На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИКОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 9.1.2014. Сдан: 2012. Страниц: 87. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы семейных конфликтов в молодых семьях. 6
1.1. Теоретический анализ проблемы семейного конфликта. 6
1.2. Сущность, классификация и изучение причин супружеских конфликтов в молодых семьях. 16
1.3. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов в молодых семьях. 26
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей супружеских конфликтов в молодых семьях. 37
2.1. Организационно-методическое обеспечение исследования. 37
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования. 41
2.2.1. Анализ уровня конфликтности семьи и несогласия с партнером в ситуации конфликтного взаимодействия. 41
2.2.2. Анализ уровня несогласия с партнером в ситуации конфликтного взаимодействия 42
2.2.3. Анализ расхождений в представлениях супругов о семье в разных сферах семейной жизни 50
2.2.4. Анализ уровня готовности супругов к конструктивному семейному взаимодействию 52
2.3. Программа работы психологической службы семьи 55
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение…...………………………………………………………………….69

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблемам супружества уделяют большое внимание не только в теории, но и на практике. Это не случайно. Семейная политика всех цивилизованных государств, своей приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, находясь во власти сентиментальных, романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Происходят конфликтные ситуации в семьях, и подчас брак распадается (20).
Исследуя взаимоотношения супругов, ученые отмечают, что не существует абсолютно бесконфликтных семей. Однако в различных семьях это конфликты различной глубины, разного характера, приводящие к различным последствиям (41).
Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения причин возникновения конфликтов в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период адаптации к браку, а также целесообразностью разработки практических рекомендаций по психологическому разрешению семейных конфликтов.
Постановка проблемы изучения семейных конфликтов в период адаптации - определение психологических оснований, их понимания и: изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого исследователями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами. Психологическое понимание семейных отношений имеет практическое значение как в плане стабильности семейных и благополучия достижения отношений, так и для подготовки молодых людей к вступлению в брак.
Теоретической основой работы послужили исследования отечественных психологов, которые рассматривали проблемы семейных взаимоотношений: Ю. Е. Алешина, А. Н, Волкова, E.С. Калмыкова, В. А. Сысенко, И. С. Торохтия, А. И. Антонова и др.
Цель исследования: изучение особенностей конфликтов в период адаптации к браку и разработка рекомендаций по их предупреждению.
Объект исследования - супружеские диады в количестве 24 пар, из них 12 пар со сроком совместной жизни до 1 года и 12 супружеских пар, имеющих стаж семейной жизни более 3 лет.
Предмет исследования психологические особенности семейных конфликтов супругов в период адаптации к браку.
Задачи исследования:
1.Определить и обосновать категорию «молодая семья» и раскрыть сущность и причины супружеских конфликтов.
2. Выявить источники возникновения семейных конфликтов между молодыми супругами
3. Провести сравнительный анализ особенностей конфликтного взаимодействия в семьях с большим стажем совместной жизни и в молодых семьях
4. Разработать и описать программу работы психологической службы семьи, где раскрыть основные методы работы психолога с проблемными семьями.
Методической основой работы послужили опросники и тесты, направленные на диагностику особенностей конфликтного взаимодействия между супругами:
• «Исследование совместимости представлений супругов, о семье» (автор С.В. Ковалев);
•- «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (авторы А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова);
• «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» (автор С.М. Емельянов).
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что полученные результаты исследования и разработанные рекомендации можно использовать для психологического просвещения, профилактики семейных конфликтов и психологического консультирования молодых супружеских пар.
Глава I. Теоретический анализ проблемы семейных конфликтов в молодых семьях.
1.1. Теоретический анализ проблемы семейного конфликта.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими, другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Так что же такое семья?
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью (53).
Если рассмотреть данное понятие с точки зрения кандидата психологических наук и автора многих книг о семье Торохтия В.С., то: Семья - это социальная система, изменяемая во времени и состоящая из индивидов нескольких поколений (55). Обычно все члены такой системы объединены родственными узами, то есть многосторонними отношениями между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство. Семья, как правило, образуется в тот момент, когда два человека образуют брачный союз (хотя возможны его разные варианты). Каждый человек, вступая в брак, привносит в него свои собственные представления и ожидании относительно того, каким образом должны строиться семейные отношения. Поначалу основными причинами сближения супругов являются чувство комфорта и удовлетворения, которое они испытывают в обществе друг друга. Супружеская пара формирует определенную систему отношений уникальными стилевыми особенностями, которые дают ей ощущение эмоционального и социального благополучия. Еще до появления в семье детей супруги, как правило, успевают осознать потребности, которые предъявляет к ним социальное окружение.
С появлением в семье нового члена, то есть ребенка, внутрисемейные отношения, формы коммуникации и поведение супругов должны в определенной мере измениться. Диадический союз превращается в триадический, предполагающий общение между тремя людьми. Ребенок обладает присущими ему потребностями и стилем поведения. Гибкость, характеризующая отношения супругов, определяет их возможность адаптироваться к ребенку. Если его темперамент и стиль поведения совместимы с соответствующими особенностями родителей, их адаптация к ребенку протекает успешно. Если же между темпераментом и стилем поведения ребенка и соответствующими характеристиками и ожиданиями родителей имеются выраженные различия, мать и отец переживают психический дискомфорт, а в их отношениях с ребенком возникают проблемы. Такая вероятность более высока в случаях, когда отношения супругов отличаются нестабильностью и если муж с женой не способны самостоятельно решать проблемы своих взаимоотношений. Тогда эти нерешенные проблемы отражаются на отношениях с ребенком.
Супруги должны решить, сколько времени они хотели бы уделять друг другу, а сколько - ребенку. При оценке подсистемы ребенок - родитель психотерапевту следует принимать во внимание отношения ребенка и отца, ребенка и матери, а также отношения обеих супругов с ребенком (детьми). При этом отношения между подсистемами должны быть сбалансированными, то есть ни один из членов семьи не может быть исключен из отношений с другими. Дисбаланс возникает, когда, например родители придают слишком большое значение собственным взаимоотношениям и уделяют ребенку недостаточно внимания, воспринимая его как помеху. В иных случаях мать слишком много сил и времени уделяет ребенку, при этом муж начинает испытывать от них отчуждение. Единственной формой сохранения его отношений с супругой, как правило, является участие ухода за ребенком; при этом родители по-прежнему уделяют друг другу мало внимания.
Необходимость учета структурных особенностей семьи тесно связана с оценкой семейных ролей, норм и ценностей. Структурная организация семьи такова, что распределение ролей между ее членами обеспечивает им наилучшее функционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы. К.Витек (21) дает достаточно точную оценку того, как роли влияют на поведение членов семьи, и рассматривает семейную структуру как основу для распределения ролей. Роли связаны с той или иной линией поведения, регулируемой долженствованиями и ожиданиями, которые определяют как собственные поступки окружающих его людей. Распределение ролей во многом зависит от взаимоотношений между представителями различных подсистем.
Распределение ролей всегда связано с ценностями и верованиями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Мы все с детства усваиваем, что поведение членов семьи должно быть определенным образом организовано, и что каждый из них должен себя вести тем или иным образом. Эти усвоенные родителями в детстве представления определяют те ожидания, которые они имеют относительно своих детей и друг друга. Существует два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с учетом его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека. Это относится к ролям лидера, ведомого, «козла отпущения» и другими. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру. Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может одновременно играть несколько ролей. Роли могут, как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли членов семьи относятся к трем основным уровням:
- Индивидуальные роли на уровне семьи;
- Роли на уровне подсистем, например, на уровне подсистемы родитель-ребенок;
- Роли, которые семья в целом играет в обществе.
Члены семьи формируют определенные нормы, касающиеся того, как они должны себя вести вместе и по отдельности в отношениях друг с другом и обществом. Нормы в значительной мере определяют характер культуры семьи, а также то, какое поведение ее члены считают правильным или неправильным, выполняя, тем самым, функцию социального контроля нормы во многом определяются детским опытом родителей и усвоенными ими культурными ценностями.
Система ценностей семьи влияет на нормы, правила поведения и роли ее членов. Ценности определяются как «совокупность идей, установок и верований, объединяющая членов семьи, независимо от того, осознают они их или нет. Ценности влияют на особенности восприятия индивидуальной ответственности членов семьи, их жизненные цели, а также на их отношение к способам удовлетворения собственных потребностей».
На структуру семьи влияют ценности разного порядка, в том числе социальные, семейные и индивидуальные ценности. Общество диктует семье, что она должна делать, какую структуру должна иметь, как должны себя вести ее члены. Система ценностей семьи является результатом ее культурной идентификации и объединения систем ценностей ее членов. Они, в свою очередь, характеризуются индивидуальным набором ценностей, определяющимися их жизненным опытом.
Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи.
Функции семьи тесно связаны с развитием ее структурной организации.
Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений ее членов друг с другом и с внешним окружением.
Разделяют два основных аспекта семейного функционирования: актуальные функциональные обязанности, делегируемые членам семьи ее социальным окружением, и поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье.
Основными функциями, делегируемыми членам семьи, ее социальным окружением, являются: обеспечение выживания, защита семьи от внешних повреждающих факторов, забота членов семьи друг о друге, воспитание детей, создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи, поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом, а также социальный контроль за поведением друг друга.
За последние 100 лет функции семьи в нашем обществе сильно изменились. В свое время основной являлось экономическая функция, тесно связанная с физическим выживанием членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты экономическая функция семьи утратила свою значимость, а роль социально-психологической функции заметно повысилась. В настоящее время своей основной обязанностью многие семьи считают не столько создание условий для своего экономического выживания, сколько обеспечение членами семьи взаимной психологической поддержки друг друга.
Общаясь с родителями и друг с другом, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них определенные модели социального поведения и учит способам социального взаимодействия. В настоящее время признается также, что в социализации ребенка большую роль играет его общение со сверстниками и представителями школьного окружения. Тем не менее, оценивая происходящее в социальной жизни, ребенок опирается прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. Таким образом, усвоенные ребенком в семье модели поведения в значительной степени определяют его последующий социальный опыт.
Системный подход, используемый в семейной психотерапии, предполагавший то, на какой стадии развития находятся как отдельные члены семьи, так и вся семья в целом. В идеале развитие членов семьи и семейной системы должно быть взаимосвязано.
В процессе своего развития семья как единая система проходит ряд стадий. Развитие семьи начинается с создания брачного союза, переходя на новый уровень при появлении в семье первенца, а затем и новых детей. В первые годы существования семьи ее развитие тесно связано с необходимостью ухода за маленькими детьми. С поступлением детей в школу дистанция между ними и родителями начинает быстро увеличиваться. В процессе обретения детьми независимости от родителей те вынуждены пересматривать смысл и задачи своего существования. Когда дети покидают семью, супруги остаются в одиночестве и бремя забот с них спадает. В идеале этот процесс должен протекать постепенно, что предоставляет родителям и детям - по мере взросления последних - возможность подготовиться к принятию новой системы потребностей и ожиданий. На деле, многие родители оказываются не готовыми к этому, поскольку в течение первых 15 лет совместной жизни посвящали себя, в основном, заботе о детях и часто игнорировали иные, не связанные с ними, потребности и роли.
Далее будет рассмотрено функционирование семьи как системы, в частности будут изложены определенные понятия, позволяющие разобраться в поведении членов семьи.
А что же такое молодая семья? Под молодой семьей мы будем иметь в виду супружескую пару с детьми или без них, брак- первый, продолжительность совместной жизни до пяти лет. Число молодых семей в настоящее время увеличилось: за последние двадцать лет средний возраст женихов и невест снизился примерно на четыре года и стал соответственно 21 и 23 года. Однако многие молодожены не готовы к семейной жизни - ни в экономическом, ни в социальном плане. В крупных городах в каждой четвертой - пятой семье супруги учатся, живут на стипендию, пользуются помощью родителей. Возникают немало трудностей: материальных, жилищно-бытовых, нравственно-психологических.
Начальный период брака характеризуется семейной интеграцией и адаптацией. Интеграция - это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни. Сюда, прежде всего, относятся такие наиболее важные вопросы, как стиль взаимных отношений; материально-бытовые проблемы, семейный бюджет; духовная жизнь и проведение досуга и отдыха: интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка; взаимоотношение с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов. Успешность семейной интеграции немыслима без разумной адаптации, то есть приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья.
Взаимный поиск объединяющих супругов ценностей - главное и для интеграции и для адаптации. Поэтому они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Эти процессы протекают успешнее, если каждый из супругов вносит в него свой вклад, готов от чего-то отказаться, умеет взглянуть на вещи глазами близкого ему человека, встать на его точку зрения, способен отказаться от своих эгоистических интересов. Но если один из супругов приспосабливается к другому под нажимом, вопреки своим убеждениям, то это разрушительно действует на личность приспосабливаемого. Истинная адаптация - это разумная терпимость, искреннее уважение другого человека, самоотверженное стремление принести ему пользу без ущерба своему достоинству. Но это должно быть присуще обоим супругам в отношении друг к другу.
Объединение двух разных «я» в единое «мы» начинается с пристального узнавания и понимания супругами друг друга. У молодоженов в первые же дни после заключения брака возникает совершенно новое чувство - чувство полного обладания друг другом. И вскоре, когда постепенно начинают утихать страсти, молодые муж и жена начинают ощущать отсутствие старого стимула показывать друг другу только лучшие свои качества, оставляя в тени свои недостатки.
Супругам приходится решать вопрос и о главенстве в семье. Можно выделить три типа распределения семейных ролей: централистический (или авторитарный) - во главе один из супругов, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни; автономный - муж и жена распределяют роли и стремятся не вмешиваться в сферу влияния друг друга; демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере. Предпочтение следует отдать демократическому стилю семейных отношений. И к этому мужу и жене надо привыкнуть как можно раньше, пока еще не сложились неправильные стереотипы. Но нельзя не считаться и с другим: иногда обоих супругов устраивает первый или второй тип распределения семейных ролей. Это чаще всего бывает, видимо, тогда, когда в семье складывается промежуточный стиль отношений или главенство понимают как ответственность, а автономию - как разумную независимость.
Выделение этапов развития семьи может быть связано со статистикой кризисов семьи. «Установлено, - пишут Ч. С. Гризицкас и Н. В. Малярова (1982 г.), что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам» С. Кратохвил (1985 г.) также указывает, что в жизни семьи есть свои критические периоды, и причисляет к ним 4-6-й и 17-25-й годы общей жизни. Эти повторяющиеся периоды семейных кризисов довольно легко связать с изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре. П.Босс (1980 г.) называет их нормативными стрессорами, т.е. трудностями, которые испытывает большинство семей. Он указывает, что на начальном этапе развития семьи возникают трудности взаимного приспособления, трудности отношения с родственниками, а на следующих этапах - трудности организации быта и воспитания детей. Уточняя и расширяя список нормативных стрессов, можно было бы выделить характерные для каждого этапа развития семьи трудности и таким образом приблизиться к пониманию содержания этапов. Некоторые сведения о них дает статистика причин разводов. Например, З. Розенталь (1989 г.) пишет, что 8 % разводившихся молодых супругов (продолжительность брака - 0-2 года) мотивировали развод вмешательством в их жизнь родителей, а среди проживших вместе пять и более лет было только 0,6 %.
Следует отметить, что развитие семьи обусловлено и мало пока изученными изменениями потребностей личностей во времени. Существуют и оптимальные интервалы времени, в которых задачи отдельных этапов развития семьи решаются наиболее успешно. Например, слишком короткое (до 6 месяцев) или слишком длинное (до 5 лет) добрачное общение связано с нестабильностью семьи (Г. Навайтис, 1984 г. с. 8) Понятно, что с нею связана и добрачная беременность, которая может как бы «заставить» регистрировать брак, но есть связь и между нестабильностью семьи и откладыванием рождения первого ребенка. Уже упоминавшийся З. Розенталь (1989 г.) пишет, что в семейной консультации из-за проблем общения те супруги, у которых ребенок родился после пяти лет брака, чем те, у которых он родился на первом-втором году брака.
Исходя из приведенных ранее фактов и рассуждений можно выделить следующие этапы развития молодой семьи
Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.
Брак- принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения брака, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудности, возникающие при решении указанных задач, для преодоления которых нередко нужна и профессиональная психологическая помощь, свидетельствует о том, что данный этап имеет свойственные только ему особенности.
Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода- возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т.д.
Благоприятная обстановка в молодой семье в значительной степени зависит и от характера отношений юных супругов с родителями и близкими родственниками. Конечно, если молодые живут от родителей отдельно, то они самостоятельно творят стиль отношений в новой семье. Но примерно половина молодых супругов живет с родителями, хотя при этом большинство желает отделиться. К сожалению, жизнь полна многочисленных фактов, когда, желая добра, родители (особенно тещи и свекрови) разбивают молодые, потенциально жизнеспособные супружеские союзы
Таким образом, разные виды совместимости взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Духовная общность ослабляет противоречия вызванные несовмещением некоторых личностных качеств. Достижению гармонии интимной жизни способствует высокая психологическая (личностная) совместимость, когда супругам спокойно, уютно друг с другом, когда их жизнь характеризуется взаимопониманием, искренностью, эмоциональностью. Семейно-бытовая совместимость тоже положительно влияет на все другие виды совместимости. От нее также зависит благополучие супружества. Однако главное - сочетание или сходство идеалов, жизненных устремлений, единство высоконравственных позиций. Даже в экстремальных условиях они помогают перенести многие жизненные невзгоды, сохранить и укрепить любовь.

1.2. Сущность, классификация и изучение причин супружеских конфликтов в молодых семьях.
Семья относится к числу наиболее старых и устойчивых социальных институтов, поскольку формирование брака и семьи шло параллельно со становлением и развитием самого современного человека. На разных этапах развития человечества семья отличалась своими идеологическими, моральными, эмоциональными и экономическими характеристиками, а правовые нормы, регулирующие ее деятельность, восходят к древнейшим законодательным кодексам.
В любой современной семье есть противоречивые стороны: новое и старое, прогрессивное и регрессивное, положительное и отрицательное. Новые отношения в семье рождаются в противоречиях, конфликтах.
Конфликт - это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему равновесию (42).
Конфликт в семье - это серьезное разногласие между членами семьи, в основе которого несовместимость их взглядов, интересов или потребностей. Основными источниками семейных конфликтов являются: расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей; супружеская неверность; низкий уровень этико-психологической культуры супругов; стремление одного из супругов к лидерству, неуваж........


ою любовь / Пер. с англ. - М.: Изд-во «Букмэн»; Изд-во Центрполиграф, 1999. - 313с.
34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоритической психологии. ИНФРА-МД998.-528с.
35. Пикалова Л.П. Психологические условия и характеристики заболевания //Мир психологии. 2000, №2, - с. 245.
36. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии // В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. // под общей ред. А. А. Крылова, с.а. Маничева. - СПб.: Издательство « Питер», 2000. - 560 с.
37. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В.Сель-ченок. - Мн.: Харвест, 1999. - 624с.
38. Психологические тесты. Т. 2. Под ред. А.А. Карелина. М.: Издательский дом «Владос». 250 с.
39. Психология человеческой агрессивности /Сост. К.В.Сельченок.-Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001 (Библиотека практического психолога)
40. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия - Самара: Издательский дом «Бахран - М», 2000. - 544 с.
41. Райгородский Д.Я. Психология семьи. - Самара: Издательский дом «Бахрах - М», 2002 - 752 с.
42. Роберт М. А., Тильман Ф.А. Психология индивида и группы. М., 1988. - 280с.
43. Роберт М.А., Тильман Ф.А. Психология индивида и группы. М., 1988. - с. 115.
44. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой. -М.: Владос, 1997.
45. Сельченок К.В. Прикладная конфликтология: Хрестоматия. - Мн.: Харвест, 1999. - c. 340.
46. Сельченок К.В. Прикладная конфликтология: Хрестоматия. - Мн.: Харвест, 1999. - 624с.
47. Семикина Т.А. Социально-психологические аспекты укрепления молодой семьи: Автореф. дисс. канд. псих. наук. - М.: ВПА, 1990. - 231с.
48. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.-М.: Школа-Пресс, 1995. - 384с.
49. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин. -Минск: Харвест
50. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1988. - с. 625.
51. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.
52. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / Г.Т. Богданов, А.М. Полев и др.; Под ред. Л.А. Богданович, - М.: Профиздат, 1991. - 176с.
53. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - К.: Рад. шк., 1989. - с. 49.
54. Сысенко В.А. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЦСП РАО, 1996. - с. 54.
55. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. - 173с.
56. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса, - Спб.: Питер, 2001. - (серия «Практикум по психологии»)
57. Торохтий В.С. Психология работы с семьей. М., 1996. - 218с.
58. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М., 1996. - с. 90
59. Ушаков ГГ.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.,1984
60. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учебное пособие для учащихся ст. классов / И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько и др.; Под ред. Л.И. Льняная - М.: Просвещение, 1987. - 271с.
61. Циркин С.Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 752с.
62. Черепанова Е.М. Психологический стресс, помоги себе и ребенку.-М.: Академия, 1997.
63. Черников А.Н. «Интегративный подход в диагностике»- М/.1997.
64. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга. - М.: Знание, 1986. - 96с.
65. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2000. - 656с.
66. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия- СПб.: Питер, 2000. ( серия «Хрестоматия по психологии»).



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.