На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие и виды биржевой деятельности, публично-правовой режим ее осуществления, биржевая торговля, торговое посредничество. Источники правового регулирования биржевой деятельности. Субъекты биржевой деятельности, товарные, фондовые, специальные биржи.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Введение

Легальное определение рынка сформулировано в законодательстве в отношении товарного рынка и рынка финансовых услуг.
Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Данный подход к определению рынка как к сфере обращения товаров, не претендуя на универсальность и полный охват всех элементов раскрываемого понятия, может служить отправной точкой для анализа многих явлений, возникающих на рынке.
Рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.
В экономической литературе дается несколько определений рынка. Приведем некоторые из них. Рынок представляет собой:
1) обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;
2) механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения;
3) сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Как представляется, эти определения могут быть положены и в основу правового определения рынка как совокупности общественных отношений, возникающих в процессе обращения товаров, работ, услуг, иных благ.
Понятие и виды биржевой деятельности

Биржевая деятельность - это вид человеческой деятельности, которая состоит из связанных и последовательных мероприятий (действий), направленных к единой цели. Экономической основой биржевой деятельности является биржевая торговля. В свою очередь, последняя (торговля) представляет собой самостоятельный этап (вид деятельности) в производственном цикле в широком смысле. Биржевая торговля образует сферу обмена и реализации продукции (ценных бумаг, валюты). Вместе с тем биржи сами не участвуют в торговом процессе; они лишь предоставляют комплекс услуг (создают условия), способствующих заключению и исполнению биржевых сделок, между участниками биржевой торговли.
В литературе распространено мнение, согласно которому биржевая деятельность относится к так называемым посредническим рынкам, а биржи рассматриваются как посреднические организации. Полагаем, надо различать посредничество в экономическом и правовом смыслах. Посредничество в экономическом значении значительно шире, чем посредничество в смысле юридическом.
Посредничество в широком значении представляет собой деятельность по установлению экономических связей между участниками экономического оборота. В этом смысле биржи осуществляют торговое посредничество.
В узком (правовом) смысле посредничество представляет собой вид правовой деятельности, осуществляемый одним лицом (посредником) в интересах другого лица (клиента), содействующий вступлению клиента в правоотношения с третьими лицами.
Посредничество в отличие от представительства не создает для клиента в отношении третьих лиц и для третьих лиц каких-либо прав и обязанностей. Посредники занимают особое место в торговом обороте, они совершают фактические, а не юридические действия: занимаются поисками партнеров, ведут с ними переговоры и т. д. По характеру действий статус посредников отличается от правового положения поверенного, комиссионера и дилера.
Действия посредника не порождают каких-либо прав и обязанностей для клиентов и третьих лиц - участников будущих сделок. Посредники сами не заключают сделок. В свою очередь, поверенный и комиссионер такие сделки с третьими лицами заключает от своего имени.
Биржи не оказывают посреднических услуг. Законодательство запрещает биржам осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридических и физических лиц, являющихся участниками биржевой торговли.
В процессе биржевой торговли биржа выступает, прежде всего, как организатор проведения торгов. Для организации торговли биржа должна располагать достаточно оборудованным «рыночным местом» (биржевым залом). Организация торговли требует от биржи использования современных электронных средств связи, компьютерного обеспечения всех процессов, оборудования биржевого дела и рабочих мест участников торгов и др. Для ведения биржевых торгов биржа должна располагать высококвалифицированным штатом сотрудников.
Наряду с этой (основной) функцией биржа выполняет и другие функции (например, разработка биржевых контрактов; содействие в сфере биржевого страхования; организация клиринговых расчетов; информационная деятельность; разрешение споров по биржевым сделкам). В рамках биржевой деятельности биржа оказывает различного рода услуги. Важнейшая функция биржи - оказание информационных услуг членам и другим участникам биржевой торговли.
Биржевая деятельность и предпринимательство - перекрещивающиеся понятия. Анализ действующего законодательства показывает, что российские биржи в одном случае могут создаваться как лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками (коммерческие организации), в другом - как некоммерческие организации. Таким образом, законодатель предоставляет учредителям биржи право самостоятельно определять основные принципы деятельности последней.
Отношения в сфере биржевой деятельности неоднородны.
Первую группу образуют отношения между биржей и участниками биржевой торговли, а также между биржей и другими субъектами гражданского права. Вторую группу представляют отношения между биржей и государственными органами. Они возникают в процессе государственного регулирования биржевой деятельности. В последнюю группу входят внутрибиржевые (корпоративные) отношения, складывающиеся между структурными подразделениями биржи. Добавим, - не только.
Биржевую деятельность можно классифицировать по различным экономическим и юридическим основаниям. Однако основной критерий, разграничивающий биржевую деятельность, а также ее правовое регулирование, - сфера биржевой торговли в зависимости от специфики биржевого товара. В данном случае биржевая деятельность подразделяется на три вида: биржевая деятельность товарных, фондовых и валютных бирж. Российское законодательство допускает создание так называемых смешанных (например, товарно-фондовых, валютно-фондовых) бирж. Вместе с тем сам факт совмещения одним лицом различных видов биржевой деятельности не позволяет делать вывод о существовании самостоятельного вида - биржевой деятельности смешанной биржи.
Несмотря на свое название, биржи труда, по существу, не являются биржами. Они не организуют биржевых торгов, а труд или человек как его носитель - не могут выступать в качестве биржевого товара. Такие образования предоставляют услуги работодателям и работникам в поиске соответственно необходимого персонала или места работы, подчеркнем, без проведения торгов.
Сказанное означает, что деятельность бирж труда не формирует отдельный вид биржевой деятельности.
Источники правового регулирования биржевой деятельности

Действующее биржевое законодательство не отличается единством и последовательностью. Одна из основных причин такого положения - отсутствие единого законодательного акта кодифицированного или консолидированного типа. В юридической литературе уже было высказано мнение о целесообразности принятия единого российского закона о биржевой деятельности. Действительно, в названном законе необходимо установить общие требования к деятельности бирж независимо от их вида. Полагаем, разработка Биржевого кодекса вполне вписывается в современный процесс кодификации российского законодательства.
Биржевое законодательство представляет собой раздел предпринимательского законодательства, а потому содержит общие признаки последнего. Отличительная черта биржевого законодательства - его комплексный характер. Биржевое законодательство содержит нормы гражданского, административного, финансового, налогового права и др.
В настоящее время развитие биржевого законодательства идет по пути издания законов, посвященных отдельным видам биржевой деятельности. В этом направлении первым был принят Закон о товарных биржах, в текст которого неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако и сейчас в Законе можно встретить нормы, противоречащие Гражданскому кодексу. Так, п. 6 ст. 14 Закона допускает возможность передачи или продажи свидетельств (титулов) собственности на долю уставного капитала биржи. Не согласуется с Гражданским кодексом (ст. 607) правило Закона (п. 7 ст. 14), согласно которому члены биржи вправе сдавать в аренду свое право на участие в биржевой торговле одному юридическому или физическому лицу.
Правовому регулированию деятельности фондовых бирж посвящен Закон о рынке ценных бумаг (гл. 3). Закон о валютном регулировании (ст. 1, п. 8 ст. 12, п. 4, 5 ст. 22) и Закон о Центральном банке (ст. 4, 97) устанавливают правовые основы деятельности валютных бирж.
Перечисленные законодательные акты формируют три относительно самостоятельных системы правового регулирования отношений, возникающих в сферах деятельности соответственно товарных, фондовых и валютных бирж. При этом наблюдаются принципиально различные подходы в регламентации процедуры создания, деятельности бирж, существенно отличаются требования, предъявляемые к участникам биржевой торговли, их правовому статусу, не совпадают многочисленные квалифицирующие признаки и понятийный аппарат, используемые законодателем, и пр. Такой подход вряд ли можно назвать оправданным.
В сфере биржевой деятельности заметную роль играют подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные, местные и локальные акты).
Например, относительно товарных бирж - постановление Правительства от 24 февраля 1994 г. № 152 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, Положения о государственном комиссаре на товарной бирже» (в ред. от 21 марта 2005 г. № 148). Важным подзаконным нормативным документом, регламентирующим деятельность фондовых бирж, является приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04-1245 / пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг». Положение о порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж, утвержденное Центральным банком РФ 16 июня 1999 г. № 77-П (в ред. от 30 марта 2004 г. 1413-У), - один из основных подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере деятельности валютных бирж.
В системе биржевого законодательства особое место принадлежит актам локального регулирования, которые в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные. Если локальные нормативные акты содержат общеобязательные нормы, то индивидуальные издаются в целях регулирования поведения конкретного индивида. Например, положение о премировании работников биржи - это нормативный правовой акт, а к индивидуальным правовым актом следует отнести приказ руководителя биржи о премировании конкретных работников. Возникающие внутрибиржевые отношения неоднородны. Это прежде всего отношения, складывающиеся по поводу правового статуса самой биржи, ее структурных подразделений (отделов, секций и др.). Обособленную группу образуют отношения принадлежности имущества структурного подразделения биржи. Имущество, закрепленное за внутренними структурными подразделениями, находится у них во внутрихозяйственном управлении.
Внутрибиржевые управленческие отношения складываются между биржей в целом и ее структурными звеньями. В данной области осуществляются, например, внутрибиржевое планирование и прогнозирование.
Центральное место в системе внутрибиржевых отношений занимает организация биржевой торговли. Она (организация) регулируется также актами локального действия (например, правилами биржевой торговли).
Еще одну группу образуют отношения, которые связаны с рассмотрением внутрибиржевых споров между участниками биржевых сделок. Соответствующие локальные (корпоративные) правовые акты регламентируют порядок (процедуру) рассмотрения таких споров, полномочия биржевой арбитражной комиссии (третейского суда) и т. д.
Субъекты биржевой деятельности

Это лица, участвующие в правоотношениях, возникающих при осуществлении биржевой деятельности. В силу известных причин биржа занимает центральное место среди субъектов биржевой деятельности.
Функции биржи схожи с такими субъектами рыночных отношений, как ярмарка и базар (рынок), которые также способствуют сближению спроса и предложения. Вместе с тем бирже свойственны некоторые характерные признаки. К их числу относятся: формирирование биржи, как правило, в крупных промышленных и торговых центрах; специфический объект купли-продажи - «биржевой товар». Торговля ведется партиями (в основном крупными); особый субъектный состав участников торговли - биржевые посредники; ведение торговли регулярно и в отсутствии товара, ценных бу маг и валюты (т. е. по образцам, описанию, каталогам); проведение торгов гласно (публично). Все желающие могут получить информацию об объемах заключенных в процессе торгов сделок и складывающихся ценах; торговля происходит по единым правилам; свободное ценообразование.
По существу, биржа только организует и проводит торги: предоставляет комплекс услуг, способствующих заключению и исполнению биржевых сделок. Последние же (сделки) совершаются брокерами, дилерами, другими участниками биржевой торговли.
Биржа и участники биржевой торговли формируют группу основных субъектов биржевой деятельности. Вместе с тем в правоотношениях, возникающих в сфере биржевой деятельности, принимают участие и другие лица. Например, согласно ст. 27 Закона о товарных биржах по требованию участника биржевой торговли биржа обязана организовать экспертизу качества товаров, реализуемых в ходе биржевой торговли. Данное установление закона может быть реализовано биржей двумя способами: первый - собственными силами - штатными специалистами биржи; второй - с привлечением сторонних экспертов (экспертных организаций) на основании договора, ранее заключенного для этих целей. Таким образом, независимые эксперты (экспертные организации) становятся вовлеченными в отношения, возникающие в сфере биржевой деятельности. При осуществлении биржевой деятельности могут возникать правоотношения с банками или иными кредитными организациями, страховыми, транспортными компаниями, информационными агентствами и пр. Эти лица образуют вторую «вспомогательную» группу субъектов биржевой деятельности.
Итак, биржа - это организация с правами юридического лица, осуществляющая на регулярной основе торговлю биржевым товаром в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Виды бирж

Биржи можно подразделить на отдельные виды. В литературе приводятся различные классификационные признаки видов бирж. Отметим, что не все они (признаки) носят юридический характер. Рассмотрим некоторые виды бирж. В зависимости от видов товаров, которыми ведется торговля, различают товарные (товарно-сырьевые), фондовые и валютные биржи. Эта классификация бирж имеет принципиальное значение. С учетом прежде всего данного критерия происходят формирование биржевого законодательства и развитие биржевого дела.
Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2 Закона о товарных биржах). Товарная биржа формирует оптовый рынок биржевых товаров. В силу ст. 6 Закона о товарных биржах под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке к биржевой торговле. Всякий биржевой товар должен соответствовать некоторым требованиям (условиям). Например, обращаться по свободным (рыночным) ценам; быть массовым; применительно к нему можно легко установить требования в отношении качества, количества, условия хранения и транспортировки. Закон о товарных биржах запрещает проводить биржевые торги по поводу недвижимого имущества и объектов интеллектуальной собственности.
Товарные биржи обладают специальной правоспособностью. Они не могут осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Биржи не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, которые не ставят своей целью осуществление деятельности товарной биржи (ст. 3 Закона о товарных биржах).
Российские товарные биржи могут создаваться в качестве коммерческих или некоммерческих организаций. Законодатель не устанавливает каких-либо ограничений в данном вопросе. Выбор конкретной организационно-правовой формы также зависит от пожелания учредителей конкретной товарной биржи. При создании товарной биржи в качестве некоммерческой организации наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами являются, на наш взгляд, объединение юридических лиц (ассоциация или союз) и некоммерческое партнерство. Эти правовые конструкции позволяют осуществлять деятельность по организации биржевой торговли и предусматривают институт членства, который необходим в силу Закона о товарных биржах.
Учредителями товарной биржи могут быть как физические, так и юридические лица. Закон о товарных биржах (ст. 11) запрещает выступать в качестве учредителей:
органам государственной власти;
банкам и другим кредитным организациям, получившим лицензию в установленном п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.