На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психологические условия поддержки психического здоровья старшеклассника в образовательном процессе

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 21.1.2014. Сдан: 2009. Страниц: 93. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .…………………………………………………………….. 3
1 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Основные подходы в исследовании проблемы психического здоровья в психологии ………………………………………….……….. 7
1.2 Возрастные особенности юношеского возраста …………………. 18
1.3 Психологические условия поддержки психического здоровья старшеклассников в образовательном процессе ………………….…... 29
Выводы …………………………………………………………..…….… 42
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования ………………………….….. 44
2.2 Анализ результатов констатирующего исследования ……………. 49
2.3 Организация мероприятий направленных на поддержание психического здоровья старших школьников ……………………………….. 62
2.4 Анализ результатов контрольного исследования ..………………. 66
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 82
ПРИЛОЖЕНИЯ .………………………………………………………. 88


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Состояние психического здоровья является одной из основных ценностей, как отдельного индивидуума, так и общества в целом, определяя, с одной стороны, физическое и социальное благополучие человека, с другой - влияя на интеллектуальный потенциал нации, развитие производственных сил и трудовых ресурсов, обороноспособность страны, морально-нравственную атмосферу в обществе в целом и в отдельных его слоях и группах.
О высокой значимости психического здоровья можно судить по определению здоровья, данному в Уставе Всемирной Организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [45; 5]. Психическое здоровье является неотъемлемой частью этого определения.
Человек, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта, человек - социально адаптированный, у которого не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, восприятие, эмоции), - это психически здоровый человек. Под влиянием различных факторов такое равновесие может нарушаться. При этом, степень и длительность наступившего дискомфорта зависит от силы психогенного фактора и от индивидуальных особенностей самого человека. Наиболее сильными внешними факторами, формирующими психическое состояние, как отдельных индивидуумов, так и общества в целом, являются факторы социальные.
Клинико-эпидемиологические исследования состояния психического здоровья различных социальных и возрастных групп населения позволяют проанализировать влияние на психику людей существующих общественных отношений и сделать прогноз на ближайшее будущее. В последнее десятилетие, в связи с резкими изменениями в жизни россиян, существенно усилился интерес российских психологов и психиатров к изучению такого явления, как психическое здоровье. Неопределенность и непредсказуемость будущего вызывает у большого числа наших соотечественников состояние эмоциональной напряженности. Лица молодого возраста (15-25 лет) представляют особый интерес, так как эти люди - трудовой и производительный потенциал общества.
Изучение состояния психического здоровья современной молодежи очень актуально ввиду быстрых изменений социально-экономической ситуации в стране. Ранний юношеский возраст (16 лет) приходится на школьный период жизни, поэтому весьма важно оказать психологическую поддержку старшеклассникам, научить их активно справляться с жизненными сложностями и кризисами. Всё это возможно, если в образовательном процессе осуществляется системная работа по психолого-педагогическому сопровождению.
Среди отечественных исследователей проблему психического здоровья в старшем школьном возрасте рассматривали: Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, В.Э. Пахальян, А.З. Рахимов, Н.П. Слободяник, А. Седова, М. Степанова и др.
В зарубежной психологии особое значение проблеме психического здоровья придавали: Дж. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс и др.
Цель исследования: изучение психологических условий поддержки психического здоровья старшеклассников в образовательном процессе.
Объект исследования: психическое здоровье старшеклассников.
Предмет исследования: роль психологической поддержки в формировании психического здоровья старшеклассников.
Задачи исследования:
1) изучение проблемы психического здоровья в современных психолого-педагогических исследованиях;
2) рассмотрение психологических особенностей старшего школьного возраста;
3) определение основных направлений в работе школьного психолога по организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в старшем школьном возрасте;
4) проведение эмпирического исследования;
5) анализ и обобщение результатов эмпирического исследования;
6) выработка психолого-педагогических рекомендаций по обеспечению психического здоровья старшеклассников в образовательном процессе.
Гипотеза: мы предполагаем, что психическое здоровье старшеклассников зависит от условий психологической поддержки образовательного процесса, а именно, в условиях психологической поддержки образовательного процесса старшеклассники реже испытывают состояние беспокойства, тревоги и депрессии, имеют высокие показатели социально-психологической адаптации, используют позитивные коппинг-стратегии поведения в стрессовой ситуации.
В работе использованы три группы методов исследования.
I. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психического здоровья старшеклассников.
II. Эмпирические методы:
1) методика на выявление уровня адаптации «Шкала социально-психологической адаптированности» К. Роджерс, Р. Даймонд, в адаптации Т.В. Снегирёвой;
2) методика на выявление тревожности «Шкала личностной тревожности» в адаптации А.М. Прихожан;
3) методика на выявление депрессивного состояния «Шкала депрессии» в адаптации Т.И. Балашовой;
4) методика на выявление доминирующего психического состояния «Самооценка психических состояний», Г. Айзенк;
5) методика на выявление преобладающих копинг-стратегий для школьников, адаптированный Н.А. Си­ротой и В.М. Ялтонским.

III. Методы математической обработки эмпирических данных:
1) критерий Манна-Уитни [57].
Эмпирическая база: в исследовании приняли участие 40 старшеклассников. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 5 г. Кумертау.
Теоретическая значимость работы определяется возможностью систематизировать исследования в области психического здоровья старшеклассников.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных результатов в деятельности ШПМПК, выступлений на родительских собраниях, педагогическом совете, для составления коррекционно-развивающей программы и созданию мер по поддержанию психического здоровья в данном образовательном пространстве.
Структура работы: введение, две главы: теоретическая и эмпирическая, выводы, психолого-педагогические рекомендации, заключение, список литературы, состоящий из 69 источников. Общий объём работы 88 страниц.


1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1 Основные подходы в исследовании проблемы психического здоровья в психологии

Психическое здоровье - совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде [37; 258].
Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время, представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры.
Психическое здоровье можно представить как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах [55].
Первые попытки описания психического здоровья от­носятся к очень давним временам. На всем протяжении развития эволюционного учения в нем боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твердым законам, обус­ловленным действием врожденной программы, и другая, для которой развитие - результат воздействия внешней среды, приводящей к появлению качественного нового.
А.Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы, объясняющие развитие человека, выделяет те, в которых укладывается множество отдельных теорий и кон­цепций.
Во-первых, это биогенетический подход, в центре вни­мания которого «находятся проблемы развития человека, как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологиче­ский возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализа­ции филогенетической программы в онтогенезе».
Во-вторых, это социогенетический подход, представи­тели которого делают акцент на изучении процессов «со­циализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций...» [1].
Учеными отмечается условность такого деления, по­скольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести в чистом виде ни к одному из указан­ных подходов.
Очевидно, что онтогенез человека разворачивается в культурном (шире - социальном) пространстве и в неко­тором историческом промежутке времени. При этом суще­ствуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные, причём, не только с целью приспособления (адаптации), но и для преобразования, изме­нения индивидом окружающего пространства, об этом свидетельствуют факты творческой деятельности, сам процесс взаимодействия, то есть определённые отношения между индивидом и средой, - это конкретные условия, в которых осуществляется «развёртка» генотипической програм­мы и которые оказывают на неё соответствующее воздей­ствие. Условия, как система отношений между индивидом и средой, могут быть благоприятными или неблагоприят­ными для процесса индивидуального развития. Следова­тельно, его результаты будут зависеть, главным образом, от конкретных условий, в которые попадает данный инди­вид. И, в первую очередь, это будет сказываться на форми­ровании тех психологических новообразований, которые в меньшей степени обусловлены программой развития, за­ложенной в генотипе. Таким образом, становится понят­ной ведущая роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека, а культурно-исторической концепции Л.С. Выготского принадлежит неоспоримый приоритет во введении этого понятия в пси­хологию развития.
С другой стороны, для всестороннего понимания пси­хического развития важно приложение, разработанного Б.Г. Ананьевым комплексного подхода, ориентированно­го на разностороннее рассмотрение многоуровневой, сис­темной организации структуры человека. Такое соединение естественнонаучного и культурно-исторического взглядов в максимальной степени охватывает все стороны процесса психического развития [60].
А. Маслоу писал о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через «само­актуализацию», во-вторых, стремление к гуманистическим ценностям. [30]
А. Эллис дополнил критерии следующими: интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль, принятие самого себя, ответственность за свои эмоциональ­ные нарушения [по 60].
К. Роджерс полагал, что люди «в основном стремятся вперёд и, при подходящих условиях, полностью реализуют свой врождённый потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье». По его мнению, «полноценное функционирование» человека, т.е. его психологическое здоровье, определяет следующие личностные характеристики: открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств, отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств и способность принимать свои чувства и мысли, как основу для выбора поведения; наличие ориентации на реальность; принятие себя и окружающих такими, какие они есть; центрированность на проблеме, а не на себе; автономность и независимость; духовность; идентификация с человечеством; способность к близким отношениям с людьми и др. [54].
Дж. Келли, особо отмечал важность наличия у человека высокой адаптивности и гибкости, а также хорошо развито­го репертуара ролей для полноценного психического здоровья. Неумение принимать роли, раз­личные по статусу и содержанию, продуцировать новые роли, свидетельствует о нарушении развития личности [по 17].
Глубокий анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме психического и психологического здоровья, выполненный московским психологом В.Э. Пахальяном, показывает, что психическое здоровье нередко рассматривается как отсутствие нарушений психики, психического нездоровья.
Психологическое здоровье, по определению В.Э. Пахальяна, - это динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе [36].
О гармонии пишут Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогорова, определяя психическое здоровье, как «баланс различных психических свойств и процессов» [64].
И.В. Дубровина, рассматривая проблему психического здоровья, указывает на то, что «психическое здоровье» по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, в то время, как «психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить, собственно, психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье, по И.В. Дубровиной, это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации [11].
А.Н. Левченко считает, что психологическое здоровье - аспект психического здоровья, включающего отдельные психические процессы механизмы - относиться к личности в целом, включает самодостаточность личности, самопонимание, самопринятие, саморазвитие личности в контексте взаимодействия с окружающими людьми в условиях социальных, культурных, экономических и экологических реальностей [27].
Рассматривая психическое здоровье, как собственную «жизнеспособность индивида», а человечность - как «свободный, сознательный и ответственный выбор поведения», В.И. Слободчиков и А.В. Шувалов отмечают, что совокупность (интеграл) жизнеспособности и человечности индивида является нормой психологического здоровья [58].
Всемирная организация здравоохранения понимает под «психическим здоровьем» состояние подразумевающее отсутствие выраженных психических расстройств, наличие определенного ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные стрессы и затруднения, а также «равновесие между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности» [20].
Слободяник Н.П., в качестве составляющих психического здоровья, рассматривает стрессоустойчивость и гармонию.
Автор указывает на то, что психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребнос­тей лежит в основе школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т.п.).
Определяющую роль в патогенезе играет психологиче­ский, т. е. внутренний конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых от­ношений личности. Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания лишь в том случае, когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение, и был найден рациональ­ный, продуктивный выход из возникшего положения.
Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отно­шения к людям, окружающему миру, происходящим об­щественным событиям, к жизни и пр.
Большинство описаний психического здоровья содержит или подразумевает такое важнейшее свойство человека, как стрессоустойчивость, или жизненная стойкость, то есть способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизнен­ных трудностей без ущерба для общего здоровья. Оно, в свою очередь, предполагает активность личности, способ­ность ее к усилиям, к определенному напряжению, побуж­дающему к действию, сопротивлению трудностям. Стрессо­вая ситуация не приводит психологически здорового человека к душевному смятению, апатии и бездействию, она заставляет его функционировать более интенсивно, с боль­шей самоотдачей, либо делать сознательный выбор в пред­лагаемых условиях, либо создавать альтернативные усло­вия, исключающие повторение осознанных трудностей.
Еще одно ключевое для описания психического и психологического здо­ровья слово - гармония. Это не что иное, как баланс между различными частями «Я» человека, между физическим, эмо­циональным, интеллектуальным, коммуникативным аспек­тами. Это также гармония между человеком и окружающи­ми людьми, между человеком и природой; гармония не как статическое состояние, а как жизнь в непрерывном разви­тии, в постоянном изменении [60].
А.З. Рахимов рассматривает психическое здоровье, как состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нарушение психического здоровья связано как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагополучными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Рахимов А.З. указывает на то, что в школьной практике причинами психического нездоровья зачастую выступают педагоги, так как именно они провоцируют эмоциональный стресс у детей.
С приходом в школу происходит стандартизация условий жизни ребёнка, в результате которой выявляется множество отклонений в поведении детей. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность ребёнка, вызывают у него угнетённое состояние и т.д. Смещение акцента с «я хочу» на «должен» приводит к фрустрации.
Педагоги требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для многих детей являются непосильными.
Неудовлетворённые притязания вызывают аффективные переживания тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребёнка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Признать свою несостоятельность для ребёнка означает, что он неспособный, ущербный, а это ведёт к развитию комплекса неполноценности.
В качестве факторов и механизмов, способствующих становлению психического здоровья, автор выделяет наличие сформированной мотивационной системы (мотивация достижения успеха в сочетании с познавательным интересом), наличие адекватной самооценки и развитого самосознания, умение осуществлять самоконтроль и адаптироваться [50].
Жизнеспособность или умение выживать, приспосабливаться и развиваться в изменяющихся условиях, является предпосылкой психического здоровья. Психическое здоровье характеризует индивида, как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных сил и способностей. Состояние психического здоровья является производимым от процесса поэтапного приобщения индивида к родовой человеческой сущности.
Психически здоровые люди, как правило, успешно удовлетворяют свои материальные и духовные потребности, обладают чувством собственного достоинства и самоуважения, а также адекватной самооценкой.
Психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем - еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере [36].
Слободяник Н.П. считает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое здоровье человека на всех этапах онтогенеза, то есть во все возрастные периоды. Изучение психического здоровья должно основываться на рассмотрении психического развития ребенка, где в качестве составляющих можно выделить следующие: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; периоды кризисного и стабильного развития ребенка; психологические новообразования [60].
Шапошников Е.А. указывает на то, что на сегодняшний день существует международный стандарт психического здоровья, психологи-ческой нормы. Норма характеризуется балансом между реальностью и приспособлением к ней, установкой на самоутверждение и саморазвитие в единстве, чувством ответственности, достаточным потенциалом психической энергии с активностью. Норма - это умение преодолевать жизненные трудности и принимать вызов обстоятельств. Психическое здоровье - это понятие не статическое, а динамическое.
К норме относятся.
1) Интеллект. Хорошие умственные способности, продуктивное мышление, стремление находить оптимальный выход, полагаясь на реальные факты. Знание своих сильных сторон, умение добиваться цели в разумные сроки. Совершенствование навыков, наличие воображения.
2) Моральный облик: чуткий человек, без черствости «бездушия», нравственной тупости. Справедливый, объективный. Полагается на собственное суждение. Мнение окружающих для него не закон, хотя и существенно. Твердая воля, но не упрямство. Признает ошибки, но без самобичевания.
3) Социально привлекательное адаптивное поведение, контакты с людьми разных возрастов и социальных слоев. Чувство ответственности и непринужденные отношения с вышестоящими, нижестоящими личностями, гибкое чувство социальной дистанции. Спонтанность эмоционально-поведенческих реакций.
4) Личностный оптимизм, характер добродушный, самостоятельный. Реалист, не боится риска.
5) Эмоциональность: без излишней доверчивости и подозрительности. Свежесть чувств.
6) Сексуальность: учет пожеланий и мнений партнера, уважение к нему.
Полным набором абсолютно нор­мальных психологических показателей обладает лишь 25-30 процентов людей. Но на различных этапах жизни даже пол­ностью психически здоровые люди могут не всегда нормально реагировать на те или иные ситуации, в частности, на соб­ственные соматические заболевания. 55-60 процентов людей балансируют между полноценным психическим здоро­вьем и теми или иными преходящими или незначительными нарушениями. И только 3-5 процентов могут считаться психически нездоровыми, требующими психиатрического лечения. В целом, хорошее психическое здоровье определяется при эффективном выполнении лидерской роли, при сильной мотивации к достижению цели, с хорошей продуктивностью в работе и выраженной способностью к обучению и тренировке, готовностью принять на себя ответственность.
Таким образом, психическое здоровье - это способность адекватно ситуации проявлять инициативу, высокая устойчивость к стрессам и тонкое, тактичное понимание социальных ролей различных людей, корректное взаимодействие со всеми, лояльные контакты с различными социальными группами. Показателем нормы считаются успешная работа и высокий профессионализм человека, чувство такта, приятного, легкого, ненавязчивого юмора, которое так высоко ценится в обществе [67].
Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:
От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.
От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка, формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским ........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: «Смысл», 2002. - 367с.
2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 1968. - 337 с.
3. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Ритер, 2006.
4. Беляева О. А. Математические основы психологии.: - Бирск, 2001. - 172 с.
5. Битянова М.Р. Школьная тревожность у подростков// Школьный психолог. - 1998. - № 44. -С. 8-9.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 352 с.
7. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект// Вопросы психологии, 2006. - № 2. - С. 116-126.
8. Волков Б. С. Психология ранней юности. Учебное пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 96 с.
9. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. -1008с.
10. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2005. - 217с.
11. Дубровина И.В. Проблемы социализации человека//Вопросы психологии, 2005. № 3. - С.142-144.
12. Дубровина И.В. Учебный предмет «Психология» и воспитание психологической культуры школьников// Психология и школа, 2008. - № 2. - С. 6-17.
13. Журавлёв Д. Способна ли психология решить проблемы школы?// Народное образование, 2003. - №. 9. - С. 97-101
14. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1996. - 128с.
15. Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на 2001-2005 годы: Региональная программа (концепция)/ В.Ф. Вишнякова, В.Н. Гузков, Т.Г. Олешкевич, В.И. Сидоров. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002. - 120 с.
16. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2004. - 192с.
17. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - 720с.
18. Каверина Р. Изучение способностей школьников - основа профориентации// «Народное образование», № 6. - 2001. - С. 111-113.
19. Капрара Дж.В., Сервон Д. Психология личности. - СПб.: Питер, 2004. - 640с.
20. Коробейников А.А. Образование в целях гармоничного развития учащихся. М.: Материалы доклада на заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы 29.05.2006г.
21. Кулагина Н. Ю. Личность школьника: от задержки психологического развития до одаренности. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 192с.
22. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.
23. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - СПб.: Речь, 2002. - 198с.
24. Климов Е. А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 159с.
25. Кузнецов Д. Демобилизующая тревожность. Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников// Школьный психолог, 2005. - № 2. - С. 47-49.
26. Кулева С. Формирование культуры здоровья учащихся в воспитательной системе лицея// Воспитательная работа в школе, 2003. - № 5. - С. 45-46.
27. Левченко А.Н. Комплексный подход к пониманию здоровья старшеклассников// Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», 2004. - № 2. - С. 5-14.
28. Лукъянова М. Учебная мотивация, как показатель качества образования// Народное образование. - 2001. - № 8. - с 77-89.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975. - 304с
30. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук, 1997. - 560с.
31. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. - 448с.
32. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе, в условиях модернизации образования// Народное образование, 2003. - № 9. - С. 261-265.
33. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
34. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 448с.
35. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.
36. Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
37. Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. - 528 с.
38. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М.: Академический Проект; Альма Матер, 2004. - 208с.
39. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е. Ф. - СПб.: Речь, 2002. - 694с.
40. Пряжников Н. С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480с.
41. Психологическое сопровождение выбора профессии. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 184с.
42. Психология профессионального самоопределения. - Стерлитамак.: Стерлитамакский государственный педагогический институт, 2002. - 95с.
43. Психологическая диагностика детей и подростков/ Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 360с.
44. Психология современного подростка. /Под ред. Д.И.Фельдштейна - М.: Педагогика, 1987.
45. Психология здоровья./ Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607.
46. Психологические тесты./ Под ред. Э.Р. Ахмеджанова. - М.: Светотон, 1995. - 320 с.
47. Рабочая книга школьного психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376с.
48. Рабочая книга практического психолога/ А.А. Бодалев, А.А. Деркач. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 640с.
49. Райс. Ф. Психология подростков и юношеского возраста. - М.: "Питер", 2000.
50. Рахимов А.З. Природосообразная технология обучения и здоровье школьников: Монография. - Уфа, 2005. - 196 с.
51. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ. - Еврознак, 2002. - 657 с.
52. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Мастера психологии. Социальная педагогическая психология. - СПб.: «Питер», 1999. -
53. Резяпкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005. - 124 с.
54. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. - М.: Изд-во ЭСМО-Пресс, 2000. - 464с.
55. Родионов В. Психология здоровья школьников: технология работы// Школьный психолог, 2007. - № 17. - С. 17-32.
56. Рубинштейн Л.С. Общая психология. - СПБ.: Питер, 2002. - 720с.
57. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350с.
58. Слободчиков В. Норма в психологии развития// Школьный психолог, 2007. - № 3. -
59. Степанова М., Седова А. С точки зрения гигиениста// Здоровье детей, 2007. - № 2
60. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 176с.
61. Сократов Н.В Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. - М.: ТЦ СФЕРА, 2008. - 224 с.
62. Формирование личности в переходный период. От подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987. - 184с.
63. Формирование здорового образа жизни российских подростков/ Под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 192 с.
64. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 61-90
65. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 160с.
66. Черняковская А. П. Психологическое консультирование и выбор профессии. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 96с.
67. Шапошников Е.А. 1000 + 1 совет семейного психотерапевта. - М.: Олимп «Фирма» «Издательство АСТ», 1999. - 285 с.
68. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: «Питер», 1996. - 350с.
69. Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001. - 216 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.