На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Нейропсихологическая школа А.Р. Лурии.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Психология. Добавлен: 12.1.2014. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Нейропсихологическая школа А.Р.Лурии ..…………..…………………………3
II. Научная работа…………………………………………………………………….5
III. Методическая работа……………………………………………………………10
IV. Практическая работа…………………………………………………………….13
V.Учебно-педагогическая работа…………………………………………………..14
Список литературы




I. Нейропсихологическая школа А.Р.Лурии

Вот уже 20 лет как ушел из жизни А.Р.Лурия (1902 - 1977). Время все расставило по своим местам. Оно, как известно, отсеивает истинные ценности от мнимых. Созданное А.Р.Лурия направление психологической науки - нейропсихология - выдержало испытание временем и сейчас по-прежнему принадлежит к одной из наиболее эвристичных, продуктивных наук о мозге. Эту высшую оценку нейропсихологической школы А.Р.Лурия дала и наша, и международная научная общественность, свидетельством чего являются переиздание трудов ученого на разных языках, публикация работ о нем как ученом и человеке, многочисленные конференции в разных странах,
посвященные различным разделам луриевской нейропсихологии.
А.Р.Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии нового типа, не имеющей аналогов за рубежом. В отличие от западной нейропсихологии, которая в значительной степени "выросла" из медицины, и до сих пор является своеобразной частью медицины - "высшей неврологией", изучающей психологические симптомы поражения мозга аналогично неврологическим симптомам и непосредственно сопоставляющей их с очагами поражения мозга; луриевская нейропсихология берет свое начало в психологии, ее источником являются общепсихологические представления о структуре и строении психических функций.
Клиническая, медицинская "парадигма" западных нейропсихологических работ удерживает их в собственном русле, независимом от общепсихологических идей. В них отсутствует внутренняя теоретическая связь с психологическими концепциями, и это давняя традиция западной нейропсихологии. Другая традиция - непосредственное перенесение в клинику методов экспериментального исследования, разработанных для изучения здорового человека (в основном психометрических), и увлечение количественными, а не качественными аспектами изучаемых дефектов (т.е. примат математических, статистических методов над качественным анализом, на котором настаивал А.Р.Лурия).
Новизна и оригинальность луриевской нейропсихологии в том, что она, будучи синтезом трех наук (психологии, медицины, физиологии), является прежде всего отраслью психологической науки, непосредственно связанной с общепсихологическими идеями А.Р.Лурия (как представителя школы Выготского - Леонтьева). Поэтому успехи луриевской нейропсихологии в значительной степени связаны с адекватностью психологических идей, использованных А.Р.Лурия для изучения проблемы "мозг и психика".
Как известно, центральной проблемой нейропсихологии как одной из наук о мозге является проблема мозговой организации (локализации) психических функций. Ее решение зависит от понимания следующих вопросов:
1) что такое психическая функция как психологическое явление?
2) что такое мозг как субстрат психических функций, т.е. каковы принципы его организации?
3) как именно соотносятся психические функции с мозговыми структурами, т.е. что именно "подлежит" локализации и что именно надо понимать под мозговыми механизмами психических функций?
А.Р.Лурия по-новому подошел к решению этих вопросов.
Высшая (т.е. прижизненно возникающая, опосредствованная, произвольно регулируемая) психическая функция представляет собой не "психическую способность" - целостное и неразложимое на составные части психологическое явление, а сложную форму психической деятельности, включающую в свой состав движущие мотивы, цели (программу), исполнительные звенья (действия и осуществляемые ими операции) и контролирующие механизмы. Это сложная психологическая система, состоящая из многих звеньев и характеризующаяся определенными параметрами (аспектами). Психическая функция не может сопоставляться с мозгом как единым целым.
Мозговые структуры, ответственные за реализацию психических функций, - высоко дифференцированные образования, объединенные в различные взаимодействующие между собой системы, которые объединяют и корковые, и подкорковые уровни мозга. Мозг как субстрат психических процессов организован по системному принципу, вернее, по многим системным принципам: проекционным, ассоциативным, регуляторным и др. С определенными мозговыми структурами следует соотносить не психическую функцию как единое целое, а ее отдельные звенья, параметры (аспекты), реализация которых осуществляется с помощью соответствующих физиологических процессов.
Общие и локальные физиологические процессы (закономерности работы соответствующих нейронов) "ответственны" за различные аспекты психических функций и различные формы их нарушений при локальных поражениях мозга. Именно они и являются конкретными мозговыми механизмами высших психических функций.
Мозг как субстрат психических процессов участвует в реализации психических функций как сложное единое целое, состоящее из высокодифференцированных компонентов, организованных по системному принципу, где различные мозговые структуры и специфичные для них физиологические процессы "отвечают" за различные звенья (аспекты) функции.
Эти и другие положения вошли в сформулированную А.Р.Лурия "теорию системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций человека" - на современном этапе изучения проблемы наиболее эвристичную и продуктивную по сравнению с другими концепциями, объясняющими соотношение мозга и психики.
Как всякая хорошая теория, она успешно применяется на практике (для диагностики состояния мозга и его отдельных структур и восстановления нарушенных функций). Предложенные А.Р.Лурия методы нейропсихологической диагностики и восстановления психических функций, основанные на данной теории, пользуются большой популярностью во всем мире как одни из наиболее эффективных. Таким образом, луриевская нейропсихология объединяет в себе высокий научный и практический потенциал, чем и объясняется ее признание у нас и за рубежом.
А.Р.Лурия - не только основоположник нейропсихологии нового типа, он создал отечественную нейропсихологическую школу - коллектив учеников, единомышленников, продолжающих разрабатывать его идеи.
Научная школа - особое, весьма ценное и сравнительно редкое явление в науке. Далеко не все крупные ученые оставили после себя научную школу, что объясняется, по-видимому, и объективной значимостью научных взглядов ученого, и его личными качествами. А.Р.Лурия сочетал в себе и высокий научный авторитет, и выдающиеся способности Учителя, воспитателя молодежи. Он трудился не в одиночку, а всегда с коллективом сотрудников-учеников. На протяжении почти 50 лет работы в области нейропсихологии он воспитал многих учеников; некоторые из них ушли в другие области психологии, но большинство сохранило верность нейропсихологическим интересам и составило луриевскую нейропсихологическую школу. В эту школу входят не только отечественные, но и зарубежные ученые; учениками А.Р.Лурия считают себя такие известные ученые, как М.Коул, Н.Гольдберг (США), Ж.Дас (Канада), Л.Вайзкранц (Англия), А.Л.Кристенсен (Дания), М.Климковский, М.Кочмарек (Польша), Э.Андриевска (Франция) и многие другие. Учениками А.Р.Лурия являются и многие нейропсихологи, работающие теперь в странах СНГ, учившиеся в свое время на факультете психологии МГУ или подготовившие под его руководством диссертации по нейропсихологической тематике. Можно дискутировать о степени принадлежности того или иного ученого к луриевской нейропсихологической школе, однако, бесспорно, их объединяет признание высокого научного авторитета А.Р.Лурия и общее понимание основных проблем нейропсихологии и способов их решения.
Деятельность московских представителей луриевской нейропсихологической школы за период 1977 - 1997 гг. протекала в следующих основных направлениях: научном, методическом, практическом и учебно-педагогическом.


II. Научная работа


Научно-исследовательская работа подразделялась на следующие разделы:
1) теоретические исследования в области нейропсихологии;
2) работа в области клинической и экспериментальной нейропсихологии;
3) исследования в области реабилитационной нейропсихологии.
Разработка теоретических проблем нейропсихологии была посвящена анализу методологических основ луриевской нейропсихологии, ее связи с естественнонаучными традициями отечественной психологии, физиологии, философии; с психологическими воззрениями Л.С.Выготского и его школы [5]; анализу ее истории и места в системе наук; оценке вклада нейропсихологии в решение общепсихологических проблем, в частности в проблему деятельности; анализу понятийного аппарата луриевской нейропсихологии (таких понятий, как "фактор", "системность", "уровневая организация функций" "блоки мозга" и др.). Помимо этого в рассматриваемый период были подготовлены к печати и отредактированы рукописи А.Р.Лурия, не опубликованные при е........


Список литературы

1. Арсенина Н.В. Динамика восстановления высших психических функций у больных с закрытой черепно-мозговой травмой передних отделов мозга: Автореф. канд. дис. М., 1985.
2. Атлас. Нервная система человека. Строение и нарушения / Под ред. Ю.В. Микадзе, В.М. Астапова. М., 1997.
3. Афазия: Тексты / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 1984.
4. Ахутина Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.
5. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, становление нейропсихологии // Вопр. психол. 1996. № 5. С. 83 - 98.
6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Будь внимателен!: Метод. пособие по развитию навыков программирования и контроля действий. М., 1997.
7. Ахутина Т.В. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6 - 8 лет // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2. С. 51 - 58.
8. Бабаджанова Н.Р. Изучение тактильных функций у больных с поражениями теменных областей левого и правого полушарий мозга: Автореф. канд. дис. М., 1984
9. Балашова Е.Ю. Нарушения пространственных функций при сосудистых и атрофических деменциях позднего возраста: Автореф. канд. дис. М., 1995.
10. Балашова Е.Ю. Особенности пространственной организации произвольных движений при старении // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2. С. 37 - 46.
11. Батова Н.Я. Нарушения эмоций при поражении лобных долей мозга: Автореф. канд. дис. М., 1985.
12. Будыка Е.В. Медико-психологический анализ здоровья студентов: Автореф. канд. дис. М., 1992.
13. Буклина С.Б., Филатов Ю.М., Элиава Ш.Ш. Клинико-нейропсихологические проявления артериовенозных мальформаций таламуса // Вопр. нейрохирургии. 1997. № 3. С. 17 - 24.
14. Велкова Д.П. Нарушение пространственного анализа и синтеза при локальных поражениях мозга: Автореф. канд. дис. 1990.
15. Визель Т.Г. К вопросу о патогенезе алалий // Диагностика и коррекция речевых нарушений. СПб., 1997. С. 13 - 20.
16. Визель Т.Г. Коррекция нарушений плавности фразовой речи у детей // Диагностика и коррекция речевых нарушений. СПб., 1997. С. 63 - 73.
17. Владимиров А.Д., Хомская Е.Д. Процессы экстраполяции в глазодвигательной системе. М., 1981.
18. Гагошидзе Т.Ш. Нарушение наглядно-образного мышления до и после стереотаксических операций на подкорковых образованиях: Автореф. канд. дис. М., 1984.
19. Гасимов Ф.М. Особенности вербальных и невербальных функций при различных типах межполушарной асимметрии мозга: Автореф. канд. дис. М., 1992.
20. Геллер К. Особенности семантических связей у больных с поражением лобных долей мозга: Автореф. канд. дис. М., 1988.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.