На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовик использование игровых приемов в изобразительной деятельности младших дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 13.1.2014. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение………………………………………………………………….….3
Глава 1. Проблема развития изобразительной деятельности младших дошкольников.
1.1. Особенности развития изобразительной деятельности младших дошкольников……………………………………………………………….6
1.2. Процесс создания младшими дошкольниками художественного образа. Средства выразительности создания художественного образа младшими дошкольниками………………………………………….……..8
1.3. Условия развития изобразительной деятельности младших дошкольников……………………………………………………………...10

Выводы по первой главе…………………………………………………..12

Глава 2. Методика работы с детьми по изобразительной деятельности.
2.1. Взаимосвязь игры и изобразительной деятельности…………13
2.2. Виды игровых приемов, используемых на занятиях изобразительной деятельностью, их структура……………………….....15
2.3. Методика применения игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности младших дошкольников……………….18

Выводы по 2 главе………………………………………………………....20

Глава 3. Изучение возможности игровых приемов в развитии интереса к изобразительной деятельности.
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..32
3.3. Контрольный эксперимент………………………………….....38

Заключение………………………………………………………………...43

Литература…………………………………………………………………45

Приложение………………………………………………………………..47
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».

Н.К.Крупская.
Введение. Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка. Эта изобразительная деятельность дарит детей радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться, в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого ребенка творческие способности, заложенные природой, воспитатель должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.
Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие - это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.
С конца XIX в детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений - психологов, педагогов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.
Первым автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.
Работа русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций - с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.
Русские ученые Л.Г. Оршанский, А.А. Рыбников, Ф.И. Шмит и др.
В 1910 г. была представлена работа В.М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бехтерев рассматривал детское рисование в самый ранний период. Он указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.
Итоги первых шагов изучения детского творчества, которые были проведены в начале 20-х г. уже показали зависимость творческого развития от воспитателя. Однако задачи воспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплению личного опыта, ребенка, которому придавалась первостепенное значение. По-прежнему ведущая роль педагога в эстетическом воспитании в частности в руководстве рисованием, недооценивалась.
Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших и в дошкольном, и в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте.
Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Для осмысления роли игры в процессе изобразительного творчества дошкольников, разработки конкретной методики ее применения мы использовали данные исследований игровых приемов в обучении изобразительной деятельности дошкольников ( ЕА. Флерина, А.А. Волкова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова и др.) .
В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: «Использование игровых методов и приемов на занятиях по изобразительной деятельности с младшими дошкольниками».

Актуальность темы: использование игровых методов и приемов на занятиях по изобразительной деятельности с младшими дошкольниками позволяет решать большой круг доступных детям и привлекательных для них учебно-познавательных задач.

Цель исследования: особенности использования игровых методов и приемов на занятиях по изобразительной деятельности.

Объектом исследования: использование игровых методов и приемов на занятиях по изобразительной деятельности.

Предмет исследования: определить наиболее эффективные игровые методы и приемы для формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.

Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую методику обучения детей изобразительной деятельностью;
2) Выявить взаимосвязь игры с изобразительной деятельностью.
3) Разработать систему работы по содержанию изобразительной деятельности с помощью игровых методов и приемов.

Глава 1. Проблема развития изобразительной деятельности младших дошкольников. 1.1 Особенности развития изобразительной деятельности младших дошкольников. На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать, узнают, как с помощью карандаша, кисти можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков.
У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно - образного начала, когда ребенок двух лет мазками, штрихами передает явление окружающего. Воспитатель направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями», в другом «белыми снежинками», «яркими огоньками». В зависимости от содержания меняется фон бумаги, на котором рисуют малыши: темно - синий, коричневый, голубой, серый. Восприятие фона с цветовым мазком создает сочетание, которое и вызывает у детей ассоциации с образом «осени», «снегопада», «вечерних огней».
Большое внимание воспитатель уделяет показу приемов изображения, способов действия с карандашом, кистью. Часто педагог использует метод пассивных движений. Он помогает тем детям, которые боятся взять карандаш, кисть. Действуя рукой ребенка, воспитатель учит его рисовать. Дети, подражая взрослому, постепенно осваивают правильное движение. Однако надо помнить, что в первой младшей группе особенно велики индивидуальные различия. Если одни дети могут быстро овладеть рисовальными движениями, то с другими приходится больше заниматься.
Хотя у детей двух лет нет еще развернутого сюжета, однако это не значит, что у них отсутствует стремление выразить свой замысел. Воспитателю надо помнить, что замысел носит сюжетно - игровой характер, то есть ребенок не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка. Педагогу нужно тактично, умело подойти к замыслу ребенка и попытаться помочь ему выразить содержание линией, формой, словом, жестом.
Большое значение имеет участие детей в комплексных занятиях, когда учитываются те знания и умения, которые дети приобрели за определенный промежуток времени. Им предлагают рассказать знакомые стихи, спеть песенку.
Начиная с первой младшей группы, рисование имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатель создает условия для развития у детей самостоятельности, вызывает у них желание рисовать.
Ознакомление с искусством проводится на занятиях рисованием и во время самостоятельной деятельности. Перед занятием показ произведений изобразительного искусства воспитатель проводит с целью вызвать у детей эмоциональный отклик на красочность иллюстраций. Малыши осваивают технические навыки: учатся правильно держать в правой руке карандаш, кисть, не сжимая их сильно пальцами, лист бумаги придерживать левой рукой. Важно обращать внимание на положение корпуса во время рисования. На занятиях рисованием педагог развивает у детей способность замечать выразительность сочетаний цвета краски и бумаги: «Как красивы белые кружочки на синем платье. Огни салюта особенно заметны на темном небе (синий фон бумаги). Разноцветные шары выглядят особенно празднично на голубом фоне».
Программа по изобразительной деятельности осваивается детьми в течении года. Чтобы проверить каков уровень художественного развития, как дети овладели знаниями, умениями по рисованию воспитатель в конце года предлагает задания, которые помогают определить, как они научились воспринимать картинки, иллюстрации, эмоционально ли реагируют на них. На занятиях дети изображают предмет круглой или прямоугольной формы. Они должны сами выбрать цвет карандаша, краски. Воспитателя при этом интересуют не только технические навыки и умения детей в работе с материалами, но и выразительность рисунка.


1.2. Процесс создания младшими дошкольниками художественного образа. Средства выразительности создания художественного образа младшими дошкольниками. Освоение изобразительной деятельности ребенком означает овладение основными структурными компонентами: мотивами, действиями и операциями. У ребенка основой для возникновения творческих замыслов являются окружающий мир, впечатления о природе, рукотворных предметах, людях и т.д. Эмоционально- интеллектуальный опыт детей отражается в специфических видах деятельности, игре, изобразительной деятельности, конструировании и др. Формирующаяся в игре знаковая функция помогает ребенку понять, а затем и использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего. Рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре. Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса. Так, этап появления замысла характерен и для деятельности дошкольника. Смысл ребенка - рисовать-играть, а не рисовать - изображать, ему важен процесс деятельности-рисование, а результат - только как необходимость, как условие, средство осуществления игры, как своеобразная полуготовая игрушка. Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида творчества с игрой.
Умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослого, в процессе обучения. В деятельности дошкольника представлены все этапы. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому «вхождению» в образ, в изображаемые обстоятельства. Чем младше ребенок, тем больше он верит в создаваемые им и другими образамиУровень оригинальности детской продукции выше в младшей и подготовительной группах. В младшей группе это связано с отсутствием взаимовлияния детей. Малыш как бы «открывает» смысл рисунка, в котором он может отразить весь мир. Если мы хотим сохранить и поддержать тенденцию к развитию оригинальности изображения окружающего как показателя творчества, следует принимать все, что делает в рисунке малыш, стимулируя интересное упражнение в способах действия. Дети с «познавательным» воображением цвет имеет меньшее значение как выразительное средство, чем для детей с «эмоциональным» воображением. Эти дети могут использовать карандаш одного цвета и меньше варьируют цвет. Дети с «эмоциональном» воображением цветом выражают свое отношение к рисунку, они любят его варьировать и в меньшей степени обозначены степенью реалистичной цветовой характеристики образа. Дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги могут более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников, организовывать индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных на своих переживаниях.
В работе с детьми с превалирующим «познавательным» воображением следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа. Детей, у которых доминирует «эмоциональное» воображение, важно направлять на более четкое планирование содержание способов, последовательности воплощения образа. [4; 20]
1.3. Условия развития изобразительной деятельности младших дошкольников.
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы. Данная задача одна из основных в системе воспитания ребенка и решается во всех сферах его жизни ( в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру) и во всех видах деятельности. Игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально- интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, общения и т.д.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.п. полученные впечатления служат источником для занятий по изобразительной деятельности. Освоение художественно- творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно - выразительные средства и их значение. Учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Учитывается и те........


Список используемой литературы.

1. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей детских учреждений, учителей начальной школы. / О.А. Белобрыкина. Новосибирск, 1993. 154с.
2. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. / И.В. Вачков. М.: АСТ ПРЕСС, 2001. 168 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. 120 с.
4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. // Вопросы психологии. 1965. 6. С.20.
5. Выготский Л. С Психология искусства. - Ростов на Дону: Феликс 1998.- 480 с.
6. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. М.: Просвещение, 1995. 62с. 7. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение 1995.- 64 7. Григорьева Г.Г Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: 1997. 8. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Г.Г. Григорьева. М.: Просвещение, 1997. 220 с.
9. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. / Т.Н. Доронова М.: Знание, 2001. 185 с.
10. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. - М.: Инфра-М, 1992. 180 с.
11. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. / О.М. Дьяченко. М.: Прогресс, 1996. 160 с.
12. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений // Изобр. психол. труды. Т.II. / А.В. Запорожец. М.: Академия, 1986. 105 с.
13. Зеленина, Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. / Е.Л. Зеленина М. : Флинта, Наука, 1996. 230 с. 14. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: 1985.- 192 с.
15. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- М.: 1991.- 176 с.
16. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования.- М.:
17. Комарова Т.С. О развитие способностей к изобразительной деятельности// Дошкольное воспитание.- №6.1990.
18. Комарова Т. С., Саккулина Н.Т Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования.- М.: 1979. 19. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду М., «Просвещение», 1977 г. 20. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. / Н.К. Крупская М.: Просвещение, 1973, С. 71. 21. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей.- М.: 1965.- 192. 22. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. М.: Академия, 1995. 140 с. 23. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Н. П. Сакулиной и Т.С.Комаровой.- М.: 1979.-272.
24. Николаенко Н.Н. Психология творчества.- Санкт-Петербург: 2005.-277.
25. Обухова, Л.Ф. Детская психология. / Л.Ф. Обухова М.: Мысль, 1998. 180 с.
26. Погодина С.В. Теория и методика развития детского творчества.: М.: 2010.- 352.
27. Полуянов, Ю.А. Дети рисуют./ Ю.А. Полуянов М.: Просвещение, 1988. 28. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве.- М.:1965.-212 29. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. / Е.О. Смирнова. М.; Воронеж, 1998. 190 с. 30. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М.:1956.-159.
31. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Изд. Академии пед. наук РСФСР. / Е.А. Флерина. М.: Политиздат, 1961. 333 с.
32. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1978. 130с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.