На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Адаптация детей раннего возраста в детском саду

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 13.1.2014. Сдан: 2012. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………............... 3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы об особенностях организации адаптации к ДОУ……………………………………………………….7
1.2 Психологические особенности детей в период адаптации. …………. …………..13
1.3 Методы и формы по адаптации детей к дошкольному учреждению... …………..19

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ

2.1 Диагностика эмоционального состояния детей в первые дни…………………….26
2.2 Опытно-экспериментальная работа по организации адаптации………………….33
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………….,………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................51
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................53


ВВЕДЕНИЕ

Социальная адаптация в раннем возрасте сопровождается сменой социальной ситуации развития. Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, т.к. адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Характер адаптации детей к изменениям условий их жизни влияет на состояния здоровья.
Особенностью детей раннего возраста является взаимосвязь психического и физического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Методологической и теоретической основой исследования являются социальные т психолого-педагогические исследования о теоретических основах процесса адаптации (Н.М.Аксарина, И.А.Милославова, А.В.Петровский, Л.М.Растова, Р.В.Тонкова-Ямпольская).
Объектом исследования выступает социально - педагогический процесс адаптации детей к ДОУ.
Предметом исследования является методы и формы организации адаптации детей к ДОУ.
Цель исследования -изучить теоретически обосновать особенности организации адаптации детей к ДОУ.
- провести опытно - экспериментальную работу по организации адаптации детей к ДОУ.
Гипотеза: Период адаптации будет протекать успешно в том случае если:
- воспитатель предварительно познакомится с родителями и детьми будущих воспитанников;
- будут учитываться психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;
- будет создана развивающая среда для игр и занятий с детьми;
- будут разработаны специальные методы и формы организации адаптации к ДОУ;
- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду;
- родители будут постепенно приучать к ДОУ и следовать режиму и рекомендациям детского учреждения.
На основе выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
- Изучить теоретической основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению в младшем дошкольном возрасте;
- Определить особенности организации адаптации к ДОУ.
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
- Изучить особенности возраста;
- Подобрать методы и формы организации адаптации;
- Разработать план организации адаптационного периода;
- Провести опытно - экспериментальную работу по организации адаптации вновь поступивших детей в ДОУ.
- Проанализировать эффективность проводимой работы.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Эмпирические: наблюдения, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа.
Этапы исследования:1 этап - (ноябрь 2008 - январь 2009 год) - поиск, анализ, систематизация, имеющиеся по данной теме литературы;
2 этап - ( март 2009 - март 2010г.) - разработка системы работы по организации адаптации детей к дошкольному учреждению; проведение опытно - экспериментальной работы; обработка и анализ результатов.
Практическая ценность ВКР видим в том что предложенное исследование и его результатов могут быть внедрены в практику ДОУ, использованы при составлении перспективных планов работы, оформлению докладов к педсоветам, консультаций для родителей, а также дидактических материалов для работы с дошкольниками.
Материалы ВКР могут быть использованы на уроках таких учебных дисциплин, как " Дошкольная педагогика ".
Структура ВКР состоит из: ведение, 2-х глав; заключения ; списка использованной литературы, приложения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

1.1.Анализ психолого-педагогической литературы об особенностях организации адаптации к ДОУ

Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.)
Адаптация, понимаемая как общебиологическое свойство формирования адекватных связей организма с внешней средой внутри определённой экосистемы.
Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [27, 28].
Выделяя этапы развития личности, А.В.Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности [25, 14].
Появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки не просто наличествующих и влияющих на ребенка условий жизни, а служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л.С.Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала.
Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в данных отношениях. При этом важна и собственная внутренняя позиция ребенка, т.е. то, как он сам относится к своему положению, какое значение имеет для него окружающая действительность, и как он переживает ее требования к себе лично, считала Л.И.Божович. Ребенок не пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими поколениями людей, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка и взрослого [8, 67]. Таким образом, выделяются два социально-психологических компонента: формы индивидуально-самостоятельного поведения и социально-общественного развития человека.
В отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, и др.) социализация понимается как процесс активного усвоения и воспроизводства социального опыта и культуры, формирования индивидуальной системы нормативной регуляции структур психики. Социализация здесь тесно связана с понятием «интериоризация» - переносом во внутренний план социальных форм поведения в систему индивидуальных норм. Всякая высшая функция (произвольное восприятие, творческое мышление и т.п.) психики в своем развитии проходят две стадии, считал Л.С.Выготский. Первоначально, она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как внутренний процесс; это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.
В современной психологии принимается такое понимание индивидуализации, при котором ее сущность заключается в деятельности, пытающейся раскрыть себя во всех направлениях и по собственной воле проявляющей себя в осуществлении, как частных, так и общих духовных интересов, в стремлении к той внутренней свободе, на основе которой субъект обладает принципами, имеет собственные взгляды и в силу этого приобретает моральную самостоятельность (В.П.Зинченко).
Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей деятельностью, отрабатывая способности быть субъектом и личностью, развивая собственную субъектность и все основные личностные инстанции в целом.
Осознание себя личностью невозможно без деятельности человека, вне его общений, происходящих в самом процессе деятельности. Роли деятельности в процессе развития личностных качеств ребенка и, таким образом, в процессе адаптации в социуме уделялось наибольшее внимание в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и др., где утверждается, что личность как качество, которое выражает социальную человеческую сущность, формируется в специально организуемой взрослыми деятельности ребенка [9, с.69].
В процессе ее совместного выполнения осуществляется взаимодействие («событие») ребенка и общества. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы «опредмечивания» (субъект воплощает свои замыслы, свои психологические качества в предмете) и «распредмечивания» (субъект присваивает качества объекта деятельности), считает Д.И.Фельдштейн. Именно деятельность обеспечивает адекватность психического отражения действительности.
Через деятельность субъект вступает в практические контакты с окружающими предметами, которые обогащают и изменяют его. Таким образом, выступая и результатом, и субъектом общественных отношений, личность формируется через собственные активные общественные действия, сознательно и целенаправленно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе деятельности.
Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности происходит становление всех внутренних личностных структур, саморазвиваются основные психические процессы. Причем, снова для нас важно, что это становление происходит вследствие актуализации механизма интериоризации внешних форм деятельности во внутренний, идеальный план мышления и сознания. Еще раз следует подчеркнуть, что под интериоризацией понимается, прежде всего, социализация, формирование социальных структур когнитивных процессов, сознания ребенка в целом (Л.С.Выготский), и закономерно предполагать - развитие его субъектности.[6;248] .
Интериоризация происходит путем присвоения психикой структур внешней деятельности при параллельно развивающейся активности самой личности, ее самодвижении, саморазвитии. Этот процесс требует наличия развитого адаптационного потенциала личности ребенка, позволяющего ему не только успешно приспосабливаться к требованиям социума, но и активно его преобразовывать.
Такое «широкое» понимание процесса адаптации, связывающее его с личностной субъектностью, характерно для психологической школы Ж.Пиаже. Согласно его концепции, адаптация должна рассматриваться как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схемы поведения субъекта. Рассмотрение адаптации в единстве этих ее противоположных направлений является важным условием применения этого понятия в качестве категории, играющей активную роль в объяснении всякого активного функционирования [24,128].
Рассматривая применение такого понятия адаптации в психологии, можно выделить два момента: во-первых, взаимообусловленность ассимиляционных и аккомодационных процессов, опосредование ими друг друга; во-вторых, зависимость характера адаптационных процессов от стадии онтогенеза.
Социальная адаптация в раннем возрасте сопровождается сменой социальной ситуации развития, поступлением ребенка в детский сад. Положительный опыт адаптации помогает дошкольнику адаптироваться за пределами начальной школы, в открытом быстроизменяющемся социуме, и создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития личности.
Характер адаптации детей к изменениям условий их жизни влияет на состояние здоровья. В определённых сравнительно устойчивых условиях организм ребёнка постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды, определённой температуре помещения, окружающему микроклимату, определённому роду пищи и так далее. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Если установленный в семье порядок чем - либо нарушается, у ребёнка возникают различные временные нарушения обычного поведения. Такие временные нарушения, сопровождающиеся иногда отрицательными реакциями ( плачь, раздражительность ).
Однако у детей когда меняются условия их жизни, - например, когда они поступают в дошкольное образовательное учреждение. При этом меняются привычная температура помещения, микроклимат, получаемая пища. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон ( не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый ), эмоциональное состояние. Иногда без каких - либо видимых причин повышается температура тела, нарушается деятельность кишечника, на теле по........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 198-C.14
3. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 2000-C.8;18.
4. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - М.: Учитель, 2004.- С. 26; 30-31.
5.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.- С.31;17.
6.Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. C. 248
7.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.
8.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998.- С.67.
9. В помощь методическому работнику дошкольного и начального образования (справочные материалы) / Сост. О.А.Бутузова. - М., 2002.- С.69.
10.Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2001.
11.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина. - М.: Академия, 1998. - С. 313
12.Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.- С .21-22;32.
13.Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Смирнова Е.О., Галигузова Т.В., Ермалова Л.Н., Мещерякова С.Ю. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
14.Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет / Под ред. Т.Н.Дороновой. - М., 2005.
15.Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - С.192.
16.Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С.66-77.
17.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
18.Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37.
19,Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2001. -С. 253.
20.Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М., 2002.- C.39.
21.Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб, 2006.
22.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000.- С.128.
23.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996.
24.Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. - 2000. - №3. - С.16-18.
25.Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С.14-16.
26.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРКТИ, 2006.- С.18.
27.Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. - Тамбов, 1993.- С. 28.
28.Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.