На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Правосознание и правовая культура.Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 16.1.2014. Сдан: 2013. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Правосознание: понятие, сущность, классификация…………………………..5
1.1 Понятие и сущность правосознания……………………………………………5
1.2 Классификация правосознания…………………………………………………8
2 Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики………………10
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………...26


ВВЕДЕНИЕ

В современной науке сложились различные мнения о сущности правовой культуры и ее месте в общественном развитии: от признания ее элементом одной из подсистем права, например, составной частью правосознания или правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой системой.
Юридический и социологический анализ состояния правовой культуры позволяют выявить ее структурные компоненты, механизмы и факторов ее формирования.
Знание правовых норм и отношений, ценности и образы права формируют правосознание, которое реализуется в правовом, а также в девиантном и делинквентном поведении. Являясь одним из компонентов правовой культуры, правосознание выполняет функции отражения и оценки всех ее остальных компонентов как совокупности норм, правовых институтов, правового поведения, порождаемых юридическими нормами правоотношений. В качестве системообразующего элемента правосознания выступают правовые ценности, которые детерминируют правосознание и правовую культуру в целом. Они служат мотивообразующим основанием, являются базой принятия решений и критерием того, к чему следует стремиться и чего следует избегать, служат арбитром в решении внутренних конфликтов.
Правосознание как особая форма общественного сознания, характеризующая способность человека к существованию в правовом пространстве, его умение следовать нормам права, нести ответственность за реализацию своих прав и свобод, является важной предпосылкой качественного и результативного функционирования правовой и политической систем, реализации основных принципов правового государства, укрепления законности и правопорядка.
Особую актуальность проблема исследования приобретает сегодня - в условиях динамического развития общества, кардинальной трансформации политико-правового мышления, изменения ценностей, содержания и средств осуществления юридической деятельности.
Фундаментальные теоретические исследования правосознания и правовой культуры были проведены такими учеными-правоведами, как П. Баранов, Е. Лукашева, Н. Матузов, И. Рябко, И. Фарбер, В. Чефранов. Анализу правосознания как элемента общественного сознания, определению его общих характеристик, связи с правовой культурой посвящены работы Н. Вопленко, В. Каминской, А. Ратинова, О. Скакун, С. Сливки, В. Щегорцова. Вопросы классификаций правосознания, правовой культуры и характеристик их отдельных видов в общетеоретическом аспекте рассматривались также такими учеными, как А. Грошев, О. Гулевич, В. Сапун, Н. Соколов и др.
Таким образом, можно отметить, что теория правосознания и правовой культуры, входящие в сферу исследования теории государства и права, достаточно широко изучаются отечественными учеными-правоведами.
Однако отсутствие единого подхода к определению понятий и выделению их характеристик, различные взгляды на процесс их формирования, а также типологизацию позволяет говорить о недостаточной степени разработанности данной темы в современной правовой науке. К тому же, очевидно, что социальное и политическое развитие общества неизбежно приводит к изменению как самого содержания, так и устоявшихся научных представлений о правосознании и правовой культуре.
Новая общественная, правовая и политическая реальность обусловливает необходимость пересмотра существующих взглядов на данную проблему, предполагает выход на новый уровень осознания сущности и содержания правосознания и правовой культуры на основе современных научных подходов, что и предопределяет актуальность данной работы.
Объектом исследования выступают правовые взгляды, установки, ценностные ориентации и иные проявления правового сознания и правовой культуры.
Предмет исследования - правосознание и правовая культура.
Целью данной работы является определение сущности и содержания правосознания и правовой культуры, что предусматривает постановку и решение таких основных задач: изучение современного состояния научного осмысления понятий «правосознание» и «правовая культура», анализ их содержания; выделение объективных критериев для классификаций и их характеристика.
В работе использовались следующие методы: системно-структурного и сравнительного анализа, конкретно-исторический, формально-юридический, формально-логический и другие методы.


1 ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1 Понятие и сущность правосознания

В юридической науке правосознание определяется как особая категория, которая очерчивает сферу общественного, группового и индивидуального сознания, отражающую правозначимые явления и обусловленную правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка. Особая значимость правового сознания определяется его всеохватывающим характером: оно охватывает все без исключения явления государственно-правовой жизни, включая их взаимодействие между собой и с другими социальными явлениями. По меткому выражению И.А. Ильина, право «живет правосознанием», и лишь с его помощью оно может «творить внешний порядок жизни».
Правовое сознание, его сущность и природа как самостоятельный объект научного исследования стало рассматриваться в начале XX века. Теоретико-методологические основы анализа феномена правосознания были заложены в работах И.А. Ильина, который с позиций естественно-правового подхода определил ведущую роль правового сознания по отношению к эмпирически опосредованным позитивному праву, правопорядку, социальной структуре государства, системе публичной власти [1, с. 256]. Значительный вклад в развитие теории правосознания внесли такие выдающиеся российские ученые, как Б. Кистяковский, Н. Коркунов, П. Новгородцев, Л. Петражицкий, Г. Шершеневич, в работах которых категория правосознания рассматривается как осознанная на уровне высшей нервной деятельности мотивация индивидом своего поведения. Целостная теория правосознания, как составной элемент общей теории права, сформировалась в 60-70-х годах XX века в работах К. Бельского, Е. Лукашевой, Е. Назаренко, И. Покровского, И. Рябко, И Фарбера. Над определением понятия «правосознание» работали такие известные правоведы советского периода, как Н. Матузов, Н. Козюбра, В. Сальников и др. Однако понятие правосознания рассматривалось преимущественно с формально- юридических, позитивистских позиций, а его сущность и структура определялись исключительно сквозь призму марксистско-ленинском идеологии как «система взглядов, убеждений, представлений, оценок, настроений и чувств определенного класса или общества, обусловленная материальными условиями их жизни». До конца 80-х годов в советской юридической литературе, представленной работами П. Баранова, А. Ратинова, В. Чефранова, В. Щегорцова и других, правосознание рассматривалось как классовое явление, было сформировано понятие «единого» правосознания советского общества, а социалистическое правосознание характеризовалось как исключительно справедливая «совокупность правовых идей, взглядов рабочего класса». Только в начале 90-х годов XX века в структуре правосознания, наряду с идеологическим компонентом, стали выделять правовую психологию, были раскрыты основные структурные компоненты и функции правового сознания.
Сегодня в юридической науке наиболее распространенным подходом к определению правосознания является его толкование как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Большая юридическая энциклопедия дает такое определение правосознания: «Правосознание - это совокупность взглядов, оценок и эмоций, посредством которых выражается отношение человека и общественных объединений к действующему праву». Исходя именно из такого толкования, Т. Синюкова отмечает, что правосознание является независимым, целостным понятием, через которое теория права «выходит» на такие важнейшие вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и т. д.
По мнению О. Скакун, ключевым пунктом правосознания выступает осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и оценка действующего права с точки зрения его соответствия общечеловеческим ценностям, нашедшим свое закрепление в международных документах по правам человека. Правосознание не только отражает отношение индивида к правовой действительности, но и направляет его на определенные изменения в правовой среде, прогнозирует и моделирует их.
Правосознание является самостоятельной формой общественного сознания. Оно находится в непосредственной взаимосвязи с другими формами общественного сознания - нравственной, религиозной, политической и др., и наделено всеми качествами и характеристиками, присущими общественному сознанию как таковому, однако при этом, в отличие от других форм общественного сознания, имеет собственные, специфические по предмету и функциям особенности. Этот особый предмет отображения и объект влияния составляют право как система правовых норм, правоотношения, правовое поведение и правовая система в целом. «Правоотношения, - подчеркивает В. Нерсесянц, - являются формой осознания права как специфического явления общественной жизни» [2, с. 324].
Правосознание, наряду с правом (и вместе с ним), играет активную роль в общественной жизни, ведь правовые взгляды и правовые нормы, в которых они воплощаются, детерминируют поведение людей, влияя на весь ход общественно-исторического развития. Именно поэтому, по мнению С. Комарова, определение правосознания должно включать в себя как осознание обществом, социальной группой или индивидом потребности в общезначимых правилах поведения, устанавливаемых государством, так и оценку справедливости (несправедливости) существующего правового порядка, перспектив, направлений развития права. Таким образом, правосознание можно определить как особую сферу сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочного отношения к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.
Рассмотрение сущности понятия «правосознание» дает возможность выделить ряд его характерных особенностей.
Во-первых, правосознание определяется как самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с моральными, религиозными, политическими и другими формами сознания. Тем не менее, в правосознании отражаются лишь те явления, которые представляют правовую сторону жизни общества.
Во-вторых, в правовом сознании отражается отношение субъекта к праву, юридической практике, поведению (деятельности) других субъектов правоотношений, их оценка. Особенность правосознания выражается также в способе отражения правовых явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений осуществляется с помощью специальных юридических понятий и категорий, таких как «правомерность», «неправомерность», «юридическая ответственность», «законность» и др [3, с. 504].
В-третьих, правосознание как целостное понятие охватывает волю, чувства, мысли и всю сферу бессознательного духовного опыта, дает представление о прошлом, настоящем и будущем права. Объектом познания правосознания выступает действующее право во всем многообразии его проявлений. Но, вместе с тем, оно может включать в себя и оценку права прошлого или формировать представление о праве желательном, возможном. Кроме того, правосознание можно рассматривать как своеобразный механизм саморегуляции поведения (деятельности) людей, исходящий из его способности ориентировать субъектов права в........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Ильин, И.А. Теория права и государства / И.А. Ильин // Закон. - 2009. - N 3. - С. 256-261
2 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов по спец. "Юриспруденция" / Ин-т государства и права РАН, Акад. прав. ин-т. - X, 539 с.
3 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / [Бережнов А.Г. и др.]; под ред. М.Н. Марченко; Мос. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Москва: Зерцало: Издательство Московского университета, 2004. - 785 с.
4 Осипов, М.Ю. Понятие и особенности формирования правосознания / М. Ю. Осипов // Современное право. - 2013. - № 6. - С. 7-11.
5 Гринева, Л.В. К вопросу о рефлексии правосознания в формировании правового государства / Гринева Л.В. // История государства и права. - 2011. - N 5. - С. 2-4
6 Быков, А.Н. Профессиональное правосознание в юридической деятельности / А.Н. Быков // Закон и право. - 2011. - N 5. - С. 29-31.
7 Алексеев, С.С. Теория права. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: БЕК, 1995. - 311 с.
8 Смоленский, М.Б. Правовая культура и идея государственности / М.Б. Смоленский // Государство и право. - 2009. - N 4. - С. 15-21.
9 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., доп. и перераб. - 510 с.
10 Амиров, К.Ф. Понятие "правовая культура": вопросы содержания и структуры / К. Ф. Амиров // Право и образование. - 2012. - № 8. - С. 88-101.
11 Петручак, Л.А. Правовая культура в системе ценностей гражданского общества / Л.А. Петручак // Право и государство: теория и практика. - 2012. - № 3. - С. 85-90.
12 Каландаришвили, З.Н. Специфика и особенности русской правовой культуры / З. Н. Каландаришвили // Философия права. - 2009. - N 2. - С. 20-23.
13 Сорокин, В.В. Российская традиция правопонимания / Сорокин В.В. // История государства и права. - 2011. - N 11. - С. 6-14.
14 Линейцева, К.С. Основные методологические подходы к пониманию правовой культуры как научной категории / К.С. Линейцева // Право и государство: теория и практика. - 2013. - № 5. - С. 35-41.
15 Галиев, Ф.Х. Историческая обусловленность правовой культуры / Ф.Г. Галиев // История государства и права. - 2010. - N 19. - С. 34-38.
16 Бурак, П.М. Цивилизационный конформизм как тенденция дегуманизации и коэволюционного нигилизма современного общества / П. М. Бурак // Вышэйшая школа. - 2012. - № 1. - С. 48-52.
17 Шавель, С.А. Социальная природа нигилизма: социологический анализ / С. А. Шавель // Социология. - 2010. - N 3. - С. 53-62.
18 Тихиня, В. Правовая культура как часть общей культуры общества: проблемы и пути их решения / В. Тихиня // Юстиция Беларуси. - 2013. - № 2. - С. 27-29.
19 Гуляихин, В.Н. Эволюция теории правовой социализации человека / В. Н. Гуляихин // Российская юстиция. - 2012. - № 7. - С. 61-63.
20 Гуляихин, В. Н. Концептуальные подходы к теории и практике правовой социализации человека / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ // Право и образование. - 2012. - № 8. - С. 59-67.
21 Гуляихин, В.Н. Первичная правовая социализация человека / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ // Право и образование. - 2011. - N 6. - С. 66-77.
22 Гуляихин, В.Н. Субъекты ранней правовой социализации человека / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ // Право и образование. - 2012. - № 3. - С. 90-99.
23 Жинко, А.Н. Правовое воспитание как средство осуществления правовой социализации / А.Н. Жинко // Право и государство: теория и практика. - 2012. - № 8. - С. 11-15.
24 Гуляихин, В.Н. Генезис теории правовой социализации / В. Н. Гуляихин // Журнал российского права. - 2013. - № 5. - С. 48-56.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.