На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик особенности диагностической и консультационной работы неблагополучной семьей, в социально-педагогическом центре.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 2.2.2014. Сдан: 2013. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...
1 Теоретические аспекты социальной работы с неблагополучной семьей ………….
1.1 Социальные проблемы неблагополучной семьи ……………………………….
1.2 Социально - педагогический центр как субъект социальной работы …………
2 Оопыт решения проблем неблагополучных семей в УО «Буда-Кошелевский государственный социально-педагогический центр»…………………………………………
2.1 Социальная диагностика семьи.…………………………………………………
2.2 Работа социально-педагогической службы в УО «Буда-Кошелевский государственный социально-педагогический центр»................................................................
Заключение ………………………………………………………….................................
Список использованных источников…………………………........................................
Приложение…………………………………………………………………......................
4 7 7 12 18 18 23 33 36 38


Введение
В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурного развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
В настоящее время в социальной работе произошел резкий переворот к изучению семьи. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является.
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов.
Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи внесли: С.В. Дармодехин (государственная семейная политика), А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), JI.A. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), B.JL Ружже (типология семейных групп), Г. А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А.Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н.В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т.Ж. Гурко (молодая семья), Э.К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), И.С. Кон (сексуальное поведение), Е.М. Черняк (социология семьи), Т.В. Шеляг, А.Н. Семиков, И.А. Солодовникова (объект социальной работы), З.А. Янкова (городская семья) и др.
Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся вне брака. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. С каждым годом увеличивается количество гражданских браков, где лидирующее положение занимают молодые пары.
Однако специфические социальные проблемы семьи заставляют нас сегодня говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы. Но проблема построения технологий социальной работы с семьей усугубляется тем, что, как правило, члены современной белорусской семьи являются не добровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в семейной среде еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особое внимание на конструирование социальной работы.
Среди важнейших актуальных проблем стоит вопрос о социально­правовой защищенности семей, находящихся в социально опасном положении. Основной закон - Кодекс о браке и семье. Он устанавливает порядок и условия заключения брака, закрепляет права и обязанности членов семьи, регулирует личные имущественные и неимущественные отношения, возникающие в связи с усыновлением (удочерением), опекой и попечительством, порядок и условия прекращения брака, признания его недействительным, другие семейные отношения.
Современное состояние общества определило социальные проблемы семьи. Именно поэтому одной из задач современного общества и государства является построение теоретических моделей технологий социальной работы с семьей в социально-педагогическом центре на основе синтеза социологических подходов к изучению.
Таким образом, в связи с актуальностью указанной проблематики, была определена тема работы «Технологии социальной работы с семьей в социально­педагогическом центре».
Цель работы: показать особенности диагностической и консультационной работы неблагополучной семьей, в социально-педагогическом центре.
Объект исследования - неблагополучные семьи.
Предмет исследования - процесс социальной помощи и поддержки неблагополучных семьей.
Методы исследования: изучение на теоретическом уровне источников по избранной тематике, анализ и синтез полученной информации.
Эмпирически - наблюдение, беседа, методика «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкого.
Задачи работы:
1. Ознакомиться с основными социальными проблемами семей.
2. Изучить деятельность социально-педагогического центра как субъекта социальной работы.
3. Рассмотреть нормативно-правовые основы социальной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
4. Рассмотреть социальную диагностику семьи, находящейся в социально опасном положении.
5. Рассмотреть социальное консультирование в социально­педагогическом центре.
6. Показать работу социально-педагогической службы - социально­педагогического центра.
Теоретическая и практическая значимость: рекомендации, разработанные для родителей, помогают устранить такие нарушения семейного воспитания, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение.
Социальная работа с семьей, находящейся в социально опасном положении, в социально-педагогическом центре будут использоваться успешно:
• при своевременном выявлении таких семей и проведении первичной диагностики;
• при оказании квалифицированной консультационной помощи и поддержке.
Методы исследования: изучение на теоретическом уровне источников по избранной тематике, анализ и синтез полученной информации.
Эмпирически - наблюдение, беседа, методика «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкого.


1 Теоретические аспекты социальной работы с неблагополучной семьей
1.1 Социальные проблемы неблагополучной семьи
Семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, - сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию.
В семье находят отражения все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы - направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным женщинам, военнослужащим. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.
Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда функций, разделяя их с другими социальными институтами, в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, под которыми понимают сферу жизнедеятельности семьи, непосредственно связанную с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет, а их выполнение имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Ряд функций вытекают из требований общества к семье как социальному институту.
Функции семьи имеют исторический характер, однако содержание их претерпевает определенные изменения. Наиболее значимыми функциями семьи являются:
Репродуктивная (генеративная) функция. Обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было не малочисленнее предыдущего.
Функция первичной социализации - постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.
Воспитательная функция. Состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и контроль в этой сфере, кроме того удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.
Персоналитарная функция. Означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей.
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция заключается в обеспечении биологического существования семьи (пища, одежда и т.д.). Семья - это и основная хозяйственная ячейка общества.
Гедонистическая (сексуальная) функция. Связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также естественно как потребность в еде, жилище и т.д.
Фелицитологическая функция. Характеризуется созданием условий счастья, гармонии, взаимопонимания в семье.
Эмоциональная (рекреационная и психотерапевтическая) функция - получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Статистика свидетельствует: семейные люди живут дольше на 4 года, болеют реже.
Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов семьи носит прежде всего профилактический характер.
Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье [22, с.246].
Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Продолжается расслоение общества на бедных и богатых, многие семьи имеют низкий уровень материального обеспечения. Количество разводов остается достаточно высоким. Имеет место снижение активности репродуктивного поведения семьи, при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака. Так, удельный вес детей, родившихся вне брака, вырос с 8,5 % в 1990 г. до 24 % в 2004 г. почти 19 тыс. младенцев родились в 2006 году у одиноких матерей и женщин, состоявших в так называемом «гражданском» браке. Растет число детей, родившихся у несовершеннолетних матерей. В 2005 г. у девочек в возрасте 14-17 лет родилось 1567 детей.
Доля неполных семей достигает более 10% по стране; обострилась проблема детской инвалидности: около 29 тыс. детей-инвалидов нуждаются в материальной и психологической помощи; растет алкоголизм и наркомания; более 32 тыс. детей остались без родительской опеки и попечения, причем 90% из них являются социальными сиротами.
В течение 2010-2012 годов число заключенных браков увеличилось на 17,4%. С 2010 по 2012гг. количество разводов уменьшилось с 4,3 до 3 на 1000 населения, но, начиная с 2011 г. вновь наметилась тенденция роста, составив в 2012 г. - 3,3 развода на 1000 населения.
Количество абортов почти в полтора раза больше количества рождений. При этом отмечается тенденция роста последних в возрастной группе 15-19 лет. Согласно исследованию, проведенному в 20 развитых странах мира, по количеству беременностей на 1000 девушек этого возраста Беларусь занимает третье место. Большинство их них оказываются абортом.
Уменьшается прочность брачно-семейных отношений; снижается рождаемость; растет количество неполных семей и внебрачной рождаемости; ослабление роли семьи в социализации молодого поколения; наблюдаются низкие показатели здоровья.
Этот теоретический вопрос актуализируется все более усиливающейся нестабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Нестабильность семейного образа жизни выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов, проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару.
Еще один признак нестабильности семейного образа жизни - убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортным стилем жизни в настоящее время появляется значительное количество людей, которые находят удовольствие в таком образе жизни [22, с.249].
Анализ положения семей в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. Объективные тенденции развития семьи влияют на разработку, утверждение и поведение в жизни семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный комплекс мероприятий.
Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально- бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».
Социально-экономические проблемы.
К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.
Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по- прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в ней.
Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними детьми.
Социально-бытовые проблемы.
К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям.
Социально-психологические проблемы.
Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждения в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.
Как показывает анализ реальной практики центров психолого­педагогической помощи населению, решение проблем социально­психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:
1) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;
2) социально-правовая работа и социальная педагогика.
Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Проблемы стабильности современной семьи.
Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.
Проблемы семейного воспитания.
В данной группе проблемы семьи могут рассматривать состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.
Проблемы неблагополучных семей.
Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально- экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально­психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.
Основные социальные проблемы семьи и ее потребности в профессиональной помощи обусловлены ее типом.
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях являются в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход.
Многодетные семьи имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе [22, с.250].
Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производства - реабилитационной системы, основанной, прежде всего на труде инвалидов, ограничении трудоспособности и адаптационной способности [22, с.252].
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанны с инвалидностью [22, с.253].
Полная малодетная семья, находится в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи (невыплата заработной планы, безработица). Разрушение стабильного социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей, иногда могут привести к асоциальным реакциям [22, с.254].
Используя технологии стабилизации семейных отношений, специалист социальной работы должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная работа будет неэффективной.
Таким образом, проработав, и проанализировав материал по проблеме условий и причин возникновения социальных проблем семей следует отметить, что в числе разнообразных социальных факторов, обуславливающих генезис асоциального поведения и возникновения социальных проблем, можно выделить такие как:
1. Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия всех членов семьи между собой и с ближайшим окружением.
2. Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного воспитания.
3. Социальный фактор, определяющийся социальными и социально- экономическими условиями существования общества.
1.2 Социально - педагогический центр как субъект социальной работы
В последние десятилетия значительно усиливается роль образовательного и воспитательного учреждения в решении насущных жизненных проблем семьи. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются семьи, сталкивается с целой массой неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает, происходит усиление социальной функции государственных учреждений, назначаются на роль социального работника, происходит утверждение нормативно-правовой и финансовой базы для их деятельности, возникает система подготовки и повышения квалификации специалистов. JI.C. Нагавкина и др. констатируют тот факт, что на пути профессионального самоопределения социального работника масса препятствий, а значит и множество проблем. При это........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.