые исключения. Эти исключения диктовались «резко выступающим общественным интересом».
Регулируемые законодательством цены назывались таксами. В русском праве существовали следующие виды такс:
1) на лекарственные вещества. Их применение было предусмотрено ст. 541-550 Устава Врачебного;
2) на печеный хлеб и мясо, если признано будет городским общественным управлением, с утверждения губернатора, необходимым установить на эти предметы определенные цены. Такое правило содержалось в ст. 127-129 Устава об обеспечении народного продовольствия;
3) на перевозку по железной дороге. Цены на данный вид услуг, именуемые тарифами, устанавливались в соответствии со ст. 69 Общего устава российских железных дорог.
Как указывалось в комментариях ученых, хотя цены на предметы устанавливаются по экономическим законам, однако «случаются неестественные движения цен, как бы возмущения в экономическом быту, которые правительство обязано предупреждать, устранять».
В литературе излагаются различные причины прямого ценового регулирования, осуществлявшегося в России начала XX-го века. Так, говорилось, что продавцы какого-либо продукта, особенно когда потребность в этом продукте чрезвычайно ощутительна, как потребность в хлебе и мясе, могут принудить потребителей к платежу чрезмерно высоких цен, и множество потребителей потерпит убыток и даже вред.
Такса на указанные товары и услуги устанавливалась исходя из их рыночной цены, а не произвольно. При этом в расчет принималась средняя рыночная цена, а не цена, характерная для определенного временного промежутка.
Применявшийся способ ценового регулирования можно охарактеризовать следующим образом. Такса устанавливалась как максимально допустимая цена. Поэтому установленная такса не могла препятствовать продавцу отступить от нее в пользу покупателя, то есть в сторону уменьшения. В качестве нарушения рассматривалось отступление от таксы в ущерб покупателю.
Таким образом, на рубеже XIX-XX веков в русском праве последовательно претворялся принцип свободного рыночного ценообразования. Государство оставляло за собой право устанавливать таксы на весьма узкий перечень товаров (услуг), исходя из защиты публичных интересов.
Государственная ценовая политика коренным образом изменилась после революции 1917 года и перехода к построению социализма.


1.2. Методология определения понятия цены

Для настоящей работы базовым понятием является понятие цены. Поэтому представляется правильным исследование теоретических основ ценового регулирования хозяйственной деятельности начать именно с анализа данного понятия.
Термин «цена» является широко употребляемым, и его значение представляется очевидным и понятным. В справочной, а также в специальной экономической литературе даются определения этого понятия. Приведем некоторые из них.
«Цена - стоимость товара в деньгах, плата». «Цена - денежное выражение стоимости товара».
Согласно экономической теории, цена - денежное выражение стоимости единицы товара, проявление закона стоимости. Цена должна соответствовать величине общественно необходимых затрат труда, вложенных в производство товара, затрат, определяемых общественно необходимым рабочим временем на изготовление единицы товара».
Из справочной и экономической литературы определение цены было перенесено авторами в учебники по юриспруденции.
«Цена выступает в экономике как денежное выражение стоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг». «Цена является денежной формой стоимости произведенных товаров (продукции), выполненных работ, оказанных услуг, т. е. результатов предпринимательской деятельности. «Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара». «Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара (работ, услуг), произведенных в обществе, и олицетворяет основной элемент рыночного хозяйства. Иными словами, цена - та сумма денег, которая уплачивается покупателем продавцу при купле-продаже соответствующего товара».
Как мы видим, представителями различных специальностей даются сходные понятия цены. При этом обращает на себя внимание тот факт, что цена, как правило, определяется через стоимость товара. Поэтому логичным видится обращение к понятию стоимости. Анализ ряда определений позволяет вывести общее. Стоимость - овеществленный в товаре общественный труд товаропроизводителей, производственные издержки. Таким образом, «стоимостное» определение цены приводит нас к тому, что цена является денежным выражением труда товаропроизводителей. Следует сказать, что такое понимание цены относится к временам классической экономической теории и нашло отражение в теории трудовой стоимости, предложенной Давидом Риккардо (1772 - 1823) в «Началах политической экономии».
Со временем экономисты приблизились к пониманию того, что при формировании цен нельзя ограничиваться только затратами (труда, производственных фондов). Чтобы понять поведение потребителя, его интересы, принимаемые им решения, нужно точнее представить, чем он руководствуется, как выстраиваются его побудительные мотивы. Задачу выявить предпочтения потребителей путем соизмерения и сопоставления полезностей (потребительных стоимостей) поставили перед собой экономисты австрийской школы Карл Менгер и Евгений Бем-Баверк. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного индивидуума, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства. Эти факторы не могут не оказывать воздействия на цену товара.
В рыночной экономике полезности распределяются согласно ценам.
Цена должна соответствовать предельной полезности товара (степени его важности и насыщенности им рынка). При повышении цен происходят сдвиги в структуре и иерархии полезностей, на практике - в структуре спроса и потребления.
Принцип «предельной полезности» послужил отправным пунктом для разработки концепции «предельных величин». Данная концепция предусматривает учет не только затрат, но и результатов (полезности) как в сфере обращения, так и в сфере производства. Эта концепция используется и в настоящее время при разработке как теории ценообразования, так и ценовой политики организаций. Таким образом, когда мы говорим о стоимости, денежным выражением которой является цена, мы должны учитывать не только общественно необходимые затраты труда, вложенные в производство данного товара, но и ценность, полезность товара, которая может быть выражена понятием "потребительская стоимость".
Следующим этапом в разработке понятия цены можно считать неоклассическую теорию, представителями которой были, в частности, Альфред Маршалл и Артур Пигу. А. Маршалл пошел по пути согласования двух теорий - трудовой и предельной стоимости. Он исходил из того, что Д. Риккардо и Е. Бем-Баверк сосредоточили свое внимание на различных сторонах процесса формирования цены. Неоклассикам удалось выработать «компромиссную» трактовку цены. Согласно данному подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обуславливается степенью ее полезности; цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства. Цены формируются в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами, как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Маршалл писал: «Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц». Переключение внимания на анализ взаимосвязи спроса и предложения как исходных моментов ценообразования оказало существенное влияние на разработку последующих теорий ценообразования. Однако следует отметить, что неоклассическая теория является ведущим направлением в современной западной, прежде всего англо-американской, экономической науке.
Мы не ставим перед собой задачу проанализировать все теории ценообразования, имеющиеся в арсенале экономической науки, считая возможным ограничиться концептуальными. Думается, на их примере можно сделать вывод о неточности тех определений цены, которыми оперирует учебная и научная литература. Представление цены лишь как денежного выражения стоимости товара не позволяет достичь целостного понимания ее сущности. Опираясь на анализ ценовых теорий и практики свободного ценообразования, можно предложить следующее определение цены. Цена - денежное выражение стоимости товара, складывающееся на рынке на основе сочетания спроса и предложения.

На этом положении можно было бы поставить точку в рассмотрении вопроса о понятии цены. Однако до сих пор предметом нашего анализа являлось понятие свободной, рыночной цены, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения. Вместе с тем даже в странах с рыночными условиями хозяйствования государство о........


Список использованных источников

1. Интернет сайт k-press.ru свободная информационная энциклопедия; доступ открытый
2. Интернет сайт "Консультант Плюс" (www.consultant.ru < >3. Интернет сайт ГАРАНТ (www.garant.ru < >4. Алклычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы // Экономист 2011
5. Иванова О. Моделирование механизма рыночного ценообразования // Маркетинг 2011
6. Либерман И. А. Обзор методов формирования цен и себестоиомтси продукции // Финансовые и бухгалтерские консультации 2009 (семинар)
7. Финансовое право / Под ред. Химичевой Н. И. - М., 2010
8. Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист, (журнал)2009, № 9
9. Тотьев К. Ю. Конкурентное право. Учебник. - М., 2009
10. Диденко Н.И., Основы внешне экономической деятельности в России - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.
11. ДоланР.Дж., Саймон Г.,Эффективное ценообразование - М. 2010. - 416 с.
12. Смитиенко Б.М., Международные экономические отношения - М.: ИНФРА-М, 2010
13. Шуляк П.Н., Ценообразование - М.: Дашков и К?, 20011





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.