На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основы валютного регулирования и контроля в законодательстве Беларуси. Расширение понятия валютные ценности. Изменения в текущих валютных операциях. Валютные операции, связанные с движением капитала и проводимые между резидентами и нерезидентами.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

Валютный контроль в 2010 году

12 декабря 2009 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 03.06.2009 № 22-З (далее - Закон № 22З), который вносит существенные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) - законодательный акт, определяющий общие принципы валютного регулирования и валютного контроля в стране.

Можно с уверенностью сказать, что Закон № 22-З существенно корректирует основы валютного регулирования и валютного контроля в Беларуси. В частности, расширено понятие "валютные ценности". Теперь к ним относятся:

иностранная валюта;

платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством;

ценные бумаги в иностранной валюте;

белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории РБ, осуществлении банковских переводов между резидентами и нерезидентами, не связанных с осуществлением расчетов по сделкам, осуществлении международных банковских переводов между резидентами или нерезидентами, а также при ввозе и пересылке в РБ, вывозе и пересылке из РБ, осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ;

ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории РБ, их ввозе и пересылке в РБ, вывозе и пересылке из РБ;

платежные документы в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории РБ, при ввозе и пересылке в РБ, вывозе и пересылке из РБ. *

Пункты 7 и 8 ст.1 Закона, устанавливающие понятия "резиденты" и "нерезиденты", претерпели чисто технические правки.

Часть 2 ст.3 Закона изложена в новой редакции и содержит положение о том, что нормы права, содержащиеся в международных договорах РБ, являются частью действующего на территории РБ валютного законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта.

Закон дополнен ст.31, в соответствии с которой исчисление сроков, установленных валютным законодательством, производится в порядке, определенном Гражданским кодексом Республики Беларусь. Это дополнение, отметим, позволит снять многие вопросы, которые возникали на практике.

Изменения в текущих валютных операциях

Часть 1 ст.4 Закона изложена в новой редакции. Расширено понятие "валютные операции". В соответствии с Законом № 22-З валютными операциями являются:

сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях;

сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях, совершаемые на территории РБ;

ввоз и пересылка в РБ, а также вывоз и пересылка из РБ валютных ценностей;

банковские переводы в иностранной валюте, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, указанным в абзаце 2 ч.1 ст.4 Закона;

банковские переводы между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, указанным в абзаце 3 ч.1 ст.4 Закона;

международные банковские переводы в белорусских рублях между резидентами или нерезидентами;

операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;

операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ, банках и иных кредитных организациях за пределами РБ, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.

В соответствии с ч.2 ст.4 Закона, оставшейся в неизменном виде, валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Необходимо помнить, что валютные операции, проводимые между резидентами, не подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Пример 1.

Резидент Республики Беларусь приобретает долю в уставном фонде нерезидента, получает разрешение Национального банка на осуществление данной валютной операции. Затем реализует свою долю в уставном фонде нерезидента другому резиденту Республики Беларусь за белорусские рубли. Необходимо ли резиденту (покупателю) получать разрешение Нацбанка на осуществление данной операции?

Статья 4 Закона определяет, какие операции являются валютными. Покупка резидентом у резидента за белорусские рубли доли в уставном фонде нерезидента не является по своей сути валютной операцией. Поэтому ограничения, установленные Законом и Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила), в данном случае не работают. Рассматриваемая операция совершается без разрешения Нацбанка.

Пример 2.

Банк Республики Беларусь продает за иностранную валюту субъекту валютных операций - резиденту свою долю в уставном фонде нерезидента. Требуется ли получать разрешение Национального банка для осуществления данной валютной операции?

Рассматриваемая валютная операция осуществляется между резидентами, поэтому она не относится ни к текущей валютной операции, ни к валютной операции, связанной с движением капитала. В связи с этим ограничения, установленные валютным законодательством для совершения валютных операций, связанных с движением капитала, в данном случае не применяются.

В соответствии с п.25.5 Правил при проведении валютных операций использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте между субъектами валютных операций - резидентами разрешается при проведении субъектами валютных операций - резидентами валютных операций с банками. Таким образом, рассматриваемая валютная операция разрешена белорусским валютным законодательством и не требует получения разрешения Нацбанка.

В соответствии со ст.5 действующей редакции Закона текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предполагающие:

осуществление расчетов по сделкам, предполагающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, не превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;

перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;

операции неторгового характера.

В соответствии с Законом № 22-З к текущим валютным операциям будут относиться валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предполагающие:

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг;

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг);

перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям.

Необходимо обратить внимание субъектов хозяйствования на следующие ситуации.

Пример 3.

Субъект валютных операций - резидент получил от нерезидента заем, требующий разрешения Национального банка. Разрешение Нацбанка на совершение данной валютной операции клиентом получено. Резидент собирается платить проценты по этому договору. Необходимо ли на уплату процентов получать данное разрешение?

В соответствии со ст.5 Закона текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям. На основании ст.10 Закона текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка, без ограничений.

Таким образом, уплата процентов по договору займа является текущей валютной операцией, осуществляемой без ограничений.

Пример 4.

Субъект валютных операций - резидент получил заем от нерезидента, требующий разрешения Национального банка. Разрешения Нацбанка на совершение данной валютной операции клиентом еще не получено. Резидент собирается платить проценты по данному договору. Необходимо ли ему сначала получить разрешение Нацбанка на совершение валютной операции, связанной с движением капитала?

Поскольку уплата процентов по заемным и кредитным операциям исходя из ст.5 Закона является текущей валютной операцией, то согласно ст.10 Закона никакого разрешения на ее проведение не требуется.

Однако Закон № 22-З исключил уплату процентов по заемным и кредитным операциям из списка текущих валютных операций. Поэтому данная валютная операция автоматически стала валютной операцией, связанной с движением капитала. Можно предположить, что все платежи по договорам займа, в том числе и уплата процентов, будут рассматриваться в рамках операции в целом. И если валютная операция, связанная с движением капитала, будет требовать получения разрешения Нацбанка, то и уплатить проценты по такому договору будет нельзя до получения соответствующего разрешения.

Пример 5.

Субъект валютных операций - резидент получил предоплату по экспортному внешнеторговому договору. Однако отгрузить товар в срок, установленный договором, не смог. Не будет ли нарушением валютного законодательства отгрузка товара нерезиденту в срок свыше 180 дней с момента получения предоплаты?

В соответствии с п.1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки: при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг. Поскольку резидент получил предоплату, то вышеназванный Указ в данном случае не нарушается.

В ст.10 Закона сказано, что не требуется получения разрешения Нацбанка на проведение юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами следующих валютных операций, связанных с движением капитала:

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);

передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту.

Таким образом, отгрузка товара нерезиденту в срок свыше 180 дней с момента получения предоплаты не является нарушением валютного законодательства и осуществляется без разрешения Нацбанка.

То есть на сегодняшний день данная валютная операция является валютной операцией, связанной с движением капитала, и осуществляется без разрешения Нацбанка. В соответствии с Законом № 22З такая валютная операция вообще будет отнесена к текущим валютным операциям, которые по общему правилу осуществляются без ограничений согласно ст.10 Закона.

Статья 6 Закона изложена в новой редакции, согласно которой расширен и перечень неторговых операций. К операциям неторгового характера относятся, например:

перевод и получение денежных средств для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также денежных средств по возмещению вреда;

переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за пределами РБ;

перевод и получение денежных средств, входящих в состав наследства, и денежных средств, полученных от реализации наследственного имущества;

перевод и получение денежных средств, связанные со смертью граждан, включая пособия и материальную помощь на погребение, транспортные и иные расходы;

получение денежных компенсаций жертвами репрессий, членами их семей и наследниками;

переводы денежных средств, связанные с оплатой содержания дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений РБ, находящихся за пределами РБ;

получение денежных средств судами, международным арбитражным (третейским) судом, правоохранительными органами, государственными нотариальными конторами, нотариальными бюро, связанное с осуществлением их деятельности, а также государственными органами или иными организациями при совершении их должностными лицами нотариальных действий;

иные операции, перечень которых определяется Президентом или по его поручению Советом Министров, а также международными договорами РБ и т.д.

В настоящее время перечня иных операций неторгового характера в белорусском валютном законодательстве не содержится. Поэтому действует следующее правило: все, что не является текущей валютной операцией, то есть все, что не указано в ст.5 и 6 Закона, считается валютной операцией, связанной с движением капитала.

Пример 6.

Резидент - юридическое лицо ошибочно перечислил денежные средства на счет нерезидента. К какой валютной операции относится получение резидентом от нерезидента ранее ошибочно перечисленных денежных средств и в каком порядке она совершается?

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.