На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Геополитика. История геополитики.Геоэкономическое пространство.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 20.1.2014. Сдан: 2013. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение 3
Глава 1. История геополитики 4
Глава 2. Геоэкономическое пространство 10
Глава 3. Военно-силовое пространство геополитики 14
Глава 4. Геополитическое измерение глобального информационного пространства 19
Глава 5. Эволюция религиозного (конфессионального) пространства 25
Заключение 31
Список литературы 32

Введение
Сегодня, когда мир вступил в эпоху глобализации, существует множество трактовок содержания понятия “геополитика”. В отечественной энциклопедии “Геополитика”, изданной в 2002 г., дана следующая формулировка: “Геополитика - теория и практика современных международных отношений и перспектив их развития с учетом широкомасштабного системного влияния географических, политических, экономических, военных, демографических, экологических, научно-технических и других факторов”.
Целью курсовой работы является анализ изменения нескольких факторов в современной геополитике в ходе процесса глобализации. В рамках достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать экономический, военный, информационный и религиозный факторы в геополитике.
2. Определить как процесс глобализации повлиял на их развитие и изменение.
Цели и задачи обусловили структуру работы, данная работа состоит из введения, основной части, состоящей из 5 глав, заключения и списка литературы.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, справочная литература, информационные ресурсы глобальной сети Интернет.


Глава 1. История геополитики
Как наука геополитика начала складываться на рубеже XIX и XX столетий, а системно оформляться в конце XX столетия.
В конце XIX в. под геополитикой понималась пространственная концепция живого, укорененного в пространстве организма, в природных рамках нахождения которого происходили его экспансия и развитие, без чего государство в конечном счете слабело и умирало (Ф. Ратцель).
В первой половине XX в. идеи биолого-организационной сущности концепции Ф. Ратцеля получили развитие в трудах Р. Челлена, К. Хаусхофера, О. Мауля, К. Шмитта и др. Они считали, что борьба государства за пространство складывается из завоеваний и последующей колонизации захваченных территорий. Так как борьба за пространство подчинена вечным законам природы, то ведущим ее фактором выступает сила государства.
Термин “геополитика” ввел в научный оборот шведский исследователь Р. Челлен. Продолжая развивать учение Ф. Ратцеля о “борьбе государства за пространство”, он сформулировал определение геополитики как науки: “Геополитика есть учение о государстве как географическом организме или явлении в пространстве: как о земле, территории, области или, что более содержательно, о территориальной форме власти”.
Развиваясь, геополитическая наука вводила в оборот новые специфические геополитические категории. К ним относится прежде всего категория “геостратегия”, которая обозначает полный спектр геополитического анализа - анализ силы и значения государств на международной арене, возможности стратегического наступления, готовности к стратегической обороне.
Представление о геополитике (греч. ge - Земля, politike - искусство управления государством) существовало уже в античные времена. Взаимосвязь почвы и крови, пространства и власти, географии и политики была отмечена древними учеными; античные авторы изложили теорию влияния среды на политическую историю. Считается, что концепция географического детерминизма является наиболее древним источником геополитических знаний. Идеи о влиянии климата, почв, рек, морей на историю и человека можно встретить у Гиппократа, Полибия, Фукидида, Аристотеля, Цицерона и др.
Следующим этапом в развитии геополитических идей стали эпоха Великих географических открытий и век Просвещения. Французский ученый Жан Боден (1530-1596) в работе “Шесть книг о государстве” (1577) вновь пробудил интерес к концепции географического детерминизма. Различия и изменения в государственном устройстве он объяснял тремя причинами: Божественной волей, человеческим произволом, влиянием природы. Главное место он отводил географическим причинам, особое значение придавая при этом климату.
Континентально-европейская школа геополитики в конце XIX - начале XX в. послужила основой геополитики как науки. В трудах европейских геополитиков этого периода - Ф. Ратцеля, Р. Челлена, Ф. Науманна и других были разработаны основные идеи континентальной школы: теория жизненного пространства, законы территориальной экспансии, идея “Срединной Европы”, концепция континентального блока.
С начала своего становления континентально-европейская школа заявила о своей приверженности идее нации и национального пространства. Для европейских ученых пространство обладало культурной значимостью. Культуроцентризм европейской геополитики был основан на идее неразрывной связи веры, почвы и крови.
При всем разнообразии европейских геополитических построений центральной для европейской школы является концепция континентального блока государств. На разных этапах она приобретала специфические конкретно-исторические черты: “страны оси” (Р. Челлен), “Срединная Европа” (Ф. Науманн), ось “Берлин - Москва - Токио” (К. Хаусхофер), “Европа от Дублина до Владивостока” (Ж. Тириар). На практике концепция континентального блока в XX в. нашла свое воплощение в Европейском союзе.
Общепризнано, что геополитическая мысль в собственном понимании этого слова начинается с немецкого географа Фридриха Ратцеля (1844-1904).
Ф. Ратцель выдвинул “основные” законы экспансии, или пространственного роста государства:
- охват политически ценных мест;
- непрерывное изменение масштаба политических пространств;
- соревнование с соседними государствами, в ходе которого государство-победитель в качестве награды получает часть территорий проигравших государств;
- рост численности населения и, как следствие, потребность в новых землях вне пределов страны.
В следующих своих трудах Ф. Ратцель довел количество этих законов до семи, включив в качестве периферийного органа государства еще и границу как признак роста, силы или слабости и изменений в его организме и стремления вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами.
Последователь Ф. Ратцеля профессор истории и политических наук Рудольф Челлен (1864-1922) в работе “Государство как форма жизни”, развивая идеи биологического учения Ратцеля, утверждал, что, как и люди, государства являются чувствующими и мыслящими существами. Известность в Европе и за ее пределами Челлен получил благодаря разработанной им философской системе изучения международных отношений, которую он связывал с “естественными законами” международной политики, когда “государства, развиваясь в постоянных или меняющихся границах, вырастая или погибая, при любых обстоятельствах сохраняют определенные личностные черты”. Он подчеркивал, что, “подобно политической науке, геополитика держит в поле своего зрения единство государства, способствуя тем самым пониманию его сущности, в то время как политическая география изучает земную поверхность в качестве места обитания человечества в его отношении к прочим свойствам Земли”.
Англо-американская школа геополитики с самого начала имела ярко выраженный прикладной характер. Важной ее особенностью является атлантистская (или талассократическая) ориентация - развитие концепции морской силы.
Морская сила рассматривалась англо-американской школой как неотъемлемая черта цивилизации, наиболее подходящая для установления мирового господства. Именно поэтому в данной геополитической традиции в наибольшей мере получили развитие концепции мировой державы, мирового господства, имперской геостратегии и однополюсного мира.
Основоположником американской школы геополитики является военно-морской теоретик и историк, практик военно-морской стратегии и активный политический деятель контр-адмирал Альфред Тайер Мэхен (1840-1914). Он практически одновременно с английским военно-морским теоретиком и историком вице-адмиралом Филипом Хауардом Коломбом (1831-1899) создал теорию так называемой морской силы, согласно которой господство на море является главным условием победы в войне.
Мэхен дал верный прогноз: “морская судьба” выведет США на уровень значимого игрока в мировой политике и поэтому Соединенным Штатам необходимо развернуть строительство мощного военно-морского флота.
Главную опасность для “морской цивилизации”, т. е. для США, Мэхен видел в континентальных государствах Евразии, в первую очередь в России и Китае, во вторую - в Германии. Поэтому борьба с Россией, с этой, по его словам, “непрерывной континентальной массой”, является для США долговременной стратегической задачей.
А. Мэхен наиболее эффективной считал стратегию “удушения” противника, суть которой заключалась в блокировании территорий противника с моря быстроходными судами. А. Т. Мэхен определил “главные условия, влияющие на морскую силу наций”:
1) географическое положение,
2) физическое строение (сюда он включил естественную производительность и климат);
3) размер территории;
4) численность населения;
5) характер народа;
6) характер правительства (сюда вошли национальные учреждения);
7) форма материка.
Большой вклад в развитие геополитической мысли внесла британская геополитика. По своей долговечности в общем спектре достижений геополитической мысли и воздействию на международную политику достойное место занимает концепция английского географа Хэлфорда Маккиндера (1861-1947).
Его теория, названная позже теорией “хартленда” (сердцевинной земли), оказала большое влияние на формирование геополитики в англоязычном мире, а вместе с теориями Ратцеля и Челлена - на дальнейшее развитие геополитики. Следует отметить, что если ранее ученые-геополитики мыслили категориями конкретного государства, то Маккиндер в научных суждениях об организме Земли, о геополитической целостности мира одним из первых предложил глобальный подход.
Евразийский континент, по Маккиндеру, - “Мировой остров”, занимающий центральное место на планете Земля. В центре его находится “сердце мира” (Heartland) - регион, недоступный для вооруженных сил морских держав. Его точные границы Маккиндером не проводились но всегда в центре “хартленда” располагалась значительная часть России - от Белого и Балтийского морей до Каспия, Байкала и Северо-Восточной Сибири. В модели Маккиндера на материковом пространстве Европы и Азии “хартленд” окружен “внутренним полумесяцем” (Германия, Австрия, Турция, Индия и Китай). Именно эти обширные территории, служащие ему защитой, могут стать объектом экспансии со стороны морских держав. В свою очередь, “внутренний полумесяц” окружен “внешним полумесяцем”, включающим Британию, Южную Африку, обе Америки, Японию.
Исходя из своих пространственно-структурных построений, Маккиндер вывел три максимы:
- Кто управляет Восточной Европой, тот управляет “хартлендом”.
- Кто управляет “хартлендом”, тот командует “Мировым островом”.
- Кто управляет “Мировым островом”, тот командует всем миром........


Основная литература
1. Василенко И. А. Геополитика. - М.: Гардарики, - 2003.
2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М.: Международные отношения, - 2005.
3. Дергачев В. А. Геополитика. - М.: Юнити-Дана, - 2004.
4. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, - 2001.
5. Миньяр-Белоручев К. В. Мировая геополитика. - М.: «Проспект-АП», - 2006.
6. Мирский Г.И. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. - М.: - 2003.
7. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. - М., 2004.
8. Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики: Теоретические основания и методы: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: - 2006.
9. Переслегин С. Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. - М.: АСТ, Terra Fantastica, - 2005.
10. Фокин С.В. История возникновения и развития геополитики как науки / Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова; Отв. ред. Л. О. Терновая, С. В. Фокин. - М.: Изд-во РАГС, - 2007.
11. Ярочкин В.И. Информационная безопасность: Учебник для студентов вузов. - М.: - 2000.
Дополнительная литература
12.
13. < >
14. < subjects/geopolitics.html>


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.