На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Становление российской прокуратуры, развитие советской прокуратуры, прокуратура Российской Федерации, система органов прокуратуры Российской Федерации и организационное их построение.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 28.01.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).
30
Тема:Возникновение и развитие прокуратуры в РФ
Введение

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.
Понятие “прокуратура” происходит от латинского (procure)- что означает -
забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.
Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.
При создании этого органа  идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и в странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а во-вторых,  в осуществлении обвинения в суде.
В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIY  веке, причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган.
К XIY веку в европейских странах, в особенности в Испании, уже твердо сформировался процесс инквизиционный, пришедший на место процессу публичном, гласному, состязательному. Это явилось побудительным мотивом для трансформации основ организации и деятельности прокуратуры.
Прокуратура Франции послужила прообразом   прокуратуры России и до настоящего времени эталоном прокуратуры Западных стран.
1. Становление российской прокуратуры.
Создание российской прокуратуры связано с госу-дарственными реформами, осуществленными Петром I. Выдающаяся заслуга Петра I состоит в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначенные для контроля и надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата. Вначале это был институт фискалов, а затем -- прокуроров.
Указ Петра I о создании прокуратуры состоялся 12 января 1722 г. Тогда же при Правительствующем Се-нате была учреждена должность генерал-прокурора, ко-торому предписывалось надзирать за законностью дея-тельности государственных органов. Вместе с тем, по замыслу Петра I, прокуратура наделялась и существен-ными функциями по защите прав граждан.
Прокуратура создавалась в России как орган импе-раторской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению постоянный надзор и контроль за действия-ми и решениями Сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора Петр I выразил словами: "Сей чин яко око наше". С тех пор в общественном сознании и закрепилось представление о прокуроре как об "оке государевом".
Функции прокуратуры были довольно широкими, хотя и видоизменялись. Тем не менее основным назна-чением прокуратуры практически на всех этапах ее существования (вплоть до 1864 года) был надзор за исполнением законов всеми государственными и обще-ственными органами, а также российскими подданными.[2, c. 123]
Общая обязанность прокурора состояла в осущест-влении функции наблюдать за тем, "чтобы закон не был никем нарушен и в случае замеченных нарушений при-нимать меры к восстановлению оного".
В отдельные периоды отечественной истории (осо-бенно во времена царствования Екатерины II и Павла I) генерал-прокурор выступал не только как блюститель законности, но и как министр юстиции, финансов, внутренних дел1. Начиная с 1802 года, когда было создано Министерство юстиции, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции, а губернская про-куратура стала превращаться в орган юстиции на местах.
Судебная реформа 1864 года знаменовала собой по-ворот прокуратуры от положения всеобщего блюстителя законности, "ока государева", к функции обвинитель-ной власти - "обличения обвиняемых перед судом". Отцы судебной реформы 1864 года -- русские правове-ды ввели прокурора в уголовное судопроизводство, лик-видировали инквизиционный процесс, но вместе с ним -- и так называемый общий надзор, осуществляв-шийся прокуратурой в дореформенный период.
Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г. вверяло прокурорский надзор в судах обер-про-курорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокуро-ра. Полномочия прокуроров конкретизировались Уста-вами уголовного и гражданского судопроизводства. По Уставу уголовного судопроизводства, например, прокуроры осуществляли надзор за деятельностью судеб-ных следователей, могли присутствовать при производ-стве любых следственных действий, давать указания следователю, контролировать взятие обвиняемого под стражу, требовать дополнительного расследования (ст.ст. 278--287 Устава). По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.
Обвинительный акт направлялся прокурором в суд. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддер-живал обвинение, выступал в суде с обвинительной речью. После вынесения приговора он имел право на принесение апелляционного или кассационного про-теста.
В таком виде российская прокуратура просущество-вала до 1917 года.
После Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы. Однако в 1921 году со всей ост-ротой встал вопрос о воссоздании института прокурор-ского надзора. Беззаконие в стране приняло угрожаю-щие размеры.[1, c. 114]
2. Развитие советской прокуратуры.
Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г., когда Председателем ВЦИК было подписано Положе-ние о прокурорском надзоре. Этому предшествовала ожесточенная идеологическая борьба по вопросам фор-мирования и подчинения органов прокуратуры. Про-тивники проекта Положения о прокурорском надзоре, представленного на сессию ВЦИК Народным комисса-риатом юстиции, выступали против централизации ор-ганов прокуратуры и независимости их от местных органов. Они выступали за "двойное" подчинение про-куроров -- центральной прокурорской власти и губерн-ским исполкомам.
В ход дискуссии по вопросу о статусе прокуратуры вмешался В.И. Ленин, написавший "О "двойном" под-чинении и законности". В этом письме были изложены принципы организации и деятельности советской про-куратуры, реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. В Положении нашли последо-вательное закрепление принципы единства и централи-зации прокурорской системы и ее независимости от местных влияний.
Если до 1864 года российская прокуратура была учреждением надзорного типа, затем в основном осу-ществляла условное преследование, то с 1922 года был создан смешанный тип прокуратуры, она стала выпол-нять функции и надзора за исполнением законов, и уголовного преследовании.
Поначалу созданная прокуратура не была самостоя-тельным органом. В течение длительного времени она находилась в составе Наркомюста РСФСР, а затем, вплоть до 1933 года, при Верховном Суде СССР осу-ществляла надзор за законностью в стране во взаимо-действии с органами юстиции. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором респуб-лики.[5, c.87]
Важное событие в истории прокуратуры -- принятие 10 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР "Об учреждении Прокуратуры Союза ССР". Постановлени-ем ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нем были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурор-ского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюде-ние) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.
Известный этап в жизни прокуратуры был связан с периодом массовых репрессий, когда деятельность пра-воохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные учреждения (ОГПУ, НКВД, МГБ). Неблаговидная миссия обвинителей в довоенных и послевоенных тайных и "гласных" процес-сах существенно компрометировала прокурорскую сис-тему в целом. В это время и сами органы прокуратуры, в особенности военной, понесли тяжелые потери.
В период так называемой "хрущевской оттепели", знаменующей отказ от бесчеловечной сталинской уго-ловной политики, очередным важным этапом в разви-тии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 г. Поло-жения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в Советском государстве и о роли органов прокуратуры в его обеспечении. В Поло-жении были определены задачи, полномочия прокуро-ров, средства прокурорского реагирования на обнару-женные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве.
Были преобразованы и органы военной прокурату-ры. Из Положения о военной прокуратуре, утвержден-ного 14 декабря 1966 г., следовало, что военная проку-ратура входит в систему органов советской прокуратуры и подотчетна Генеральному прокурору СССР.
Принятие Конституции СССР 1977 года обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР. Такой Закон был принят 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР. В нем нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы органи-зации и функционирования органов советской проку-ратуры, основные направления их деятельности. В раз-витие этого Закона было принято и новое Положение о военной прокуратуре, утвержденное 4 августа 1981 г.[3, c.69]
3. Прокуратура Российской Федерации.
Распад Союза, новые политико-правовые и эконо-мические условия нашей жизни, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, становлением подлинного федерализма во взаимоотношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, развитием рыночных отношений, суще-ственно изменили место и роль прокуратуры.
Много нового в теорию и практику прокурорского надзора внес Закон "О прокуратуре Российской Феде-рации", принятый 17 января 1992 г.2. Однако данный Закон был принят в то время, когда еще действовала Конституция РСФСР 1978 года. К тому же этим Зако-ном объем и полномочия прокурорского надзора по сравнению с ранее действовавшим законодательством были в определенной степени ограничены. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. потребовало подготовки новой редакции Закона о про-куратуре, внесения в него существенных изменений и дополнений.
Конституция Российской Федерации 1993 года по-свящает прокуратуре ст. 129, где устанавливает, что она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Из содержания ст. 129 следует, что Конституция не определяет функции (полномочия) прокуратуры Рос-сийской Федерации, относя этот и другие вопросы организации и деятельности прокуратуры к предмету регулирования специального закона.
Отсутствие конституционного решения таких вопро-сов стало одной из причин различных подходов к опре-делению функций (полномочий) и места прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации. В частности, имели место попытки "ликвидировать" надзорные функции российской прокуратуры, сведя ее деятельность лишь к поддержанию обвинения в суде в качестве одной из сторон уголовного судопроизводства. Однако эти "реформаторские" идеи не получили обще-ственной поддержки.
В условиях идеологической борьбы группой ученых и практиков была создана Концепция развития проку-ратуры Российской Федерации на переходный период1. На основе этой Концепции разработан и введен в действие Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". Изменения, внесенные в ранее действовавший Закон, настолько существенны, что можно говорить о качест-венно новом нормативном акте, отвечающем интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значи-тельной мере учтен опыт сходных государственно-пра-вовых структур развитых стран мира. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преем-ственность отечественного правового опыта. Акцент сделан на развитие огромного правозащитного потен-циала прокуратуры, в том числе в реализации ею конституционного приоритета обеспечения реальных га-рантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого в Закон введена специальная глава о прокурор-ском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуроры осуществляют надзор за испол-нением законов федеральными министерствами и ве-домствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Фе-дерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также руководи-телями коммерческих и некоммерческих организаций.[4, c. 57]
Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для опреде-ления сущности прокурорской системы, функций про-куратуры, ее правового статуса, организационного по-строения, форм и методов деятельности.
Фундаментальные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), олицетворяющие собой единую государственную власть и ее разделение, не исключают возможность существования иных функци-онально самостоятельных правовых институтов. Их на-личие определяется реальными потребностями государ-ственно-правовой жизни, необходимостью демократи-ческого контроля и "сдерживания" любой из основных ветвей власти. Актуальным в этой связи представляется развитие сформулированной в отечественной юриспру-денции концепции контрольной власти.
В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов". Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заин-тересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.
^Подчинение прокуратуры исполнительной либо су-дебной власти может разрушить сложившуюся в госу-дарстве систему "сдержек и противовесов", усилить опасность нарушения законов. И исполнительные ор-ганы, и судебная власть так или иначе применяют законы. Нарушения Конституции, федеральных зако-нов судьями, органами исполнительной власти приве-дут к тяжким последствиям. Если не иметь независимо-го от судов прокурорского надзора, то не будет механиз-ма реагирования на нарушения законов судьями, а если подчинить прокуратуру исполнительной власти, полу-чится, что последняя осуществляет надзор за исполне-нием законов представительными органами и в опреде-ленной мере судебной властью.
Из содержания Конституции Российской Федера-ции следует, что прокуратура не может относиться к органам ни судебной, ни исполнительной власти. Пра-восудие в Российской Федерации осуществляется толь-ко судом (ст. 1 18 Конституции), а ст. 77 Конституции устанавливает, что федеральные органы исполнитель-ной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему ис-полнительной власти в Российской Федерации. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов Российской Федерации, являются федеральными орга-нами -- звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 129 Конституции).
До принятия Конституции 1993 года прокуратура была своего рода контрольным органом законодатель-ной власти, чему соответствовал порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации на должность, его' подотчетность только высшим законо-дательным органам. Таким образом, прокурор был ори-ентирован на сотрудничество преимущественно с одной ветвью власти -- законодательной, только ей был под-контролен и только ее решения обязан был выполнять.
В настоящее время Президент, будучи главой госу-дарства, принимает на себя ответственность за состоя-ние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности об-щества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.
Таков правовой статус современной российской прокуратуры.
4. Система органов прокуратуры Российской Федерации и организационное их построение.
В соответствии со ст. 129 Конституции и ст. I Феде-рального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Фе-дерации представляет собой единую федеральную цент-рализованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное пре-следование в соответствии с полномочиями, установ-ленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступнос-тью. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О прокурату-ре Российской Федерации" систему российской прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Россий-ской Федерации, прокуратуры республик в ее составе, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов.
В системе прокуратуры Российской Федерации функционируют и специализированные звенья проку-рорской системы (органы Главной военной прокурату-ры, транспортные, природоохранные прокуратуры и некоторые другие). Эти прокуратуры осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора и Законом о про-куратуре, являются составной частью централизован-ной прокурорской системы и руководствуются прика-зами и указаниями Генерального прокурора.
Верхнюю ступень в иерархической лестнице систе-мы органов прокуратуры занимает Генеральная проку-ратура Российской Федерации -- высшее звено проку-рорской системы.
В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государствен-ное устройство, установленное Конституцией Россий-ской Федерации.
Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному устройству России. Согласно ст. 5 Конституции Российская Феде-рация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автоном-ных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В каждом из них имеется соответствующая прокуратура.
В прокуратурах субъектов Федерации действуют со-образно административно-территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредст-венно подчиняются соответственно прокурорам рес-публик, краев, областей, автономной области, автоном-ных округов. Для более действенного и оперативного осуществления прокурорского надзора, приближения прокурорских органов к населению и городах -- столи-цах республик, краевых и областных центрах образуют-ся прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур.
В ряде случаев наименование прокуратур отличается определенным своеобразием, вытекающим из особен-ностей территориального деления некоторых субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, в Республике Тыва -- прокуратуры кожуунов, а не районов.
В отдельных городах отсутствует районное деление и образованы административные округа. Соответствен-но с этим образуются прокуратуры административных округов и им придается статус прокуратур городских районов.
В большинстве же субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов обра-зованы межрайонные прокуратуры, которые осущест-вляют надзор на территории нескольких районов.
Специфику имеет и организация и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.