Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом творчество французского художника конца ХIХ века Поля Гогена

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 26.1.2014. Сдан: 2012. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение…………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. эпоха и биография……………………………………………...9
1.1 Париж! Париж… ……………………………………………………….10
1.2 Вы, не бывали на Таити?……………………………………………….15

Глава 2. символ символизма………………………………………….17
2.1 Программные манифесты символизма - "Тракта о слове"
Рене Гиля и "Манифест" Жана Мореаса, Поль варлен, стефан Маларме…………………………………………………………………19
2.2 Символ символизма и символизм символа…………………………...34

ГЛАВА 3. о творчестве, НЕмного……………………………………….46
3.1 Живописная система П.Гогена………………………………………...46
3.2 Плоскостность, монументальность, обобщенность………………….48


Заключение…………………………………………………………………...56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...59


Введение

Целью данной дипломной работы является творчество французского художника конца ХIХ века Поля Гогена. В процессе достижения этой цели необходимо решить ряд задач: ввоссоздать целостную картину мира эпохи в которой жил Гоген, систематизировать и дать оценку художественным течениям и направлениям в культуре XX века в частности авангардизма и символизма, показать генезис становления и взаимодействия традиционных и авангардистских методов изображения реальности, проанализировать взаимодействие и взаимопереход живописной системы П.Гогена от импрессионизма в экспрессионизм. Для этого необходимо понять психологию личности Гогена, возможно затронув морально-нравственные стороны сознания художника, которые вступали в противоречие с социальными канонами. А так же указать роль и значение культуры XIX века в системе прошлых эпох.
Актуализация дипломной заключается в том, что перешагнув календарный рубеж XXI века, мы обязаны представить целостную картину европейской культуры прошедшего и предыдущего столетия, систематизировать и каталогизировать основные художественные направления исторической эпохи. В истории художественной культуры существует определенная закономерность относительно периодов рубежа веков. Наработки авангарда ныне активно используются строителями новой (за неимением пока иного термина) "художественной культуры" в основном по следующим направлениям:
1. в создании на основе новейших научно-технических достижений и синтеза элементов многих традиционных искусств эстетически организованной среды обитания человека;
2. в организации супертехнизированных шоу;
3. в конструировании глобального электронного (видео- компью-терно-лазерного) аналога художественной культуры, основу которого, в частности, составит полное погружение реципиента в виртуальные реальности. На этом этапе изобразительное искусство характеризуется, как правило, повышенным интересом к онтологической проблематике. Квинтэссенцию этой проблематики лаконично сформулировал в 1898 г. Поль Гоген, назвав одну из своих картин «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». Именно этот философский тернер вопросов можно считать магистральным в духовных исканиях французских символистов эпохи fin de siecle.
Сегодня все общество озабочено вопросами охраны окружа­ющей среды, апологическими проблемами. Художник создает и охраняет современную эстетическую среду. Oнa должна быть чистой, что­бы в ней легко дышалось настоящему искусству. Чтобы худо­жественный процесс шел пусть сложно, драматично, но на вы­соком, определяемом не амбициями и громкостью голоса, а действительным вкладом художника в культуру.
Стремясь передать ощущение первозданной природы, ко­торая сама является художником и где все живое - про­изведение искусства, Гоген мыслит себя только орудием природы.
В своей живописи он намеренно отворачивается от всех темных сторон окружающей действительности, он стара­ется не допустить их и в свою книгу «Ноа Ноа», ибо цель ее - донести до читателя радость бытия и аромат таитян­ской природы. Художника интересует только «чистая живо­пись», только солнце, сгустившееся в сочных красках пей­зажа и проникшее сквозь кожу человека в плоть и кровь, только открывшиеся его глазам пластические формы, поэ­зия простых житейских занятий маорийцев, их гармоничес­кие позы и жесты. И лишь этот мир переносит Гоген в сбои полотна, дополняя увиденное тем, что он прочел в книге Меренхута о мифологии, о ритуальных обрядах и веровани­ях, отражавших наивное мироощущение полинезийцев, ко­торое в известной мере повлияло на его эстетическую кон­цепцию.
Многих писателей привлекала, и до сих пор привлекает, судьба этого художника. Знаменита книга Сомерсета Моэма “Луна и грош”, знаменит и ее герой Чарльз Стрикленд - человек, образ которого прочно сросся в общем, понимании с образом Гогена. Книга Моэма бессмертна, бессмертен и миф, созданный на ее страницах. Стрикленд - неординарная личность. Внезапно, в сорок лет, в середине своей благообразной жизни, он ощущает вдруг бешеный порыв к творчеству. Он бросает семью и посвящает себя живописи. Он не любит больше ни жену, ни детей, он любит только искусство. Он отвергает жизнь. Он одержим, он безумен. Дьявол вселился в него. Вселенная пуста и бессмысленна, смысл имеет только то, что он делает, только его поиск истины. И он познает ее. На далеком южном острове, умирая от мучительной проказы, слепой и беспомощный, он расписывает стены своей хижины великими, гениальными картинами, а потом приказывает своей верной женщине-таитянке сжечь все, потому что человеку, познавшему тайны бытия земная слава ни к чему. Красивая история, но многие поверили в нее как в реальность. А был ли таким Гоген?
Ирвинг Стоун в своей книге о Ван Гоге “Жажда жизни” уже совсем по другому рисует образ художника. Он делит книгу на части и одна из этих частей называется “Париж”. Тулуз Лотрек, Анри Руссо, Ван Гог, Гоген - все они встречаются в этой части. Все они художники. Все они не признаны. Веселый, немного циничный, но жизнерадостный Гоген Ирвинга Стоуна совсем не похож на мрачного молчуна Чарльза Стрикленда. Он постоянно разыгрывает несчастного и наивного Анри Руссо, подсовывая ему любовные записочки, писанные, якобы, от лица некой дамы, жаждущей встречи. Ходит вместе с Лотреком по улицам специально противопоставляя свой огромный рост и силу его уродству. Часто, громко и заразительно хохочет, а потом уезжает на Таити и остается там навсегда. Это сильный, смелый и одинокий человек.
Поль Гоген был и таким, каким описал его Моэм и таким, каким нарисовал Стоун, и не был ни тем, ни другим одновременно. Поль Гоген был живым человеком.
У знаменитого немецкого писателя Томаса Манна есть замечательный рассказ “Тонио Крегер”. Рассказ о судьбе художника. О вечном противостоянии жизни и искусства и об их нераздельности. Борьба и поиск - таков удел художника. Таков был удел Поля Гогена.
Необычна судьба Гогена, этого бунтаря, преобладающей чертой которого современники называли “аристократическую надменность”. Только нерушимая вера в свой талант и призвание, твердое убеждение, что он - великий художник, позволили Гогену выстоять и с неистребимым оптимизмом поступать наперекор всем устоявшимся мнениям. В сорок лет, после десятилетия любительских занятий живописью, Гоген прерывает свою долгую карьеру биржевого маклера и пытается прокормить жену и пятерых детей заработками свободного художника. После необычайно суровой зимы 1885-1886 года в Париже, когда ему еле удалось выжить, перебиваясь на жалкие гроши, заработанные расклейкой афиш, Гоген приходит к решению- уехать как можно дальше сначала от Парижа, а затем и от Европы. В 1891 году он уезжает на Таити. Почему Таити, почему именно Восток? Актуальность работы это также диалог культур Запада и Востока является на сегодняшний день актуальной проблемой социально-философского и культурно-исторического познания. Опыт культурного диалога, его исторический возраст соотносится с возрастом человека и первых форм его социального бытия. Каждая историческая эпоха по-своему определяла характер и степень социальной значимости культурного взаимодействия.
В связи с постановкой проблемы в Гогеновском творчестве Запад-Восток? Сегодня, на рубеже веков и тысячелетий актуальность данной проблемы возросла и настолько, что ее решение напрямую связано с ответом на вопрос о перспективах культурного развития человечества в целом. И здесь и тогда складывается стиль Гогена, который он сам называл синтетическим, определяется его неповторимая живописная манера: монументальная ясность композиции и простота линейного контура, подчеркнутая обобщенность форм и орнаментальная декоративность цветовых сочетаний, плоскостность цветового пятна и блеск чистых и ярких красок передают скорее мысль художника, нежели реальность окружающего мира.
Хотя и признавая творчество мастеров классической Гре­ции прекрасным, Гоген считает, что оно привело в дальней­шем к величайшим ошибкам, избавиться от которых евро­пейское искусство может только путем обращения к Восто­ку, то есть к искусству, развивавшемуся вне европейских традиций и построенному на принципиально иных основах. «...Восток - великая мысль, начертанная золотыми письме­нами на всех произведениях их искусства, это стоит изу­чать, и мне кажется, я обрету там новую закалку. Запад прогнил в настоящее время, но все, что есть в нем мощного, может, как Антей, обрести новые силы, прикоснувшись к земле Востока...» - пишет Гоген в 1889 г.
Структура работы традиционна, первая глава «Эпоха и биография», так как творчество художника неотделимо от эпохи, а рассматривать творчество вне биографии невозможно. Творчество Гогена в основном можно разделить на три этапа:
1. Эпоха импрессионизма, 1874-1888 гг.
2. Период синтетического стиля, 1888-1895 гг.
3. Вершина творчества, 1895-1903 гг.
Еще не выяснено, когда он начал заниматься рисованием и живописью - до женитьбы или после нее - что не без­различно с точки зрения его биографии, но во всяком случае, довольно поздно. Он был начинающим в обществе более моло­дых товарищей. До 1883-го года он был «воскресным худож­ником», когда в возрасте 35-ти лет целиком отдался своему призванию и, как известно, оставшиеся недолгие 20 лет по­святил искусству.
Когда Гоген отправился жить и писать картины на Таити, его современники едва ли могли рассматривать этот шаг как проявление подвижничества или поступок, достойный восхищения. Во-первых, Гоген был мало кому известен, а во-вторых, стремление уйти от цивилизованного европейского мира, найти идеалы духовного обновления в древней чужой культуре было еще непонятным, не вызывало сочувствия и интереса. Только наше столетие, принесшее жестокие войны и грозящее экологическими катастрофами, заставило не одиночек, а массы людей искать духовного спасения в красоте нетронутой природы, в мудрых заветах древних религий и мифов. Только сейчас мы можем понять, что Гогена-человека влекла не экзотика, а мудрая простота жизни "отсталых" полинезийцев.
По новому взглянуть на заимствования Гогена из художественного языка прошлых культур помогает растущий интерес к первобытному, "варварскому" искусству со стороны художников и коллекционеров 20-го столетия. Прежде упрекали в эклектичности художника, смешивавшего в одной картине позы, приемы изображения, почерпнутые из самых разных источников. Теперь, когда общим местом для изобразительного искусства стало копирование, цитирование, переиначивание известных образцов, пресловутая гогеновская неразборчивость стала представляться раскованностью, умением включить в свой художественный мир любые изобразительные ресурсы - от фотографий до резной ручки весла.
Стремясь утвердиться как художественная личность, поверить в собственную исключительность, Гоген вспоминал о своем латино- американском происхождении. Человек, чувствовавший себя наполовину индейцем, не мог не интересоваться произведениями, созданными его предками.
На Таити Гогена продолжают волновать те же важнейшие для художника экзистенциальные проблемы, что и раньше, - жизнь, смерть, рождение, грехопадение, но теперь они обретают опору в верованиях и самой жизни таитян.
С 1896 года Гоген начинает записывать свои размышления о религии и философии, а в живописи его они находят все более редкое воплощение.
Вторая глава «символ символизма» рассказывает об импрессионизме и излагает программные манифесты символизма - "Тракта о слове" Рене Гиля и "Манифест" Жана Мореаса, Поля Варлена, Стефана Маларме.
В 1886 году были опубликованы программные манифесты символизма - "Трактат о слове" Рене де Гиля и "Манифест" Жана Мореаса.
Символизм направление в искусстве, возникшее во французской живописи 60- х годов XIX века и достигшее особого распространения в 90- е гг. в литературе и изобразительном искусстве Франции и Германии. В России основной расцвет символизма наблюдался в начале ХХ века преимущественно в литературе и театре.
Нередко его рассматривают как синоним понятий "декаданс", "ар нуво" (модернизм) , чему способствует и общее время их бытования. Однако при внешнем сходстве этих явлений они существенно различаются по степени воздействия на культуру своего времени.
Декаданс следует воспринимать как состояние сознания, духовную среду, комплекс умонастроений, определенный взгляд на мир, образ жизни и стиль поведения. Вместе с тем настроения и идеи декаданса включались в символистскую живопись и поэзию. "Ар нуво" - завершение декаданса, реализация его в предметных формах - искусства. Другой пучиной трудности определения символизма как направления в живописи можно считать отсутствие четкого ядра, группы основоположников, выдвинувших определенную творческую программу.
Раньше всего идеи символизма были высказаны в литературе. Именно здесь зародился и развился особый художественный метод, теоретические положения которого в дальнейшем были спроецированы на другие искусства и воплотились в творчестве ряда живописцев, скульпторов, режиссеров, музыкантов:
Писатели, выступавшие в роли критиков, открывали новые имена, формировали параллельные направления в изобразительных искусствах, драматическом театре, музыке, апробировали принципы символизма на материале живописи.
Направление начало формироваться с семидесятых годов XIX века, когда было предложено новое понимание символа в изобразительном искусстве. Позже в рамках символизма новый тип иносказательной живописи создали представители группы "Наби" - Энсор в Бельгии, Мунк в Норвегии, Сегантини в Италии. Для их живописи характерно воплощение конкретных сюжетов в подчеркнуто условных формах. Не случайно многие находки группы "Наби" позже были использованы мастерами европейского авангарда.
Третья глава «О творчестве, немного» описывается живописная система П.Гогена.
На Таити, складывается его стиль, который он сам называл синтетическим, определяется его неповторимая живописная манера: монументальная ясность композиции и простота линейного контура, подчеркнутая обобщенность форм и орнаментальная декоративность цветовых сочетаний, плоскостность цветового пятна и блеск чистых и ярких красок передают скорее мысль художника, нежели реальность окружающего мира.
Художник сумел создать на своих полотнах поэтический мир гармонии человека и природы. Помимо живописи Гоген занимался скульптурой, графикой и керамикой. Он создал немало ваз, и все они, как нетрудно догадаться, были причудливой, с позволения сказать, формы.
Только нерушимая вера в свой талант и призвание, твердое убеждение, что он - великий художник, позволили Гогену выстоять и с неистребимым оптимизмом поступать наперекор всем устоявшимся мнениям.
Он умер отшельником, в то время как его искусство стало завоевывать признание. Начинающему знакомство с произведениями Гогена предстоит вступить в сложный и фантастический художественный мир мастера. Этот особый мир был странен для прошлого столетия, когда художники писали или религиозно-исторические сюжеты, или сцены реальной жизни. Но для нашего столетия, в котором многие крупные мастера, такие, как, к примеру, Пикассо или Шагал, создавали свою особую мифологию, творчество Гогена становиться более понятным, хотя еще и не во всем расшифрованным.



ГЛАВА 1. . эпоха и биография.

В июне 1848 года, в Париже, на улице Нотр-Дам-де-Лоретт родился мальчик, которого назвали Поль. Это был Поль Гоген. Ему суждено было стать одним из величайших и загадочных художников XIX века.
Свое короткое, но счастливое детство Гоген провел в Перу, в городе Лиме. Туда в 1849 году бежали его родители от волнений французской столицы. Этот солнечный город отложил отпечаток на всю жизнь художника. Скитаясь по миру, нищенствуя и безуспешно пытаясь заработать себе на жизнь живописью, Гоген искал именно этот рай, именно это счастье, которое ему довелось пережить в детстве - и не нашел его.
Пальмы, магнолии, ламы с “лебедиными шеями”, ястребы, сидящие на крышах домов, африканцы, азиаты, индейцы: разноцветные люди - все это было реальностью для маленького Поля. Эту реальность ему и пришлось покинуть в 1855 году. Что же, рая его лишили, так он найдет его сам. И малыш Поль становится матросом, поступает на торговое судно учеником лоцмана.
В молодости он служил в торговом флоте - плавал через Атлантику на парусных кораблях, лазал по вантам, висел над штормовым океаном на огромной раскачивающейся мачте. Гоген ушел в море простым матросом и дослужился до лейтенанта. Затем был боевой корвет “Жером Наполеон”, исследовательские плавания в северных морях и война с Пруссией.
Пять лет, посвятил Гоген океану и понял, что это была ошибка. Южная Америка, Патагония, Полинезия, Генуя, Лиссабон и даже Лондон - все эти страны и города оставались за бортом. Он мог сойти на берег, но не мог там остаться. Он был пленником океана и невзлюбил его за это. Постоянные скитания по многочисленным морям земного шара не приносили успокоения. Ни на йоту он не приблизился к своей мечте, к своему раю.
Через семь лет Поль Гоген был списан на берег. Берег, на который сошел Гоген, искрился всеми цветами радуги: ярко-зеленые листья пальм, блестящая, как расплавленная сталь, вода и разноцветные тропические плоды сливались в фантастическую ослепительную феерию, собственное полотно, легко, без усилий вошел в тот мир.
Уже тогда, будучи моряком, Поль рисовал в часы досуга. Тогда он не придавал этому особого значение, он делал это скорее от скуки, чтобы убить время.
В конце 60-х годов умерла Алина, мать Гогена. Юный моряк остается круглым сиротой, отец - Кловис Гоген - умер, когда художнику не было и двух лет. Старшая сестра Мария не испытывала особо нежных чувств к своему брату, поэтому единственными другом Гогена в то время была семья Ароза, и в частности сам Гюстав Ароза - близкий друг Алины. Он и устроил Поля на биржу.
Молчаливый, замкнутый юноша многим казался высокомерным и неприятным. Он не нашел друзей и единомышленников среди коллег. И теперь, облачившись в элегантный костюм и цилиндр, он не переставал мечтать о далеком экзотическом рае. Его серо-зеленые глаза под тяжелыми веками всегда были подернуты легкой поволокой, и смотрели как будто не прямо на собеседника, а куда-то сквозь него.

1.1 Париж! Париж…

Во второй половине XIX в. в Западной Европе культурным центром становится Франция, происходит утверждение буржуазной демократии, проявляются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жителей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов общественной эволюции и научного прогресса.
Резко возрос поток информации, что вызывает попытки создания глобальной информационной системы. Еще не было ни радио, ни телевидения, но электротелеграф уже приблизил удаленные точки земного шара, а растущие тиражи газет способствовали более широкому распространению информации.
Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Распределение и потребление искусства с середины XIX в. отличается, прежде всего, резко нарастающей демократизацией. Ведущее место заняла литература, развивается издательское дело, появляется масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.
Уже в предыдущую эпоху наметилось разграничение функций в творческой деятельности: помимо художников возник особый корпус посредников - издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т.д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. начинается массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.
Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. Преемником некоторых романтических традиций стало возникшее в Англии в 1842 г. «Братство прерафаэлитов» - общество поэтов и художников: поэт и живописец Д. П. Россети (1828-1882), поэтесса К. Россети (1830-1879), живописцы Дж. Э. Миллес (1842-1896) и Э. Берн-Джоне (1821-1878), художник, дизайнер, писатель У. Моррис (1834-1896). Неприятие современной цивилизации сочеталось у прерафаэлитов с идеализацией Средневековья и Раннего Возрождения, требованиями эстетизации жизни. Они стремились к возрождению «наивной религиозности» в искусстве. Идеи прерафаэлитов в дальнейшем во многом повлияли на развитие символизма в английской литературе (О. Уайльд), стиля модерн в изобразительном и декоративном искусстве.
Символизм. Как новое направление в искусстве символизм сложился в Европе в конце XIX- начале XX вв. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844-1896), Стефан Малларме (1842-1898), Артюр Рембо (1854-1891) и др. Л. Верлен (сборники стихов «Галантные празднества», «Романсы без слов», «Мудрость») ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность. Для творчества О. Малларме характерен усложненный синтаксис, инверсии, стремление к передаче «сверхчувственного». Это отчетливо прослеживается в драматических фрагментах «Иродиада» и сборнике «Стихотворения».
Одна из основных фигур французкой поэзии - А. Рембо, автор книг стихов и прозы «Сквозь ад» и «Озарения», проникнутых алогичностью, «разорванностью» мыслей, антибуржуазностью и пророческим пафосом: «Поэт сам делает себя восприимчивым - путем длительного, изнуряющего и тщательно продуманного расстройства всех чувств»
Символизм получил распространение и в других странах: в Германии - в творчестве Стефана Георге (1868-1933), в Австрии - Гуго Гофмансталя (1874-- 1923) и Райнера Марии Рильке (1875-1926), в Бельгии - Мориса Метерлинка (1862-1949), Жоржа Роденбаха (1855-1898). С. Георге отстаивал культ «чистого искусства» и его мессианской роли в сборниках «Седьмое кольцо», «Звезда союза». Он испытал влияние Ф. Ницше (сборник «Новое царство»). Символизмом проникнуты лирика и драматургия Г. Гофмансталя («Каждый человек») Ведущая тема творчества Рильке - стремление преодолеть одиночество через любовь к людям и слияние с природой. В его произведениях («Книга образов», «Часослов») сочетаются философская символика, музыкальность и пластичность. Роман-дневник «Заметки Мальте Лауридса Бригге» предвосхищает экзистенциалистическую прозу.
Протест против приземленности натурализма выражал М. Метерлинк в своей символистической поэтике. Он автор пьес «Сестра Беатриса», «Манна Ванна», «Синяя птица». Метерлинк - лауреат Нобелевской премии 1911 г. Творчество крупнейшего поэта-символиста Ж. Роденбаха, автора символистических романов «Мертвый Брюгге», «Звонарь», носит религиозно-мистический характер.
Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте. Здесь уже со всей определенностью проявились ведущие тенденции современного искусства - тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, мистицизм.
На деловом поприще во Франции Гоген действовал довольно успешно. Скупой на слова посредник умел убедить нерешительных биржевых спекулянтов, соблазнить их выгодной перспективой, выдать надежду за уверенность. Он не боялся рисковать, так как риск не стоил ему больших усилий: он не гнался за благосостоянием. Вечера биржевой маклер проводил в гостях у Ароза. С этого времени можно начинать отсчет в жизни Гогена-живописца.
В семье Ароза почти не говорили о финансовых делах. Гюстав Ароза и его брат Ашиль при первой возможности отвлечься от деловых забот возвращались к любимой теме - искусству, живописи. В доме Ароза было полно картин, он их коллекционировал. Вместе с дочерью Гюстава Маргаритой, которая хотела стать художницей, Гоген начал писать. Еще не видя цели, Поль действовал в слепую. Копировал великих мастеров. Любимого Коро.
Это было время расцвета импрессионизма во Франции. Все больше и больше поддаваясь магии красок, Гоген заражается яркой живописью импрессионистов. Он сводит знакомство с Писсаро и, на какое-то время Писсаро становится его ближайшим другом и учителем. Поклонник Мане и импрессионистической живописи, убежденный сторонник светлой палитры, он повторял Гогену, как прежде Сезанну, что писать надо только тремя основными цветами: красным, желтым и синим, и их непосредственными производными.
Гоген, уже успев обзавестись семьей, женой Меттой и очаровательным малышом Эмилем, во всем слушается своего наставника. Разрываясь между двумя жизнями: зарабатывая деньги честным трудом биржевого маклера, а вечерами предаваясь мечтам перед мольбертом с палитрой в руках, Гоген понимал, что дальше любителя ему не продвинуться. “Я бросил все. - Говорил ему Писсаро. - Искусство не терпит половинчатости.” Однако произнося такие возвышенные речи сам Писарро был совсем не против, если Поль покупал у него несколько работ. Гоген был единственным человеком, который позволял ему не умереть с голоду. Позже, поддавшись искусству, Гоген потеряет друга. Писсаро никогда не поймет, как можно писать под влиянием идеи, символа, сам он основывался всегда на одних ощущениях, это было “честным”, на его взгляд.
В конце 70-х дела на бирже шли успешно. Гоген богател и расходовал свои деньги не скупясь. Стены своего дома он увешал картинами. Писсаро, Ренуар, Дега, Сезанн, Моне - было у кого учиться. В это же время он покупает одну из картин Мане “Голландский пейзаж” и обращается к самому художнику, желая приобрести еще какое-нибудь произведение творца “Олимпии”. Мане пришел к Гогену в мастерскую и, возможно, тогда впервые увидел работы художника. Анри Перрюшо так описывает эту встречу в своей книге “Жизнь Гогена”. “- Очень хорошо! - Сказал Мане, прищелкнув языком, что выражало у него восхищение. - Что вы! - Возразил Гоген. - Я всего лишь любитель! - О нет! - Ответил Мане. - Любители - это те, кто пишут плохие картины.”
В 1871-1883 - биржевым маклером в Париже в 1870-е годы Гоген начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов, пользовался советами К.Писсаро.
С 1883 всецело посвятил себя искусству, что привело Гогена к нищете, разрыву с семьей, скитаниям. В 1886 он жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 - в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 вместе с В. ван Гогом работал в Арле, в 1889-1891 -в Ле-Пульдю (Бретань). Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам.
На выставке импрессионистов в 1881 году заметил его и Гюисманс. Его внимание привлек “Этюд обнаженной натуры”. “В этом году, - писал эстет-натуралист, - г-н Гоген представил произведение воистину самостоятельное... Эта плоть вопиет. Нет, это не та ровная, гладкая кожа, без пупырышков, пятнышек и пор, та кожа, которую все художники окунают в чан с розовой водицей и потом проглаживают горячим утюгом. Это красная от крови эпидерма, под которой трепещут нервные волокна... За долгие годы г-н Гоген первый попытался изобразить современную женщину... Ему это полностью удалось, и он создал бесстрашную, правдивую картину.”
Но хотел ли Гоген писать “правдивые картины”? Мечтатель, символист он все дальше и дальше удаляется от реализма. Даже импрессионисты кажутся ему слишком реалистичными. Он не хочет отражать видимое, за каждым предметом он ищет смысл. 1882 год ознаменован для Франции мощным финансовым кризисом, под ударом оказались тысячи людей. Для многих это был крах, но не для Гогена.
Теперь, наконец, он сможет посвятить свою жизнь живописи, теперь он не будет заниматься ею украдкой в свободное от работы время, ненавистной работы, которая все равно больше не приносит денег. Теперь он станет профессионалом. Январским вечером 1883 года, придя домой Гоген заявил жене, что уволился с работы, и что теперь он будет только художником.
Метта пришла в ужас, она подумала, что он сошел с ума. На то время у них было уже пять детей. И начались скитания.
8 лет, до того как уехать на Таити, Гоген пытался найти себя, найти место на планете, где можно было бы жить, творить и не мучаться постоянно поиском денег, не отвлекаться от своего искусства. Его жена уехала в Данию к родственникам, забрав с собой детей. Поль сначала тоже хотел обосноваться там вместе с семьей, но ничего из этого не вышло. Северный воздух не приносил ему удачи. Он вернулся в Париж, чтобы нищенствовать в одиночестве. Он не мог больше идти на компромисс, он полностью посвятил себя живописи. “На этой земле надо исполнять свой долг,” - часто говаривал Гоген. Позже Ван Гог напишет о нем: “Этот наш друг любит дать почувствовать, что хорошая картина равноценна хорошему поступку. Он не то чтобы прямо это говорит, но, в общем, трудно, имея с ним дело, не думать о какой-то моральной ответственности.” В Париже был так же Ван Гог, он хотел учиться новому. В это время Париж был центром и литературной, и музыкальной, и художественной жизни. Ван Гог открыл для себя мир импрессионизма, символизма, японского искусства и массу интереснейших вещей. Винсент подружился с Писсарро, Тулуз-Лотреком, Синьяком, Гогеном. Поль Гоген стал близким другом Винсенту Ван Гогу и вместо мрачных, тёмных тонов его работы наполнились светом. Он писал интерьеры кафе, пейзажи, портреты друзей, самого себя на отдыхе.
Панама, Мартиника, Бретань, Понт-Авен, Арль, наконец, - все эти остановки на пути Гогена наложили свой отпечаток на творчество художника. Вот произведения этого периода: “Борьба Иакова с ангелом” (в этой картине искусствоведы находят сильное влияние японской живописи, которой художник увлекался некоторое время) “Кафе в Арле”, “Желтый Христос”, “Прекрасная Анжела”, множество автопортретов. Он не был полностью одинок, все это время вокруг него были художники, “ученики”, какими он несомненно, их считал.
Молчаливый и замкнутый он умел проявлять власть, и даже деспотизм. Покоренные его талантом многие подчинялись его силе, начинали писать как он. Эмиль Бернар, Лаваль, де Хаан, С........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. М., 1973.
2. Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1994.
3. Русакова Р. Э. Дега. М., 1968.
4. Турчин В.В. Эпоха романтизма. М., 1978.
5. Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. М., 1972.
6. Чегодаев Д.Д. Импрессионисты. М., 1971.
7. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. М., 1962.
8. Тень деревьев: Стихи зарубежных поэтов в переводе И. Г. Эренбурга. - М. : Прогресс, 1969. - С. 88.
9. Аверинцев С.С Платон и его эпоха. М. , 1979.
10. Теория метафоры. М. , 1990.
11. Лосев А.Ф. Проблема символа в реалистическом искусстве. М. , 1976.
12. Фуко М. Слова и вещи. М. , 1976.
13. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М. , 1966.
14. Лосев А.Ф. Из ранних произведений.М., 1990.
15. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М. , 1983. Т. 1.
16. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. Л. ; М. , 1936.
17. Кант И. “...символическое есть.. . вид интуитивного”.
18. Косиков Г.К. Готье Т. Эмали и камеи. М. , 1989.
19. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М. , 1973.
20. Малларме С. Собрание стихотворений. М. , 1990.
21. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М. . 1959 Т. IV.
22. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М, 1973. Т. IV.
23. Шкловский В. Искусство как прием / / М. , 1984.
24. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М. , 1975.
25. ВеликовскийСВ.Скрещенье лучей.Групповой портрет с Полем Элюаром.М 1987.
26. Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. М. , 1989.
27. Зольгер К.В.Ф. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве. М 1978.
28. Гоген. Взгляд из России . М-Л 1990
29. Волошин М. Новые тенденции французского искусства М. 1996.
30. Барт Р. Драма, поэма, роман / Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М. , 1986.
31. Косикова Г.К. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни
32. Европейская живопись .Энциклопедический словарь. М. 1999.
33. Дмитриева Н. Изображение и слово М.1962.
34. Даниельсон Бенг Гоген в Полинезии М.1964.
35. Гоген. Взгляд из России. Альбом - каталог . М-Л 1990.
36. Французская живопись XIX века. Выставка картин из собра­ний музеев Франции. Путеводитель, М. 1956
37. Ван Гог. Письма Ван Гог, Винсент. Письма. Общ. ред., Ю.И.Кузнецова. Л.-М., 1966.
38. Волошин М. Устремления новой француз­ской живописи. Сезанн, Ван Гог, Гоген.- Золотое Руно, 1908, № 7-9 ГМНЗИ 1928
39. Государственный музеи нового западного искусства. Иллюстрированный каталог. М., 1928
40. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII начало XX века. Л., 1980
41. Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII- начала XX века (до 1917 года). М., 1984
42. Гумилев Н. Выставка нового русского искусства в Париже. Письмо из Парижа,- Весы, 1907, № 11
43. Даниельссон Б. Гоген в Полинезии. М., 1973
44. Кончаловский. Художественное наследие. М, 1964
45. Маковский С. Страницы художественной критики. СПб., 1913
46. Перрюшо А. Поль Гоген. М., 1979
47. Перцов П. Щукинское собрание француз­ской живописи. М., 1921
48. Пунин Н. Пути современного искусства - Аполлон, 1913, № 9
49. Ревалд, Джон. Импрессионизм, Л.- М., 1959
50. Ревалд, Джон. Постимпрессионизм. Л.- М„ 1962
51. Тугендхольд Я. Нагота во французском искусстве.-Аполлон,1910, № 11
52. Тугендхольд Я. Пейзаж во французской живописи.-Аполлон, 1911, № 7
53. Тугендхольд Я. О портрете.- Аполлон, 1912, № 8
54. Тугендхольд Я. Жизнь и творчество Поля Гогена М. 1998
55. Поль Гоген. Ноа Ноа. Путешествие на Таити. М., 1998
56. Тугендхольд Я.А. Из истории западно­европейского, русского и советского искус­ства. Сост. Т.П.Каждан. М., 1987
57. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1968.
58. Адан П. Избранные произведения. М. 1979.
59. Воллар А. Сезанн. СПб., 1991.
60. Герман М.Ю. А.Ватто. Л., 1984.
61. Дьяков Л.А. Эжен Делакруа. М., 1983.
62. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Л., 1988.
63. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.
64. Кантор А.М. Искусство XVIII века. М., 1976.
65. Кочик О.Я. Мир Гогена. М., 1991.
66. Марисина И.М. Россия - Франция, век XVIII. М., 1995.
67. Перрюшо А. Гоген Поль. М., 1986.
68. Перрюшо А. Эдуард Мане. М., 1976.
69. Проблема Просвещения в мировой литературе. Л., 1970.
70. Проблемы реализма. М., 1959.
71. Шпенглер О. "Закат Европы" М., 1997.
72. Рембо А. «Сквозь ад» и «Озарения» М., 1990
73. Стоун Ирвинг “Жажда жизни” М.,1979
74. Моэм Сомерсет “Луна и грош” М., 1977
75. Манн Томас “Тонио Крегер”. М. 1973
76. Noa-Noa. Revue Blanche, Paris, 1897.
77. Ed. do la Plume, Paris, 1901
78. Avant et apres. Paris, 1902
79. LAncien culte mahorie (1892). Paris. 1951
80. Racontars dun rapin (1902). Paris, 1951
81. «Natures mortes», Essais dart libre, 4 (janvier 1894), p. 273-275; вкл. в сб.: Essais dart libre, Geneva 1971
82. «Exposition de la Libre Esthetique», Essais dart libre, 5 (fevrier-avril 1894), p.30;
83. Essais dart libre, Geneva 1971
84. «Sous deux latitudes», Essais dart libre, 5 (mai 1894), p. 75-80; вкл. в сб.: Essais dart libre, Geneva 1971
85. «Lettre de Paul Gauguin», Journal des artistes, № 46 (18 novembre 1894)
86. Guerin Daniel (ed.), Oviri, Ecrits Sun sauva-ge, Paris 1974.
87. Kristeva J. La revolution du langage poetique. Р. , 1974.
88. Caradec F. Isidore Ducasse, comte de Lautreamont. Р. , 1970.
89. Lautreamont. Germain Nouveau. Oeuvres completes. Р. , 1970.
90. Васhеlard G. Lautreamont. Р. , 1963.
91. Noa-Noa. Revue Blanche, Paris, 1897. Ed. do la Plume, Paris, 1901
92. Avant et apres. Paris, 1902
93. LAncien culte mahorie (1892). Paris. 1951
94. Racontars dun rapin (1902). Paris, 1951
95. Cognial, Raymond: Gauguin, Paris and London, 1947
96. Malingue, Maurice: Paul Gauguin, le peintre et son ceuvre. Paris, 1948.
97. Cbasse, Charles : Gauguin et son temps. Paris, 1955
98. Gauguin journaliste a Tahiti & ses articles des Guepes, Paris 1966
99. Breton А. Preface Comte de Lautreamont. Isidore Ducasse. Oeuvres completes. P 1963.







Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.