Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 74661


Наименование:


Курсовик РОЛЬ ЮНЕСКО В ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 26.01.2014. Сдан: 2013. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: ***.

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЮНЕСКО, КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ 4
§ 1. История создания организации, цели и задачи 4
§ 2. Организационная структура 6
§ 3. Финансирование деятельности организации 8
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕСКО ПО СОХРАНЕНИЮ ВСЕМИРНОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ 11
§ 1. Конвенция «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» 1972 года 11
§ 2. Основные положения по сохранению историко-культурного и природного наследия 12
III. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ 19
§ 1. Особенности развития отечественной науки и образования 19
§ 2. Работа по сохранению национального наследия 21
IV. ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25.06.2002 N 73-ФЗ «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 25
§ 1. Арбитражная практика 25
§ 2. Практика судов общей юрисдикции 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

ВВЕДЕНИЕ

Весомость международного сотрудничества в условиях современного мира постоянно возрастает и затрагивает самые широкие слои населения всего земного шара. В этом процессе ЮНЕСКО играет исключительно важную роль в социально-экономической и технологическом прогрессе, развитии человеческого потенциала, прежде всего, в решении проблем сохранения Всемирного наследия, всеобщей грамотности, подготовке специалистов для будущего и формировании поколения людей в духе мира, взаимопонимания, толерантности и демократия.
Политика Организации Объединенных Наций по вопросам образова-ния, науки и культуры (ЮНЕСКО) включает стратегию деятельности, разработку международной нормативно-правовой базы и практику сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, что, в совокупности дает возможность интегрировать культурные процессы как на национальном, так и международном уровнях.
Анализ реальных событий в международной сфере в мире, в отдельных регионах и странах показывает, что в течение второй половины XX столетия деятельность ЮНЕСКО была направлена на решение острых проблем взаимоотношения — от начального до высшего как в целом, так и в конкретных регионах и отдельных категорий населения.
Цели деятельности ЮНЕСКО приобретают особую актуальность в условиях глобализации мировой экономики и информационных технологий. Предстоит решить многие задачи в области образования, связанные с его доступностью, совершенствованием структуры непрерывного образования, диверсификацией и гибкостью высшего образования, внедрением различных систем обучения с помощью современных информационных технологий; культуры; науки и т.д.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЮНЕСКО, КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

§ 1. История создания организации, цели и задачи

На пороге XXI века понятия современной общественности и всемирного наследия стали неразрывно связаны между собой. Сама идея интернациональной ответственности за сохранение наиболее ценных культурных и природных объектов возникла во время Второй мировой войны. Основание ЮНЕСКО произошло по инициативе конференции министров образования стран союзников, созванной во время войны. Конференция проводилась в период с 16 ноября 1942 по 5 декабря 1945 года, и 16 ноября 1945 года представители 37 государств подписали в Лондоне Устав ЮНЕСКО. В его преамбуле – еще под впечатлением преступлений фашизма против человечества – государства, подписавшие договор, заявляли, «что, поскольку мысли о войне рождаются в умах людей, в их сознании следует укоренять идею защиты мира». Эта ведущая идея, этот идеал выражает стремление и надежду воспитать идеального человека, чтобы создать основополагающие предпосылки для укрепления мира во всем мире.
Попытки создания международной организации, которая занималась бы всемирным наследием человечества, существовали уже с 20-х годов XX века. Учредители Юнеско могли опереться на примеры из прошлого. Так, 4 января 1922 года совет Лиги Наций принял решение создать Международный комитет духовного сотрудничества (CICI), который состоял из 12 знаменитых ученых из стран-участников. Он представлял собой консультативный орган, но не имел своего управленческого аппарата. В соответствии с решением Федерального собрания Лиги Наций Франции 9 августа 1925 года создан в юридическом отношении самостоятельный Международный институт духовного сотрудничества с собственным секретариатом. CICI был куратором этого института. Затем, 18 декабря 1925 года, в Женеве было учреждено Международное бюро по просвещению в качестве неправительственной организации, которое 25 июня 1929 года было преобразовано в межгосударственную организацию.
Устав ЮНЕСКО вступил в силу 4 ноября 1946 года, после того как он был ратифицирован 20 государствами. В соответствии со статьями 57 и 63 Устава ООН договор, заключенный ЮНЕСКО с экономическим и социальным советом о статусе специализированного учреждения ООН, был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1946 года.
Целями ЮНЕСКО, согласно ст. 1-й ее Устава, являются: содействие миру и международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в области образования, науки и культуры; обеспечение всеобщего уважения основных прав и свобод человека без различия расы, пола, языка или религии; распространение культурной и научно-технической информации; защита национальных культур и др. Деятельность ЮНЕСКО охватывает широкий круг вопросов: ликвидация неграмотности и борьба с дискриминацией в области образования; воспитание молодежи в духе мира и международного взаимопонимания; содействие в подготовке национальных кадров; изучение национальных культур; проблемы океанографии, биосферы, геологии, социальных наук, информации и др. В 60-начале 70-х гг. ЮНЕСКО приняла ряд решений, направленных на активизацию ее роли в борьбе за мир, против расизма и колониализма.
Одним из позитивных и конкретных результатов деятельности ЮНЕСКО по обобщению и распространению позитивного национального и международного опыта в областях ее компетенции стала активная разработка международно-правовых актов (конвенций, деклараций, рекомендаций, соглашений и т.д.), преследующих цель закрепить в международном общении принципы равноправного сотрудничества и взаимопонимания между народами. Число таких документов составляет уже несколько десятков. В качестве примеров можно назвать Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 г.), Всемирную конвенцию об авторском праве (6 сентября 1952 г.), Декларацию принципов международного культурного сотрудничества (4 ноября 1966 г.), Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.), Рекомендацию о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и уважения прав человека и основных свобод (19 ноября 1974 г.), Декла-рацию об основных принципах, касающихся вклада средств массовой ин-формации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне (в 1978 г. разработанная по инициативе СССР) и др.
Для ЮНЕСКО характерно большое разнообразие конкретных направлений деятельности, нацеленных на решение главной задачи организации – укрепление мира и взаимопонимания между народами средствами образования, науки и культуры, в том числе издательская деятельность.

§ 2. Организационная структура

Генеральная конференция определяет политику и общее направление деятельности Организации, утверждает ее программы и бюджет, избирает членов Исполнительного Совета и других руководящих рабочих органов, назначает по представлению Исполнительного совета Генерального директора ЮНЕСКО, решает другие вопросы, требующие одобрения со стороны государств-членов. ЮНЕСКО проводит свою работу в соответствии с программой и бюджетом, утверждаемыми сессией Генеральной конференции на двухлетний период. Перспективные задачи ЮНЕСКО устанавливаются среднесрочными планами, утверждаемыми Генеральной конференцией на шестилетний период.
Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в периоды между сессиями Генеральной конференции. Председателем Исполнительного Совета был Х. Уинтер (Ямайка, с ноября 1974 г.). Исполнительный Совет состоит из представителей 51 государства-члена, избираемых на 4 года на основе справедливого географического распределения: каждая из пяти избирательных (региональных) групп имеет определенное число мест, а выдвижение кандидатур от конкретных стран определяется, как правило, внутри самих избирательных групп. Места в Совете распределены следующим образом: I группа (страны Западной Европы, Северной Америки и Израиль) - 10 мест; II группа (страны Восточной Европы) - 4 места; III группа (страны Латинской Америки и Карибского бассейна) - 9 мест; IV группа (страны Азии и бассейна Тихого океана) - 8 мест; V группа (страны Африки и арабские государства) - 20 мест.
Генеральный директор ЮНЕСКО является, согласно Уставу Организации, главным должностным лицом. Генеральный директор назначается Генеральной конференцией сроком на шесть на лет, но может быть переизбран и на второй срок. Генеральный директор руководит административно-техническим органом ЮНЕСКО – Секретариатом, он назначает «на возможно более широкой географической основе» и с учетом профессиональных данных сотрудников персонала Секретариата. Служащие Секретариата являются международными чиновниками. В конкретных обстоятельствах между ЮНЕСКО и ООН могут заключаться специальные соглашения о создании совместных служб, о наборе общего персонала и об обмене персоналом (ст. IV Устава). Устав ЮНЕСКО требует, чтобы представителями назначались лица, компетентные в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний и обладающие необходимым опытом и авторитетом.
В рамках ЮНЕСКО создана Международная система научно-технической информации - ЮНИСИСТ.
Основная часть персонала ЮНЕСКО сосредоточена в ее штаб-квартире. Наиболее крупными подразделениями Секретариата ЮНЕСКО являются сектора, возглавляемые, как правило, заместителями Генерального директора. Действуют сектора: образования, естественных наук, общественных наук, культуры, коммуникации, сотрудничества и внешних связей, поддержки программы, общей администрации. В каждом из секторов имеется ряд функциональных подразделений (дирекции, отделы, бюро, службы и т.д.). Кроме того, два заместителя Генерального директора (по исследованиям и программированию; по кабинету Генерального директора) возглавляют ряд подразделений, ведающих административно-бюджетными, организационными, кадровыми вопросами. В ведении секторов находятся различные представительства, бюро и учреждения ЮНЕСКО, расположенные вне штаб-квартиры, на территории ряда государств-членов ЮНЕСКО согласно Уставу. Национальные комиссии по делам ЮНЕСКО действуют в 153 странах. В целях координации деятельности ЮНЕСКО и ее учреждений на местах действуют четыре региональных координатора: для Африки, для Латинской Америки и Карибского бассейна, для арабских стран, для стран Азии и бассейна Тихого океана. ЮНЕСКО имеет более 20 региональных бюро и центров, сотрудничает более чем с 570 международными неправительственными организациями.

§ 3. Финансирование деятельности организации

Генеральная конференция совместно с рабочей программой принимает подготовленный Генеральным директором и прошедший через Исполнительный совет проект двухгодичного бюджета. Она определяет и шкалу взносов в бюджет для отдельных государств-членов, которая ориентируется на ставку взноса в Организацию Объединенных Наций. Генеральная конференция утверждает проект программы, для различных служб Секретариата и предусмотренное для этого штатное расписание. Неиспользованные средства, которые в последние годы появились из-за неполного расходования резерва на случай колебаний валютных курсов, после финансового отчета либо возвращаются государствам-членам в соответствии с квотой взносов, либо записываются как аванс на будущее.
Регулярный бюджет ЮНЕСКО на 2010—2011 годы составил 653 млн долларов США, в то время как сумма внебюджетных ассигнований достигла 462 751 400 долларов. Основными государствами-донорами являются США (22 %), Япония (12,531 %), Германия (8,019 %), Великобритания (6,605 %), Франция (6,124 %). Наименьшую ставку взноса в 0,001% имеют 40 государств-членов, из которых большинство являются развивающимися странами. С 1986 года бюджет ЮНЕСКО реально снизился, а с начала 90-х годов остался на том же уровне.
Наряду со странами из регулярного бюджета, Организация располагает также и внебюджетными средствами, которые предназначены в первую очередь на оперативную деятельность ЮНЕСКО в государствах-членах. Эти денежные средства поступают от других учреждений системы ООН, от региональных банков развития и других региональных организаций, а также в форме добровольных взносов от отдельных государств-членов, например, в целевые фонды (funds-in-trust, fonds-en-depot), но также и от неправительственных организаций и даже от отдельных граждан. Данные по величине и назначении этих взносов предоставляются в качестве информации для Генеральной конференции. После того как в период с 1983 по 1987 годы эти средства сократились с 197 до 144 миллиона долларов США и потом слегка увеличились, в 1999 году сумма в 263 миллиона долларов США впервые свидетельствовала о значительном росте. При этом бросается в глаза, что доля фондов ООН заметно снизилась по сравнению с целевыми средствами на проекты технической помощи из других источников, включая целевые фонды. После вступления многочисленных государств «третьего мира», ставших независимыми в конце 50-х годов, и последующей за этим универсализацией Организации в ней изменился общеполитический климат: в центре внимания встали противоречия Север-Юг, накладываясь при этом на продолжающуюся до конца 80-х годов конфронтацию Восток-Запад. В своей работе в настоящее время ЮНЕСКО руководствоваться следующими принципами:
- прозрачность, ответственность, оценка по достигнутым результатам;
- более совершенная межсекторальная координация, междисциплинарный подход;
- более эффективное руководство персоналом;
- мобильность и ротация кадров;
- поощрение духа инициативы;
- продвижение женщин на руководящие должности;
- географически более справедливое распределение позиций внутри Секретариата, а также среди экспертов и консультантов.
Инструментами воплощения этих принципов станут:
- оптимизация высшего звена управления ЮНЕСКО;
- укрепление позиций ЮНЕСКО на местах;
- неукоснительное выполнение рекомендаций внешнего Аудитора;
- укрепление Службы внутреннего контроля;
- использование местных кадров, особенно в странах, где ЮНЕСКО еще не представлена.
Условно расходная часть бюджета ЮНЕСКО делится на 7 секторов: пять направлений деятельности организации, расходы на административный корпус (General Policy and Direction) и расходы на администрирование и выполнение программ (Program Execution and Administration). Распределение по этим секторам сильно различается для регулярного бюджета и внебюджетных средств.
Основной статьей расходов регулярного бюджета являются расходы на выполнение программ, которые составляют более трети всей суммы. Административные расходы составляют немногим более 5 % от всего регулярного бюджета. Среди направлений деятельности расходы распределены следующим образом: образование (17 %), естественные науки (10 %), социальные и гуманитарные науки (5 %), культура (8 %), коммуникации и информация (6 %).

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕСКО ПО СОХРАНЕНИЮ ВСЕМИРНОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

§ 1. Конвенция «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» 1972 года

В принятой в 1972 году Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия проявилась воля мирового сообщества к международному сотрудничеству, в котором впервые рядом были поставлены культурные и природные ценности.
Первоочередной задачей Конвенции ЮНЕСКО является:
а) определение всемирного статуса природных и культурных объектов во всех странах мира;
б) объединение всех наций и народностей в целях эффективного осу-ществления спасения и охраны культурных и природных памятников или представляющих интерес и ценность для всего человечества.
Конвенция о Всемирном наследии – это самая известная конвенция ЮНЕСКО в области культуры и защиты природных ценностей. До сего времени ее ратифицировали 164 страны, то есть свыше трех четвертей государств-членов ЮНЕСКО.
В основе Конвенции ЮНЕСКО лежит идея коэволюции культуры и природы. До недавнего времени эти два понятия противопоставлялись друг другу: культура символизировала мир человека, а природа рассматривалась как нечто противоположное культуре, как объект покорения, как предмет технических усилий человека. Однако природа и культура взаимно дополняют друг друга; культура оказывает мощное воздействие на эволюцию биосферы, в свою очередь развитие культуры обусловлено природными факторами. Подобно тому, как биосфера переходит в ноосферу (В.И. Вернадский), природа «становится» культурой. Это также означает: отношение человека к природе должно стать основным критерием развития культуры. Исполнено глубокого смысла то обстоятельство, что в одном Списке всемирного наследия представлены и культурные, и природные объекты, общезначимые для всего человечества.
Концепция Конвенции по Всемирному наследию имеет в своей основе идею, что договорившиеся государства совместно отвечают за всемирное наследие, отмеченное содружеством государств как имеющие чрезвычайную универсальную ценность. Эта концепция является новой в международном праве. Конвенция должна быть инструментом общей ответственности за это общее наследие. Государства, подписавшие ее, добровольно обязуются охранять и сохранять всемирное наследие для всего человечества в рамках своих границ, а также поддерживать другие государства в их усилиях по охране наследия. Но не только государства, а и отдельные граждане являются целевой группой Конвенции. Посредством общественной работы и образовательных программ с всемирным наследием и его сохранением должны знакомиться, прежде всего, молодые люди, так как наследие, о котором никто не знает, никто не будет охранять.
После вступления конвенции в силу в ноябре 1975 года постепенно стали формироваться претворяющие ее в жизнь структуры, привлекающие к сотрудничеству различные, уже существующие учреждения вне ЮНЕСКО.

§ 2. Основные положения по сохранению историко-культурного и природного наследия

Во второй главе Конвенции характеризуется национальная охрана и международная охрана культурного и природного наследия. Каждое государство-член Конвенции - признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается, прежде всего, на него. С этой целью оно стремится действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости, посредством международной помощи и сотрудничества, которыми оно может пользоваться, в частности, в финансовом, художественном, научном и техническом отношениях.
Государства, подписавшие Конвенцию, по возможности, должны обеспечить более эффективную охрану и сохранение, и более активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории: а) проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования; б) учреждать, если они еще не созданы, на своей территории одну или несколько служб по охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия, располагающих соответствующим персоналом и средствами, позволяющими выполнять возложенные на них задачи; в) развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие его культурному и природному наследию; г) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия; д) содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров подготовки в области охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия, а также поощрять научные исследования в этой области.
В третьей главе характеризуется деятельность межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия. Здесь определено количество членов комитета, порядок их выбора и цели комитета. Комитет состоит из 21 государств-сторон Конвенции, избираемых государствами-сторонами Конвенции, собирающимися на Генеральную ассамблею во время очередных сессий Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Выборы членов Комитета должны обеспечивать справедливое представительство различных районов и культур мира.
На основе перечней, представляемых государствами, Комитет состав-ляет, обновляет и публикует под названием «Список всемирного наследия», список ценностей культурного и природного наследия, имеют выдающуюся универсальную ценность в соответствии с установленными ими критериями. Обновленный список рассылается не реже одного раза в два года. Внесение ценностей в Список всемирного наследия не может быть произведено без согласия заинтересованного государства-участника. Комитет составляет, обновляет и публикует список ценностей, фигурирующих в Списке всемирного наследия, для спасения которых требуются значительные работы, и для которых в рамках Конвенции была запрошена помощь. В этом списке указывается примерная стоимость операций. В этот список могут включаться только ценности культурного и природного наследия, которым угрожают серьезные и конкретные опасности, как например, угроза исчезновения вследствие про-грессирующего разрушения, проекты проведения крупных общественных или частных работ, быстрое развитие городов и туризма, разрушение в связи с изменением предназначения или права собственности на землю, серьезные повреждения вследствие неустановленной причины, заброшенность по каким-либо причинам, стихийные бедствия и катаклизмы, опасность вооруженных конфликтов, большие пожары, землетрясения, оползни, вулканические извержения, изменение уровня вод, наводнения, приливы. В случае чрезвычайных обстоятельств Комитет может в любое время включить в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, новую ценность и немедленно сообщить об этом. Комитет определяет критерии, на основе которых ценность культурного или природного наследия может быть включена в оба списка.
Решения Комитета принимаются большинством двух третей присутствующих и участвующих в голосовании членов. Кворум составляет большинство членов Комитета. Комитету Всемирного наследия помогает Секретариат, назначаемый Генеральным директором Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

§ 3. Список Всемирного наследия

По состоянию на 2013 год в Списке всемирного наследия — 981 объ-ект, из которых 759 являются культурными, 193 — природными и 29 — смешанными из 160 стран. К сентябрю 2012 года конвенцию ратифицировали 190 стран-участниц.
Для того чтобы сделать известными и защитить объекты, которые яв-ляются уникальными в своем рода, а также из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально существовали только критерии для объектов культурного наследия – этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления равновесия появились четыре природных критерия. И, наконец, в 2005 году, обе группы критериев были сведены воедино, и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своем описании хотя бы один из них.
Культурологические критерии:
1. Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения
2. Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человече-ских ценностей в данный период времени или в определенном культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
3. Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
4. Объект является выдающимся примером конструкции, архитектур-ного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
5. Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.
6. Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность (по мнению комитета ЮНЕСКО, этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо еще критерием или критериями).
Природные критерии:
1. Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.
2. Объект является выдающимся образцом главных этапов истории земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.
3. Объект является выдающимся образцом происходящих экологиче-ских или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресно-водных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сооб-ществ.
4. Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.
По данным на 2012 год, Россия представлена в Списке всемирного наследия двадцатью пятью объектами:
1) Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (культурные критерии: 1, 2, 4, 6; год включения в Список: 1990).
2) Архитектурный ансамбль Кижского погоста (культурные критерии: 1, 4, 5; год включения в Список: 1990).
3) Московский Кремль и Красная площадь (культурные критерии: 1, 2, 4, 6; год включения в Список: 1990).
4) Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей (культурные критерии: 2, 4, 6; год включения в Список: 1992).
5) Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» (культурный критерий: 4; год включения в Список: 1992).
6) Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (культурные критерии: 1,2, 4; год включения в Список: 1992).
7) Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (культурные критерии: 2, 4; год включения в Список: 1993).
8) Церковь Вознесения в Коломенском, Москва (культурные критерии: 2; год включения в Список: 1994).
9) Девственные леса Коми (природные критерии: 7, 9; год включения в Список: 1995).
10) Вулканы Камчатки (природные критерии: 7, 8, 9, 10; год включения в Список: 1996, 2001).
11) Озеро Байкал (природные критерии: 7, 8, 9, 10; год включения в Список: 1996).
12) «Золотые горы Алтая» (природные критерии: 10; год включения в Список: 1998).
13) Западный Кавказ (природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 1999).
14) Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (культур-ные критерии: 2, 3, 4; год включения в Список: 2000).
15) Куршская коса (трансграничный объект; культурные критерии: 5; год включения в Список: 2000).
16) Ансамбль Ферапонтова монастыря (культурные критерии: 1, 4; год включения в Список: 2000).
17) Центральный Сихотэ-Алинь (природные критерии: 10; год включения в Список: 2001).
18) Убсунурская котловина (трансграничный объект; природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 2003).
19) Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (культурные критерии: 3, 4; год включения в Список: 2003).
20) Ансамбль Новодевичьего монастыря, Москва (культурные крите-рии: 1, 4, 6; год включения в Список: 2004).
21) Природный комплекс заповедника Остров Врангеля (природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 2004).
22) Исторический центр Ярославля (культурные критерии: 2, 6; год включения в Список: 2005).
23) Геодезическая дуга Струве (трансграничный объект; культурные критерии: 2, 4, 6; год включения в Список: 2005).
24) Плато Путорана (культурные критерии 7, 9; год включения в Список: 2010).
25) Ленские столбы (культурный критерий 8; год включения в Список: 2012).
Таким образом, включение памятника в список Всемирного наследия означает, что этот памятник автоматически попадает под защиту ЮНЕСКО. Россия в списке представлена большим списком памятников истории и культуры, что ставит ее в один ряд со странами с выдающимся культурным и природным потенциалом.

III. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

§ 1. Особенности развития отечественной науки и образования

Россия активно участвует в деятельности ЮНЕСКО в сфере образования, реализуя многие ее положения по развитию науки и образования. Первоначально проанализируем общую стратегию образования.
Основы действующей стратегии ЮНЕСКО по вопросам образования (вплоть до 2015 г.) заложены на Всемирном форуме по образованию в Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 года, принявшем документ «Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств», в котором государства подтвердили намерение добиться реализации стратегии «Образования для всех» к 2015 г. и заявили о своей приверженности достижению следующих целей:
1. Расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за малолетними детьми и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей.
2. Обеспечение к 2015 г. обязательного бесплатного высококачественного начального образования для детей из неблагополучной среды и из этнических меньшинств.
3. Обеспечение образовательных потребностей молодежи и взрослых на основе равного доступа к соответствующим программам обучения и приобретения жизненных навыков.
4. Повышение к 2015 г. на 50% уровня грамотности взрослых, особенно женщин, и предоставление всем взрослым равного доступа к базовому и непрерывному образованию.
5. Ликвидация к 2015 г. гендерных различий в начальном и среднем образовании и достижение к 2015 г. равенства полов в области образования с особым вниманием предоставлению девочкам полного и равного доступа к высококачественному базовому образованию.
6. Повышение качества образования во всех его аспектах и обеспечение хорошей успеваемости для всех с тем, чтобы каждый мог достичь признан-ных и поддающихся оценке результатов обучения, особенно в отношении грамотности и важнейших жизненных навыков.
Основной задачей провозглашено достижение целей образования для всех на всех уровнях на протяжении всей жизни. Образование рассматривается как основа для реализации потенциала личности, важный фактор в борьбе с нищетой и обеспечении устойчивого развития.
Подчеркивается необходимость обновления среднего образования, реформирования технического и профессионального образования. В области высшего образования основные цели состоят в том, чтобы расширить доступ, повысить качество, содействовать разработке учебных программ. Особое внимание будет уделяться вопросу воздействия глобализации на высшее образование.
Эта стратегия имеет важное значение для России. ЮНЕСКО будет содействовать повышению качества образования и обновлению системы образования. Усилия будут направлены на обеспечение того, чтобы образование соответствовало реальным потребностям, как отдельных людей, так и общества.
На 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая прошла 25 октября - 10 ноября 2011 г. в Париже, страны-члены ЮНЕСКО договорились об активизации соответствующих усилий на страновом, региональном и международном уровнях для осуществления задач глобальной Программы «Образование для всех» (ОДВ) в максимальной степени, поскольку не все страны-члены смогут выполнить цели ОДВ к 2015 году, осуществление которой ЮНЕСКО координирует на международном уровне в рамках связанной с образованием цели Декларации тысячелетия.
На основе стратегии взаимодействия России и ЮНЕСКО постоянно происходит обмен передовым опытом. Международное бюро просвещения (МБП) раз в четыре года проводит Международные конференции по образованию на уровне министров.
В университетах и научных учреждениях России действуют 37 международных кафедр ЮНЕСКО, ставших составной частью всемирного межуниверситетского сотрудничества.
Кафедрами ЮНЕСКО открыто более 200 филиалов и отделений в различных городах России. Эта программа в свою очередь играет важную роль для России. Международные сети межуниверситетского сотрудничества и кафедры ЮНЕСКО представляют собой важное и динамично развивающееся направление вовлечения российских образовательных учреждений в мировую инфраструктуру и рынок образовательных услуг. Сеть ЮНЕВОК, созданная в 1992г., объединяет центры в 136 странах и пропагандирует передовую практику в области профессионально-технического образования и подготовки. Содействует обмену опытом в этой сфере, а также облегчает доступ к базам данных и информации.
При Международном центре обучающих систем создана сеть отделе-ний по профессионально-техническому образованию в ряде городов России. Программа предоставляет возможность получения международного опыта в сфере реформирования системы профессионально-технического образования. В связи с актуальностью проблемы профессиональной переподготовки и переориентации молодежи проект ЮНЕВОК приобретает особое значение.

§ 2. Работа по сохранению национального наследия

ЮНЕСКО создала всеобъемлющую систему сохранения всемирного наследия. Список всемирного наследия ЮНЕСКО формируется с 1972 года как составной элемент Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. В 1997г. при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО создан Российский национальный комитет всемирного наследия.
Деятельность по охране природных и культурных объектов из Списка ЮНЕСКО поддерживается Фондом всемирного наследия, средства которого образуются из взносов государств-членов.
В 1997г. при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО создан Российский национальный комитет всемирного наследия.
В октябре 2001 г. на 13-й сессии Генеральной ассамблеи государств-сторон Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж) Россия была впервые избрана в состав Комитета всемирного наследия.
Программы ЮНЕСКО по сохранению всемирного природного и культурного наследия обеспечивают Россию новейшими технологиями и консультативной помощью в области реставрации культурно-исторических памятников, эффективными международными рамками и нормативной базой для управления и поддержания в надлежащем состоянии накопленного веками и данного природой достояния россиян. Пока не востребован в полной мере, но ждет своего часа опыт развития культурного туризма, ставшего во многих странах одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Для многонациональной России эта программа может стать и одним из действенных средств сохранения культурного многообразия народов, населяющих нашу страну.
Рекомендации ЮНЕСКО сыграли важную роль в формировании нового законодательства России о культурном наследии. Различные аспекты применения Конвенции рассматриваются на конференциях и семинарах, которые регулярно проводятся (2—3 раза в год) в России на базе территориальных управлений Министерства культуры по сохранению культурных ценностей в российских регионах с участием представителей местных органов культуры и охраны памятников, правоохранительных и таможенных органов, экспертов, искусствоведов и антикваров. Вопросы, связанные с принятием мер, предусмотренных Конвенцией, периодически рассматриваются на заседаниях Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России).
Так же ЮНЕСКО оказывает государствам-членам поддержку в деле сохранения и популяризации нематериального культурного наследия, уделяя особое внимание укреплению в общественном сознании необходимости сохранения этого наследия для передачи будущим поколениям. В первый список 19 устных и нематериальных шедевров человечества, провозглашенный в мае 2001 г., занесена российская кандидатура—забайкальский Культурный центр «Семейские» Тарбагатайского района Бурятии.
В октябре 2003 г. при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО создан Российский комитет по сохранению нематериального культурного наследия.
На сегодняшний день ЮНЕСКО оказывает содействие и помощь в проектах по сохранению объектов культурного наследия «ЮНЕСКО – Большой театр», «ЮНЕСКО – Эрмитаж», «ЮНЕСКО – Российская государственная библиотека» (РГБ), «Память России», которая осуществляется в рамках Международной программы «Память мира».
В целях активизации совместных усилий, направленных на укрепление сотрудничества в области сохранения и защиты культурного наследия России, Правительство Российской Федерации и ЮНЕСКО заключили 13 мая 1999 г. Соглашение об условиях выполнения проектов, осуществляемых в России при содействии ЮНЕСКО. Соглашением предусматривается беспошлинный ввоз на территорию Российской Федерации оборудования и материалов, безвозмездно предоставляемых ЮНЕСКО за счет добровольных финансовых пожертвований в рамках проектов, осуществляемых Организацией в России.
Конвенции используются при создании российских нормативных ак-тов, устанавливают международно признанные рамки защиты культурного и природного наследия, статуса творческих работников, авторского права.
Россия участвует в работе Международного консультативного комитета программы «Память мира».
Для координации работы по программам ЮНЕСКО в области культуры созданы следующие комитеты:
- Российский комитет Международного совета музеев—ИКОМ России;
- Российский Комитет Международного совета по вопросам памятни-ков и достопримечательных мест—ИКОМОС России;
- Российский национальный комитет по всемирному наследию.
- Российский национальный комитет по программе ЮНЕСКО «Память мира».
Таким образом, благодаря сотрудничеству России с ЮНЕСКО, российские природные и культурные памятники получили более стройную систему сохранения и использования.

IV. ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25.06.2002 N 73-ФЗ «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

§ 1. Арбитражная практика

№ Судебный акт Требование, касающееся предмета мониторинга
1 Решение арбитражного суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2012 г.по делу № А38-5278/2011 о взыскании ущерба в сумме 583 315 рублей, при-чиненного объекту культурного наследия - памят-нику археологии «Территория г. Царево-Кокшайска»
2 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2012 г. по делу №А56-27969/2011 о взыскании 51 580 423,21 руб. в размере стоимости спасательных археологических полевых работ
3 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.02.2011 г. по делу № А10-1940/2010 о взыскании в пользу Республики Бурятия 2 833 294 рублей 32 копеек, составляющих стоимость мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия «Смешанный могильник «Нижний Бургалтай»
4 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ 10 ноября 2011 г. № 6773/11 по делу № А10-1940/2010 о взыскании в пользу Республики Бурятия 2 833 294 рублей 32 копеек, составляющих стоимость мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия «Смешанный могильник «Нижний Бургалтай»
5 Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 сентября 2011г. по делу № А40-62230/11-105-535 об обязании ответчика возместить стоимость рес-таврационно-восстановительных работ по приведе-нию объекта культурного наследия «Городская усадьба В.Ф. Колесникова-Саргиных - М.Е. Шапа-тиной, кон. 18в. нач. 20в. главный дом с торговыми помещениями, кон. 18в., 1900-е-1910г.г.» в перво-начальное состояние в размере 36 500 000 р.
6 Постановление Девятого ар-битражного апелляционного суда от 23 ноября 2011г. по де-лу № А40-62230/11-105-535 об обязании ответчика возместить стоимость рес-таврационно-восстановительных работ по приведе-нию объекта культурного наследия «Городская усадьба В.Ф. Колесникова-Саргиных - М.Е. Шапа-тиной, кон. 18в. нач. 20в. главный дом с торговыми помещениями, кон. 18в., 1900-е-1910г.г.» в перво-начальное состояние в размере 36 500 000 р.
7 Постановление Федерального арбитражного суда Московско-го округа 24 февраля 2012 года по делу № А40-62230/11-105-535 об обязании ответчика возместить стоимость рес-таврационно-восстановительных работ по приведе-нию объекта культурного наследия «Городская усадьба В.Ф. Колесникова-Саргиных - М.Е. Шапа-тиной, кон. 18в. нач. 20в. главный дом с торговыми помещениями, кон. 18в., 1900-е-1910г.г.» в перво-начальное состояние в размере 36 500 000 р.
8 Решение Арбитражного суда Калужской области от 03 ок-тября 2011 года по делу № А23-2764/2011 об обязании произвести реставрационные работы по полному восстановлению конструктивных эле-ментов выявленного объекта культурного наследия
9 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2011 года по делу № А32-6680/2008-39/132 о взыскании с администрации и муниципального учреждения «Управление архитектуры и градо-строительства Темрюкского района» (учреждение) 22 014 839 рублей 04 копеек ущерба, причиненного памятнику археологии «Городище Голубицкое»
10 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июля 2011 года по делу № А32-6680/2008-39/132 о взыскании с администрации и муниципального учреждения «Управление архитектуры и градо-строительства Темрюкского района» (учреждение) 22 014 839 рублей 04 копеек ущерба, причиненного памятнику археологии «Городище Голубицкое»
11 Постановление Второго арбит-ражного апелляционного суда от 04 февраля 2011 года по де-лу № А82-5075/2010-47 о взыскании с ответчиков в солидарном порядке 2 418 402 руб. материального ущерба, причиненного объекту археологического наследия «Городище»
12 Постановление Восемнадцато-го арбитражного апелляцион-ного суда от 28 марта 2011 года N 18АП-889/2011 по делу № А34-2061/2010 о взыскании 309 680 руб. убытков, составляющих расходы, которые должен понести собственник для проведения работ по восстановлению здания - па-мятника архитектуры, объекта культурного насле-дия - «Здание Союза Сибирских маслодельных ар-телей»
13 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского от 26 апреля 2010 года по делу № А19-452/09 Об обязании ответчика обеспечить проведение ра-бот по восстановлению элементов фасада памятни-ка
14 Постановление Девятого ар-битражного апелляционного суда от 03 августа 2010 года по делу № А40-37276/10-55-324 заявлением о взыскании с ООО «Корпорация Ин-жтрансстрой» 10 049 683,22 руб. ущерба, причи-ненного памятникам археологии «курганная группа № 4» и «курганная группа № 5», а также 1 115 121,90 руб. в пользу бюджета Краснодарского края для проведения охранно-спасательных мероприятий
15 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июля 2008 года по делу № А31-1842/2007-14 о взыскании 284 370 рублей 44 копеек ущерба, при-чиненного государству в виде уничтожения объекта археологического наследия
16 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2011 г. N15АП-8107/2011 по делу N А53-24684/2010 о взыскании неустойки в связи с ненадлежащим ис-полнением обязательств по муниципальному кон-тракту N 453 от 30.12.2009 г. в размере 126 790,22 руб. и убытков в размере 1 337 408 руб.
17 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 авгу-ста 2011 г. по делу N А32-31326/2010
о признании недействительным предписания Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 22.10.2010 N 22.10.10, согласно которому обществу предписано в срок до 01.12.2010 разработать и согласовать проект воссоздания и воссоздать в первоначальном виде утраченное здание лечебного корпуса – памятника градостроительства и архитектуры
18 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжско-го округа от 31.05.2011 по делу N А12-20290/2010 о признании недействительным предписания территориального управления Росохранкультуры, возлагающего на ответчика обязанность принять меры к выполнению работ по сохранению объекта археологического наследия

§ 2. Практика судов общей юрисдикции

№ Судебный акт Требование, касающееся предмета монито-ринга
1 Кассационное определение Судеб-ной коллегии по гражданским де-лам Тверского областного суда по делу № 33-506 о взыскании ... рублей ... копеек в возмещение ущерба, причиненного объекту археологическо-го наследия
2 Заочное решение Кировского рай-онного суда г. Астрахани от 05 сентября 2011 года о восстановлении объекта культурного насле-дия, взыскании штрафа
3 Решение Волжского районного су-да г. Саратова от 20 января 2012 года обязать ответчика разработать комплекс меро-приятий по укреплению торцевой стены здания- объекта культурного наследия, привести зе-мельный участок в пригодное для использова-ние состояние путем засыпки котлована
4 Решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 15 ноября 2011 года о взыскании стоимости мероприятий по сохра-нению памятника археологии - «Кулларское по-селение» в размере 24969166 руб. 54 коп.
5 Заочное решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29 июня 2011 года по делу № 2 - 1610/2011 об обязании провести работы по консервации (ремонт кровли, закрытие дверных и оконных проемов, материалами, исключающими попада-ние атмосферных осадков) выявленного объекта культурного наследия с привлечением организа-ции, имеющей лицензию на осуществление ука-занных работ, до начала эксплуатации данного объекта, обязании заключить с Комитетом по охране культурного наследия Саратовской об-ласти охранное обязательство
6 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 сентября 2010 года об обязании ответчика произвести работы по восстановлению облика здания путем демонта-жа самовольной пристройки
7 Решение Ессентукского городско-го суда Ставропольского края от09 декабря 2010 года обязать Афанасову А.Г. восстановить памятник истории и культуры (объект культурного насле-дия) регионального значения «Дом И.А.Косова с магазином Универсального торгового дома «Братья Косовы и К» и гостиницей «Донские номера», постройка 1904 г.» в его охранной зоне
8 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда на решение Се-лижаровского районного суда Тверской области от 07 мая 2010 года о взыскании ущерба, причиненного выявленно-му объекту археологического наследия
9 Решение Заволжского районного суда города Твери от 20 мая 2011 года по делу № 2 - 2023/2011
о признании незаконным решения Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, которым возложено обязательство оплатить ущерб, причиненный объекту археологического наследия
10 Решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 06 июня 2011 года по делу № 2-1062/11 обязать ответчика с привлечением юридическо-го лица или индивидуального предпринимателя, имеющих лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), восстановить в первоначальном виде историческую облицовку камина на втором этаже общего коридора в жилом доме
11 Решение Свердловского районного суда города Костромы от 25 ноября 2010 года по делу № 33-164
обязать ответчика провести работы по восста-новлению исторического облика здания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге можно сделать выводы: работа, проводимая ЮНЕСКО по популяризации культурного наследия носит положительный аспект. Проекты и мероприятия ЮНЕСКО, как в мире, так и в России несут в себе гигантский потенциал для развития культурного наследия в целом. Связь правительства нашей страны и этой международной организации, их взаимовыгодные отношения дают надежду на то, что многие памятники культуры, находящиеся сейчас в удрученном состоянии, не исчезнут навсегда с лица земли, а заново возродятся, и будут радовать своей красотой и величием не одно поколение.
Более четкими стали очертания приоритетов и задач нашего государства в культурной сфере. Информационная политика в области культуры, интеллектуального развития граждан тесно взаимосвязаны с популяризацией в СМИ вечных ценностей, шедевров отечественной и мировой культуры. На сегодняшний день популяризация мирового культурного наследия начинает играть ключевую роль в социально-экономической и культурной жизни общества. Посредством корпоративных сетей и информационных систем координируется работа различных государственных структур и ведомств. Большое внимание уделяется гуманитарному и культурному сотрудничеству России с авторитетным международным институтом ЮНЕСКО. Наблюдается усиление внимания этой влиятельной организации к проблемам культурного и социального строительства в России. Развиваются обмены и контакты в сфере культуры, информации и образования на международном уровне. Возрастает потребность информационного обмена в сфере культуры с государствами, на территории которых проживают россияне и находятся русские памятники, а также со странами, являющимися исторической родиной для национальных меньшинств, проживающих в России.
Деятельность ЮНЕСКО широкомасштабна и всеобъемлюща.
Конвенция о Всемирном наследии – это самая известная конвенция ЮНЕСКО в области культуры и защиты природных ценностей. До сего времени ее ратифицировали 190 стран, то есть свыше трех четвертей государств-членов ЮНЕСКО. Концепция Конвенции по всемирному наследию имеет в своей основе идею, что договорившиеся государства совместно отвечают за всемирное наследие, отмеченное содружеством государств как имеющие чрезвычайную универсальную ценность. Эта концепция является новой в международном праве. Конвенция должна быть инструментом общей ответственности за это общее наследие. Государства, подписавшие ее, добровольно обязуются охранять и сохранять всемирное наследие для всего человечества в рамках своих границ, а также поддерживать другие государства в их усилиях по охране наследия. Но не только государства, а и отдельные граждане являются целевой группой Конвенции. Посредством общественной работы и образовательных программ с всемирным наследием и его сохранением должны знакомиться, прежде всего, молодые люди, так как наследие, о котором никто не знает, никто не будет охранять. После вступления Конвенции в силу в ноябре 1975 года постепенно стали формироваться претворяющие ее в жизнь структуры, привлекающие к сотрудничеству различные, уже существующие учреждения вне ЮНЕСКО.
Культурное и природное наследие России активно вовлекаются в ми-ровое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций. Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия – сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного на-следия – Париж, 1972 г.
2. Конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 г. // Сайт правозащитного центра Всемирного русского народного собора [Электронный ресурс]. – URL: >3. Всемирное культурное и природное наследие в образовании: Учебное пособие (пер. с англ. Алексеев С. В., Баграмова Н. В., Бычкова В. Н., Грибенник Д. В. и др.; под общ. ред. Соломина В. П.). Серия: Всемирное наследие – М., 2011.
4. Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей – М.: Международные отношения, 2009.
5. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ. П.М. Кудюкина/Под общей редакцией канд. полит. наук Б. Ю. Кагарлицкого – СПб: «Университетская книга», 2012.
6. Веденин Ю. А. Культурное и природное наследие России – М.: Наука, 2012.
7. Великанов Ю. С. Сохранение наследия России – СПб: Северо-Западный НИИ наследия, 2013.
8. Всемирное культурное и природное наследие в образовании. Учебное пособие – СПБ: Союз, 2011.
9. Петрова И. А., Кибасова Г. П., Назаров А. А. Культурно-историческое наследие: современные трактовки понятия – Волгоград: Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания» №4, 2010.
10. Максаковский В. П. Всемирное культурное наследие:
Научно-популярное справочное издание – М.: Логос, 2012.
11. Международные нормативные акты ЮНЕСКО – М.: Право, 2011.
12. Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост. И. Д. Никулин – М.: Логос, 2009.
13. Организация Объединенных Наций: основные факты – М.: Весь Мир, 2012.
14. Охрана и использование памятников культуры: сборник нормативных актов и положений – М., 2013.
15. Полякова М. А. Охрана культурного наследия России – М., 2005.
16. Резолюции 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО – Париж, 2011.
17. Джесси Рассел, Рональд Кон: ЮНЕСКО, 2012.
18. Сайт Экспертного центра «Наследие» [Электронный ресурс]. – URL: >19.
20.



Подать заявку на покупку Курсовик по Междун. отношениям

Ваше предложение по стоимости за работу: