На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Социально-экономическая ситуация в Германии накануне создания Веймарской конституции. Веймарская конституция и проблемы государственного устройства Германии. Организация государственного единства. Конституция о правах и свободах граждан Германии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 19.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им Н.Ф.Катанова» Институт истории и права
Кафедра государственного права
Конституция Веймарской республики 1919 года

Курсовая работа
(по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»)
Исполнитель:
Ковалева Екатерина Сергеевна
Студентка гр. Ю-074
Научный руководитель: Тарасова О.Е.
к.ю.н.
Дата сдачи:__________
Дата защиты:___________
Оценка:_____________
Абакан - 2008
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. История создания Веймарской конституции
1.1 Социально-экономическая ситуация в Германии накануне создания Веймарской конституции
1.2 Основные шаги правительства Германии по созданию конституции
Глава 2. Веймарская конституция и проблемы государственного устройства Германии
2.1 Организация государственного единства Германии
2.2. Государственный строй Германии по Веймарской конституции
Глава 3. Права и свободы граждан по Веймарской конституции.
3.1 Веймарская конституция о правах и свободах граждан Германии
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. История германского государства в период Веймарской республики - временное пространство между первой и второй мировыми войнами - до сих пор привлекает к себе внимание специалистов. Связано это с тем, что ряд постсоветских республик находится в состоянии, аналогичном Веймарской республике. Также как и Германия, СССР потерпел сокрушительное поражение в холодной войне. Также как и в Германии, произошёл слом старой государственной и правовой систем. Веймарский парламентарный строй существовал в условиях острого социально-политического кризиса. С подобными проблемами столкнулись Россия и Украина. Помимо решения внутренних проблем, этим странам, как и Германии в 1929-1933 гг., предстоит пережить приближающийся мировой экономический кризис. Для Германии Великая депрессия закончилась тоталитаризмом. Веймарская конституция, провозгласив широкие политические права граждан, расширив компетенцию представительного органа - рейхстага, оказалась неспособной обеспечить стабильность государственного развития и, используя правовые механизмы, защитить парламентарный строй германской республики от нацистов. Как продукт «революционного» общественного мнения, Веймарская конституция - так называемая «конституция без решения» - не несла в себе потенциала на продолжительное существование.
Трагедия Веймарской республики, уничтоженной гитлеровцами в 1933г., указывает на необходимость пристального изучения опыта функционирования законодательного органа в условиях переходного времени, его роли в создании прочного законодательного фундамента страны.
Степень научной разработанности темы исследования. Научная литература о Веймарской парламентарной системе обширна, но носит, преимущественно, исторический характер. Основы германского парламентаризма изложены в Конституции Веймарской республики, где, в частности, охарактеризованы общие вопросы состава и деятельности рейхстага и рейхсрата, порядок осуществления парламентского контроля над правительством и другие базисные сюжеты. Часть авторов считает, что Веймарская республика - это была либеральная система. Однако существуют и другие точки зрения на данный счет. Например, ряд исследователей указывают, что Веймарскую республику нельзя отнести к либеральным системам, поскольку она не отвечала ряду важных атрибутов, обязательных для либеральных систем, например, принципу разделения трех ветвей власти (полномочия президента были слишком большими: он мог распускать рейхстаг, формировать правительство, не обладающее большинством голосов в парламенте, издавать распоряжения в чрезвычайных ситуациях и принимать любые меры вплоть до приостановки действия гарантированных гражданских прав для восстановления общественной безопасности).
Мы здесь не будем обсуждать, насколько целесообразна была концентрация столь огромных полномочий в руках президента. Возможно, в раздираемой смутой республике, униженной поражением в войне и выплачивающая огромные контрибуции, это и был единственный выход.
Специальные историко-юридические исследования по проблемам Веймарского государства 1919-1933 гг. единичны: историки права и государства пристально изучают период бисмарковской Германии и нацистского «Третьего Рейха». Абсолютно не разработанной является проблема деятельности и роли рейхстага как органа, в законодательно-нормативном отношении регулировавшего экономическое и социально-политическое развитие Веймарской республики.
Источниковую базу исследования составила Веймарская конституция Германии.
Цель исследования - комплексное освещение основных направлений и проблем законотворческой деятельности германского рейхстага, возникающих и проявляющих свою сущность как на предварительной стадии, так и на уровне реального (парламентского) законотворческого процесса. Иными словами, целью проведённого исследования является изучение законотворческой деятельности Веймарского парламента в целом, а также непосредственного продукта его деятельности - нормативно-правовой базы Германии.
Достижению цели исследования соответствуют следующие задачи:
Выяснение предпосылок принятия Веймарской конституции, оценка её основных характеристик и объёма законодательных полномочий рейхстага.
Рассмотрение правовых основ организации и деятельности государственных институтов власти в Веймарской республике.
Изучение законодательной деятельности рейхстага в области экономического и социально-политического развития Веймарской республики, равно как и деятельности общественных организаций в политико-правовой системе Веймарской республики.
Хронологические рамки исследования определены временем существования Веймарской республики - возникшая в результате поражения в первой мировой войне, она потерпела крушение с назначением Гитлера рейхсканцлером Германии, которое последовало 30 января 1933 года.
Объектом исследования является Конституция Веймарской республики.
Предмет исследования:
· история создания Конституции Веймарской республики;
· организация государственного единства Германии по Веймарской Конституции,
· права и свободы граждан, закрепленные в конституции Веймарской республики.
Методологическая база исследования. Для достижения поставленных в задач использованы общие методы: сравнительно-правовой, историко-сравнительный, а также анализа документов. Также методологическую базу составил принцип историзма, а также всеобщий диалектико-материалистический метод. Эффективность последнего заключается в том, что с его помощью определяется и теоретически отражается реальный исторический путь, который проходило и проходит развитие государства и права.
Теоретической основой исследования явились основополагающие труды по истории государства и права. В частности, произведения К. Поппера (Открытое общество и его враги. М, 1992), Хессе К. (Основы конституционного права ФРГ).
Глава 1. История создания Веймарской конституции

1.1 Социально-экономическая ситуация в Германии накануне создания Веймарской конституции

История создания Веймарской конституции связана с германскими событиями 20-х годов. К середине 1919 года в стране сложилась сложная политическая ситуация. Шедшая на убыль революционная волна периодически вспыхивала в разных местах, грозя слиться в единый поток. Тяжелы были для Германии и последствия Версальского мирного договора, которые неизбежно вели к обнищанию и эксплуатации трудящихся. В среде господствующих классов обострилось соперничество партий и групп за влияние и власть.
Октябрьские преобразования 1918г., провозгласившие систему парламентарной монархии, дали массам то, чего они требовали. Но простые рабочие и солдаты пока что не почувствовали никаких перемен. Действительно, проведенная 28 октября 1918г. конституционная реформа в основном осталась декларативной. Президент США В. Вильсон настаивал на отречении кайзера и заявлял о готовности вести переговоры только с правительством, назначенным парламентом. Революция фактически началась 28 октября с мятежа матросов в Киле, отказавшихся выполнить приказ о самоубийственном выходе в море для решающего сражения с британским флотом, и быстро распространилась по всей стране. Она не была делом рук леворадикальных агитаторов, но имела объективные причины.
«Гражданский мир», провозглашенный в августе 1914 г., мог сохраняться до тех пор, пока существовала вера в скорую победу. Но надежды улетучивались в той мере, в какой положение масс ухудшалось. Наибольшее недовольство, несмотря на относительно высокую заработную плату, проявляли рабочие военных заводов. Большинство из них прежде было занято в других отраслях промышленности, поэтому дисциплинирующее воздействие профсоюзов и партии социал-демократов сказывалось на этих рабочих гораздо слабее, чем на тех, кто продолжал трудиться на своих прежних предприятиях.
Недовольство охватило и средние слои, отказавшиеся проявлять лояльность к авторитарному режиму Германии. В ходе войны все большее число служащих и чиновников, приблизившись по своему положению к пролетариату, начали чувствовать общность материальных интересов всех трудящихся. В глазах большинства немцев старый режим настолько утратил популярность, что его больше не стоило защищать. Все чаще звучало требование отречения кайзера. Кроме того, заключить мир казалось невозможным без обуздания прусского милитаризма, по мнению многих, виновного в затягивании бессмысленной войны.
Стремление к заключению мира дополнялось стремлением к желанной демократизации страны. Конкретно это выражалось в требовании созыва Национального собрания, которое могло бы заключить мир на более приемлемых условиях. Но средние слои и значительная часть рабочих не требовали большего, чем установление мира и буржуазной демократии.
1.2 Основные шаги правительства Германии по созданию конституции

В этих условиях подготовка к созданию новой конституции, вошедшей в историю под названием Веймарской, фактически началась еще до открытия работы Национального собрания. Так 15 ноября 1918 года правительство Эберта поручило разработку конституционного проекта известному представителю правого крыла буржуазного либерализма профессору права Гуго Прейсу - одному из основателей демократической партии, выражавшей интересы мелкой и средней буржуазии, чиновников, интеллигенции, хотя и апеллировавшей ко всем слоям населения.
В первоначальном проекте конституции профессор государственного права, член НДП и убежденный демократ Г. Прейс, исходя из незыблемости капиталистического строя, вместе с тем предусматривал упрочение парламентской системы и значительную реорганизацию территориального устройства страны. Проект предполагал упразднение автономии германских земель - бывших членов Германской империи и деление территории страны на 14 новых административно - территориальных единиц - штатов.
Весьма не простые социально-экономические реалии послевоенной Германии осложнялись правительственными кризисами, которые озлобляли избирателей, и без того не испытывавших особой любви к демократической системе, навязанной, по их убеждению, Германии западными странами. Выборы в Национальное Собрание Германии состоялись 19 января 1919 г. По сравнению с последними довоенными выборами 1912г., когда право голоса имели 22,2% населения рейха (14,4 млн. человек), теперь избирательное право имели 63,1% населения (36,8 млн. человек). Такой рост числа избирателей объяснялся тем, что впервые в немецкой истории к избирательным урнам были допущены женщины, а возрастной избирательный ценз был снижен с 25 до 20 лет. Более того, 9,6% избранных депутатов составляли женщины. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) получила 11,5 млн. голосов и 165 мандатов, став самой крупной парламентской фракцией. Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ) получила всего 2,31 млн. голосов и провела в парламент 22 депутата. Компартия, оставшаяся верной лозунгу «Вся власть -- Советам!», в выборах не участвовала.
Среди буржуазных партий наибольший успех выпал на долю партии «Центр», которая вместе с Баварской народной партией (БНП) получила 5,98 млн. голосов и провела в парламент 91 депутата. Вплотную за ними следовала Немецкая демократическая партия (НДП), получившая 5,64 млн. голосов и занявшая 75 депутатских мест. Немецкая национальная народная партия (НННП) вынуждена была довольствоваться 44 местами в парламенте. Аутсайдером стала Немецкая народная партия (ННП), за которую проголосовали 1,34 млн. человек, что принесло ей 19 мандатов. Остальные 7 депутатских кресел заняли кандидаты от мелких партий и организаций.
Вопреки ожиданиям и расчетам, результаты выборов не принесли СДПГ абсолютного большинства в парламенте, на которое надеялась партия. Вместе с «независимцами» она получила 45,5% голосов избирателей, а буржуазные партии набрали в общей сложности 54,5% голосов. Следовательно, будущее правительство могло быть только коалиционным. В итоге переговоров была создана веймарская коалиция из СДПГ, НДП и партии «Центр».
Спустя месяц после выборов первый демократически избранный немецкий парламент открыл свои заседания в Веймаре. Первым президентом республики был избран Ф. Эберт. Через два дня он поручил Ф. Шейдеману сформировать первое легитимное правительство, в которое вошли 6 министров от СДПГ и 6 -- от НДП и партии «Центр».
Важнейшими задачами парламента и правительства являлись заключение мирного договора и принятие Конституции. После полугодового обсуждения в различных инстанциях Национальное Собрание 31 июля 1919г. утвердило Конституцию. Против принятия ее голосовали националисты, «независимцы», а также представители ННП и БНП. Для одних она была слишком левой, для других -- чересчур правой. После подписания ее президентом 14 августа 1919 г. Конституция Веймарской республики вступила в силу. Она определила жизнь Германии на ближайшие десять лет.
«Отцы» Веймарской конституции, главную роль среди которых играл статс-секретарь внутренних дел, Г. Прейс, не последовали мудрому совету выдающегося французского дипломата наполеоновской эпохи Ш. Талейрана, утверждавшего, что конституции должны быть короткими и туманными. Вместо этого с чисто немецким педантизмом была создана рассчитанная на все случаи и времена Конституция, которая состояла из 181 статьи и не оставила без внимания ни одну сферу деятельности государства и общества.
Глава 2. Веймарская конституция и проблемы государственного устройства Германии

Теоретически создание конституции -- не простое изменение формы господства, оно равносильно созданию нового универсума. Государство, взятое независимо от своей конституции, не более чем идеальная конструкция, абстракция из области общей теории государства. Конституция формирует государство, но, в свою очередь, сама формируется им. Государство - первичная материя, а конституция - её форма. Первоначальная (уполномочивающая) функция конституции, направленная на ограничение власти, доминирует в тех основных законах, которые стремятся поддержать единство государства. Вместе с тем, она может превратиться в механизм борьбы за власть между общественными силами, если ни одна из этих сил не обретает монополию. Такая конституция провозглашает не реальное, а должное состояние государства, поскольку жизнь государства в известной мере не получает адекватного нормативного регулирования. В конституции закрепляются не только правовые основы политической системы и самого общества, но и его экономический, социальный, духовный и политический строй.
2.1 Организация государственного единства Германии
Процесс формирования конституционных основ единой Германии прошёл несколько этапов. Революция 1830 г. привела к созданию так называемых среднегерманских конституций. Вторая попытка была предпринята в 1848 г. Однако имперская конституция церкви св. Павла так и не вступила в законную силу. Конституция 1871 г. стала правовым основанием созданной сверху Бисмарком Германской империи. Оценивая конституционное детище «железного канцлера», критики указывали на слабые места Основного закона, который не наделял граждан правами участвовать в совершенствовании политической власти, делал индивида объектом господства со стороны государства.
Конституция 1919 г. также не была безупречной. Она провозгласила парламентскую республику современного типа, которая, однако, не была воспринята большинством населения. Назначение Гитлера рейхсканцлером как раз и продемонстрировало отсутствие внутреннего согласия с веймарской системой. Причины этого разнообразны. Республика родилась в атмосфере безнадёжного военного положения Германии к концу лета 1918 г. и отчасти (в представлении народа) явилась реакцией на неспособность правительства победоносно завершить войну. Фактически Веймарская конституция зафиксировала то, что давно стояло в повестке дня кайзеровской Германии, а именно: осуществить трансформацию государства в буржуазную республику. Поражение в войне и Ноябрьская революция свидетельствовали о неспособности правящей элиты понять необходимость буржуазного реформизма и принять его идеи.
«Подорвав основы Бисмарковской конституции в 1918 году, рабочий класс, требующий создания единой, неделимой Германии, натолкнулся на сопротивление реакционных сил». Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992. -С. 123. Позицию либеральной буржуазии по данному вопросу четко сформулировал М. Вебер, который отмечал, что для выбора унитарного или федералистического решения вопроса о государственному устройстве, прежде всего, важна экономическая организация будущего государства. Капиталистическая система хозяйства вполне может примириться с федерализмом. Ф. Энгельс по данному вопросу отмечал: «С одной стороны, необходимо покончить с делением на мелкие государства.… С другой стороны, должна прекратить свое существование Пруссия, чтобы над Германией перестало тяготеть специфическое пруссачество». Маркс К., Энгельс Ф.Соч., т. 22. - С. 222.
Несмотря на разносторонние взгляды на проблему объединения Германии, многие партии объединял страх того, что любое радикальное преобразование усилит натиск прогрессивных сил против основ существующего строя. Лишь пролетарские революционеры были заинтересованы в полнейшей демократизации Германии и считали, что республика должна быть построена на основе широкого самоуправления с демократически избираемыми местными и областными органами власти. Поэтому с самого начала конституционных дебатов вопрос государственного устройства и территориального деления являлся предметом наибольших споров у членов буржуазно-юнкерской партии. Но это действительно была принципиальная проблема, которая была выдвинута революцией: сохранит ли Германия отдельные государства и федералистическую структуру, или будет создано единое (унитарное) государство. Решение этой проблемы связано с вопросом преодоления феодальной раздробленности и доведением до логического завершения буржуазно-демократических преобразований.
Постепенно установилась идея того, что Веймарская республика осталась «союзным государством», а земли были государствами, хотя и с ограниченным суверенитетом. Именно неравноправие ее членов, прежде всего, и характеризовало федералистическую структуру Веймарской республики. Земли, которые составляли Германскую республику, не являлись ни национальными, ни экономическими образованиями, несмотря на то, что население сохранило своеобразие местных обычаев, нравов, диалектов. Исторически эти земли складывались в результате цепи случайных обстоятельств, политики династий, захватов и войн. Некоторые карликовые земли не имели замкнутой территории, а небольшими частями входили в другие земли. Зато на территории Пруссии проживало почти 2/3 населения, здесь была широко развита промышленность и военная организация. Планы территориального переустройства Германии встречали ожесточенное сопротивление. Принятый комиссией проект, допускавший образование новых земель без обязательного согласия всех заинтересованных правительств вызвал недовольство. Это привело к принятию компромисса между империей и землями и ст.18 Конституции установила, что территориальные изменения существующих и создание новых земель в пределах Германской империи происходит путем имперского закона, изменяющего конституцию, что в прямом смысле означало, что никакое территориальное переустройство невозможно без согласия Пруссии. Неравноправие проявлялось и в представительстве земель в рейхстаге. Пруссия здесь получила 2/5 голосов и дело не могло изменить даже включение в конституцию «антипрусской оговорки», которая предусматривала, что половину прусских голосов должны иметь представители прусских провинциальных управлений, а не прусское правительство. Итак, из 66 голосов в рейхстаге Пруссия имела 26, Бавария - 11, Саксония - 7, Вюртемберг - 4, Баден - 3, Тюрингия, Гасен, Гамбург - по 2, остальные 9 земель по 1 голосу. Все это говорило о том, что ни одно решение не могло быть принято против воли Пруссии. Второй характерной чертой Веймарской федерации являлась недобровольность союза. Это видно из положения об «имперской экзекуции», элементы которой почти полностью были перенесены из конституции 1871 г. в Веймарскую конституцию.
В ст.48 абзаце 1 было установлено, что если одна из земель не выполняет обязанностей, возложенных на нее конституцией или имперскими законами, президент империи может принудить ее к этому с помощью вооруженной силы. Веймарская конституция, Ст.10//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996.
Это положение было направлено не против реакционных сил, которые пытались отделиться от Германии, а против революционного народа.
Социал-демократы откровенно заявляли: «Мы живем в переходное время… и ведь случалось уже, что правительство одной из земель… выступало против имперского правительства, имперских законов и временной конституции. Это требовало имперской экзекуции». Все это говорило о том, что приходилось считаться с применимостью ст.48. «Имперская экзекуция» была применена президентом Эбертом в марте-апреле 1920г. против тюрингинских земель, в которых возникла «угроза» перехода власти в руки рабочих Советов. В октябре 1923г. были выдвинуты вооруженные силы против рабочих Саксонии и Тюрингии под предлогом использования ими государственных средств не по назначению. В Веймарской республики происходило также усиление централизации государственной власти и управления при сохранении федералистических форм. Ст.5 определяла, что «государственная власть осуществляется по общеимперским делам органами империи на основании имперской конституции, а по делам земель - органами земель на основании их конституций». Веймарская конституция, Ст.10//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996. Однако здесь надо отметить, что ст.13 устанавливала, что имперское право имеет преимущество перед правом земель. К вопросам исключительного ведения империи относились: внешние сношения, вопросы гражданства и свободы передвижения, организация обороны, монетное и таможенное дело, почта, телеграф, телефон, т.е. все жизненно важные вопросы. Это были вопросы, связанные с торговлей, банковским и биржевым делом, путями сообщения, правом и судопроизводством, здравоохранением и страхованием, промышленностью и горным делом, отчуждением и обобществлением собственности, кино, дорожным строительством и т.д. В следующую группу вопросов входили те, по которым имперские власти издавать общие директивы обязательные для органов земель. Эти положения затрагивали положение школ и религиозных обществ, прав чиновников, землеустройства и т. д. (ст.10). Там же. В ст.9 отдельно оговаривалось право охраны общественного порядка и безопасности. Там же.
Значительное сопротивление со стороны капиталистов и землевладельцев южных земель, вызвала попытка ликвидировать резервные права Баварии, Саксонии, Бадена, Гессена и др. земель на сбор особых пошлин и налогов на предметы потребления. Этот вопрос был решен компромиссом, согласно которому сбор пошлин на потребление переходил в ведение имперского правительства, а оно было обязано «обеспечить землям охрану их особых интересов в сельском хозяйстве, торговле, ремесле и промышленности» (ст83). Веймарская конституция, Ст.83 //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. - М.: Юристъ, 1996. Усилив централизацию законной власти, землям была предоставлена автономия в вопросах управления и администрации: «имперские законы приводятся в исполнение органами земель, если имперский закон не постановит иначе» (ст.14).
Усиление компетенции центральных органов империи и отмена ряда резервных прав государств, привело к тому, что Веймарская республика сделала значительный шаг в вопросе унитаризации государства, но решение данного вопроса не было доведено до конца. Буржуазные и социал-демократические деятели объясняли это тем, что Германия еще «не созрела» для полного единства. «Многие социал-демократические правители защищали, несмотря на все платонические поклоны перед идеей национального единства, партикулярные интересы с не меньшим рвением, чем это делали раньше династии». Стамфер Ф. Конституция, рабочий класс и социализм. - С. 134. Однако, во время, когда реакционные силы в первые недели ноябрьской революции пребывали еще в растерянности, была возможность добиться превращения Германии в унитарное государство.
Таким образом, по форме государственного устройства Германия являлась федерацией, состоявшей из 18 земель (15 республик и 3 вольных города), каждая из которых имела свою конституцию, свой законодательный орган - ландтаг.
Однако конституции земель должны были составляться с учетом имперской конституции, то есть они не должны были противоречить имперской конституции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.