На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 29.1.2014. Сдан: 2013. Страниц: 71. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение

Глава 1. Теоретические основы приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
1.1 Русская народная культура как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.
1.2 Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры как задача воспитания на современном этапе.
1.3 Формы, методы, условия и средства приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Глава 2. Экспериментальное изучение приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
2.1 Организация, методы и методики исследования.
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения уровня приобщенности детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
2.3 Методические рекомендации по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Заключение
Список использованной литературы
Приложения


ВВЕДЕНИЕ
В наше время на воспитание и формирование личности ребенка очень большое влияние оказывает культура стран ближнего и дальнего зарубежья. Уходят в прошлое некоторые известные праздники, появляются новые основанные на традициях и обычаях других стран. Среда, в которой растут дети, представляет собой набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, приводит к безразличию, невнимательности, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Забыты и не используются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки на современном языке.
Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому своей Родины. Сейчас русский народ знает очень поверхностно обычаи, нравы, традиции своей культуры.
Детство - период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми и поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества, благородство и чувство патриотизма к Родине.
Знакомство с родной культурой становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального. Данная проблема хорошо раскрыта в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С.Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С.Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др.
Приобщение к истокам русской народной культуры особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Такие ученые, как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества невозможно без знания традиций своего народа.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, которые прежде всего проявляются в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для знакомства с традициями своего народа, для начала целенаправленного приобщения дошкольников к русской народной культуре.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью дошкольников в приобщении к русской народной культуре на основе народных традиций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей старшего дошкольного возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы данной работы: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
Цель исследования - разработка эффективных рекомендаций по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Объект изучения - приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Предмет изучения - организация приобщения детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) к истокам русской народной культуры.
Гипотеза изучения - приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в условиях дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) будет эффективным, если:
- реализовано продуктивное взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель" в процессе приобщения детей к русской народной культуре;
- организован процесс ознакомления с родной культурой в комплексе занятий, свободной деятельности, игр;
- достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о традициях, русской народной культуре, развитие интереса к ним и реализация, имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи изучения:
1. Изучить проблему приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в психолого - педагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать русскую народную культуру как фактор развития личности ребенка.
3. Выделить и кратко охарактеризовать формы, методы, средства приобщения к истокам русской народной культуры.
4. Экспериментально изучить организацию приобщения к истокам русской народной культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
5. Разработать рекомендации по совершенствованию приобщения детей к истокам русской народной культуры на основе воспитания в национальных традициях.


Глава 1. Теоретические основы приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
1.1 Русская народная культура как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.
Русская народная культура, как и всякая другая, существует во времени и пространстве, и тем самым в развитии, в ходе которого разворачивается, обогащается и видоизменяется её содержание и облик, следовательно, обогащаются и русские традиции.
Корни русских традиций уходят в «толщу» славянского этноса. Начало первого тысячелетия до нашей эры следует считать, по мнению ученых, временем, когда славянские племена Среднего Поволжья начинают свое «историческое бытие». Отстаивают свою независимость; строят свои первые крепости; формируют отрасли хозяйства и на их основе создают систему жизнедеятельности; создают первичные формы славянского героического эпоса [35.]. Именно в те исторические далекие времена закладывались основы народных традиций. Постепенно, выделившись из общеславянского этноса, русские, взаимодействуя с другими народами, создали не только великое государство, но и великие традиции.
Прежде всего, особенности нашей культуры и традиций, как материальных, так и духовных, в огромной мере определяются природно-климатическими условиями жизни народа. К сожалению, значение этого, по сути определяющего фактора, явно недооценивалось не только в прошлом, но и в настоящее время. Между тем воздействие природно-климатического фактора настолько велико, что оно явно прослеживается не только в особенностях производства, способах и приемах труда, техники, но и в организации всей социальной жизни, духовном облике, национальном характере народа. Человека-хозяйственника нельзя отрывать от той физико-географической среды, где он действует.
В этих условиях и родилась специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни русского человека - община [56]. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в жизни русского человека огромную роль. Вся хозяйственная деятельность регламентировалась общиной, ибо земля принадлежала не отдельным людям, а всей общине - она делилась по числу душ на равные части. Каждый член общины наделялся равным земельным паем, который он не имел права ни продавать, ни закладывать. В общем пользовании общины находились луга, сенокосы, выгоны, лес. Отдельные виды работ (сенокос) осуществлялись «всем миром», полученные результаты разделялись по числу земляных частей.
В зависимости от природно-климатических, а затем и социально-экономических условий у русских формируются разные виды хозяйственной культуры земледелия. Таким образом, за более чем тысячелетнюю историю русские, взаимодействуя с другими народами, создали уникальную во многих отношения хозяйственную культуру [42].
Русский человек не только коллективно, сообща трудился и оборонял свою землю, но и сообща отдыхал, веселился [23]. Общественная жизнь крестьянина широко проявлялась в календарной обрядности, в совместных праздничных гуляниях и развлечениях. В жизни русского народа они всегда занимали особое место. В традиционной народной культуре праздник отнюдь не понимался как простое отдохновение от труда или узаконенное безделье. Он нёс в себе важные общественные функции (свободное и творческое общение с членами коллектива; самовыражение личности в различных досуговых формах; укрепление или подтверждение своего социального статуса; демонстрация способностей, талантов и даже нарядов; укрепление контактов с другими людьми и т. д.). В праздниках всегда были представлены нравственные, воспитательные, психологические, мировоззренческие, эстетические, зрелищно-художественные компоненты поведения личности и социума в целом. Здесь складывался и одновременно проявлялся характер русского народа как социально-культурный феномен.
В этнической культуре ведущее место всегда занимали народные промыслы и ремесла. В современных условиях, когда промышленное производство, основанное на массовом применении машин и поточных линий, тотально обеспечивает потребности общества, сфера пользования предметами ручного и кустарного производства существенно изменилась, последние в значительной мере утратили свою утилитарную функцию и превратились в предметы декоративно-прикладного искусства. И тем не менее они по-прежнему выступают важнейшими феноменами этнической принадлежности и выражают специфику содержания и стилевые особенности традиций того или иного народа [26].
Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта. К ней относятся традиции (обряды, обычаи, верования), это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной русской народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого русского народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в дошкольном учреждении надо приобщать к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России [27,39].
Феномен русской народной культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой культуры. Её историческим субъектом (творцом и носителем) выступает русский народ - один из наиболее крупных, развитых и богатых в творческом отношении этносов мира. Народ, по словам Данилевского Н.Я. [19], достиг политической самостоятельности и сохранил её - условие, без которого, как свидетельствует история, цивилизация никогда не начиналась и не существовала, а поэтому вероятно, и не может начаться и существовать. Народ как единое целое - основная питательная, животворящая социальная среда и благодатная почва для формирования всех достижений русской национальной культуры: интеллектуальной мысли; художественного творчества; нравственности; этики; народной медицины и педагогики, и, следовательно, почва для рождения и расцвета любых талантов. И чем насыщеннее эта почва духовными богатствами отечественных традиций, проверенных и отобранных временем, тем прекраснее и неповторимее плоды нашей великой культуры.
Наша страна - поистине неиссякаемый родник народного творчества, воплотившегося в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, одно лишь Подмосковье, сколько здесь уникального создал русский народный талант. Это - федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву.
Русская народная культура выступает по отношению к исторической жизни народа нашей страны как «вторая природа», которую он создает, творит и в которой живет как социализированная совокупность людей, иначе говоря, культура есть величайшая ценность, среда и способ духовной преемственности и тем самым - содержательной деятельности в бесконечном поступательном развитии русского народа.
Русская народная культура как «вторая природа» это:
- материальные и духовные ценности русского народа, созданные им в ходе своей длительной истории;
- способ жизнедеятельности и мироустройства русских людей;
- своеобразие жизни русского народа в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальных условиях;
- религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении;
- совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций русского народа;
- способности, потребности, знания, умения, социальные чувства, мировоззрение русского народа.
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. К основным аспектам содержания русской народной культуры можно отнести мировоззрение русского народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовая деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.
Следует отметить, что как любое другое общественное явление, русская народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить:
- неразрывную связь с природой, со средой обитания;
- открытость, воспитательный характер народной культуры России;
- способность к контакту с культурой других народов;
- самобытность;
- наличие целенаправленного эмоционального заряда;
- сохранение элементов языческой и православной культуры.
Система обычаев традиций русского народа - это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему русский народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Большинство этнографов и фольклористов отмечают, что традиция - сеть система связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры, ведь культура традиционная составляет основу культуры народной.
Народный костюм (одежда) - яркий и наиболее массовый вид художественного творчества русского народа. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определить национальную (этническую) принадлежность любого человека. Русских по косоворотке и кафтану, сарафану; украинцы носили расшитые рубахи с разрезом посреди груди; белорусы - жилетки, надетые поверх полотняной сорочки; жителей Северного Кавказа узнавали по черкеске или бешмету; узбеков - по тюбетейке и традиционному халату, подпоясанному квадратным платком и т.д. Словом, костюм - это визитная карточка человека определенной национальности, выражение традиций и культуры [18,21].
В последнее время мы на многое начали смотреть по- новому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с русской народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Какие праздники отмечали наши предки? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Приобщение детей к истокам русской народной культуре основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом становления личности.
Заложенные в русской народной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Воспитательная роль русской народной культуры и прежде всего - культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества [27].
Следование канонам русской народной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли русского народа в мировой цивилизации.
Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала русской народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях. Сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия русской народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.
Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений [12]:
1. Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Наши предки понимали праздники как период священного таинства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии. Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимное переплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности. Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает основные фазы в его жизни. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной [25,49]. Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа - фольклора [5].
3. Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда. Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т.п.). В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Детский фольклор представлен в различных песнях календарно-земледельческого круга. Например, колядки, щедровки, веснянки, купальские песни; а также различные заклички (дождю, радуге, солнцу), большое количество считалок, множество игр (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «прятки», «салки», «волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте [2]. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая - что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни [11].
4. Русское народное искусство. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь русского народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей [12].
5. Русские народные игры. С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер [42].
1.2 Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры как задача воспитания.
В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания закономерен интерес к освоению культурного пространства как корневой системе, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро встал вопрос необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентации, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала человека.
Дошкольное учреждение с учетом реализации собственной образовательной программы обеспечивает приобщение к общекультурным, национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры, т.е. приобщает к истокам русской народной культуры. Значение слова «Приобщение» по Ефремовой (приобщать - знакомить с чем-л., посвящать во что-л. // устар. Удостаивать чего-л). ( p19579.html) В связи с этим появляется необходимость учета личностных особенностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), позволяющих индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) по данному направлению [1-2;26-27; 48-49].
Культура как основа образовательной стратегии предусматривает многообразие подходов. Круг проблем достаточно широк. Одной из наиболее значимых среди них является региональная культура (В.Л. Козлова, С.П. Литенкова, А.А. Сергунин); ее можно рассматривать как модель жизни, как объект культурного пространства, в которое с рождения включен человек, живущий на данной территории (А.Н. Быстрова, В.Л. Каганский, И.Я. Мурзина).
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, дают возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей своего народа, а также других народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.
Наиболее актуальным представляется вопрос о приобщении ребенка к истокам русской народной культуры уже в дошкольном возрасте, т.к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику позна........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.