На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 13.1.2014. Сдан: 2013. Страниц: 81. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………..7
1.1. Понятие государственного унитарного предприятия……………………...7
1.2. Правоспособность государственного унитарного предприятия…………14
ГЛАВА 2. УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: УСТАВ И ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ…………………………………………………………………24
2.1.Порядок учреждения государственного унитарного предприятия………24
2.2. Устав государственного унитарного предприятия…………………….....29
2.3. Государственная регистрация унитарного предприятия…………………33
ГЛАВА 3. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ..........................................................................37
3.1. Реорганизация государственного унитарного предприятия……………..37
3.2. Ликвидация государственного унитарного предприятия: порядок и условия…………………………………………………………………………...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….65


ВВЕДЕНИЕ
Создание и функционирование унитарных предприятий в различных отраслях народного хозяйства (в промышленности, строительстве, на транспорте (железнодорожном, морском, воздушном, внутреннем водном, автомобильном), в связи, в топливно-энергетическом и аграрно-промышленном комплексах, розничной торговле, бытовом обслуживании и коммунальном хозяйстве) обусловлены необходимостью осуществления этих видов деятельности государством.
Унитарное предприятие является особым видом юридических лиц. Оно не относятся к хозяйственным обществам и товариществам, хотя и представляет собой коммерческую организацию.
Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изм. 27.12.2009 г. // СЗ РФ.- 1994.- № 32 (далее - ГК РФ), унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации (далее - субъект РФ).
От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - ФЗ №161).
Необходимость теоретического исследования правового положения государственных унитарных предприятий предопределяется несколькими причинами.
Во-первых, государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Однако, многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя. Здесь уместно заметить, что экономическая эффективность присуща не только российским государственным предприятиям. О ней давно говорят и пишут в других странах мира. Таким образом, данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования, как экономистов, так и юристов
Во-вторых, государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и ее субъектов, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых недостаточно либо не взаимосвязаны, а также порой противоречат друг другу.
Отмеченное выше обусловливает актуальность темы исследования в связи с научным осмыслением правового положения государственных унитарных предприятий.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью государственного унитарного предприятия в качестве субъекта гражданского права.
Предметом исследования выступают теоретические и нормативно-правовые основы гражданско-правового положения государственных унитарных предприятий, а также судебная практика, связанная с гражданско-правовым режимом их функционирования.
Цель исследования состоит в комплексном теоретическом осмыслении правового статуса государственного унитарного предприятия как субъекта гражданского права.
Задачи исследования:
- рассмотреть определение понятия государственного унитарного предприятия;
- охарактеризовать правовое положение государственного унитарного предприятия;
- рассмотреть порядок создания государственного унитарного предприятия;
- рассмотреть порядок государственной регистрации государственного унитарного предприятия;
- рассмотреть порядок реорганизации государственного унитарного предприятия;
- рассмотреть порядок ликвидации государственного унитарного предприятия.
Метод исследования - системный анализ действующего законодательства, регулирующего правовой статус государственных унитарных предприятий.
Степень разработанности проблемы. Данное исследование проведено с использованием теоретического фундамента, созданного трудами ученых - специалистов по гражданскому, предпринимательскому и торговому праву, в том числе с помощью трудов А.П. Сергеева, С.С. Алексеева, П.В. Крашенинникова и других авторов.
Нормативно-правовой базой послужило изучение и использование большого теоретического и практического правового материала, судебной практики, анализ законов и подзаконных актов Российской Федерации в отечественных публикаций. Обобщение этих данных позволило сформулировать и уточнить теоретические положения и обосновать практические рекомендации, направленные на совершенствование правового статуса государственных унитарных предприятий.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие государственного унитарного предприятия
Государственное унитарное предприятие является особой организационно-правовой формой коммерческой организации.
Государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией, то есть организацией, основной целью которой является извлечение прибыли.
Государственные унитарные предприятия отличаются от других коммерческих организаций тем, что имеют специальную правоспособность (а не универсальную, как прочие коммерческие организации, например акционерное общество). Другими словами, они могут иметь гражданские права лишь в той мере, в какой это соответствует предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставах этих юридических лиц, а также нести связанные с такой деятельностью обязанности.
Право собственности на переданное предприятию имущество за ним не закрепляется. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ. Это означает, что никто другой, кроме указанных субъектов, не вправе заявлять о правах собственности на имущество, законно закрепленное за предприятием актами собственника (договорами); на имущество, приобретенное предприятием в процессе предпринимательской деятельности на полученные доходы; на имущество, переданное предприятию третьими лицами в дар либо в порядке наследования.
Предоставление государственным унитарным предприятиям ограниченных вещных прав является одним из способов осуществления права публичной собственности. Исключением не является возможность применения в отдельных случаях норм о государственных унитарных предприятиях к иным организационно-правовым формам предпринимательской деятельности.
Решение о создании государственного унитарного предприятия принимается Правительством Российской Федерации (далее - Правительство РФ) либо федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов; уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
На уровне Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия в соответствии со своей компетенцией осуществляют Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.
В качестве основных правовых актов, устанавливающих статус указанных государственных органов, следует назвать Конституцию Российской Федерации от 12.12.1993 г. с поправками от 30.12.2008 г. // СЗ РФ.- 2009.- №4.(далее - Конституция РФ) и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Отдельные вопросы, касающиеся компетенции Правительства РФ, конкретизируются положениями федеральных законов, постановлениями Правительства РФ. Основы правового положения Росимущества и отраслевых федеральных органов исполнительной власти установлены в положениях об этих органах. Постановлениями Правительства РФ Росимуществу и отраслевым федеральным органам исполнительной власти могут предоставляться и другие правомочия.
Правительство РФ своими решениями может передавать определенные полномочия в отношении объектов федеральной собственности помимо федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ в порядке, определенном Федеративным договором и российским законодательством.
Главной целью деятельности государственных унитарных предприятий является не извлечение прибыли, а потому возникает вопрос о месте государственных унитарных предприятий в классификации юридических лиц, закрепленной в ГК РФ. Основной классификацией юридических лиц в ГК РФ является деление их на организации коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют в качестве основой цели извлечение прибыли. Вторые, по определению законодателя, отрицают эту цель в качестве основной и, соответственно, не распределяют эту прибыль между участниками. Специфика положения государственных унитарных предприятий дает повод говорить об определенном несовершенстве такой классификации, в связи с чем предлагается относить государственные унитарные предприятия к числу субъектов, занимающих промежуточное (переходное) положение между коммерческими и некоммерческими юридическими лицами.
Правовой статус государственного унитарного предприятия как коммерческой организации не согласуется с легальным понятием предпринимательской деятельности как деятельности, осуществляемой на свой риск (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Предприятие в любом случае рискует не своим имуществом. Отсюда в современной юридической литературе двойственное отношение к государственному унитарному предприятию как субъекту права. Гражданским правом такие предприятия характеризуются в качестве «переходной формы», существование которой ограничено рамками экономической реформы, перехода к рыночной экономике. А участвовать в цивилизованном гражданском обороте, по мнению этих ученых, должны собственники. В целях закрепления неделимости имущества государственных унитарных предприятий законодателем установлен запрет на создание на базе их имущества других предприятий. Унитарные предприятия не могут создавать дочерние предприятия, передавая им часть своего имущества. В связи с закреплением указанного нормативного положения в ФЗ №161 в ГК РФ были внесены соответствующие изменения. Данное императивное положение обусловлено не только интересом собственника в контроле и управлении своим имуществом, но и необходимостью единого, четкого и понятного для всех участников оборота статуса государственных унитарных предприятий, однозначности и постоянства правового положения собственника имущества по отношению к самому унитарному предприятию. Все существовавшие на момент принятия ФЗ №161 дочерние предприятия государственных унитарных предприятий должны быть в шестимесячный срок с момента вступления в силу ФЗ №161 присоединены к основному предприятию.
Принцип неделимости имущества государственного унитарного предприятия означает запрет на распределение имущества по вкладам (паям) между учредителями. Это означает, что у предприятия, исходя из данных требований ФЗ №161, может быть только один учредитель. Этим же законом также запрещено распределять имущество предприятия (уставный фонд) между его работниками. Наемные работники государственного унитарного предприятия отстранены от процесса управления его имуществом, в том числе и от распределения его по итогам работы унитарного предприятия. Такие решения принимаются только собственником и органами управления государственным унитарным предприятием.
Государственные унитарные предприятия обладают всеми признаками юридического лица:
-государственное унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
-государственное унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс;
-государственное унитарное предприятие обладает обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Основные особенности права хозяйственного ведения закреплены в ст. 295 ГК РФ. Предприятия на праве хозяйственного ведения составляют основную массу унитарных предприятий. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора предприятия, осуществляет контроль над использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Конкретное содержание права хозяйственного ведения в указанных пределах определяется собственником в уставе унитарного предприятия, а также в договорах, заключаемых собственником с унитарным предприятием и его руководителем.
Особым видом государственного унитарного предприятия является казенное предприятие. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Росимущество производит в установленном законодательством порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных предприятий и учреждений.
Казенными могут быть гражданские предприятия и объекты, которые в целях безопасности должны находиться в ведении государства. К ним относятся морские и речные порты, аэропорты, атомные и крупные гидроэлектростанции, метрополитены и др. Казенными должны быть также предприятия, составляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, надежное функционирование и безопасность которой гарантирует государство. Имеются в виду железные дороги, почтовая связь, водохозяйственные и мелиоративные системы, гидрометеорологические и санитарно-эпидемиологические службы и т.д. Они решают задачи особой общественной важности, государственный контроль над ними объективно необходим.
Между двумя упомянутыми видами государственных унитарных предприятий сохраняется значительная разница. Содержание права хозяйственного ведения предопределяет необходимость получения основанными на нем предприятиями прибыли и перечисления ее части собственнику имущества предприятия. Казенные же предприятия, исходя из содержания права оперативного управления, на получение прибыли не ориентированы, они финансируются собственником по смете и должны создаваться для выполнения крайне узкого круга государственных функций.
В этой связи представляется, что число закрепленных в законе случаев, в которых может быть создано одновременно как унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, так и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, должно быть сведено к минимуму.
Не допускается создание унитарных предприятий за счет объединения средств, находящихся в бюджете разных уровней. Любое государственное унитарное предприятие может иметь только одного учредителя - Российскую Федерацию, субъекта РФ, от имени которых выступают соответствующие органы государственной власти. Это требование прямо вытекает из неделимости имущества унитарного предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время вопрос о роле и месте унитарных предприятий можно назвать одним из сложных и принципиальных для России, поскольку необходимо решить, нужны ли унитарные предприятия как вид юридического лица, способные эффективно управлять вверенным им имуществом, могут ли они решать поставленные перед ними задачи или есть более эффективные способы управления государственным и муниципальным имуществом, а также юридические лица, на которые можно возложить поставленные сейчас перед унитарными предприятиями задачи.

1.2. Правоспособность государственного унитарного предприятия
Согласно ст. 49 ГК РФ под правоспособностью понимается способность субъекта иметь определенные права и нести обязанности. Статья 49 ГК РФ по-разному определяет объем правоспособности юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы и цели его создания. Правоспособность бывает общей и специальной. Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица.
Государственные унитарные предприятия не могут иметь гражданские права и гражданские обязанности, необходимые для осуществления видов деятельности, не предусмотренных в учредительных документах государственного унитарного предприятия. Согласно этому положению государственные унитарные предприятия не могут заниматься видами деятельности, не предусмотренными уставом. Так, например, формулировка «прочие виды деятельности, не противоречащие законодательству» не позволяет государственному унитарному предприятию заниматься видами деятельности, прямо не указанными в уставе. Цели деятельности юридического лица (в отличие от правоспособности граждан) по общему правилу очерчивают пределы его правоспособности. Объем правоспособности государственного унитарного предприятия, как и любого юридического лица, может определяться только одним критерием - целями деятельности, определенными уставом, который должен соответствовать законодательству. Наделение государственных юридических лиц специальной правоспособностью способствует решению тех экономических задач, для выполнения которых они учреждаются, и предотвращает ненадлежащее и бесконтрольное использование государственной собственности.
Вопросы о специальной правоспособности нашли отражение и в судебной практике. В частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» говорится: «При разрешении споров, связанных с осуществлением унитарными предприятиями права хозяйственного ведения, следует учитывать установленные абзацем первым пункта 2 статьи 295 ГК РФ и статьей 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения прав названных предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом.
В силу абзаца второго пункта 4 статьи 18 ФЗ №161 уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды или размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. При рассмотрении споров о признании недействительными указанных сделок судам следует руководствоваться статьей 174 ГК РФ.
Сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абзаца первого пункта 2 статьи 295 ГК РФ, а также с нарушением положений ФЗ №161, в частности пунктов 2, 4, 5 статьи 18, статей 22 - 24 этого Закона, являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица. Ответчик вправе заявить об истечении срока исковой давности для признания такой сделки недействительной на основании пункта 2 статьи 181 ГК РФ».
Таким образом, любой хозяйствующий субъект при заключении сделок с унитарным предприятием должен убедиться, что данный вид деятельности прямо указан в уставе предприятия. В противном случае в соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ №161 сделка может быть признана ничтожной.
В соответствии со ст. 113 ГК РФ наряду с обязательным наличием в уставе цели деятельности предприятия также необходимо определение в нем и предмета деятельности. При этом п. 3 ст. 9 ФЗ №161 устанавливает, что устав государственного унитарного предприятия в обязательном порядке должен содержать сведения не только о целях, предмете, но и о видах деятельности.
В соответствии с Примерным уставом федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 28 августа 2005 г. № 205 «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения», в уставе государственного унитарного предприятия могут быть предусмотрены следующие гражданские права:
-создание филиалов и представительств;
-назначение их руководителей, принятие решения об их реорганизации и ликвидации;
-заключение всех видов договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащих законодательству Российской Федерации, настоящему уставу, а также целям и предмету деятельности предприятия;
-приобретение или аренда основных и оборотных средств за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд и других источников финансирования;
-передача в залог, сдача в аренду или внесение имущества в виде вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также некоммерческих организаций в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим уставом;
-осуществление внешнеэкономической деятельности;
-осуществление материально-технического обеспечения производства и развитие объектов социальной сферы;
-планирование своей деятельности и определение перспективы развития исходя из программы деятельности предприятия, утверждаемой в установленном порядке, а также наличия спроса на выполняемые работы, оказываемые услуги, производимую продукцию;
-определение и установление формы и системы оплаты труда, численности работников, структуры и штатного расписания;
-установление для своих работников дополнительных отпусков, сокращенного рабочего дня и иных социальных льгот в соответствии с за........


тия, учреждения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: Постатейный комментарий к статьям 113 - 115, 120 и главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации. [Текст] - М.: Статут, 2010.- С.124.
24 Пушкин С. Преобразование ГУП в АО [Текст] // Финансовая газета. Региональный выпуск. -2009. -№ 46. - С. 13.
25 Садиков О.Н. Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ (постатейный) [Текст].- М: Контракт, 2008. - С.416.
26 Сергеев А.П. Гражданское право. [Текст] - М.: Проспект, 2008.-С.367.
27 Суханов Е.А. Гражданское право. [Текст] - М.: Волтерс Клувер, 2007.- С.418.
28 Смагина И.А. Предпринимательское право [Текст]: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2009.- С.115.

Материалы судебной практики
29 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник ВАС РФ".-2010.- № 6, июнь.
30 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ.-2004.- № 10.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.