Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения .Качество и уровень жизни в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 8.1.2014. Сдан: 2013. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение……………………………………………………………………………...4
1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения ...…………..5
2 Показатели уровня и качества жизни в современных условиях..……………....7
2.1 Основные показатели уровня жизни ...………………………………….……..7
2.2 Основные показатели качества жизни………………………………………...11
3 Качество и уровень жизни в Республике Беларусь…………………………….15
3.1 Оценка качества и уровня жизни в Республике Беларусь …………………..15
3.2 Проблемы повышения качества и уровня жизни в Республике Беларусь ....25
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………….......34
Приложение А Показатели уровня жизни ……….......…………………………..36
Приложение Б Показатели качества жизни .……………………………………..39
Приложение В Показатели качества жизни в Республике Беларусь……………40

ВВЕДЕНИЕ
Исследования уровня жизни населения проводятся во всем мире, в каждой стране их направление определяется спецификой сложившейся экономической и социальной системы общественного устройства.
Наиболее актуальны вопросы объективного отражения благосостояния населения, его доходов, потребления и степени удовлетворения потребностей, однако теоретически и методологически они недостаточно проработаны. Попытки создания методики и комплексного показателя, достаточно точно характеризующего уровень жизни населения, предпринимались многими экономистами мира. Однако общепризнанных критериев его оценки пока не создано.
Понятие "уровень жизни" широко используется в мировой экономической науке с середины 50-х гг. XX в. Прежде всего это связано с разработками Организации Объединенных Наций в области благосостояния населения. В 1954 г. эксперты ООН подготовили "Доклад по вопросу о международном определении и измерении жизненного уровня", в котором давались такие понятия, как "жизненный уровень", "жизненный стандарт", "прожиточный минимум". В частности, под жизненным уровнем предлагается понимать фактические условия жизни населения. Многие авторы вкладывали в это понятие достигнутую степень материального благосостояния, выражающуюся в потребительском бюджете населения. Позднее уровень жизни стал определяться не только как обеспеченность необходимыми материальными и культурными благами, но и степень удовлетворенности ими населения.
Объектом курсовой работы является социальная сфера Республики Беларусь.
Предметом работы выступает уровень и качество жизни.
Целью исследования является анализ уровня и качества жизни населения как основного критерия устойчивого социально-экономического развития общества.
В связи с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы уровня и качества жизни населения, их показатели;
2) охарактеризовать качество жизни населения Республики Беларусь;
3) проанализировать динамику, а также способы повышения уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь.
1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения
Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта характеристика - историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.[3, с.651]
Понимание категории «уровень жизни» формировалось долгие годы. Еще 50 лет назад Комитет экспертов ООН рекомендовал понимать под этим термином фактически сложившиеся условия жизни населения, включающие, наряду с материальными условиями, здоровье людей, занятость, условия труда, уровень человеческой свободы. Тогда же было рекомендовано при изучении уровня жизни населения использовать показатели «жизненный стандарт», соответствующий по своему содержанию «бюджету высокого достатка», и «норма жизни» («минимальный потребительский бюджет»).
Проблемой оценки уровня жизни занимались советские ученые, хотя в их исследованиях чаще встречалось понятие «благосостояние народа», а уровень жизни рассматривался как его количественная составляющая.
На современном этапе одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку удовлетворения измеримых потребностей, другие - как компоненту образа жизни, третьи - как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни - это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Наиболее часто в научной литературе встречается более широкое понимание этой категории, в соответствии с которым уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.
Таким образом, категория «уровень жизни» может рассматриваться в узком смысле слова, как уровень потребления благ и услуг, а также в широком смысле, включающем весь спектр социально-экономических условий жизни конкретного общества.[1, с.96-97]
Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном так и социальном аспектах.[3, с.651]
В литературе понятия “качество жизни” и “уровень жизни” нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.
Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.
Качество жизни предполагает:
· чистую окружающую среду;
· личную и национальную безопасность;
· политические и экономические свободы;
· и другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.
Качество жизни является более широкой характеристикой и включает в себя уровень жизни. Принято же выделять характеристик «уровень жизни» только в трансформационных экономиках. В трансформационных экономиках говорят и исследуют больше уровень жизни, т.к. для достижения высоких показателей качества жизни требуются большие затраты.
Повышение уровня жизни - социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Повышение уровня жизни - это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.


Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.
Поэтому изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и
поступательного развития общества в целом.
2 Показатели уровня и качества жизни в современных условиях
2.1 Основные показатели уровня жизни
В отечественных и зарубежных исследованиях просматриваются две основные концепции, характеризующие уровень жизни населения: во-первых, оценка жизненного уровня через достигнутый показатель материального и культурного потребления, во-вторых, через степень удовлетворения потребностей.
Однако, оценивая уровень жизни населения, нельзя полагаться только на достигнутый уровень потребления, так как не всегда относительное повышение потребления является признаком более высокого уровня жизни, а второй подход практически сводит уровень жизни к уровню потребления.
Понятие «уровень жизни» охватывает более широкую область социально-экономических отношений, нежели личное потребление. Потребности человека в материальных и духовных благах находятся в постоянном изменении и развитии, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня образования и культуры, экологической обстановки.[6, с.21]
Сказанное выше подводит нас к мысли о том, что при анализе уровня жизни придется оперировать не одним, а совокупностью показателей. Это будут показатели, отражающие уровень располагаемого дохода, продолжительность жизни и уровень заболеваний(включая профессиональные), а также уровень потребления, обеспеченности населения жильем и т.д.[Приложение А, табл.А.1][5, с.506-507]
Система показателей уровня жизни населения различается по странам, но основные ее разделы строятся на основе классификации ООН и используются для международных сопоставлений. Сюда включается 12 групп показателей: демографические; санитарно-гигиенические условия жизни; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека.
Основные сравнительные социально-экономические показатели уровня жизни, разработанные в ЕС, выглядят следующим образом.
1. Население: плотность проживания на 1 км?, рождаемость, смертность, половозрастная структура, период удвоения численности населения.
2. Занятость: уровень трудовой активности, доля работающих по найму, структура по профессиям и отраслям.
3. Уровень жизни: душевое производство ВВП, потребительские расходы на душу в день; число легковых машин, телевизоров, телефонных аппаратов на 1000 чел.
4. Душевое потребление мяса, зерна и риса, энергии, в том числе в домашнем хозяйстве.
5. Индекс потребительских цен
6. Здоровье: детская смертность, общая предстоящая продолжительность жизни.
7. Образование: доля школьников и студентов от общей численности населения, лиц с начальным, неполным средним, законченным средним и высшим образованием.
В большинстве стран мира разработаны аналогичные системы показателей уровня жизни, имеющие некоторые особенности. Так, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения включает следующие: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер начисленной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии.[3, с.653]
Способы агрегирования данных в разделах и методика расчета самих показателей существенным образом варьируются, что затрудняет их межстрановую сопоставимость. Вместе с тем общей тенденцией в исследовании уровня жизни на современном этапе является перенесение акцентов с показателей, характеризующих рост доходов и материального потребления, на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг человека.[1, с.99-100]
В качестве интегрального показателя, отражающего состояние социальной сферы и общих условий жизни населения страны, используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный ООН (1990г.). По своей методологической сущности ИРЧП не является индексом в традиционном понимании. Это показатель рейтинга страны в мировом сообществе.
ИРЧП - это сводный показатель развития человеческого потенциала. Он измеряет средний показатель достижений данной страны в трех важнейших элементах развития человеческого потенциала:
· долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем средней ее продолжительности;
· знаниях, измеряемых долей грамотного взрослого населения (вес в две трети) и совокупной общественной долей учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (вес в одну треть);
· достойном уровне жизни, измеряемом показателем ВВП на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности).
Расчет ИРЧП
1. Расчет индекса продолжительности жизни
Индекс продолжительности жизни измеряет достигнутый страной относительный прогресс в увеличении средней ее продолжительности:
,
А - продолжительность жизни населения страны;
Xmax - максимальный порог;
Xmin - минимальный порог.
В качестве минимального порога принимается 25 лет, а в качестве максимального - 85.
2. Расчет индекса образования
Индекс образования измеряет достигнутый страной относительный прогресс как в повышении грамотности взрослого населения, так и в увеличении совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений.
= ?(Индекс грамотности взрослого населения) +
+ ?(Индекс общей доли учащихся)
3. Расчет индекса ВВП
Индекс ВВП рассчитывается с использованием скорректированного показателя ВВП на душу населения (в долл. США по ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бондарь, А.В., Макроэкономика/ А.В.Бондарь - Минск: БГЭУ,2007 - С.280-283
2 Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учеб.пособие/Н.Н.Бондарь, А.И.Терлиженко. - Мн.:БГЭУ,2005.-146с.
3 Гребенникова-Воробьева, Л.В., Вайнилович, Э.Г., Основные показатели качества жизни населения РБ // Наука - образованию, производству, экономике
4 Данные о состоянии окружающей среды, 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: < > - Дата доступа: 02.12.2013
5 Доклад о человеческом развитии, 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: hdr.undp.org/en/media/HDR_2013_RU.pdf - Дата доступа: 17.11.2013
6 Зайченко, Н.П., Полоник, С.С., Богданович, А.В., Александрович, Я.М., Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г/ Н.П.Зайченко, С.С.Полоник, А.В.Богданович, Я.М.Александрович//«Белорусский экономический журнал». - 2004 г., - № 3, - С.4-13.
7 Ивашкевич, И.Ф., Качество жизни населения РБ: закономерности, тенденции // Вестник Полесского государственного университета серия общенаучных и гуманитарных наук, 2008
8 Лашук, И.В., Динамика уровня и качества жизни населения // Социологический альманах, 2010
9 Лемешевский, И.М., Макроэкономика.(Экономическая теория. Часть 3).Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений./ И.М. Лемешевский - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. - 576с.
10 Мудрый, А.К., Хацкевич, Г.А., Методы оценки качества жизни населения РБ/ А.К. Мудрый- Минск: МИУ, 2007
11 Мясникович, М.В., Дедков, С.М., Макроэкономичские аспекты повышения благосостояния и качества жизни населения // Экономический бюллетень научно-исследовательского института Мин Экономики РБ, 12.2007
12 Новое качество жизни населения, 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: < econom.nsf/all/0F771F5734AC832DC225781C0052B4F9/$File/1-1.pdf> - Дата доступа: 04.12.2013
13 Покупательная способность белорусов: в килограммах, литрах и штуках, 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: rubrics/politic/2013/03/06/ic_articles_116_181041/print/ - Дата доступа: 02.12.2013
14 Русецкая, В.И., Динамика показателей качества жизни населения РБ // Социологический альманах, 2010
15 Статистические данные о заработной плате, минимальных социальных гарантиях, занятости и безработице, норме рабочего времени, 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: - Дата доступа: 02.12.2013
16 Уровень образованности населения, 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: < wiki/%CE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5> - Дата доступа: 04.12.2013
17 Уровень организованной преступности, 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: >18 Шимов, В.Н., Национальная экономика Беларуси: учебник/ под ред. В.Н.Шимова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2012.- 651с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.