На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Влияние Европейского суда на арбитражное судопроизводство. Функционирование системы пересмотра судебных актов арбитражного суда, ее эффективность. Правовые основания и пределы влияния Европейского суда на пересмотр судебных актов по арбитражным делам.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 15.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


31
Курсовая работа по теме
«Влияние решений Европейского Суда по Правам человека на решения Арбитражных судов РФ»

Введение

С 5 мая 1998 г. для Российской Федерации вступила в силу Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция). При этом согласно ст.1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54 "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" (далее - Федеральный закон) Российская Федерация признала компетенцию конвенционных контрольных структур получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, определенных в Конвенции и указанных в Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении России. В соответствии со ст.1 Закона Россия признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее - Европейский суд) обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. Таким образом, с 5 мая 1998 г. для России сформировался авторитетный международный (по сути наднациональный Водолагин С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. 2001. N 8. С. 24.) контрольный механизм, чья юрисдикция в отношении конвенционных прав и свобод имеет безусловный приоритет перед российскими судебными органами. В случаях, когда эти права не были надлежащим образом защищены на национальном уровне, соответствующие лица вправе обратиться в Европейский суд за защитой своих прав (это, впрочем, основано и на п.3 ст.46 Конституции РФ). Тысячи граждан России уже воспользовались правом обращения в указанный Суд. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под ред. В.А. Туманова и Л.И. Энтина. М., 2002. С. 8; Независимая газета. 2005. 26 июля.

Более того, в Европейском суде уже есть не одно дело, напрямую касающееся сферы арбитражного судопроизводства в Российской Федерации (например, решение от 4 сентября 2003 г. по вопросу о приемлемости жалобы N 13338/03 "АО "Уралмаш" против России"). Все это делает действительно актуальным уяснение влияния решений Европейского суда на арбитражное судопроизводство, в частности функционирование системы пересмотра судебных актов арбитражного суда.

В связи с этим нельзя не учесть, что, как определено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", "неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права". Вестник ВАС РФ. 2004. N 2. С. 73, 74. Во всех перечисленных в Постановлении случаях речь идет о судебной ошибке в применении и толковании норм международного права, в том числе договорных, включая Конвенцию.

Между тем в абз.7 п.6 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. N 4-П указано: "Ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено". Комментарий к Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2001. Т. 2. С. 794. Исходя из этого исправлению подлежит и принятый российским судом в рамках арбитражного судопроизводства судебный акт, содержащий неправильное применение Конвенции.

Таким образом, в настоящее время Европейский суд является важным фактором исправления судебных ошибок. Между тем вопросы, связанные с его влиянием на систему пересмотра судебных актов по арбитражным делам, пока не стали предметом специального исследования. Вильдбахер Л. Прецедент в Европейском Суде по правам человека // Государство и право. 2001. N 12; Воинов И. Разрешение коллизий норм европейского и российского права // Российская юстиция. 2001. N 6; Воскобитова М.Р. Обзор решений Европейского суда по правам человека на предмет приемлемости по жалобам, поданным против Российской Федерации // Государство и право. 2002. N 8; Боброва В. Международные правовые стандарты в российской правоприменительной практике // Российская юстиция. 2003. N 3; Нешатаева Т.Н. Статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и права на суд // Вестник ВАС РФ. 1999. N 5; Нешатаева Т.Н., Старженецкий В.В. Право на справедливое разбирательство дела // Вестник ВАС РФ. 1999. N 11; Шарапова Г.И. К вопросу о юрисдикции Европейского суда // Вестник ВАС РФ. 1998. N 4; Ершов В.В. Актуальные теоретические и практические вопросы Конституции России и Тырновской Конституции Болгарии // Российская юстиция. 2004. N 6 и др.

В данной работе будет рассмотрено влияние ЕСПЧ на пересмотр судебных актов вынесенных арбитражными судами

Глава 1. Правовые основания и пределы влияния Европейского суда на пересмотр судебных актов по арбитражным делам

Прежде чем непосредственно перейти к вопросу о правовых основаниях влияния Европейского суда на пересмотр судебных актов по арбитражным делам, следует подчеркнуть, что само это влияние предопределяется целями, ради которых он был создан, во многом совпадающими с целями арбитражного судопроизводства. Цель Европейского суда, в свою очередь, связана с целями самой Конвенции: обеспечение каждому лицу, находящемуся под юрисдикцией государств - участников Конвенции, прав и свобод, определенных в Конвенции и Протоколах к ней.

Причем, как явствует из абз.2 преамбулы Конвенции, речь идет о всеобщем и эффективном признании и соблюдении прав, провозглашенных в Конвенции и Протоколах к ней. Эта же позиция зафиксирована в ст.13 Конвенции: "Каждый, чьи права и свободы, изложенные в настоящей Конвенции, нарушены, располагает эффективными средствами правовой защиты перед национальными властями, даже если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве".

Именно для реального и эффективного соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции, и был образован Европейский суд (ст. 19 Конвенции), выполнявший поначалу эту роль наряду с Европейской комиссией по правам человека.

Однако впоследствии согласно Протоколу N 11 к Конвенции ее контрольный механизм был реорганизован. Более того, как следует из абз.3 преамбулы Протокола N 11 и обновленной редакции ст. 19 Конвенции, речь идет о новом судебном органе (хотя название сохранилось неизменным). Это и понятно, так как Протоколом N 11 внесены значительные изменения в функционирование Европейского суда. Изменения стали неизбежны в связи с увеличивающимся числом заявлений и расширяющимся членским составом Совета Европы. Фриберг Э. Европейский суд по правам человека: сегодняшние заботы и завтрашние реформы // Российская юстиция. 2002. N 12; Микеле де Сальвиа. Будущее Европейского суда: интенсификация деятельности или реформирование актами? // Российская юстиция. 2003. N 7.

В абзаце 2 преамбулы Протокола N 11 и обновленной редакции ст. 19 Конвенции указано, что цель Европейского суда - обеспечение эффективной защиты конвенционных прав человека и основных свобод. Речь идет о правах и свободах, указанных в разд. I Конвенции и Протоколах 1, 4, 6 и 7 к ней.

Таким образом, защита гражданских прав (к числу которых относятся и многие права, защищаемые системой российских арбитражных судов, в том числе, разумеется, и права юридических лиц Лаптев П.А. Проблемы рассмотрения дел против России в Европейском суде по правам человека и некоторые вопросы юридической техники // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Нижний Новгород, 2001. Т. 1. С. 170.), указанных в Конвенции и Протоколах к ней, является целью деятельности Европейского суда. Как цель рассматривается и защита основных прав, связанных с осуществлением правосудия. Эти цели корреспондируют с конечной целью и задачами российских судов, осуществляющих арбитражное судопроизводство, указанными в ст.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).

Совпадение целей и задач неудивительно, так как совпадают в конечном счете и социально-правовые ценности, защищаемые Европейским судом и системой российских арбитражных судов Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 20 декабря 1999 г. N С1-7/СМП-1341 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 2. С. 93 - 96.:

1) имущественные права частноправового характера (ст.1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 г. к Конвенции);

2) баланс публичного и частного интереса при разрешении имущественных споров (ст.1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 г. к Конвенции);

3) доступ к суду (п.1 ст.6 Конвенции);

4) независимость суда (п.1 ст.6 Конвенции);

5) беспристрастность суда (п.1 ст.6 Конвенции);

6) справедливость судебного разбирательства (п.1 ст.6 Конвенции);

7) возможность быть выслушанным судом (подп. "с" п.3 ст.6 Конвенции);

8) разумность сроков разбирательства (п.1 ст.6 Конвенции);

9) открытость разбирательства спора, публичность объявления судебного решения (п.1 ст.6 Конвенции).

Подобная почти что "тотальная" имплементация Конвенции тем не менее не отменяет роль Европейского суда как юрисдикционного органа, осуществляющего коррекцию российского арбитражного судопроизводства, в случае если оно все-таки отклонится от упомянутых выше ценностей, защищаемых им. Собственно, в осуществлении контроля (что завершается принятием соответствующего постановления) над тем, не совершена ли ошибка в применении норм Конвенции в том случае, когда об этом просит заинтересованный заявитель, и выражается особая роль Европейского суда в системе пересмотра судебных актов, в том числе в плане исправления судебных ошибок по арбитражным делам.

Правовые основания влияния Европейского суда на пересмотр судебных актов по арбитражным делам усматриваются прежде всего из соответствующих норм Конвенции. Так, в ст.1 установлено, что государства - участники Конвенции обеспечивают каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в Конвенции.

В статье 45 определено: "Юрисдикция Суда распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения настоящей Конвенции, которые Высокие Договаривающиеся Стороны... передают ему в соответствии с положением статьи 48".

В статье 52 зафиксировано, что решение Суда является окончательным, а в ст.53 указано: "Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять решения Суда по любому делу, в котором они являются сторонами". При этом в ст.54 установлено, что Комитету Министров как органу Совета Европы направляются решения Европейского суда для осуществления надзора над их выполнением.

По сути аналогичные ст.53 и 54 Конвенции нормы содержатся в ст.46 Протокола N 11 к Конвенции.

В абзаце 7 Федерального закона зафиксировано, что Россия признает обязательность юрисдикции Европейского суда по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Россией положений этих договорных актов. При этом сделана одна оговорка: "когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации".

Признание обязательности юрисдикции Европейского суда в вопросах применения Конвенции и Протоколов к ней означает согласие на обязательность решений указанного суда по соответствующим делам.

В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 окончательные постановления Европейского суда, принятые в отношении Российской Федерации, "являются обязательными... и для судов. Выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя... Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод". Вестник ВАС РФ. 2004. N 2. С. 74.

Однако все это в силу известной специфики взаимодействия международно-правовой и национальной (в частности, российской) правовой систем само по себе не делает Европейский суд фактором, прямо влияющим на пересмотр судебных актов по арбитражным делам. Ведь нормы международного права не устанавливают ни обязательность исправления судебной ошибки в плане применения Конвенции, допущенной арбитражным судом, ни, тем более, формы, в которых это должно осуществляться.

Вместе с тем в п.2.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. N 13-П указано: Конституция РФ не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления судебных ошибок и после рассмотрения дела в судебной инстанции, решение которой отраслевым законодательством признается окончательным в том смысле, что в обычной процедуре это решение не может быть изменено. Такой вывод можно сделать на основании положений п.3 ст.46 Конституции РФ, признающей за каждым право обращаться в соответствии с международными договорами России в межгосударственные организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Данное конституционное положение, означающее, что решения межгосударственных органов могут приводить к пересмотру конкретных дел высшими судами Российской Федерации, тем самым позволяет законодательно закрепить полномочия последних по повторному рассмотрению дела в целях изменения ранее состоявшихся решений. СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3160.

Логическим завершением признания Европейского суда фактором системы пересмотра судебных актов, в частности, в плане исправления судебных ошибок по арбитражным делам следует рассматривать норму п.7 ст.311 АПК РФ: основанием для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам является "установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека".

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 30 декабря 1999 г. N С1-7/СМП-1341 указано, что в результате присоединения к юрисдикции Европейского суда российские механизмы судебного контроля за соблюдением имущественных прав участников экономического оборота в Российской Федерации получили поддержку в виде международного судебного контроля. Это означает, что компетенция арбитражных судов по рассмотрению имущественных споров и компетенция Европейского суда по рассмотрению жалоб на нарушения имущественных прав взаимосвязаны. Эта связь базируется на необходимости решения единой задачи международного и внутригосударственного судопроизводства - защиты имущественных прав частных лиц при надлежащей охране общественного порядка. Вестник ВАС РФ. 2000. N 2. С. 93.

Таковы важнейшие юридические (как международно-правовые, так и российские национально-правовые) основания формирования Европейского суда как фактора системы пересмотра судебных актов по арбитражным делам.

В отношении же пределов (т.е. компетенционных границ) влияния Европейского суда на пересмотр судебных актов арбитражного суда необходимо отметить следующее.

Под юрисдикцию Европейского суда подпадают все государства - участники Конвенции, включая и такую сферу, ранее традиционно подчиненную лишь их государственному суверенитету, как гражданское судопроизводство (в том числе, разумеется, и в плане исправления судебных ошибок по соответствующим делам). При этом нельзя не согласиться с М. де Сальвиа в том, что именно следует понимать под термином "гражданско-правовой характер" дела: "Если первоначально судебная практика полагала, что им охватываются права и обязанности "частноправового характера" в классическом смысле этого термина (право собственности, семейное право и т.п.), то сейчас всякий имущественный иск, основанный на предполагаемом нарушении имущественных прав, может быть в принципе подведен под понятие "гражданские права и обязанности". Не имеет значения то, в соответствии с каким законом (гражданским, административным и др.) должен быть разрешен спор, и то, какой орган компетентен его рассматривать... ". Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения. М., 2002. С. 85; Лукис Г. Лукайдес. Справедливое судебное разбирательство (комментарий к п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) // Российская юстиция. 2004. N 2. С. 8.

Вместе с тем Европейский суд неоднократно указывал, что он не является "судом четвертой инстанции". В решении N 44958/98 "Андерсон против Соединенного Королевства" указано: "... Европейский суд не является судом четвертой инстанции и, в целом, не будет вмешиваться в судебное разбирательство на том основании, что национальный суд пришел к неправильному решению". В решении N 42246/98 о приемлемости жалобы "Джонсон против Соединенного Королевства" отмечено: "Европейский суд не должен выступать в качестве апелляционного суда или, как иногда говорят, суда четвертой инстанции в отношении решений, вынесенных национальными судами. Именно национальные суды должны толковать и применять соответствующие положения материального и процессуального права". Более того, в Постановлении по делу "Гарсия Руис против Испании" Европейский суд указал, что его "функцией не является выявление ошибок фактов или права, предположительно допущенных национальными судами, если только они не могли нарушить права и свободы, защищаемые Конвенцией". Трудно не согласиться с Лукисом Г. Лукайдесом, подметившим, что Европейский суд "сам установил практику невмешательства в результаты судебных разбирательств на том основании, что такое вмешательство преобразует Европейский суд в суд "четвертой инстанции". Лукис Г. Лукайдес. Указ. соч. С. 9.

Тем не менее в особом мнении к Постановлению от 2 июля 2002 г. по делу "Гектан против Франции" Лукис Г. Лукайдес указал, что "было бы абсурдно, если бы Конвенция обеспечивала надлежащее осуществление процессуальных действий при споре о праве... и в то же время оставляла лицо, обратившееся в суд, незащищенным относительно результата разрешения дела. Такой подход позволяет справедливому судебному разбирательству закончиться с явно необоснованным или несправедливым результатом". Там же. С. 10.

Однако сегодня подобный подход не может быть признан позицией, разделяемой Европейским судом. В настоящее время Европейский суд является (если анализировать ситуацию применительно к арбитражному судопроизводству), главным образом, наднациональным механизмом защиты в национальном судопроизводстве конвенционных прав, связанных с осуществлением правосудия, а также имущественных прав частноправового характера.

Глава 2 Европейский суд и пересмотр судебных актов по арбитражным делам

После задействования Европейского суда как являющегося субсидиарным по отношению к национальной судебной системе правового инструмента исправления судебных ошибок и начинается реализация его контрольной функции, связанной с установлением того, имело ли место в отношении заявителя нарушение норм Конвенции и (или) Протоколов к ней.

Однако для системы пересмотра судебных актов по арбитражным делам важно то, что является результатом реализации этой функции. По общему правилу, на основе решений Европейского суда о нарушении прав, гарантированных Конвенцией, Комитет Министров стран - участниц Совета Европы может путем принятия соответствующих резолюций и оказания постоянного политического давления на государства требовать широкого спектра мер, направленных на исправление (а также предотвращение) подобных нарушений: отмены примененного акта, пересмотра судебных решений и других действий. Черникова О. Жалобы против России в Европейском суде по правам человека // Российская юстиция. 2002. N 4. С. 14; Энтин М.Л. Межгосударственный контроль за исполнением решений Европейского суда по правам человека // Актуальные проблемы международного гражданского процесса. СПб., 2003. С. 26 - 34.

Констатация Европейским судом нарушения в том или ином государстве - участнике Конвенции норм последней может повлечь последствия двоякого рода. Во-первых, последствия по восстановлению уже нарушенного конвенционного права, т.е. у государства-участника возникает обязанность "положить конец нарушению и устранить его последствия с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, существовавшей до нарушения". Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 2. С. 549.

Во-вторых, последствия профилактического характера: обязательство государства - участника Конвенции принять действенные меры для предотвращения новых нарушений Конвенции, подобных нарушениям, выявленным решениями Суда.

Рассмотрим проблемы, связанные с одним из самых действенных вариантов реализации решений Европейского суда, а именно - восстановлением нарушенного конвенционного права. Восстановление нарушенного права осуществляется путем пересмотра судебных актов по арбитражным делам. Ряд связанных с этим вопросов включен в специальную Рекомендацию Комитета Министров Совета Европы от 19 января 2000 г. N R (2000)"По пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского суда по правам человека". Российская юстиция. 2001. N 12. С. 68 - 69. В ней Комитет Министров, действуя на основе ст.15 "в" Устава Совета Европы, учитывая, что согласно ст.46 Конвенции государства - участники Конвенции приняли обязательство придерживаться решения Европейского суда, по которому они являются стороной, а также контрольную функцию Комитета Министров и, исходя из необходимости восстановления той ситуации, в которой находилось соответствующее лицо до нарушения Конвенции (restitutio in integrum), пришел к следующим выводам:

1) предложить государствам - участникам Конвенции убедиться в том, что на национальном уровне существуют возможности для достижения, насколько это возможно, restitutio in integrum;

2) поддержать участников Конвенции в их стремлении обеспечить существование адекватных возможностей для пересмотра дел, включая возобновление производства в инстанциях, в которых Суд установил нарушения Конвенции.

Последнее признается особенно важным в двух случаях: когда потерпевшая сторона продолжает испытывать влияние негативных последствий от решения национальной инстанции, которое не обеспечивает справедливой компенсации и не может быть изменено путем пересмотра или возобновления производства по делу, и если решение Европейского суда по правам человека позволяет заключить, что оспоренное решение национальной инстанции по существу противоречит Конвенции или признанное нарушение основывается на серьезных процедурных ошибках, оказывающих влияние на результаты внутригосударственного разбирательства.

При этом в п.5 введения к Пояснительной записке к рекомендации указано: "В отношении терминов в Рекомендации термин "пересмотр" используется в качестве общего термина. Термин "возобновление производства по делу" означает возобновление судебного разбирательства в качестве характерного средства пересмотра дела".

В пункте 6 введения к той же Пояснительной записке зафиксировано, что рекомендация применяется прежде всего к судебным процедурам в случаях, когда существующее законодательство может препятствовать новому разбирательству.

Однако в Российской Федерации в вопросе о том, в какой именно судебной процедуре это должно осуществляться, в частности, в рамках арбитражного судопроизводства до принятия упомянутой выше нормы п.7 ст.311 АПК РФ, ясности не было.

Так, еще в решении от 2 февраля 1996 г. по делу по жалобе гражданина Кульнева Конституционный Суд РФ, давая толкование п.3 ст.46 Конституции РФ, лишь ограничился указанием: эта конституционная норма означает, что решения межгосударственных органов могут приводить к пересмотру конкретных дел высшими судами Российской Федерации и, следовательно, открывает дорогу для полномочий последних по повторному рассмотрению дела в целях изменения ранее состоявшихся по нему решений, в том числе принятых высшей внутригосударственной судебной инстанцией. В настоящее время ситуация изменилась. В АПК РФ появилась норма, конкретизирующая судебную процедуру реализации restitutio in integrum, - пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.

Глава 3 Вопросы эффективности системы пересмотра судебных актов арбитражного суда, принятых с нарушением Конвенции, установленным Европейским судом

Как показано выше, в АПК РФ прямо определена процессуальная форма реализации постановлений Европейского суда в плане достижения restitutio in integrum. Ясность в этом вопросе сама по себе значима, так как количество жалоб по арбитражным делам, попавших из сферы российской национальной судебной юрисдикции в Европейский суд, несмотря на известные сложности, в ближайшее время будет расти. Эта тенденция подтверждается следующими цифрами. В 2001 г. в Европейский суд из России поступило 4490 обращений, в 2002 г. - 4760, в 2003 г. - 5338, в 2004 г. - 6691. Вместе с тем будет увеличиваться и количество постановлений Европейского суда, относящихся к арбитражным делам, что потребует формирования у нас действительно эффективной процедуры "судебной реабилитации" по ним. Прежде всего выработки эффективного процессуального механизма пересмотра судебных актов, принятых с нарушением Конвенции. Ибо, как подметила Т.Н. Нешатаева, вопросы "обратной связи международного и национального процесса предусматриваются национальными процессуальными нормами". Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Практика применения: пособие для судей арбитражных судов. М., 2004. С. 251.

Однако уже в настоящее время есть немало вопросов, от решения которых в немалой степени будет зависеть эффективность влияния Европейского суда на систему пересмотра судебных актов по арбитражным делам.

Прежде всего это оптимальное определение надлежащего суда для осуществления соответствующего пересмотра. Высказано мнение, что в соответствующих случаях заявитель "вправе обратиться в тот арбитражный суд, чей акт был признан "исчерпывающим средством национальной судебной защиты". Как правило, это акты высшей судебной инстанции (в нашем случае - Высшего Арбитражного Суда РФ). Там же. С. 259.

Во-первых, подобный подход к вопросу о "надлежащем суде" для пересмотра по п.7 ст.311 АПК не согласуется с нынешним правовым регулированием производства по пересмотру судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Они рассматриваются в общем порядке, установленном гл.37 АПК РФ.

Следовательно, ключевое значение в этом плане имеет ст.310 АПК РФ. В п.1 указанной статьи определено, что вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются судом, принявшим эти решение, определение. В п.2 этой же статьи установлено, что пересмотр постановлений и определений арбитражного суда апелляционной и кассационной инстанций, принятых в порядке надзора постановлений и определений Высшего Арбитражного Суда РФ, которыми изменен судебный акт арбитражного суда первой, апелляционной и кассационной инстанций либо принят новый судебный акт, производится судом, изменившим судебный акт или принявшим новый судебный акт.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ не может быть признан судом, по общему правилу пересматривающим дела после их рассмотрения в Европейском суде. Его компетенция четко определена в п.2 ст.310 АПК РФ.

Во-вторых, по указанным выше основаниям нельзя признать таковым и суд, признанный "исчерпывающим средством национальной судебной защиты", так как этот суд (в этом еще нет полной ясности, но если им может быть признан, в частности, федеральный арбитражный суд округа) вправе оставить решение и постановление нижестоящих судов без изменения. Следовательно, не может быть реализована норма п.2 ст.310 АПК РФ.

Дискуссионен вопрос и о том, является ли пересмотр в порядке гл.37 АПК РФ наиболее эффективным процессуальным вариантом исправления судебной ошибки, связанной с неправильным применением Конвенции по арбитражному делу.

Думается, он таковым не является. Дело в том, что, как известно, самым распространенным нарушением Конвенции является нарушение ее п.1 ст.6, которое совершается при рассмотрении дела по существу, т.е. применительно к российскому арбитражному судопроизводству по общему правилу при его рассмотрении в суде первой инстанции. Следовательно, с учетом ст.310 АПК РФ после признания факта нарушения Европейским судом дело должно возвращаться в первую инстанцию арбитражног и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.