На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Проблема способностей и одаренности в психологии

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 20.1.2014. Сдан: 2010. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение………………………………………………………………...................2

Глава 1 Состояние проблемы способностей в современной
психологии………………………………………………………….......................5
1.1 Понятие способностей в психологии…………………………….5
1.2 Различные подходы к изучению проблемы способностей..........7
1.3 Виды способностей……………………………………………....11

Глава 2 Изучение понятия одаренности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………..13

2.1 Понятие одаренности……………………………………………………......13

2.2 Исследования детской одаренности в современной психологии...............21
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиография…………………………………………………………….............38

Введение


Актуальность исследования. Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего, следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.
Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Способности человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна.
Тема способностей, которую мы выбрали, актуальна в наши дни. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.
Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.
Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосре­дствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.
При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса [19, 20,21]. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков [28], Д.Н. Узнадзе [28], А.В. Запорожец [28], Теплов Б.М. [39]
Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко [27]. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.
Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс [41] В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка.
Цель работы: обобщить психологические знания по проблеме исследования.
Задачи:
1. Раскрыть понятия способностей и одаренности в психологии.
2. Обобщить современные исследования по проблемам развития способностей и проявления одаренности у детей.


Глава 1 Состояние проблемы способностей в современной психологии

1.1 Понятие способностей в психологии

Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Критерием способности является уровень (результат) деятельности, которого одним удаётся достигнуть, а другим нет. История общественного и индивидуального развития учит, что всякое искусное умение достигается в результате более или менее напряжённой работы, различных, иногда гигантских, «сверхчеловеческих» усилий. С другой стороны, одни достигают высокого владения деятельностью, умения и умелости при меньшей затрате сил и быстрее, другие не выходят за пределы средних достижений, третьи оказываются ниже и этого уровня, даже если они усердно стараются, учатся и имеют благоприятные внешние условия. Именно представителей первой группы называют способными.
Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.
По Б.М. Теплову [39], способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
С.Л. Рубинштейн [35] понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.
Психологический словарь [4] определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.
На основе изложенного можно дать ориентировочное и предварительное определение способности: способность представляет собой выражение соответствия между требованиями деятельности и комплексом нервно-психологических свойств человека, обеспечивающим высокую качественно-количественную продуктивность и рост его деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению со средним человеком) умелости овладевать этой деятельностью и владеть ею.
Не было бы ошибочным несколько более обычное и простое определение способности как комплекса врождённых и приобретённых свойств человека, обеспечивающих ему возможность более, чем у среднего человека, высокой и продуктивной деятельности.
Однако первое мы считаем предпочтительным, так как оно оттеняет соответствие объективных требований и личных качеств, подчёркивает роль трудовой практики и указывает, что способность не простое свойство, а комплекс свойств, организуемых и развиваемых трудовой деятельностью.


1.2 Различные подходы к изучению проблемы способностей

Формирование и развитие современного психологического учения о способностях начинается относительно поздно - в 19 веке, когда складывается психология как самостоятельная наука.
Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Именно жизнь ставит нас перед тем фактом, что общая одарённость является всегда фоном, на котором выявляются способности. Это мы можем проследить в многочисленных работах различных психологов. В области психологии и физиологии, в исследованиях способностей существует целый ряд общих идей и подходов. Но в этих многочисленных работах нет пока ни одного исследования, которое поставило бы вопрос о тех физиологических особенностях, которые связаны с понятием способность.
Так, в 18 веке, Гельвеций, занимая крайние позиции в вопросе о способностях, отрицал природный характер способностей. В своей теории Гельвеций был демократичен. Он пришёл к полному отрицанию природных задатков, по существу отождествляя проблему происхождения общественного неравенства с проблемой индивидуальных различий между людьми.
Учение Вольфа было общепсихологическим, то есть касалось общих для всех людей свойств психологических процессов, без индивидуальных различий. Если сейчас говорить о различиях памяти, темперамента, эмоций, интеллекта, как об индивидуальных особенностях психики каждого человека, то основным для взглядов Вольфа было утверждение наличия у других известного комплекса независимых друг от друга способностей, проявляющихся в различных сторонах психологической деятельности.
Значительный вклад в теорию способностей внёс В.Г. Белинский. В его работах содержится уже довольно стройное и чрезвычайно содержательное учение о способностях. В.Г. Белинский имел возможность опираться на оригинальные мысли своих предшественников, кроме того, постоянная литературно-критическая деятельность, анализ художественных произведений побуждали его задумываться о способностях, их природе и различиях.
Под способностями Белинский понимал потенциальные природные силы личности. Он считал, что в основе способностей лежат природные особенности организма человека.
Как и Белинский, Чернышевский считал, что способности представляют собой природный дар. Н.Г. Чернышевский понимал, что для развития способностей необходимы определённые условия. Он писал, что великие гении одарены от природы, но их дарования могут развиваться только в определённых общественных условиях, и именно таких, которые представляют возможность для их активной деятельности. Идеи Чернышевского по проблеме одарённости послужили отправным пунктом для разработки материалистической теории способностей, которая в основу всего положила деятельность как источник и условие развитие способностей человека.
Впервые на почву конкретного исследования вопрос о причинах и происхождении способностей был поставлен Ф. Гальтоном. Его работа «Наследственность таланта, её законы и последствия» сделалась отправным пунктом многочисленных исследований.
Гальтон в своей работе сделал первую попытку определить наследственность таланта путём изучения биографий знаменитых людей и выяснения, сколько было среди родственников этих людей выдающихся личностей. Влияние взглядов Гальтона ощущается в работах Кеттела, Термена, Кокса и др.
Исключение составляет работа А.Ф. Лазурского «Классификация личности», в которой рассматриваются некоторые вопросы проблемы способностей и одарённости в связи с другими аспектами психологии личности. Та часть психической организации личности, которую А.Ф. Лазурский назвал эндопсихикой, составляет одарённость человека или его прирождённые способности.
Итак, по мнению А.Ф.Лазурского [21А], способности врождённы. Что же касается условий жизни, воспитания и образования, то они не оказывают общественного влияния на способности.
Б.М. Теплов в статье «Способности и одарённости» [39] понимает под способностями индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. К способностям относятся лишь такие особенности, которые имеют отношение к успеваемости выполнения какой-либо деятельности. Он считает, что к способностям нельзя отнести такие проявления, как вспыльчивость, вялость, медлительность, память и т.п. Способности, считает Теплов, не могут быть врождёнными. В основе способностей «лежат некоторые врождённые особенности, задатки». Способности существуют только в развитии, а создаются и развиваются они только в процессе деятельности.
Большое внимание уделил разработке проблемы способностей С.Л. Рубинштейн [35] в своих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и сознание».
Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определённой деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения.
В основе способностей, по Рубинштейну, лежат «наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков». Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека.
«Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент, как предпосылка».
Очень ценной является мысль Рубинштейна о том, что способность представляет собой сложное синтетическое образование личности.
Вместе с тем Лейтес [21] справедливо подчёркивает мысль, что «чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности». Лейтесу принадлежит также глава о способностях в учебнике «Психология», изданным в 1956 году под редакцией Смирно........


Библиография
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969.
2. Артемьева Т.И., Методический аспект проблемы способностей, М.: «Наука»,1977
3. Аверин Н.П. Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
4. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм - еврознак, 2003.
5. Выготский Л.С.. К вопросу о динамике детского характера, Собр. соч. в 6 т.
т. 5. М.: Педагогика, 1983.
6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т.2, - М., Педагогика, 1982.
7.Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991г
8. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973
9. Гиппенрейтер, Ю.Б Введение в общую психологию, Курс лекций.- М. «Черо», при участии издательства «Юрайт», 2003.
10. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.
11. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.
12. Давыдов В.В. Психологический словарь. - М., Педагогика, 1983.
13. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения.- М.: Наука, 1995.
14. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989.- С 223-226.
15. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. В 2 томах.
т. 2. Способности. - Л., 1960.
16. Кочкаров Ю.С. Природа способностей. Ставрополь, 1980.
17. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г
18. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. М., 1971
19. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
20. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. .
21.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды: МПСИ, 2003.
21А Лазурский А.Ф.
22. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. ,1991г. М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
23. Маклаков А.Г., Общая психология, учебник для вузов, СПб.: Питер, 2004
24..Мухина В.С. Возрастная психология. - М., Академия, 2000.
25.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981
«Одаренный ребенок» Журнал. № 3, 2002.
25А Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., школа-пресс, 1993
26. Проблема развития познавательных способностей. Л., 1983г.
27. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-95.
28. Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов. сб. науч. тр. Л: ЛГПИ, 1984г.
29.Проблемы способностей / под редакцией Мясищева В.Н. - М., 1976.
30. Петровский А.В. Способности и труд. - М., 1966.
31.Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. М., 1983
32. Психология индивидуальных различий / под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М., 1982.
33.Познавательные процессы и способности в обучении / под редакцией Шадрикова В.Д. - М.: Просвещение, 1990.
34. Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1972/
34 А Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Прогресс, 1994
35. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. - СПб., 1998.
36. Слуцкий В. М., статья «Одаренные дети», сайт www.friendship.com.ru < >37. Способности и склонности / под редакцией Голубевой Э.А. - М.:
Педагогика, 1989
38.Соловейчик С.Л. От интересов к способностям. М., 1968
39. Теплов Б.М. Способность и одарённость. - М., 1947.
40.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. - Ярославль, 1996.
41. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной
психологии.
42.Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ,1990г
44.Шадриков В.Д. Способности человека. - Л., НПО НОДЭК, 1997.
45.Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., Просвещение, 1990.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.