На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик представления студентов-психологов о личностном росте

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 8.1.2014. Сдан: 2011. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений студентов - психологов о личностном росте ……………………………………………… 5
1.1. Изучение представлений в различных науках ……………………….. 5
1.2. Понимание личностного роста в психологии ……………………….. 18
1.3. Профессиональные представления студентов - психологов ………... 23
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 29


Глава 2. Исследование представлений студентов-психологов о личностном росте …………………………………………………………………………… 31
2.1. Организация эмпирического исследования …………………………... 31
2.2. Экспериментальное изучение представлений студентов - психологов о личностном росте …………………………………………………………….... 32
Выводы по второй главе …………………………………………………….. 38
Заключение …………………………………………………………………… 40
Список литературы
Приложения


Введение

Настоящая работа посвящена изучению представлений студентов-психологов о личностном росте. Это означает, что она охватывает две основные темы: первая связана с рассмотрением понимания личностного роста в психологии, и вторая - с рассмотрением понятия представления и тех содержаний, которые за ним скрываются.
Актуальность настоящей работы связана с тем, что личностный рост как понятие, как представляется, ещё не достаточно хорошо концептуализировано в психологии, хотя, некоторые попытки его осмысления уже сделаны целым рядом психологических направлений. С другой стороны, студенты психологических факультетов ходе освоения курсов общей, социальной, педагогической психологии и некоторых других, знакомятся с различными психологическими понимания человека, его личности, и в процессе обучения у них развивается, и возможно даже - в какой-то мере изменяется представление о том, как человек может развиваться и расти как личность. Кроме того, студенты-психологи в течение обучения в вузе, тем или иным образом осмысливают свою собственную жизнь, возможности и направления своего роста и развития. Таким образом, изучение представлений студентов-психологов о личностном росте представляется актуальным, по крайней мере, в двух аспектах: с теоретической стороны - из-за недостаточной проработанности этой темы, так и со стороны практической - так как обучение на психологических факультетах может участвовать в изменении имплицитных и эксплицитных концепций личностного роста студентов - представлений о нём и значимости этих представлений в жизнедеятельности человека, а значит, следует осмыслить, как современное психологическое обучение влияет на представления людей, которыми они в дальнейшем могут руководствоваться в своей жизни.
Объект исследования личностный рост студентов психологов.
В качестве предмета исследования рассматриваются представления студентов-психологов о личностном росте.
Целью настоящей работы является изучение представлений студентов-психологов о личностном росте.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
1. Теоретически изучить понимание представлений в психологии.
2. Рассмотреть теоретические основы изучения личностного роста в психологии.
3. Провести эмпирическое исследование представлений студентов-психологов о личностном росте.
В соответствие с целью и задачами, настоящая работы была организована из введения, двух глав, первой - теоретической, и второй - эмпирической, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений студентов-психологов о личностном росте

1.1. Изучение представлений в психологии

Представления, как показывает предварительное знакомство с литературой, изучаются в психологии с двух основных позиций. Согласно первой позиций, представленной в первую очередь в зарубежной социальной психологии, их следует рассматривать как социальные образования, хотя и данные конкретной личности, и тогда следует вести речь о социальных представлениях (С. Московичи). С другой же стороны, в рамках, в первую очередь отечественной общей психологии и психологии личности развивалось направление изучения представлений как образа. В рамках настоящего параграфа мы затронем обе эти позиции.
В современной психологии сложилась система понятий, раскрывающих особенности функционирования индивида в социуме и акцентирующих внимание на закономерностях отражения человеком социальной реальности. Данная система понятий фиксирует специфику знаний индивида об окружающей действительности, определённым образом структурированных и эмоционально окрашенных, понимание им смысла происходящего и построение относительно непротиворечивой картины мира. Формулирование подобной системы понятий происходит в процессе социального познания.
Одной из центральных проблем социальной психологии является проблема изучения закономерностей и механизмов функционирования группового сознания, выполняющих регулятивную роль в поведении человека, в его представлениях об окружающем мире. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, «в мышлении каждого индивида функционирует общечеловеческая система понятий, понятийно-категориальный строй его эпохи, обыденные, житейские представления, стереотипы данного социального слоя, группы, поскольку личность идентифицируется с ними». Осмысление содержания упомянутых научных категорий представлено в специальной теории - теории социальных представлений С. Московичи, в которой вводится категория социального представления, выступающая в качестве одного из наиболее популярных объяснительных конструктов в современной западной психологии.
С. Московичи отмечает: «власть коллективных представлений является основополагающей в той мере, в какой они оказываются интериоризованными в сознании членов общества, которое продолжает существовать независимо от них в языке, установлениях и традициях. Они образуют среду, в которой мы все вместе живём, будь то религиозные представления в архаических обществах или научные представления в наших обществах» [16].
С. Московичи не только переименовал коллективные представления в социальные, но и передал их в ведение социальной психологии, подчеркнув, что изучение представлений и «есть истинное назначение социальной психологии» [16]. По мнению исследователей, теория социальных представлений, созданная С. Московичи и развитая его последователями, возвращает в социальную психологию социальное содержание.
Таким образом, представление не является простым «слепком» окружающего мира, а продуктом и процессом активного социально-психологического воссоздания действительности. С. Московичи указывает, что «...образы и понятия, производимые в каждый момент в ходе более или менее беглых встреч, разговоров, споров, передачи слухов имеют столь широкий резонанс. Тем более что, создав эти образы и понятия, мы в состоянии их объективировать, давать жизнь во внешнем мире тому, что мы произвели в мире внутреннем. Следовательно, представления - это не столько продукты ума, имеющие социальные последствия, сколько, социальные продукты, созданные умом и становящиеся, стало быть, реальными» [16].
Таким образом, теория социальных представлений строится на трёх положениях:
- примат представлений и убеждений;
- социальное происхождение восприятия и убеждения;
- причинная, а иногда и принудительная роль этих представлений и убеждений.
С. Московичи подчёркивает, что формирование социальных представлений не следует сводить к процессу непосредственного отражения окружающей действительности, уподобляя их перцептивным процессам отдельного индивида; эти представления, прежде всего, заключают в себе логику общественного развития и предопределяют общую направленность социальной и культурной жизни порождающей их группы [16].
В основе рассуждений автора лежит положение о том, что высказывания, мнения и оценки разнообразных социальных явлений организованы различным образом в различных классах, культурах и группах, а значит, должны рассматриваться как характеристики самих групп. Московичи понимал представление как «визитную карточку социальной группы». Представления - это социально выработанная и разделяемая форма практического знания, субъектом которого являются социальные группы.
Согласно Московичи, главным условием формирования и передачи социальных представлений выступает социальная коммуникация, т.к. через неё осуществляется информационный обмен, позволяющий создать общее интеллектуальное пространство. Коммуникация обусловливает социальное влияние и определение социальной принадлежности, формирование интеллектуальных сетей. Легче всего коммуникативная передача социальных представлений осуществляется в общностях, связанных едиными нормативными и понятийными системами, регулирующими их профессиональную и повседневную жизнь.
Московичи считает, что человек смотрит на мир глазами группы, к которой он принадлежит, того социального окружения, в котором он находится. Следовательно, социальное представление является именно групповым продуктом, поскольку в группе находится некая информация, приобретающая определённую смысловую нагрузку для её членов, которая и помогает понять смысл того, что человека окружает и представлен в образе социальных ситуаций.
Теория С. Московичи, по мнению многих исследователей, выросла на фундаменте французской социологической школы. Уже в классических трудах Э. Дюркгейма феномен представления рассматривается не в аспекте его непосредственной отнесённости к индивидуальному сознанию, но, главным образом, в свете основных закономерностей общественной жизни [9]. С точки зрения исследователя, осмысление природы и генезиса коллективных представлений (кардинально отличающихся от индивидуальных представлений) или «анализ коллективного формирования понятий» - это первостепенная задача социальных наук. Исследование сложной системы коллективных представлений, согласно Э. Дюркгейму, необходимо для углублённого постижения социальной реальности как таковой, в отличие от сугубо биологических и индивидуально-психологических принципов функционирования и развития. Учёный считает, что именно коллективное сознание есть высшая форма психической жизни, и что коллективные представления являются основой мышления человека [9].
Концепцию Э. Дюркгейма можно представить следующими позициями. Во-первых, исследователь провозгласил принцип «социального реализма»: « ...общество представляет собой не простую сумму индивидов, но систему, образовавшуюся от ассоциаций их и представляющую реальность sui generic, наделённую своими особыми свойствами» [9]. Во-вторых, для определения феноменов, которые составляют специфику общественного функционирования, потребовалось особое понятие, названное Дюркгеймом «социальный факт». «Социальным фактом является всякий образ действий, ... способный оказывать на индивида внешнее принуждение, или иначе, распространённый на всём протяжении данного общества, но имеющий в то же время своё собственное существование, не зависимый от индивидуальных проявлений» [9].
Особенностями социальных фактов являются их объективное существование и регулирующая, роль по отношению к действиям индивида: под их давлением человек вынужден поступать тем или иным образом. Центральное положение среди социальных фактов занимают коллективные представления. Э. Дюркгейм различал представления индивидуальные, носителем которых является сознание отдельных индивидов, и представления коллективные, субстратом которых выступает общество. Под коллективным сознанием автор понимает надындивидуальный феномен, являющийся наиболее высоким уровнем психической жизни, это - сознание сознаний. Располагающееся вне и выше индивидуальных случаев, оно видит вещи в их наиболее обобщённом и устойчивом ракурсе, которое и фиксируется в понятиях [9]. Согласно Дюркгейму, индивидуальные представления аналогичны образам и являются изменчивыми и ситуативными. Коллективные представления сродни понятиям: они универсальны, неизменны и безличны. Таким образом, к основным характеристикам коллективных представлений автор относит их объективность и неизменность, а их главную функцию видит в поддержании связей между членами группы и в создании у них единого образа мыслей и действий. Передаваясь из поколения в поколение, коллективные представления как социальные факты приобретают принудительную силу.
Методологически близки взглядам Э. Дюркгейма были работы Л. Леви-Брюля, который стал продолжателем традиции своего предшественника и изучал типы мышления в низших обществах. Леви-Брюль утверждал, что коллективные представления формируются согласно собственным законам, понять которые на основе рассмотрения отдельной личности невозможно; каждый индивид вынужден усваивать определённые коллективные представления в силу своей принадлежности к той или иной культурной группе. Таким образом, по мнению учёного, индивид мыслит и выражает свои чувства в рамках доминирующих в обществе представлений.
Представления различны в различных обществах, каждому из которых соответствует свой тип мышления. Итак, в рамках французской социологической школы уже вначале XX в. сложилась традиция исследования феномена представления в его социальном контексте. Современные французские социальные психологи с 60-х гг. ХХ в. начали претворять в жизнь программу изучения коллективного мышления, намеченную Дюркгеймом.
Вторая позиция к изучению представлений, которую мы рассмотрим в настоящей работе, где они понимаются как образы, выработана, преимущественно в отечественной психологии. Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая реальность, являются основным содержанием психики субъекта. Об этом же говорит Е.А. Климов: «Одним из фундаментальных понятий психологии является «образ» (как отражение, субъектом некоторой реальности, включая и самого субъекта)... Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми» [11]. Е.А. Климовым разработана идея многомерности и многофункциональности образов, формирующихся у человека в течение его профессиональной жизнедеятельности, убедительно показано их влияние на становление профессионального сознания личности, проделан глубокий анализ литературы по проблемам роли психических образов в профессиональной деятельности.
Образ, как правило, рассматривают в качестве носителя информации, и в связи с этим исследуется его гносеологическая функция, в первую очередь, в рамках отечественной психологии рассматривалась роль образов в зрительном восприятии, образной памяти, образном мышлении и воображении. В то же время в психологической литературе достаточно часто встречается использование понятия «образ» и в несколько иных функциональных значениях, что позволяет сделать вывод не только о «многообразности, многокатегориальности и полимодальности» образов [19], но и об их полифункциональности. «Важнейшими, - отмечает В.Л. Ситников, - являются смыслообразующая, мотивирующая, прогностическая, регулирующая и корректирующая функции образа. Эти функции неоднозначно представлены в сознании человека» [24].
В работах А.Н. Леонтьева (1975, 1979) была выдвинута гипотеза об «образе мира» как многомерном психологическом образовании. В.Л. Ситников отмечает, что сегодня рассматриваются три подхода к пониманию образа:
- конкретно-перцептивный (образ выступает как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения);
- расширительно-отражательный (образ рассматривается как многомерное психологическое образование (А.Н. Леонтьев), субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий);
- социально-перцептивный (образ понимается как представление о социальных объектах и явлениях, включающих представление субъекта о самом себе).
Наибольшую значимость для проводимого нами исследования имеют второй и третий подход, т.к., основываясь на исследованиях А.Н. Леонтьева [12], С.Д. Смирнова [27], можно отметить, что отдельный образ не способен регулировать действия. «Ориентирует не образ, а модифицированная этим образом картина мира. Можно сказать, что построение образа внешней реальности есть, во-первых, актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира и лишь, во-вторых, это есть процесс уточнения, исправления или даже радикальной перестройки его» [27]. С.Д. Смирнов считает, что необходимо преодолеть представление об образах как некоторых самостоятельных сущностях: любой образ есть не что иное, как элемент образа мира.
Как реальные, так и приписываемые компоненты образов, имеющихся у различных субъектов, могут быть типичными и индивидуальными, т. е. имеющимися в сознании либо многих, либо единичных субъектов. Постоянные компоненты составляют основу, базовую структуру образа, а ситуативные определяют их временную динамику и зависят от условий и причин актуализации образ........


Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973. - 287 с.
2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. - СПб., 2000. - 518 с.
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М., 2001. - 270 с.
4. Аминов, Н. А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психол. журн.- 1992. - Т. 13. - № 5.
5. Артемьева ЕЛО. Психология субъективной семантики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 128 с.
6. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. - М.: Моск
7. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. - 321 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 533 с.
9. Донцов, А. И. Профессиональные представления студентов-психологов / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С. 42-50.
10. Дружинин В.Б. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. - СПб.: Иматон-М, 2000. - 156с.
11. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
12. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 400 с.
13. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.
14. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. - М., 1983. - Т. 2. - С. 251-261.
15. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1 9 8 2 . - № 3. - С. 26-38.
16. Лидерс А.С. Тренинг личностного роста с подростками // Журнал практ. психолога, 1998, №1. -С.93-101.
17. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Б.и.,1996.
18. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г.А. Балла, А.Н. Леонтьева. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
19. Московичи С. Социальная психология. - Питер, 2007. - 592 с.
20. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.-207 с.
21. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. - С. 13-21.
22. Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л.А. Карпенко. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - 512 с.
23. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
24. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Под ред. Е.И. Есениной. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.
26. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. - СПб.: Химиздат, 2001. - 286 с.
27. Слободчиков В.И. Исаев И.С. Антропологический принцип в психологии развития / Вопросы психологии, 1998, №6. - С. 3-26.
28. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
29. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М., 1985. - 231 с.
30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: 2003. - 367с.
31. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. - М., СПб., 2002. - 864с.
32. Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя. Пер. с англ. Д.Н. Рудинский. - Мн.: ООО «Попури», 1998. - 672 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.