Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Деятельность ОВД по охране правопорядка. Правовые основы деятельности СМИ. Роль СМИ в функционировании государства. Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны. Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 07.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Курсовая работа
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД СО СМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА.






ВОРОНЕЖ - 2008
Содержание.
Введение
I. Деятельность ОВД по охране правопорядка.
Понятие и сущность правопорядка
Обеспечение правопорядка - основная функция деятельности ОВД
II. СМИ, как «четвёртая власть» в государстве.
Правовые основы деятельности СМИ
Роль СМИ в функционировании государства
III. Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны.
Правовая информатизация
Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений
Оптимизация взаимодействия ОВД с населением через деятельность СМИ
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что наступление нового века знаменуется ускорением темпов формирования информационного общества, информация приобретает невиданное прежде значение, меняется её роль в жизни народа и государства, в политике и праве. В связи с этим деятельность по поддержанию правопорядка в стране, осуществляемая органами внутренних дел, представляется невозможной без её должного освещения в средствах массовой информации. Правовая информатизация осуществляется в целях привлечения населения к сотрудничеству с ОВД в сфере поддержания правопорядка с тем, чтобы обеспечить такое состояние безопасности отдельной личности, общества и государства в целом, при котором названные выше объекты могли бы спокойно функционировать и развиваться.
Целью курсовой работы является изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером взаимодействия ОВД и СМИ в сфере обеспечения правопорядка. Для выполнения этой цели необходимо решить ряд поставленных задач.
Первоочередная задача - дать определение (с последующей характеристикой) такому понятию, как правопорядок. Необходимо отобразить содержание данной категории как социального явления. Это нужно для того, чтобы впоследствии отобразить всю важность взаимодействия ОВД и СМИ в данной сфере.
Также в курсовой работе требуется охарактеризовать деятельность ОВД по поддержанию правопорядка. И особо здесь следует отметить то, что обеспечение состояния безопасности личности, общества и государства является главной и основной целью существования и функционирования органов внутренних дел.
Не менее важным является рассмотрение связи СМИ и государства, которая имеет два основных аспекта. Первый из них состоит в том, что без них современная общественно - политическая система не в состоянии нормально функционировать. Второй аспект - СМИ представляют собой необходимый инструмент демократического развития государства. Оба аспекта взаимосвязаны. Содействуя нормальному функционированию демократического государства, СМИ тем самым стимулируют его дальнейшее развитие. С другой стороны, развитие по пути демократии создаёт оптимальные условия для нормального функционирования государства.
Свидетельством актуальности проблемы СМИ в России служит выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ в июле 2000 года. Показателен сам факт, что СМИ было уделено в Послании значительное внимание.
Президент, в частности, заявил о том, что корни многих наших неудач - в неумении власти говорить с обществом. Было подчёркнуто большое значение именно свободных СМИ в решении стоящих перед Россией проблем (в том числе и проблема обеспечения правопорядка): «…Без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества - не создать».
На фоне взаимодействия СМИ с государством следует поподробнее остановиться на том, что СМИ уделено большое внимание в основополагающих актах правовой системы. Конституция Российской Федерации включает немалое количество соответствующих норм. Право стало регулировать отношения СМИ с органами государства, с политическими партиями и общественными организациями. Эта тенденция отражает стремление общества установить определённые рамки для деятельности СМИ с тем, чтобы свести к минимуму возможности злоупотребления ими.
Следующей задачей моей курсовой работы является рассмотрение непосредственно процесса взаимодействия СМИ и ОВД в сфере обеспечения ими совместно правопорядка. Для этого необходимо указать нормативную базу, на основе которой осуществляется взаимодействие, перечислить основные направления деятельности в этой сфере.
Я считаю, что, после рассмотрения вышеперечисленных задач, цель курсовой работы будет достигнута, и мне в полной мере удастся осветить поставленные в ходе написания курсовой вопросы.
Деятельность ОВД по охране правопорядка.

1.1. Понятие и сущность правопорядка.

Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общее "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.
Правопорядок, как социальная система, представляет собой совокуцпность общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписания правовых норм всеми субъектами права.
В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счёте к установлению правового порядка.
С целью наиболее полного раскрытия понятия правопорядка следует дать основную терминологию по данному вопросу:
v Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичная звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.
v Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
v Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.
Структура правопорядка - это совокупность нескольких составляющих, разделённых в зависимости от сферы отношений, которые они урегулируют.
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других внеправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающийся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка Коренев А.П. Административная деятельность ОВД. - М., «Щит - М». 1999г.
.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.
1.2. Обеспечение правопорядка - основная функция деятельности ОВД.

Под обеспечением правопорядка понимается осуществление государственными органами (в лице органов внутренних дел) во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций.
Осуществление мер по охране правопорядка выражается в деятельности ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в создании нормальных безопасных условий для общения людей в процессе производственной, трудовой деятельности и в удовлетворении ими материальных и духовных потребностей; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм правопорядка.
Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обуславливает существование ряда организационно-правовых видов (направлений) деятельности, осуществляемых ОВД. К основным из них относятся: административная, оперативно-розыскная, уголовно-розыскная деятельность.
Административная деятельность милиции. Это наиболее ёмкое направление в деятельности ОВД. Её содержание состоит в непосредственном, практическом осуществлении аппаратами, службами, подразделениями и сотрудниками милиции общественной безопасности, органами и сотрудниками милиции других служб функций по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступлений административно-правовыми средствами. Эта деятельность регламентируется нормами административного права. Административная деятельность подразделяется на два вида: внутриорганизационную и внешнюю.
С точки зрения обеспечения правопорядка, нас больше интересует внешняя деятельность ОВД. Она состоит в осуществлении основных функций милиции, которые реализуются административно-правовыми методами и средствами. Данная деятельность включает в себя следующие виды: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; осуществление лицензионно-разрешительной деятельности; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление контроля за соблюдением законодательства о свободе передвижений, иммиграционных правил, правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства; охрана собственности по договорам.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется ОВД в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств посредством поведения следующих оперативно-розыскных мероприятий: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование и проверка документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Уголовно-процессуальная деятельность ОВД выражается в трёх направлениях: производство в пределах определённой законом компетенции дознания по уголовным делам; производство неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие; выполнение поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий. Уголовно-процессуальная деятельность ОВД регламентируется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации Коренев А.П. Административная деятельность ОВД. - М., «Щит - М». 1999г.
.
Итак, рассмотрев основные направления деятельности ОВД, каждое из которых направлено на поддержание правопорядка, мы можем сделать вывод, что обеспечение правового порядка является главной и основной (можно даже сказать единственной) функцией органов внутренних дел.
II. СМИ, как «четвёртая ветвь власти» в государстве.
2.1.Правовые основы деятельности СМИ.

Сегодня, пожалуй, ни одно государство в мире не может быть уверено в том, что оно успешно решило проблему правового регулирования деятельности СМИ, несмотря на то, что для достижения этой цели затрачивается всё больше усилий. Основная трудность, естественно заключается в сложности самой проблемы, а также в том, что общественно-политическое развитие всё время дополняет её новыми аспектами, которые ещё не подверглись основательному научному анализу. Этот факт констатируют многие специалисты. Один из наиболее известных, профессор Э. Парашос, пишет: «Многие исследования последних двух десятилетий дают общее представление о законах, регулирующих деятельность средств массовой информации в конкретных регионах мира, но очень немногие представляют возможность всесторонне ознакомиться с этими законами».
В России, где идёт процесс формирования гражданского общества и государственно-правовой системы, проблема СМИ, правового регулирования их деятельности стоит особенно остро.
В основе права СМИ, как и в основе других отраслей права, лежит Конституция России. Её анализ свидетельствует, что эта основа достаточно фундаментальна и главное состоит в том, что Конституция предусмотрела надёжные гарантии прав и свобод человека, относящихся к СМИ.
Принципиальное значение для деятельности СМИ имеет признание идеологического и политического многообразия (ч.1-3 ст.13), а также положения о том, что каждому гарантирована свобода слова и мысли. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется, а цензура запрещается (ст.29).
Одновременно Конституция установила и определённые ограничения свободы массовой информации. Запрещены пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, а также пропаганда социального, национального, расового, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29) Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1997г.
.
Анализ приведённых положений Конституции даёт основание для вывода о том, что они соответствуют мировым стандартам, закреплённым нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности СМИ, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.
Закон «О средствах массовой информации», принятый парла-ментом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. и вступивший в силу 8 февраля 1992 г., подтверждает недопустимость цензуры (ст. 3). В нем содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распростра-нению массовой информации; о возможности учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать тех-нические устройства, предназначенные для производства и рас-пространения продукции средств массовой информации (ст. 1). Более того, законом разрешается частная собственность на средства мас-совой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами -- но не иностранными компаниями (ст. 7). В ст. 18 закона говорится, что учредители не могут вмеши-ваться в деятельность редакции средств массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в дого-воре о регулировании взаимоотношений, который обязаны зак-лючить учредитель и редакция, имеется явное указание на допус-тимость подобного вмешательства.
В современной практике, однако (в отличие от времени, когда принимался закон), учредители являются также главными спон-сорами печатного издания, что влечет за собой нарушения данно-го положения. Лишь в некоторых случаях главный редактор, учре-дитель (соучредитель) и владелец основного пакета акций пред-стают одним и тем же лицом. В большинстве случаев финансовая зависимость средств массовой информации от их спонсора пре-вращает редакционную независимость в далекую мечту. Наконец, государственные органы активно вмешиваются в деятельность тех СМИ, учредителями или соучредителями которых они являются.
Со времени принятия данного закона Верховным Советом Рос-сийской Федерации вступили в силу около тридцати других и не-сколько десятков указов Президента РФ, касающихся средств мас-совой информации. Далее следует краткое перечисление соответ-ствующих федеральных законов.
Уголовный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997 г. и заменил прежний (1962), определяет клеве-ту как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репута-цию» (ст. 129). Кодекс впервые в истории российского законода-тельства вводит уголовную ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информацион-ными технологиями.
Ст. 151 Гражданского кодекса 1995 г. и ст. 43 закона о средствах массовой информации возлагают ответственность за правильность информации на ответчика (на журналиста или редакцию СМИ).
Закон «О государственной тайне» принят парламентом 21 июля 1993 г. Государственная тайна определяется в нем как «защищае-мые государством сведения в области его военной, внешнеполи-тической, экономической, разведывательной, контрразведыватель-ной и оперативно-розыскной деятельности, распространение ко-торых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Раскрытие государственных тайн влечет за собой наказание Закон РФ от 21.07.1993г. «О государственной тайне».// СЗ РФ. 1993. №30. Ст. 3124.
.
Закон «О порядке освещения деятельности органов государствен-ной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. За-кон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых дол-жны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российс-кой Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Прези-дента.
Закон «О связи» принят Государственной Думой 20 января 1995 г. Он устанавливает правовые основы для деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обя-занности физических и юридических лиц, участвующих в предос-тавлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицен-зий на передачу их сигналов. Закон предусматривает, что «государ-ственные органы имеют право приоритетного использования лю-бых сетей и средств связи независимо от ведомственной принад-лежности и форм собственности».
Закон «Об информации, информатизации и защите информа-ции» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Разработан он только что созданным тогда Комитетом по политике информатизации (сокращенно: Роскоминформ) при Президенте Российской Федерации -- ведущим правительственным органом, занимающимся проблемами инфор-мационного общества и информационных технологий. Закон оп-ределяет большое число понятий и задач, связанных с информа-цией. В нем рассматриваются вопросы прав на информацию, име-ются также положения о доступе к информации Федеральный закон РФ от 25.01.1995г. «Об информации, информатизации и защите информации».// СЗ РФ. 1995. №3. Ст.1230.
.
Закон «О рекламе» принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступил в силу в июле 1995 г. Он определяет рекламу и правовых субъектов в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекла-мы и предлагает методы государственного и общественного конт-роля за рекламой. Этим законом введен полный запрет на телеви-зионную рекламу алкогольных напитков и табака с 1 января 1996 г.
Закон «Об экономической поддержке районных (городских) га-зет», принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г., предус-матривает выделение из федерального бюджета дотаций газетам, издаваемым органами местного самоуправления, по рекоменда-ции общественных объединений при представлении финансово-экономического обоснования. Такие издания включаются в Феде-ральный реестр и могут получать дотации на покрытие части зат-рат по оплате бумаги, полиграфических услуг и федеральной почтовой связи.
Закон «О государственной поддержке средств массовой инфор-мации и книгоиздания Российской Федерации» принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. и вступил в силу 1 января 1996 г. -- одновременно с рядом поправок в действующее налоговое и тамо-женное законодательство. Они предусматривают налоговые и иные льготы средствам массовой информации. При этом не делается различий между государственными и частными изданиями, изда-телями, агентствами новостей или вещательными организациями. Издания и программы эротического и рекламного характера ис-ключены из числа пользующихся льготами. Организации СМИ, которые выпускают и распространяют издания, книги и другую продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, ос-вобождаются от НДС и налогообложения прибыли в части, зачис-ляемой в федеральный бюджет. В законе предусмотрены другие федеральные налоговые и таможенные льготы, льготные расцен-ки на аренду помещений в зданиях (если они находятся в феде-ральной собственности) и льготные тарифы на услуги связи Федеральный закон РФ от 18.10.1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации».// СЗ РФ. 1995. №48. Ст.5128.
.
В 1998 г. Государственная Дума приняла пакет законов, продле-вающих до января 2002 г. государственную поддержку СМИ в Рос-сии. Эти законы были поддержаны всеми думскими фракциями и приняты подавляющим большинством голосов. Данными закона-ми еще на три года продлевается действие закона о государствен-ной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации, который должен был утратить силу 1 ян-варя 1999 г. Несмотря на острый экономический кризис в России, Президент РФ подписал и тем самым ввел закон в действие сразу после того, как он был принят парламентом.
С ослаблением финансовой инфраструктуры и резким сокра-щением рекламного рынка вещатели и издатели еще более, чем прежде, зависят от предоставляемых правительством унифициро-ванных налоговых и таможенных льгот, льготных тарифов на элек-тричество и услуги связи, низких расценок на аренду помещений, находящихся в государственной собственности -- все это предос-тавляется по действующим в настоящее время законам. Согласно пояснительной записке, которая сопровождает законопроекты, они замедлили процесс снижения доли информационных изданий и программ в СМИ и снизили темпы падения в книгопечатании.
Закон «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 г. и подписанный Президентом России 4 июля 1996 г., представляет собой основной документ, регламентирующий вопросы международного информа-ционного обмена, в том числе средств массовой информации. Закон нацелен на обеспечение эффективного участия и сильных пози-ций России в международной информационной инфраструктуре. В нем обязанностями органов государственной власти называются такие задачи, как обеспечение субъектов Федерации иностранны-ми информационными продуктами и услугами, пополнение и за-щита информационных ресурсов (банков данных, архивов и т.п.), внедрение современных технологий и содействие информацион-ному обмену через государственные границы. Согласно закону, нельзя ограничивать вывоз из Российской Федерации массовой информации, документированной в материальной и идентифици-руемой форме. Закон дает некоторым правительственным учреж-дениям право контролировать различные аспекты международно-го, обмена информацией. В двух случаях вводится лицензирование деятельности по международному информационному обмену: когда информационные ресурсы вывозятся из России или государство платит за информацию, ввозимую в Россию для пополнения на-циональных банков данных.
5 сентября 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча-стие в референдуме граждан Российской Федерации». Он был под-писан Президентом РФ Б. Ельциным 19 сентября 1997 г. и вступил в силу 30 сентября 1997 г. Предвыборная агитация определяется в нем как «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, из-бирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избира-телей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них». Закон регламен-тирует агитацию во время проведения избирательных кампаний и референдумов, гарантирует всем зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам равные ус-ловия доступа к средствам массовой информации в той форме и таким образом, какие они выберут самостоятельно. В законе уста-навливаются единообразные временные рамки предвыборной аги-тации: она должна начинаться в день регистрации кандидата и прекращаться за 24 часа до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в самый этот день не допускается опуб-ликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами и референдумом. Закон ус-танавливает специальные правила для средств массовой информации, учредителями которых являются государственные и муници-пальные органы, и для СМИ, субсидируемых государством либо пользующихся предоставленными государством преимуществами или налоговыми льготами, которых нет у других средств массовой информации. В ст. 40 закона оговаривается, что такие общероссий-ские вещательные компании обязаны выделять всем зарегистри-рованным кандидатам и партиям не менее одного часа бесплатно-го эфирного времени по будням в то время, когда телепрограммы собирают наибольшую аудиторию. Соответствующие региональные станции должны предоставлять по 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни. Все другие средства массовой информации имеют право участвовать в избирательной кампании, но обязаны назначить единые условия для всех кандидатов. Как в случае бес-платного, так и платного эфирного времени, каждый кандидат или партия должны иметь право на получение равной доли време-ни, выделенного для предвыборной агитации.
16 сентября 1998 г. российский парламент принял Федераль-ный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». С момента вступления его в силу все принимаемые парламентом или правительством нормативные акты, касающиеся лицензиро-вания любых видов деятельности, должны соответствовать этому закону. В нем перечислены виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В этот список входят телевизионное вещание и радиовещание; вещание дополнительной информации; предоставление услуг в области шифрования информации. Закон принят в новой редакции в 2001 г., которая вступает в силу в фев-рале 2002 г.
Основные положения действующего закона таковы:
· максимальный размер лицензионного сбора за выдачу ли-цензии не должен превышать десятикратного минимального раз-мера оплаты труда;
· срок действия лицензии не может быть менее чем 3 года, если только соискатель лицензии не просит о более коротком сроке;
· заявление на получение лицензии должно быть рассмотрено в течение 30 дней (или ранее) с момента официальной подачи заявления;
· лицензирующие органы должны вести единые реестры вы-данных лицензий, и эти реестры должны быть открыты для обще-ственности;
· лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если были нарушены лицензионные требования и ус-ловия, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а так-же обороне страны и безопасности государства;
· лицензия может быть аннулирована решением суда на осно-вании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компе-тенцией; основаниями для аннулирования лицензии являются: 1) обнаружение недостоверных или искаженных данных в доку-ментах, представленных для получения лицензии; 2) неоднократ-ное или грубое нарушение лицензионных требований и условий; 3) незаконность решения о выдаче лицензии.
Российские эксперты отмечают, что данный закон необходим для эффективного осуществления бизнеса в России, так как мно-гие действующие правительственные акты относительно лицензи-рования противоречат федеральным нормативным актам и друг другу.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в отношении СМИ право призвано решать две основные задачи. Во-первых, оно должно создавать оптимальные условия для деятельности СМИ, прежде всего, обеспечить их независимость, разумеется, в социально допустимых пределах. Во-вторых, максимально ограничить возможности злоупотребления СМИ, использования их в антиобщественных целях. Задачи, как видно, не из простых. Едва ли какое-либо государство может быть уверено в том, что ему удалось их решить на достаточно удовлетворительном уровне Рихтер А.Г. Правовые основы свободы печати. М., «Дрофа». 2001г.
.
2.2. Роль СМИ в функционировании государства.

Общее у СМИ и государства заключается, прежде всего, в том, что их главная задача состоит в сохранении и упрочении существующей социально-политической системы, в обеспечении ее нормального функционирования. Этим в первую очередь определяется содержание распространяемой информации. Плюрализм мнений ограничен интересами безопасности системы.
СМИ, особенно телевидение, обоснованно упрекают в том, что на их страницах и экранах развлекательные программы вытесняют материалы более серьезного характера. Следует вместе с тем учитывать, что и такие программы пропагандируют определенный образ жизни, ценности и стандарты, усваиваемые аудиторией чуть ли не на подсознательном уровне, а потому особенно надежно.
СМИ принимают участие в подготовке и принятии важнейших государственных решений как на уровне законодательной, так и исполнительной власти. От них в немалой мере зависит и последующее осуществление этих решений. Опыт свидетельствует, что даже судебная власть не обладает полным иммунитетом в отношении СМИ.
При этом СМИ не останавливаются перед злоупотреблениями в ущерб общественным интересам, руководствуясь коммерческими соображениями. Зарубежная пресса сообщает множество фактов подобного рода. Актуальна эта проблема также для нашей страны и других бывших советских республик.
Так, в связи со Всемирным днем борьбы с курением 31 1мая 1997 г. газета «Всеукраiнськi новини» опубликовала ста-тью о влиянии на СМИ денег табачных компаний. Замечу, что 90% основных табачных предприятий Украины являют-ся совместной с иностранными компаниями собственностью. Во время обсуждения в Верховной Раде в 1996 г. про-екта закона о рекламе табачных изделий большинство СМИ поддерживало табачную промышленность, рассчитывая на высокую прибыль от рекламы ее продукции. Как известно, принятый закон запретил рекламу табачных изделий по ра-дио и телевидению, но разрешил в печати и на щитах. Меж-ду тем, по сообщению украинского Института кардиологии, процент курящих женщин с 1978 по 1995 гг. возрос с 5,2 до 20,5%. При этом наибольший прирост дала возрастная группа от 20 до 29 лет Лукашук И.И. СМИ, государство и право. М., «Стольный град». 2001г.
.
СМИ являются основным источником информации о жизни общества и государства. Этому способствует то об-стоятельство, что в современном глубокоиндивидуализиро-ванном обществе личные контакты сведены к минимуму. Сегодня наиболее доступная для усвоения форма сообще-ния - телевидение - вошла в каждый дом. Следует учесть, что функция источника информации носит направленный характер и используется для формирования сознания и во-ли общества, отраженных во всех видах деятельности госу-дарства.
Благодаря СМИ политика стала в значительной мере, осуществляться на глазах у широких кругов населения. В результате поддержка с их стороны стала необходимым условием эффективной демократической политики. Так, масс-медиа стали частью механизма функционирования по-литической власти и обнаруживают тенденцию к росту сво-его влияния. Следовательно, система указанного механизма не может быть правильно понята без учета места в ней СМИ.
Более того, как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, СМИ «в известном смысле потеснили законодательную, исполнительную и судебные власти, в частности в осуществлении социального контроля за протекающими в обществе процессами». Проводимые в США опросы не первый год показывают, что телевидение и печать в глазах общественности выглядят более достойными доверия, чем президент и конгресс.
«Культура недоверия» имеет все шансы утвердиться и в нашей стране. И ответственность за это лежит, прежде всего, на депутатах Государственной Думы. Достаточно вспом-нить принятый ими закон о материальном обеспечении де-путатов. А также на местных властях, с которыми население связано особенно тесно. В результате печать часто пользу-ется большим авторитетом и доверием, чем чиновники. Это обстоятельство отмечают сегодня многие российские журналисты.
Оказывая воздействие на все элементы политической си-стемы, современные СМИ вносят немало нового в их функ-ционирование и взаимодействие. Так, влияние политичес-ких партий стало в решающей степени зависеть от имею-щихся у них возможностей использовать СМИ в своих целях Орлов А.В. СМИ постсоветской России. С-П., «Аякс». 1995г.
.
Более того, главный редактор «Независимой газеты» В.Третьяков пишет: «СМИ, особенно телевидение, - един-ственный реальный рычаг воздействия крупных собствен-ников на политику России, а в отсутствие нормальных партий...главные телеканалы являются единственными по форме квазипартийными, а по сути - партийными структурами».
Говоря о роли СМИ, нельзя не напомнить о том, какое место в экономике занимает связанная с ней производст-венная деятельность. В США на ее долю приходится свыше одной трети ВНП и почти половина рабочей силы. Исклю-чительно важно значение СМИ и как средства обеспечения связи между потребителями и производителями товаров и услуг, что делает их органически зависимыми от рекламодателей. Суммы, получаемые от коммерческой рекламы американскими СМИ, достигают 30 млрд. долл. Все это является одним из свидетельств подчинения СМИ крупному капиталу, доминирования транснационал и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.