На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Деятельность ОВД по охране правопорядка. Правовые основы деятельности СМИ. Роль СМИ в функционировании государства. Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны. Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 07.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Курсовая работа
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД СО СМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА.






ВОРОНЕЖ - 2008
Содержание.
Введение
I. Деятельность ОВД по охране правопорядка.
Понятие и сущность правопорядка
Обеспечение правопорядка - основная функция деятельности ОВД
II. СМИ, как «четвёртая власть» в государстве.
Правовые основы деятельности СМИ
Роль СМИ в функционировании государства
III. Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны.
Правовая информатизация
Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений
Оптимизация взаимодействия ОВД с населением через деятельность СМИ
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что наступление нового века знаменуется ускорением темпов формирования информационного общества, информация приобретает невиданное прежде значение, меняется её роль в жизни народа и государства, в политике и праве. В связи с этим деятельность по поддержанию правопорядка в стране, осуществляемая органами внутренних дел, представляется невозможной без её должного освещения в средствах массовой информации. Правовая информатизация осуществляется в целях привлечения населения к сотрудничеству с ОВД в сфере поддержания правопорядка с тем, чтобы обеспечить такое состояние безопасности отдельной личности, общества и государства в целом, при котором названные выше объекты могли бы спокойно функционировать и развиваться.
Целью курсовой работы является изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером взаимодействия ОВД и СМИ в сфере обеспечения правопорядка. Для выполнения этой цели необходимо решить ряд поставленных задач.
Первоочередная задача - дать определение (с последующей характеристикой) такому понятию, как правопорядок. Необходимо отобразить содержание данной категории как социального явления. Это нужно для того, чтобы впоследствии отобразить всю важность взаимодействия ОВД и СМИ в данной сфере.
Также в курсовой работе требуется охарактеризовать деятельность ОВД по поддержанию правопорядка. И особо здесь следует отметить то, что обеспечение состояния безопасности личности, общества и государства является главной и основной целью существования и функционирования органов внутренних дел.
Не менее важным является рассмотрение связи СМИ и государства, которая имеет два основных аспекта. Первый из них состоит в том, что без них современная общественно - политическая система не в состоянии нормально функционировать. Второй аспект - СМИ представляют собой необходимый инструмент демократического развития государства. Оба аспекта взаимосвязаны. Содействуя нормальному функционированию демократического государства, СМИ тем самым стимулируют его дальнейшее развитие. С другой стороны, развитие по пути демократии создаёт оптимальные условия для нормального функционирования государства.
Свидетельством актуальности проблемы СМИ в России служит выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ в июле 2000 года. Показателен сам факт, что СМИ было уделено в Послании значительное внимание.
Президент, в частности, заявил о том, что корни многих наших неудач - в неумении власти говорить с обществом. Было подчёркнуто большое значение именно свободных СМИ в решении стоящих перед Россией проблем (в том числе и проблема обеспечения правопорядка): «…Без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества - не создать».
На фоне взаимодействия СМИ с государством следует поподробнее остановиться на том, что СМИ уделено большое внимание в основополагающих актах правовой системы. Конституция Российской Федерации включает немалое количество соответствующих норм. Право стало регулировать отношения СМИ с органами государства, с политическими партиями и общественными организациями. Эта тенденция отражает стремление общества установить определённые рамки для деятельности СМИ с тем, чтобы свести к минимуму возможности злоупотребления ими.
Следующей задачей моей курсовой работы является рассмотрение непосредственно процесса взаимодействия СМИ и ОВД в сфере обеспечения ими совместно правопорядка. Для этого необходимо указать нормативную базу, на основе которой осуществляется взаимодействие, перечислить основные направления деятельности в этой сфере.
Я считаю, что, после рассмотрения вышеперечисленных задач, цель курсовой работы будет достигнута, и мне в полной мере удастся осветить поставленные в ходе написания курсовой вопросы.
Деятельность ОВД по охране правопорядка.

1.1. Понятие и сущность правопорядка.

Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общее "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.
Правопорядок, как социальная система, представляет собой совокуцпность общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписания правовых норм всеми субъектами права.
В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счёте к установлению правового порядка.
С целью наиболее полного раскрытия понятия правопорядка следует дать основную терминологию по данному вопросу:
v Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичная звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.
v Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
v Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.
Структура правопорядка - это совокупность нескольких составляющих, разделённых в зависимости от сферы отношений, которые они урегулируют.
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других внеправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающийся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка Коренев А.П. Административная деятельность ОВД. - М., «Щит - М». 1999г.
.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.
1.2. Обеспечение правопорядка - основная функция деятельности ОВД.

Под обеспечением правопорядка понимается осуществление государственными органами (в лице органов внутренних дел) во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций.
Осуществление мер по охране правопорядка выражается в деятельности ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в создании нормальных безопасных условий для общения людей в процессе производственной, трудовой деятельности и в удовлетворении ими материальных и духовных потребностей; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм правопорядка.
Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обуславливает существование ряда организационно-правовых видов (направлений) деятельности, осуществляемых ОВД. К основным из них относятся: административная, оперативно-розыскная, уголовно-розыскная деятельность.
Административная деятельность милиции. Это наиболее ёмкое направление в деятельности ОВД. Её содержание состоит в непосредственном, практическом осуществлении аппаратами, службами, подразделениями и сотрудниками милиции общественной безопасности, органами и сотрудниками милиции других служб функций по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступлений административно-правовыми средствами. Эта деятельность регламентируется нормами административного права. Административная деятельность подразделяется на два вида: внутриорганизационную и внешнюю.
С точки зрения обеспечения правопорядка, нас больше интересует внешняя деятельность ОВД. Она состоит в осуществлении основных функций милиции, которые реализуются административно-правовыми методами и средствами. Данная деятельность включает в себя следующие виды: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; осуществление лицензионно-разрешительной деятельности; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление контроля за соблюдением законодательства о свободе передвижений, иммиграционных правил, правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства; охрана собственности по договорам.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется ОВД в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств посредством поведения следующих оперативно-розыскных мероприятий: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование и проверка документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Уголовно-процессуальная деятельность ОВД выражается в трёх направлениях: производство в пределах определённой законом компетенции дознания по уголовным делам; производство неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие; выполнение поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий. Уголовно-процессуальная деятельность ОВД регламентируется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации Коренев А.П. Административная деятельность ОВД. - М., «Щит - М». 1999г.
.
Итак, рассмотрев основные направления деятельности ОВД, каждое из которых направлено на поддержание правопорядка, мы можем сделать вывод, что обеспечение правового порядка является главной и основной (можно даже сказать единственной) функцией органов внутренних дел.
II. СМИ, как «четвёртая ветвь власти» в государстве.
2.1.Правовые основы деятельности СМИ.

Сегодня, пожалуй, ни одно государство в мире не может быть уверено в том, что оно успешно решило проблему правового регулирования деятельности СМИ, несмотря на то, что для достижения этой цели затрачивается всё больше усилий. Основная трудность, естественно заключается в сложности самой проблемы, а также в том, что общественно-политическое развитие всё время дополняет её новыми аспектами, которые ещё не подверглись основательному научному анализу. Этот факт констатируют многие специалисты. Один из наиболее известных, профессор Э. Парашос, пишет: «Многие исследования последних двух десятилетий дают общее представление о законах, регулирующих деятельность средств массовой информации в конкретных регионах мира, но очень немногие представляют возможность всесторонне ознакомиться с этими законами».
В России, где идёт процесс формирования гражданского общества и государственно-правовой системы, проблема СМИ, правового регулирования их деятельности стоит особенно остро.
В основе права СМИ, как и в основе других отраслей права, лежит Конституция России. Её анализ свидетельствует, что эта основа достаточно фундаментальна и главное состоит в том, что Конституция предусмотрела надёжные гарантии прав и свобод человека, относящихся к СМИ.
Принципиальное значение для деятельности СМИ имеет признание идеологического и политического многообразия (ч.1-3 ст.13), а также положения о том, что каждому гарантирована свобода слова и мысли. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется, а цензура запрещается (ст.29).
Одновременно Конституция установила и определённые ограничения свободы массовой информации. Запрещены пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, а также пропаганда социального, национального, расового, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29) Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1997г.
.
Анализ приведённых положений Конституции даёт основание для вывода о том, что они соответствуют мировым стандартам, закреплённым нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности СМИ, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.
Закон «О средствах массовой информации», принятый парла-ментом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. и вступивший в силу 8 февраля 1992 г., подтверждает недопустимость цензуры (ст. 3). В нем содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распростра-нению массовой информации; о возможности учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать тех-нические устройства, предназначенные для производства и рас-пространения продукции средств массовой информации (ст. 1). Более того, законом разрешается частная собственность на средства мас-совой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами -- но не иностранными компаниями (ст. 7). В ст. 18 закона говорится, что учредители не могут вмеши-ваться в деятельность редакции средств массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в дого-воре о регулировании взаимоотношений, который обязаны зак-лючить учредитель и редакция, имеется явное указание на допус-тимость подобного вмешательства.
В современной практике, однако (в отличие от времени, когда принимался закон), учредители являются также главными спон-сорами печатного издания, что влечет за собой нарушения данно-го положения. Лишь в некоторых случаях главный редактор, учре-дитель (соучредитель) и владелец основного пакета акций пред-стают одним и тем же лицом. В большинстве случаев финансовая зависимость средств массовой информации от их спонсора пре-вращает редакционную независимость в далекую мечту. Наконец, государственные органы активно вмешиваются в деятельность тех СМИ, учредителями или соучредителями которых они являются.
Со времени принятия данного закона Верховным Советом Рос-сийской Федерации вступили в силу около тридцати других и не-сколько десятков указов Президента РФ, касающихся средств мас-совой информации. Далее следует краткое перечисление соответ-ствующих федеральных законов.
Уголовный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997 г. и заменил прежний (1962), определяет клеве-ту как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репута-цию» (ст. 129). Кодекс впервые в истории российского законода-тельства вводит уголовную ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информацион-ными технологиями.
Ст. 151 Гражданского кодекса 1995 г. и ст. 43 закона о средствах массовой информации возлагают ответственность за правильность информации на ответчика (на журналиста или редакцию СМИ).
Закон «О государственной тайне» принят парламентом 21 июля 1993 г. Государственная тайна определяется в нем как «защищае-мые государством сведения в области его военной, внешнеполи-тической, экономической, разведывательной, контрразведыватель-ной и оперативно-розыскной деятельности, распространение ко-торых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Раскрытие государственных тайн влечет за собой наказание Закон РФ от 21.07.1993г. «О государственной тайне».// СЗ РФ. 1993. №30. Ст. 3124.
.
Закон «О порядке освещения деятельности органов государствен-ной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. За-кон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых дол-жны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российс-кой Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Прези-дента.
Закон «О связи» принят Государственной Думой 20 января 1995 г. Он устанавливает правовые основы для деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обя-занности физических и юридических лиц, участвующих в предос-тавлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицен-зий на передачу их сигналов. Закон предусматривает, что «государ-ственные органы имеют право приоритетного использования лю-бых сетей и средств связи независимо от ведомственной принад-лежности и форм собственности».
Закон «Об информации, информатизации и защите информа-ции» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Разработан он только что созданным тогда Комитетом по политике информатизации (сокращенно: Роскоминформ) при Президенте Российской Федерации -- ведущим правительственным органом, занимающимся проблемами инфор-мационного общества и информационных технологий. Закон оп-ределяет большое число понятий и задач, связанных с информа-цией. В нем рассматриваются вопросы прав на информацию, име-ются также положения о доступе к информации Федеральный закон РФ от 25.01.1995г. «Об информации, информатизации и защите информации».// СЗ РФ. 1995. №3. Ст.1230.
.
Закон «О рекламе» принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступил в силу в июле 1995 г. Он определяет рекламу и правовых субъектов в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекла-мы и предлагает методы государственного и общественного конт-роля за рекламой. Этим законом введен полный запрет на телеви-зионную рекламу алкогольных напитков и табака с 1 января 1996 г.
Закон «Об экономической поддержке районных (городских) га-зет», принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г., предус-матривает выделение из федерального бюджета дотаций газетам, издаваемым органами местного самоуправления, по рекоменда-ции общественных объединений при представлении финансово-экономического обоснования. Такие издания включаются в Феде-ральный реестр и могут получать дотации на покрытие части зат-рат по оплате бумаги, полиграфических услуг и федеральной почтовой связи.
Закон «О государственной поддержке средств массовой инфор-мации и книгоиздания Российской Федерации» принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. и вступил в силу 1 января 1996 г. -- одновременно с рядом поправок в действующее налоговое и тамо-женное законодательство. Они предусматривают налоговые и иные льготы средствам массовой информации. При этом не делается различий между государственными и частными изданиями, изда-телями, агентствами новостей или вещательными организациями. Издания и программы эротического и рекламного характера ис-ключены из числа пользующихся льготами. Организации СМИ, которые выпускают и распространяют издания, книги и другую продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, ос-вобождаются от НДС и налогообложения прибыли в части, зачис-ляемой в федеральный бюджет. В законе предусмотрены другие федеральные налоговые и таможенные льготы, льготные расцен-ки на аренду помещений в зданиях (если они находятся в феде-ральной собственности) и льготные тарифы на услуги связи Федеральный закон РФ от 18.10.1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации».// СЗ РФ. 1995. №48. Ст.5128.
.
В 1998 г. Государственная Дума приняла пакет законов, продле-вающих до января 2002 г. государственную поддержку СМИ в Рос-сии. Эти законы были поддержаны всеми думскими фракциями и приняты подавляющим большинством голосов. Данными закона-ми еще на три года продлевается действие закона о государствен-ной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации, который должен был утратить силу 1 ян-варя 1999 г. Несмотря на острый экономический кризис в России, Президент РФ подписал и тем самым ввел закон в действие сразу после того, как он был принят парламентом.
С ослаблением финансовой инфраструктуры и резким сокра-щением рекламного рынка вещатели и издатели еще более, чем прежде, зависят от предоставляемых правительством унифициро-ванных налоговых и таможенных льгот, льготных тарифов на элек-тричество и услуги связи, низких расценок на аренду помещений, находящихся в государственной собственности -- все это предос-тавляется по действующим в настоящее время законам. Согласно пояснительной записке, которая сопровождает законопроекты, они замедлили процесс снижения доли информационных изданий и программ в СМИ и снизили темпы падения в книгопечатании.
Закон «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 г. и подписанный Президентом России 4 июля 1996 г., представляет собой основной документ, регламентирующий вопросы международного информа-ционного обмена, в том числе средств массовой информации. Закон нацелен на обеспечение эффективного участия и сильных пози-ций России в международной информационной инфраструктуре. В нем обязанностями органов государственной власти называются такие задачи, как обеспечение субъектов Федерации иностранны-ми информационными продуктами и услугами, пополнение и за-щита информационных ресурсов (банков данных, архивов и т.п.), внедрение современных технологий и содействие информацион-ному обмену через государственные границы. Согласно закону, нельзя ограничивать вывоз из Российской Федерации массовой информации, документированной в материальной и идентифици-руемой форме. Закон дает некоторым правительственным учреж-дениям право контролировать различные аспекты международно-го, обмена информацией. В двух случаях вводится лицензирование деятельности по международному информационному обмену: когда информационные ресурсы вывозятся из России или государство платит за информацию, ввозимую в Россию для пополнения на-циональных банков данных.
5 сентября 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча-стие в референдуме граждан Российской Федерации». Он был под-писан Президентом РФ Б. Ельциным 19 сентября 1997 г. и вступил в силу 30 сентября 1997 г. Предвыборная агитация определяется в нем как «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, из-бирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избира-телей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них». Закон регламен-тирует агитацию во время проведения избирательных кампаний и референдумов, гарантирует всем зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам равные ус-ловия доступа к средствам массовой информации в той форме и таким образом, какие они выберут самостоятельно. В законе уста-навливаются единообразные временные рамки предвыборной аги-тации: она должна начинаться в день регистрации кандидата и прекращаться за 24 часа до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в самый этот день не допускается опуб-ликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами и референдумом. Закон ус-танавливает специальные правила для средств массовой информации, учредителями которых являются государственные и муници-пальные органы, и для СМИ, субсидируемых государством либо пользующихся предоставленными государством преимуществами или налоговыми льготами, которых нет у других средств массовой информации. В ст. 40 закона оговаривается, что такие общероссий-ские вещательные компании обязаны выделять всем зарегистри-рованным кандидатам и партиям не менее одного часа бесплатно-го эфирного времени по будням в то время, когда телепрограммы собирают наибольшую аудиторию. Соответствующие региональные станции должны предоставлять по 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни. Все другие средства массовой информации имеют право участвовать в избирательной кампании, но обязаны назначить единые условия для всех кандидатов. Как в случае бес-платного, так и платного эфирного времени, каждый кандидат или партия должны иметь право на получение равной доли време-ни, выделенного для предвыборной агитации.
16 сентября 1998 г. российский парламент принял Федераль-ный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». С момента вступления его в силу все принимаемые парламентом или правительством нормативные акты, касающиеся лицензиро-вания любых видов деятельности, должны соответствовать этому закону. В нем перечислены виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В этот список входят телевизионное вещание и радиовещание; вещание дополнительной информации; предоставление услуг в области шифрования информации. Закон принят в новой редакции в 2001 г., которая вступает в силу в фев-рале 2002 г.
Основные положения действующего закона таковы:
· максимальный размер лицензионного сбора за выдачу ли-цензии не должен превышать десятикратного минимального раз-мера оплаты труда;
· срок действия лицензии не может быть менее чем 3 года, если только соискатель лицензии не просит о более коротком сроке;
· заявление на получение лицензии должно быть рассмотрено в течение 30 дней (или ранее) с момента официальной подачи заявления;
· лицензирующие органы должны вести единые реестры вы-данных лицензий, и эти реестры должны быть открыты для обще-ственности;
· лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если были нарушены лицензионные требования и ус-ловия, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а так-же обороне страны и безопасности государства;
· лицензия может быть аннулирована решением суда на осно-вании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компе-тенцией; основаниями для аннулирования лицензии являются: 1) обнаружение недостоверных или искаженных данных в доку-ментах, представленных для получения лицензии; 2) неоднократ-ное или грубое нарушение лицензионных требований и условий; 3) незаконность решения о выдаче лицензии.
Российские эксперты отмечают, что данный закон необходим для эффективного осуществления бизнеса в России, так как мно-гие действующие правительственные акты относительно лицензи-рования противоречат федеральным нормативным актам и друг другу.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в отношении СМИ право призвано решать две основные задачи. Во-первых, оно должно создавать оптимальные условия для деятельности СМИ, прежде всего, обеспечить их независимость, разумеется, в социально допустимых пределах. Во-вторых, максимально ограничить возможности злоупотребления СМИ, использования их в антиобщественных целях. Задачи, как видно, не из простых. Едва ли какое-либо государство может быть уверено в том, что ему удалось их решить на достаточно удовлетворительном уровне Рихтер А.Г. Правовые основы свободы печати. М., «Дрофа». 2001г.
.
2.2. Роль СМИ в функционировании государства.

Общее у СМИ и государства заключается, прежде всего, в том, что их главная задача состоит в сохранении и упрочении существующей социально-политической системы, в обеспечении ее нормального функционирования. Этим в первую очередь определяется содержание распространяемой информации. Плюрализм мнений ограничен интересами безопасности системы.
СМИ, особенно телевидение, обоснованно упрекают в том, что на их страницах и экранах развлекательные программы вытесняют материалы более серьезного характера. Следует вместе с тем учитывать, что и такие программы пропагандируют определенный образ жизни, ценности и стандарты, усваиваемые аудиторией чуть ли не на подсознательном уровне, а потому особенно надежно.
СМИ принимают участие в подготовке и принятии важнейших государственных решений как на уровне законодательной, так и исполнительной власти. От них в немалой мере зависит и последующее осуществление этих решений. Опыт свидетельствует, что даже судебная власть не обладает полным иммунитетом в отношении СМИ.
При этом СМИ не останавливаются перед злоупотреблениями в ущерб общественным интересам, руководствуясь коммерческими соображениями. Зарубежная пресса сообщает множество фактов подобного рода. Актуальна эта проблема также для нашей страны и других бывших советских республик.
Так, в связи со Всемирным днем борьбы с курением 31 1мая 1997 г. газета «Всеукраiнськi новини» опубликовала ста-тью о влиянии на СМИ денег табачных компаний. Замечу, что 90% основных табачных предприятий Украины являют-ся совместной с иностранными компаниями собственностью. Во время обсуждения в Верховной Раде в 1996 г. про-екта закона о рекламе табачных изделий большинство СМИ поддерживало табачную промышленность, рассчитывая на высокую прибыль от рекламы ее продукции. Как известно, принятый закон запретил рекламу табачных изделий по ра-дио и телевидению, но разрешил в печати и на щитах. Меж-ду тем, по сообщению украинского Института кардиологии, процент курящих женщин с 1978 по 1995 гг. возрос с 5,2 до 20,5%. При этом наибольший прирост дала возрастная группа от 20 до 29 лет Лукашук И.И. СМИ, государство и право. М., «Стольный град». 2001г.
.
СМИ являются основным источником информации о жизни общества и государства. Этому способствует то об-стоятельство, что в современном глубокоиндивидуализиро-ванном обществе личные контакты сведены к минимуму. Сегодня наиболее доступная для усвоения форма сообще-ния - телевидение - вошла в каждый дом. Следует учесть, что функция источника информации носит направленный характер и используется для формирования сознания и во-ли общества, отраженных во всех видах деятельности госу-дарства.
Благодаря СМИ политика стала в значительной мере, осуществляться на глазах у широких кругов населения. В результате поддержка с их стороны стала необходимым условием эффективной демократической политики. Так, масс-медиа стали частью механизма функционирования по-литической власти и обнаруживают тенденцию к росту сво-его влияния. Следовательно, система указанного механизма не может быть правильно понята без учета места в ней СМИ.
Более того, как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, СМИ «в известном смысле потеснили законодательную, исполнительную и судебные власти, в частности в осуществлении социального контроля за протекающими в обществе процессами». Проводимые в США опросы не первый год показывают, что телевидение и печать в глазах общественности выглядят более достойными доверия, чем президент и конгресс.
«Культура недоверия» имеет все шансы утвердиться и в нашей стране. И ответственность за это лежит, прежде всего, на депутатах Государственной Думы. Достаточно вспом-нить принятый ими закон о материальном обеспечении де-путатов. А также на местных властях, с которыми население связано особенно тесно. В результате печать часто пользу-ется большим авторитетом и доверием, чем чиновники. Это обстоятельство отмечают сегодня многие российские журналисты.
Оказывая воздействие на все элементы политической си-стемы, современные СМИ вносят немало нового в их функ-ционирование и взаимодействие. Так, влияние политичес-ких партий стало в решающей степени зависеть от имею-щихся у них возможностей использовать СМИ в своих целях Орлов А.В. СМИ постсоветской России. С-П., «Аякс». 1995г.
.
Более того, главный редактор «Независимой газеты» В.Третьяков пишет: «СМИ, особенно телевидение, - един-ственный реальный рычаг воздействия крупных собствен-ников на политику России, а в отсутствие нормальных партий...главные телеканалы являются единственными по форме квазипартийными, а по сути - партийными структурами».
Говоря о роли СМИ, нельзя не напомнить о том, какое место в экономике занимает связанная с ней производст-венная деятельность. В США на ее долю приходится свыше одной трети ВНП и почти половина рабочей силы. Исклю-чительно важно значение СМИ и как средства обеспечения связи между потребителями и производителями товаров и услуг, что делает их органически зависимыми от рекламодателей. Суммы, получаемые от коммерческой рекламы американскими СМИ, достигают 30 млрд. долл. Все это является одним из свидетельств подчинения СМИ крупному капиталу, доминирования транснационал и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.