На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические аспекты работы с клиентами в социальной работе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 26.12.2013. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

стр
Введение 3

1. Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы 5
1.1. Понятие «клиент» в социальной работе 5
1.2. Типология и классификация клиентов 12
1.3. Типология личностных и социальных проблем клиентов 15
2. Практические аспекты работы с клиентами в социальной работе 18
2.1. Проблема построения взаимоотношений специалиста с клиентом, обеспечивающих продуктивное решение проблем клиента 18
2.2. Проблемы взаимоотношений «работник - клиент» в различных парадигмах социальной работы 24
2.3. Идеология помощи клиенту в профессиональной деятельности 26

Заключение 38
Список использованных источников и литературы 41


Введение

Актуальность исследования проблемы обусловлена тем, что работа с клиентом занимает в практике социальной работы центральное место. С просьбой о помощи в социальные службы обращаются люди, которые не умеют и не знают, как решать возникшие у них проблемы и трудности.
Социальная работа - это особый вид деятельности, главная цель которого - помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации и не способному в данный момент самостоятельно справиться с ней. Клиентами специалиста социальной работы являются наиболее незащищенные и уязвимые слои населения: старики, дети и подростки, инвалиды, а также люди, которые в силу сложившейся ситуации, не могут самостоятельно преодолеть обстоятельства, затрудняющие их жизнедеятельность.
Взаимодействие в системе «социальный работник - клиент» имеет определяющее значение для субъектов взаимодействия и окружающего их социума, что безусловно, повышает уровень требований к идеологии взаимодействия социальных работников.
Степень изученности проблемы. Исследуемая проблема представляется недостаточно разработанной в России. Большинство работ посвящено теоретическим исследованиям и достаточно мало применяется на практике. К числу недостаточно раскрытых проблем, возникающих в центрах социального обслуживания, относится и проблема взаимодействия в системе «социальный работник - клиент».
Объектом данной работы выступает клиент в социальной работе.
Предмет социальной работы - особенности взаимодействия социального работника и клиента.
Цель исследования - проанализировать особенности клиентов в социальной работе и сущность их взаимодействия с социальными работниками.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические аспекты сущности клиента в социальной работе,
2. проанализировать особенности взаимодействия клиентов и социальных работников.
Основными методами исследования являлись метод моделирования генетический метод, проблемно-хронологический. Применялись общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы

1.1. Понятие «клиент» в социальной работе

Понятие «кли­ент» имеет различные толкования на уровнях теории и практи­ки, и в зависимости от куль­турно-исторических преобразований претерпевает различные изменения. Типология клиента связана со спецификой его запро­са и видом помощи, которую оказывает социальный работник.
Изучение клиента социальной работы начинается в конце XIX столетия. Классовые подходы к нуждающейся личности посте­пенно уступают естественнонаучным подходам. Серьезное влия­ние на развитие методов, а также на научную рефлексию социальной работы оказали исследования в области психиатрии, пси­хотерапии и психологии личности. К теории и практике социаль­ной работы применяются методы психоанализа, гуманистичес­кой психотерапии. Школы и направления социальной работы при объяснении индивидуальных поступков человека, его поведения, эмоциональных реакций и т. д. опираются на концепции и идеи З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона и других психологов и психиатров. Различные подходы к психологии личности находят отражение в подходах к феномену клиента социаль­ной работы и определяют стратегию взаимоотноше­ний с ним. Особое влияние на подход к клиенту в теории и практике социальной ра­боты оказали психодинамические, гуманистические и системные психологические концепции.
Психодинамический подход базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, понимаются как отношения между пациентом и врачом. Поэтому в психоаналитических концепциях клиент, нуждающийся в помощи, определяется как пациент. Перво­начально при данном подходе жестко определялись установки пациента и необходимые процедуры, тем самым, как и в меди­цинской практике, выстраивались директивные принципы взаимоотношений.
Однако сам З. Фрейд позднее приходит к идее о том, что взаи­моотношения между психоаналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта и соответственно могут ме­шать или помогать решению проблем пациента. Психоанали­тики исходят из того, что источник про­блем находится в самом пациенте, и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом, либо между несовместимыми желаниями. Отсюда перед пациентом стоят три задачи:
выразить себя как можно полнее и откровеннее;
осознать собственные бессознательные движущие силы и
их влияние на свою жизнь;
выработать способность изменять те отношения, которые
нарушают отношения с самим собой и окружающим миром.
Метод свободных ассоциаций помогает выяснить природу кон­фликта, обнаружить изначальные проблемные ситуации пациен­та. На основании способности - неспособности «порождать» сво­бодные ассоциации выделяют основные типы пациентов:
пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают
страхи или внутренние запреты;
пациенты, которые носят «маски», не позволяющие выхо­дить на свободные ассоциации;
пациенты, не способные порождать свободные ассоциации
без активного вмешательства аналитика.
Выявление природы проблем клиента осуществляется через понимание симптоматики не только аналитиком, но и самим клиентом. Этот важный психоаналитический принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сфор­мировавший жизнь пациента, имеют особое значение в психодинамическом походе к социальной работе, в частности в пони­мании клиента и его проблемы.
Гуманистические подходы к личности клиента были разра­ботаны К. Роджерсом. Его подход к терапии (гр. therapeia - за­бота, уход, лечение) и к личности клиента строился на ценно­стных позициях философии любви. Под любовью К. Роджерс по­нимал то, что древние греки вкладывали в понятие «агапе», то есть любовь-служение, любовь-деятельность на благо ближне­го. Лечение любовью представляет собой сложный процесс, включающий в себя знания личности клиента, понимание ро­ли терапевта и терапевтических усилий, необходимых и доста­точных для изменения ситуации клиента.
Клиент в терапевтическом процессе представляет собой субъ­екта, который находится в постоянной тревоге из-за несоответ­ствия между стремлением «быть самим собой» и «смертельным страхом быть самим собой», между стремлением осознать свой реальный жизненный опыт и «в то же время страхом это сде­лать». По мнению К. Роджерса, стремлению клиента «быть са­мим собой» мешают определенные стереотипы, осложняющие его жизненное функционирование. К ним Роджерс относит подчинение образу «кем я должен быть» и страх «отойти от «Я», которым на самом деле я не являюсь». Человек, находящийся под таким давлением, не может раз­виваться на основе самодостаточности и своего жизненного опыта, он не может даже полностью функционировать. Для того чтобы клиент стал «полноценно функционирующим человеком», необходимо вмешательство терапевта, который реализует необходимые терапевтические условия, основанные на искренности, эмпатии, положительном отноше­нии к клиенту.
Гуманистический подход К. Роджерса оказал влияние на ста­новление методов взаимодействия социальных работников с клиентами, на принципы их отношений. Концепт «нормально функционирующего человека» стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеально­му образу клиента и его модели поведения.
Подходы к личности клиента в социальной работе имеют бо­лее широкий спектр проблем, чем в поддерживающей терапии. Социальные работники также сталкиваются с проблемами пси­хологического характера, однако, контекст вопросов имеет бо­лее широкую направленность. Проблемы клиента могут нахо­диться не только в нем самом, но и вне его, где социальные свя­зи, роли, статус, групповые ожидания являются факторами, ог­раничивающими социальное функционирование.
Все эти особенности раскрываются в биопсихосоциальном, ролевом, системно-ролевом, системно-институциональном под­ходах к клиенту в социальной работе.
Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х. Перлман применительно к методу социально-индивидуальной рабо­ты. Согласно этому подходу, клиентом является любой человек, нуждающийся в совете и имеющий нереализованные потребно­сти, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением.
Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретенные или утраченные, - это важ­нейшие доминанты, влияющие на изменение жизненной пози­ции человека и присвоение им роли клиента.
Каждый человек в процесс своей жизнедеятельности выра­батывает определенные модели поведения, которые отражают его позицию по отношению к социальному окружению. В свя­зи с этим Х. Перлман вводит в теорию социальной работы понятие «индивидуальность клиента», под которым понимается выражение его субъектности через характерные личностные реакции. Индивидуальность клиента проявляется через его двигательные реакции, чувст­ва, размышления, речь, модели поведения. Различные «режи­мы» поведения направлены на достижение целей, сохранение безопасности, соответствия поступков постоянно меняющимся жизненным ситуациям.
При этом Х. Перлман считает, что благополучие человека за­висит не только от адекватных поведенческих реакций, но и от структуры человеческой индивидуальности.
В подходах к структуре индивидуальности клиента Х. Перл­ман базируется на психодинамический теории личности З. Фрейда. Американская исследовательница рассматривала человеческую индивидуальность через ее проявление в трех главных функциях:
жизненная энергия, которая находит выход в действиях и поступках;
система осознанных (избираемых человеком) и неосознаваемых (автоматических) отношений, которые изменяют «каналы» взаимодействий, допустимые для личности и ее окружения;
психические процессы, регулирующие внутренние и внешние отношения между психофизической индивидуальностью клиента и окружающей социальной средой, баланс между тем, «что он хочет, что может, и что должен делать».
Эти функции соответствуют структуре личности З. Фрейда, состоящей из «Оно» (ид), «Я» (эго) и «Сверх-я» (супер-эго). «Оно» означает биологические влечения, требующие немед­ленного удовлетворения; «Сверх-я» - интериоризированные в хо­де социализации социальные нормативы и ценности; «Я» высту­пает как посредник между «Оно» (ид) и внешним миром.
В концепции Х. Перлман «ид», «эго», «супер-эго» отвечают за реализацию указанных функций. Гармоничное взаимодей­ствие этих структур личности ведет к балансу между индиви­дуальными потребностями, поведением и нормами социально­го окружения, тогда как дисбаланс приводит к деструктивным отношениям и проявлениям.
Функционирование индивида в процессе жизнедеятельности определено унаследованными качествами и свойствами, а также взаимодействием с физической, психологической и социальной окружающей средой в процессе накопления жизненного опыта. Стандарты поведе­ния человека как индивидуальности формируются под воздейст­вием оценки его личности, положения, достижений со стороны тех людей, которые его окружают, причем многое зависит от его психологической уязвимости. Эти отношения могут быть ис­точником «благополучия» человека, но могут также провоциро­вать дисгармонию его с самим собой и окружающей средой.
Индивидуальные роли изменяются на каждой стадии чело­веческой жизни. Х. Перлман считает, что человек является про­дуктом не только физиологической и психологической среды, но и своих представлений о настоящем и будущем. В любом воз­расте человек может потерять надежду и стремления, и тогда он будет занимать позицию клиента. По мнению Х. Перлман, то, что человек оказывается в положении клиента, объясняет­ся следующими причинами:
нехваткой жизненной энергии, необходимой для борьбы за выживание и сохранение своей целостности;
отсутствием своевременной социальной поддержки;
инфантилизмом или утратой надежды на изменение негативной ситуации.
Будучи последовательницей З. Фрейда, Х. Перлман считала, что человек постоянно находится в процессе становления и что культура является главным фактором, влияющим на формирова­ние его основных социальных ролей. Индивидуальные роли имеют тенденции множиться, поскольку в процессе жизни человеческие связи расширяются. Однако среди них есть главные, выступающие в обществе в качестве знаковых, т. е. позволяющих идентифици­ровать и оценивать эти роли на уровне общепринятых ожиданий. Так, например, каждое общество имеет представление о том, ка­кими характеристиками должен обладать мужчина в качестве му­жа и отца, а женщина в качестве матери и жены. Отклонение от ожидаемых норм вызывают изменения человеческих взаимодействий, приводят к тому, что индивид оказывается клиентом, выну­жденным обратиться в социальное агентство за помощью.
Разработанный Х. Перлм........


Список использованных источников и литературы

1. Агапов, Е.П. История социальной работы : учебное пособие / Е. П. Агапов, К. В. Волощукова; Изд.-торг. корпорация "Дашков и Ко". - М.: Академцентр: Дашков и Ко, 2009. - 254 с.
2. Агапов, Е.П. Социальная работа в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред., проф. Е. П. Агапова. - Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. - 324 с.
3. Ардашкин, И.Б. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие. - Томск: Изд. ТПУ, 2005. - 430с.
4. Грибанова, Г.И. Технологии в условиях кризисного социального взаимодействия: учебно-методический комплекс / Под. ред. Г. И. Грибановой. - СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2008. - 183 с.
5. Жуков, В.И. Модели и технологии социальной работы в кризисных ситуациях. Учебно-методическое пособие под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб- М.: Изд. «Гном и Д», 2008,- 440 с.
6. Жуков, В.И. Настольная книга социального работника. Учебно-методическое пособие под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова, , академика АПСН Л.Г.Лаптева, Президента АБОП В.Г.Шевченко, профессора Е.П.Агапова. - М.: Изд. «Гном и Д», 2008. - 352 с.
7. Курбатов, В.И. Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2005.
8. Нестерова, Г.Ф. Технология и методика социальной работы : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Ф.Нестерова, И.В.Астэр. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 208 с.
9. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д. Павленка. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.
10. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2007.
11. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности - М.: Инфра-М, 2009. - 379 с.
12. Павленок, П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения Учебное пособие / Под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
13. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 379 с.
14. Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений \ Н.М. Платонова, Г.Ф.Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 384 с. С. 230-256
15. Пэйн, М. Социальная работа: современная теория : Учебное пособие / Малькольм Пэйн; под ред.. Дж. Камплинга. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 400 с.
16. Сафонов, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы : упособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Сафонов - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
17. Топчий, Л.В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки населения. - Нижний Новгород, 2006.
18. Филатов, В.А. Технология социальной работы. Учебное пособие / В. А. Филатов, М. В. Станкова, Т. В. Щитова, Е. М. Кузнецова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 124 с.
19. Фирсов, М. В. Студёнова Е. Г. Технология социальной работы. Учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2012. - 558 с.
20. Фирсов, М.В. История социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная работа" / М.В. Фирсов. - 2-е изд. - М.: Академический проект: Трикста, 2007. - 606 с.
21. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: Учеб. пособие для вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект; Трикста, 2009. - 428 с.
22. Фирсов, М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 с. - 192 с.
23. Халанская, В.А., Ситникова М.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие / В.А. Халанская, М.А. Ситникова. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2009. - 222с.
24. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2006.
25. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 400 с.
26. Циткилов, П. Я. Технология социальной работы: Учебное пособие / П. Я. Циткилов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Наука-Спектр, 2010. - 448 с.
27. Чернецкая, А.А. Технология социальной работы. Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 400с.
28. Шарин, В.И. История социальной работы: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / В.И. Шарин. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 367 с.
29. Щукина, Н.П. Технология социальной работы Часть 1. - Самара. 2006. - 140с
30. Щукина, Н.П. Технология социальной работы Часть 2- Самара. 2006. - 231с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.