На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Педагогическая поддержка и ее характеристики

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 8.1.2014. Сдан: 2013. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты педагогической поддержки…………………….6
1.1. Концепция О. С. Газмана: понятие и сущность педагогической поддержки……………………………………………………………………………6
1.2. Структура педагогической поддержки……………………………………….12
Вывод по первой главе…………………………………………………………….17
Глава 2. Организация педагогической поддержки……………………………….18
2.1.Педагогическая поддержка как деятельность……………………………...…18
2.2. Тактики педагогической поддержки……………………………………...….20
2.3. Критерии и показатели успешности педагогической поддержки………….43
Вывод по второй главе…………………………………………………….……….46
Заключение ……………………………………………………………………...….47
Литература ………………………...…………………………………….………….49


Введение

В настоящее время современная педагогика базируется на личностно - ориентированном подходе к воспитанию детей. Будущее - это наши дети, а нет образования - нет и будущего. Сегодня складывается новый тип образования - это отклонение от ориентации на общественную коллективность, и переход к выделению уникальной личности.
Личностно ориентированная педагогика, в основании которой лежит гуманистическая психология, нацелена на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности личности. В контексте гуманистической педагогики в настоящее время разрабатывается теория и практика педагогической поддержки. Ряд авторов (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, и др.) определяют поддержку как принцип педагогической деятельности в реализации гуманистического подхода к взаимодействию обучающих и обучаемых. «Поддерживающее развитие», по мнению Волковой А.И., есть не что иное, как предоставление субъекту возможности саморазвития. В образовательном учреждении разделение психологической и педагогической поддержки является затруднительным, поскольку психологическая поддержка, будучи включенной в гуманистическую парадигму образования, рассматривается в отечественной науке в русле разработки теории и практики педагогической поддержки (О.С. Газман, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т. Анохина, Г.А. Петровская) и исследуется как один из элементов системы педагогической поддержки. [6, с.21]
Для реализации саморазвития и самоактуализации личности ребенка необходимы не только особые методы и формы работы по поддержке развития ребенка, сколько иные по структуре и стилю отношения между педагогом и ребенком. Кроме того, процесс педагогической поддержки требует готовности к сотрудничеству всех субъектов педагогической деятельности. Необходимость реализации этого процесса делает актуальной разработку способов взаимодействия субъектов воспитательного процесса, которые смогут обеспечить субъект - субъектные отношения, способствовать развитию личностного потенциала ребенка. Очевидным представляется тот факт, что реализация подобных отношений возможна лишь в гуманистической парадигме образования.
В настоящее время в качестве цели образования определено развитие личности ученика, его способностей, формирование самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, которые нашли отражение в действующих нормативных документах.
Как зафиксировано в ст. 14 Закона РФ об образовании [5], целью образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности. В рамках гуманистической педагогики в настоящее время разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей, которая и призвана обеспечить реализацию процессов развития - саморазвития, обучения - самообучения, воспитания - самовоспитания. Направленный на развитие внутренних качеств личности, процесс педагогической поддержки призван обеспечить индивидуализацию образования, дополнив собой социализирующие процессы обучения и воспитания. Таким образом, педагогическая поддержка рассматривается как часть образования, как часть целого наряду с другими его составляющими: обучением и воспитанием. Это и определило выбор темы «Педагогическая поддержка» для данной курсовой.
В качестве объекта исследования выступает учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования - педагогическая поддержка как педагогическое средство.
Цель курсовой работы заключается в изучении основных теоритических аспектов и организации педагогической поддержки в рамках школьного образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) выявить сущность «педагогической поддержки»;
2) рассмотреть структуру педагогической поддержки;
3) разобрать способы организации педагогической поддержки (тактики ПП);
4) вывить основные критерии и показатели эффективности педагогической поддержки.
Методологической основой работы стали концепция педагогической поддержки О. С. Газмана, труды Сластенина В. А., Михайловой Н. Н. др.
Для написания данной курсовой использовались теоритические методы исследования (изучение литературы, теоретический анализ и т.д).
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней работе собран обширный материал, который может быть востребован в работе начинающих педагогов.


Глава 1. Теоретические аспекты педагогической поддержки

1.1. Концепция О. С. Газмана: понятие и сущность педагогической поддержки

На протяжении последних десяти лет жизни О. С. Газман стремился теоретически обосновать педагогическую поддержку ребенка в образовании и обеспечить условия для ее практической организации.
Педагогическая поддержка была заявлена как особая, инновационная, сфера педагогической деятельности, направленная на самостановление и самоопределение ребенка. Педагогическая поддержка - процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности.
Были зафиксированы определенные нравственные и профессиональные принципы построения педагогического процесса не только в сфере индивидуально развития ребенка, но и в любой сфере педагогических отношений. Если ребенок - это не декларация, а главная ценность, развитию которой способствует образование, то необходимо критически осмыслить педагогическую практику и найти возможность ее действительного реформирования. Именно в этом и была суть понимания педагогической поддержки ребенка в образовании.
Педагогическая поддержка не может быть спущена сверху, она рождается только в стенах конкретной школы. Если осознается необходимость педагогической поддержки, она становится функцией этого образовательного учреждения, осуществляется подбор специалистов по воспитанию и поддержке, распределяются должностные обязанности и создается оптимальный механизм налаживания и поддержки связей между субъектами образования. Вводя в педагогику термин « работоспособность», Газман обращал внимание на то, что наряду с задачами социализации (подготовки к жизни в обществе) педагогика должна уделять особое внимание проблемам, связанным с процессами индивидуализации личности ( подготовка к жизни с собой).
Только при условии этих двух основания, на которые может опираться педагогическая деятельность, в образовании постепенно может произойти смена парадигм - переход от тоталитарной к гуманистической и демократической.
Осмысление соотношения социализации и индивидуализации в педагогической деятельности - это вопрос о ее цели и средствах. Если социализация - цель образования, то тогда верно, что педагогическая деятельность должна ограничиваться «учетом возрастных и индивидуальных особенностей». И это будет фон, на котором разворачивается деятельность по приобщению ребенка к культуре и формированию у него общественно одобряемого поведения. Ясно, что цель здесь - в производстве культуры, где ребенок - лишь функционирующая часть этого производственного цикла.
Если же цель образования - индивидуализация, то ясно, что ребенок должен пройти путь проявления себя и собственной жизнедеятельности в различных ипостасях, задающих его целостность: индивидной, субъектной, личностной. Это - путь «выращивания» его собственной индивидуализации. Для того чтобы обрести ориентиры в самом ребенке, педагогика должна приспособиться к задачам его самостроительства, а не приспосабливать и не адаптировать его обстоятельствам. Поэтому О. С. Газман и говорил, что на смену педагогике необходимости должна прийти педагогика свободы.
С этим основополагающим тезисом он и связывал педагогическую поддержку как возможность перехода от декларативного постулата «Ребенок - субъект воспитания» к методически обеспеченной системе саморазвития личности в качестве помощи ребенку в самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации а разных ситуациях:
- самостоятельного решения им своих жизненных проблем;
- преодоление трудностей учения, общения, здоровья;
- проведения досуга.
Очевидно, что за идеей педагогической поддержки стоит понимание человека как целостности. Было выявлено смысловое ядро, благодаря которому можно удерживать «актуальное состояние» целостности ребенка. Это - поле его проблем.
Проблема стягивает в один узел противоречия, желания, возможности ребенка и те условия, в которых он вынужден действовать. Проблема может выступать моделью уникальной жизненной ситуации ребенка. Актуально она представляет собой тормоз в его продвижении, а потенциально может стать стимулом развития. Педагогическая поддержка занимается переводом актуального в потенциальное.
Проблема может быть использована как:
- «полигон» для развития субъектных способностей (рефлексии0:
- механизм «выхода» ситуации;
- содержание анализа причинно - следственных связей ( ядро проблемы);
- проектирование деятельности;
- условие целенаправленной и активной деятельности по преобразованию сложившейся ситуации выхода в управляющую позицию в отношении самого себя в проблеме.
Для ребенка решение его проблем - это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но и своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условий с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе как к субъекту, деятелю, способному управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свою волю и активность.
Выделение проблемы ребенка в качестве стержня, на котором удерживается педагогическая поддержка (как деятельность конкретного педагога с конкретным ребенком), помогает определить ее специфику, которая отличает эту проблему от обучения и воспитания, что требует от педагога умения задавать интенцию и управлять динамикой развития ребенка.
«Развитие, - отмечает О. С. Газман, - как известно не сводится к обучению и воспитанию, и даже к интериоризации. Собирая все внешние влияния, человек совершает качественно новый акт: с возрастом сам формирует жизненные принципы и цели и активно действует - не по внешним стимулам, а по внутреннему побуждению. Действует, но не без проблем. Все успехи и трудности, которые он переживает, становятся актом его самосознания. Если он справляется с проблемой - хорошо. Если нет - человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка».
Когда ребенок сталкивается с проблемой, его естественным внутренним побуждением становится желание от нее избавиться. Педагог использует это понятное для ребенка состояние, чтобы помочь ему перевести проблему в ситуационную задачу (проект), которую возможно решать и решить, используя для этого адекватные и культурные средства.
Были разработаны генеральные схемы, указывающие место педагогической поддержки среди образовательных процессов (обучения и воспитания)и смысловых полюсов: воспитание и обучение - это полюс социализации, а педагогическая поддержка - это полюс индивидуализации.
Рассматривая образование как «гармонию двух сущностно различных процессов: социализации и индивидуализации личности», Газман отмечал, что воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, т.е. процесс приобщения человека к общему и должному. Это значит, что субъектом, находящимся в управляющей позиции, выступает педагог, занимающийся воспитанием (воспитатель0 или обучением (учитель). Обе эти роли (воспитатель и учитель) априори связаны с трансляцией культурного знания о необходимом, должном, важном. Такое знание должен усвоить и продемонстрировать в поведении и деятельности растущий человек (как деятель и как член сообщества). В этом прежде всего заинтересовано взрослое сообщество.
Вот почему педагог ассоциируется с человеком, который на профессиональном уровне может обеспечить эффективное усвоение детьми (подростками) того, что необходимо современному, культурному человеку. В этой педагогической парадигме (парадигме социализации) создается некий образовательный стандарт, культурный «образец человека», «дорасти» до которого педагог ребенку и помогает. В этом смысле многие и воспринимаю педагогическую поддержку. А поскольку она становится просто неотличима от воспитания и обучения, то считается, что педагогическая поддержка нужна только тем детям, которые по тем или иным причинам не могут в этом направлении также успешно себя проявлять, как большинство их сверстников.
«Детоцентризм» педагогической позиции смыкается с верой в растущего Человека. В этом перекрестье возникает семантический и педагогический смысл понятия поддержки. Он заключается в том, что поддержать можно лишь то, помогать - тому, что уже имеется в наличии, т.е. поддерживается развитие самостоятельности человека.
Педагогическая поддержка нужна не только «сирым и убогим, отстающим в учебе» или «трудновоспитуемым». Она нужна каждому ребенку, не только тогда, когда он сталкивается в самом себе со своими собственными интересами, претензиями, своими представлениями о жизни, когда он попадет в ситуацию конфликта, стремиться из него выйти и может это сделать, но по каким-то причинам этого не происходит. Вот почему предметом поддержки Газман считает процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем0, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
В этом смысле поддержка - не просто помощь ребенку в приобщении его к чему-то важному, извне задаваемому в качестве образца (культурного, социально одобряемого), а деятельность, способствующая созданию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы. Для чего? Для духовного прозрения, для самостоятельного и успешного продвижения в дифференциальном образовании, выборе собственного смысла жизни и жизненного пути. Иначе говоря, речь идет о помощи человеку в личностном самоопределении и самодвижении».
Оппоненты в дискуссиях обычно указывали на то, что все, в чем заключается его (Газмана) понимание смысла поддержки, не противоречит результату обучения и воспитания. Действительно, в теоритических постулатах, казалось бы, присутствуют и уважение к ребенку, и признание ценности его выбора, что определяется гуманистическими и демократическими ценностями. Однако стоит обратить внимание на практику, описание которой дается с двух позиций.
Чаще практику описывают на языке социализации, общности, коллектива и дают соответствующую методику, характеризуя то, что, как и для чего делал педагог.
Но есть описание ситуаций, в которых педагог не может использовать язык общности, поскольку он описывает нечто абсолютно индивидуальное, специфическое, к которому не подошло то, что было адекватно для всех. В этом случае педагог использует не слово «дети2 или «ребенок», а имя или фамилию, чтобы подчеркнуть единичность и неповторимость происшедшего. Эта «субъективная реальность» важна не сама по себе, а как способ влияния на общую ситуацию.
Итак, педагогическая поддержка дает профессиональное понимание того, что становление каждого ребенка в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, частью которой является образовательный процесс на протяжении всей жизни, - объективная данность современного образования. Из этого следует, что должна быть профессионально описана сфера педагогической деятельности, которая призвана обеспечить такое становление. Подобной областью и является поддержка. [Сластенин, 2005]
1.2 Структура педагогической поддержки

Педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико-проектировочного, духовно-нравственного, интерактивно-коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компо........


Литература

1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре // Новые ценности образования. - М.: Знание, 1996. №6
2. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогического сотрудничества. - К.: Освита, 2009.
3. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб.: Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - М.: Инноватор, 1996. с. 115
4. Асмолов А. Содействие ребенку // Новые ценности образования. - М., 1996.
5. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. - М., 1994.
6. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. - 1996. №6
7. Закон РФ «Об образовании».
8. Карл Роджерс. О становлении личности. Психотерапия глазами психотерапевта. Перевод М.М.Исениной под редакцией д.п.н. Е.И.Исениной. - 2008
9. Михайлова Н. Н., Касицина Н. В. Педагогическая поддержка: гарантия права на риск. Управление школой. Еженед. прил. к газете «Первое сентября». - 2001.
10. Михайлова Н. Н., Юсфин. С. М., Касицина Н. В. Четыре тактики педагогической поддержки. Эффективные способы воздействия учителя и ученика. Издательство - Речь. - 2010. с. 93-110
11. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. - М.: Мирос, - 2002.
12. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Политиздание, - 1979
13. ПоповаС.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя.- М., 2008
14. Сластенин В. А. педагогическая поддержка ребенка в образовании. Уч. пос. для ВУЗов. Изд. : М.: Академия. - 2005. с. 35-229
15. Фрумин И. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием. - Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М.УВЦ "Инноватор", - 1996
16. Чакрян, Т. К. Педагогическая поддержка в образовательной практике. Материалы ХII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука -Северо-Кавказскому региону». 2 том. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, - 2008
17. Система воспитательной работы [< download/12461.html>].
18. Структурные компоненты педагогической поддержки [< strukturnye-komponenty-socialno-pedagogicheskoj-podderzhki-page-1.html>].





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.