На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ПРОБЛЕМЫ стрессоустойчивости военнослужащих и факторы, ее определяющие

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 04.02.2014. Страниц: 78+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………. ……………….5
Глава 1. обзор литературы по проблемам стресса и
адаптации.
1.1. Основные понятия и проблемы…………………………….9
1.2. Стресс, адаптация и физическое здоровье ………………..15
1.3. Стресс военнослужащих …………………………………….19
1.4. Сохранение и повышение стрессоустойчивости личности…21
1.5. Проблемы агрессивности …………………………………….28
1.6. Проблема агрессивного поведения военнослужащих………..31
1.7. Выводы к главе 1………………………………………………..33
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Характеристика испытуемых…….…………………………….36
2.2. Характеристика методов исследования ……………………….39
2.3. Результаты исследований ……………………………………….41
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. Анализ результатов по использованным методикам..………….63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….......................................................…………………..68
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................………………………. 78
Приложения………………………………………………………………82

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость,
здоровье физическое, психологическое и социальное,
адаптационный потенциал, агрессивность, враждебность.

Введение

Интенсивное изучение стресса в различных формах его проявлений является одним из доминирующих направлений психологических исследований в течение последних нескольких десятилетий. Отвечая на актуальные запросы современной социальной практики, эти исследования охватывают широкий круг проблем, связанных с поиском методов и средств преодоления негативного влияния факторов повышенной напряженности на физическое и психическое здоровье человека, сохранность его продуктивной деятельности и поведения, полноценное развитие личности и реализацию внутреннего потенциала.
Проблема стресса и стрессоустойчивости личности представляет большой практический интерес и является объектом пристального внимания самых различных специалистов: врачей, физиологов, психологов, социологов и др. (Ананьев Б.Г., 2001; Апанасенко Г.Л., Попова Л.А., 2000; Васильева О.С., Филатов Ф.Р., 2001; Ильин Е.П., 2001; Китаев-Смык А.А., 1983; Черепанова Е.М., 1997 и т. д.).
Вместе с тем эта проблема изучена недостаточно, о чем свидетельствует немногочисленность исследований, конкретно посвященных изучению стрессоустойчивости. Можно назвать работы таких авторов, как В.Л. Марищук (2001), А.А. Реан, А.А. Баранов (1997, 1998). Л.М. Аболин (1973); Апчел В.Я., Цыган В.Н. (1999); П.Б. Зильберман (1973). Работ, посвященных взаимосвязям между стрессоустойчивостью и агрессивностью личности чрезвычайно мало (Левитов Н.Д., 1972; Шляхтина О.И., 1997).
Исследования стрессоустойчивости обычно затрагивают вопросы: как поведет себя тот или иной индивид в экстремальных условиях, каковы пути повышения психической устойчивости человека в эмотивной ситуации, как сохранить здоровье и работоспособность и др.
Проблема стрессоустойчивости имеет прямое отношение к вопросам профессио­нальной адаптации личности в напряженных условиях деятельности.
Актуальность исследований стрессоустойчивости военнослужащих и способов ее формирования обусловлена требованиями к состоянию физического и психического здоровья солдат и офицеров, деятельность которых характеризуется высоким уровнем стрессогенности, значительными нервно-психическими и физическими нагрузками.
Служба в вооруженных силах связана с ношением огнестрельного оружия, постоянным психоэмоциональным напряжением даже в условиях мирного времени, не говоря уже о том, что в "горячем" Южном регионе нередко возникают экстремальные стрессогенные ситуации, в которых необходимо проявлять мужество и выносливость.
У военнослужащих нередки такие негативные явления, как психосоматические заболевания, межличностные конфликты, дезадаптивные типы поведения, посттравматические стрессовые расстройства, алкоголизация, снижение эффективности деятельности в экстремальных ситуациях, которые прямо или косвенно связаны с психологическими особенностями личности и низким уровнем профессиональной пригодности к деятельности в экстремальных условиях. [8. С. 169].
Своевременное и полное преодоление стрессов обеспечивает, наряду с другими факторами, эффективность деятельности военнослужащих.
В связи со значимостью темы, в работе поставлена проблема определения стрессоустойчивости военнослужащих и выявления факторов, определяющих способность противостоять стрессам и преодолевать стрессовые состояния.
Объектом исследования является психоэмоциональная и психофизиологическая сфера личности.
Предмет исследования – адаптационные возможности, показатели стрессоустойчивости и агрессивности.

Цель нашего исследования: на основании комплексного психологического и соматического обследования изучить особенности стрессоустойчивости военнослужащих и выделить факторы, ее определяющие.
Задачи:
- Теоретико-методологический анализ проблемы стрессовых состояний;
- Выявление сущности стрессоустойчивости личности по данным современной литературы;
Выделение особенностей формирования и развития способности противостоять стрессу в условиях службы в вооруженных силах,
Изучение психологических и психофизиологических детерминант стрессоустойчивости и адаптированности у военнослужащих срочной и контрактной службы,
Анализ полученных характеристик,
Формулирование выводов и практических рекомендаций.
Задачи, выдвинутые в исследовании, решались при помощи следующих методов:
1. Изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Методы опроса и анкетирования.
3. Методы тестирования.
4. Методы клинико-физиологического исследования.
В исследовании принимали участие 2 группы военнослужащих – срочной и контрактной службы. Всего 31 человек мужского пола.
Гипотеза: эффективная адаптация к условиям военной службы зависит от состояния психоэмоциональной сферы, показателей стрессоустойчивости, адаптационных возможностей организма и срока службы.
Новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязей стрессоустойчивости и адаптивных возможностей организма, агрессивности и стрессоустойчивости военнослужащих срочной и контрактной службы для целей организации психологической поддержки и психокоррекционной работы.
Условия обычной военной службы в современной армии с этих позиций не анализировались, также как и различия в стрессоустойчивости солдат и офицеров срочной и контрактной службы.
Практическая значимость работы заключается в возможности на основе результатов исследования проводить диагностику и осуществлять психопрофилактику и оказывать психологическую помощь военнослужащим в случае нарушений в эмоциональной сфере.

Глава 1. обзор литературы по проблемам стресса и
адаптации

1.1. Основные понятия и проблемы

«Стресс есть неспецифический ответ организма на субъективно значимый раздражитель» - это научное определение стресса дал канадский ученый Г. Селье (1960) и он же ввел в научный оборот понятие "стресс жизни", под которым подразумевал психологическое состояние человека, возникающее под влиянием ситуаций, обусловленных издержками цивилизации (урбанизации, возрастающего темпа повседневной жизни, загрязнения окружающей среды и т.д.) [55. С. 21-22].
Дальнейшее развитие проблемы стресса было связано с изучением психологических факторов его возникновения. Разновидностями психологического стресса являются: болевой; фотостресс; акустический; вестибулярный; гравитаци­онный; информационный; стресс при монотонии, гиподинамии и др. Причи­нами психологического стресса может быть избыток либо недостаток раз­нообразных ощущений человека. Отдельно рассматривают так называемые состояния сенсорной депривации, связанные с дефицитом информации, по­ступающей через рецепторы. Психологический стресс включает как соответ­ствующие субъективные реакции (мысли, чувства, переживания), так и со­путствующие физиологические сдвиги.
Наиболее важная и часто встречающаяся разновидность психологического стресса — эмоциональный стресс. Эта форма стресса связана с преобладанием у человека отрицательных эмоций (беспокойство, неуверенность, тревога, страх, печаль, гнев и проч.).
Эмоциональный стресс является составной частью психоэмоционального напряжения (ПЭН). О.С. Копина с соавторами (1995), под термином “психоэмоциональное напряжение” понимают разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и т. п. На развитие ПЭН могут влиять условия жизни людей, социально-демографические показатели, личностные особенности, отношения в семье, на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье (самосохранительное поведение) и т. п. [27. С. 119-132].
По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх, дискомфорт и т. п. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний. [25. С. 361-374].
Предметное содержание эмоциональных явлений, возникающих в ситуации неудовлетворенности потребностей, составляют ситуации, условия, события и изменения, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей.
На практике нередко встречаются комбинированные формы стресса, когда имеет место непосредственное воз­действие на организм человека (например, неблагоприятных климатических условий), истощение или травматизация его психики (например, переутом­ление) и, наконец, субъективная оценка этих воздействий как угрожающих и вредных. Комбинированные стрессы имеют наибольшее значение для прак­тической психологии (состояния людей, перенесших травмы, заболевания и хирургические операции, изменения социального статуса, уровня доходов, семейного положения и др.) [40. С. 214-2.......


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин Л.М. О факторах устойчивости к стрессу // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. – Пермь, 1973. – С. 67-69.
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учеб. пособие. – М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. – 272 с.
3. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СБб.: Питер, 2001. – 272 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СБб.: Питер, 2001. – 288 с.
6. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.
7. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.
8. Анисимов А.И., Михайлов А.Л., Шатровой О.В. Психологическое обеспечение деятельности специалистов безопасности. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. Т. 1. – С. 169-172.
9. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.
10. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: ВМА, 1999.
11. Баранов А.А. Компьютерная диагностика стрессоустойчивости и профессиональных качеств учителей на основе психолого-педагогических методик // Программированное обучение и компьютеризация в учебно-тренировочном процессе. Ижевск, 1996.
12. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. Т. 1. – С. 453-457.
13. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – С. 270.
14. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.
15. Булатчик Э. Агрессия в обществе в переходный период. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. Т. 1. – С. 617-621.
16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1999.
17. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
18. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. – 1990. - № 1. – С. 106-113.
19. Жуков А.М. Стресс жизни офицеров вооруженных сил Российской Федерации. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. Т. 3. – С. 334- 339.
20. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. – Пермь, 1973. – С. 13-15.
21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Издательство «Питер», 2001. – 752 с.
22. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
23. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 560 с.
24. Китаев-Смык А.А. Психология стресса. – М., Наука, 1983.
25. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2002. – 1312 с.
26. Когнитивная психотерапия расстройства личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
27. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Психологическая природа психоэмоционального напряжения и его источников. // Вопросы психологии. – 1995. № 3. – С. 119-132.
28. Кокурин А.В. Психологическое обеспечение отделов спецназначения Минюста России. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. – Т. 4. С. 308-311.
29. Королев Л.М. Концепция психологического обеспечения военно-авиационной деятельности. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. – Т. 4. С. 390-394.
30. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
31. Леонова А.Б. Мета-методология анализа стресса: от коллекции фактов к управлению. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. - Т. 5. С. 94-97.
32. Логвинов И.Н., Силаков А.С. Логвинов И.Н., Силаков А.С. Связь стратегии поведения в конфликте с уровнем агрессивности личности. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. - Т. 5. – С. 152-154.
33. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. – 1972. - № 6. – С. 168-173.
34. Лоренц Р. Агрессия (так называемое «зло»). – М., 1994.
35. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», 2001.
36. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
37. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: «МЕДпресс», 1999. – 592 с.
38. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособ. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
39. Моросанова В.И., Гаралева М. Агрессивность и осознанная саморегуляция. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. – Т. 5. – С. 488-490.
40. Овчинников Б.В., Владимирова И.Н., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.
41. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
42. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; Под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
43. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Под ред. Д-ра психол. Наук проф., акад. БПА М.К.Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1999. – 352 с.
44. Психологические методы обретения здоровья: Хрестоматия - /Сост. К.В. Сельченок. – Мн., М.: Харвест АСТ, 2001. Психология. Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – 584 с.
45. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
46. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия /Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - 480 с.
47. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В.Д. Балин и др. // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева.- СПб: Изд-во "Питер", 2000.- 560 с.
48. Практическая психология: Учебник /Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К.Тутушкиной. - 3-е изд., перераб., доп. - СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс", 2000. – 335 с.
49. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая
психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара:
Издательский Дом "Бахрах", 1998. - 672 с.
50. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. - СПб.:
Изд-во Михайлова В.А.., 1999. - 288 с. (С. 216-251).
51. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии. – 1997. - № 1. – С. 45-54.
52. Реан А.А., Баранов А.А. Стрессоустойчивость и особенности мотивации учителей высокого и низкого профессионального уровня // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: 1998. – С. 194-202.
53. Рожков В.К., Михайлова О.Ю. Агрессивность военнослужащих как фактор нарушения дисциплины и законности. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. Т. 6. – С.  545-547
54. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. – М.: Медгиз, 1960. – С. 254.
55. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. – И.: Прогресс, 1982. – С. 128.
56. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник. –
2-е изд., дополн. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 864 с.
57.Фромм Э. Революция надежды. - СПб., 1999. - С. 21, 29.
58. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост.,
науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. –
448 с.
59. Цыган В.Н., Фесюн А.Д., Васильченко В.В. Адаптация при стрессе и ее значение в развитии посттравматического стресса // Проблемы реабили­тации. -1999 № 1. - С. 79-86
60. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей, учителей. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.
61. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстре­мальных условиях. - М., 1995. - 34 с.
62. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
63. Шапов А.Х. Стресс и психосоматичные соотношения // Неврология, пси­хиатрия и нейрохирургия. -1993. - № 4. - С.241-247.
64. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения – 97: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1997.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.