На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Отчет по практике ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЗОНЫ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Информация:

Тип работы: Отчет по практике. Добавлен: 6.2.2014. Сдан: 2012. Страниц: 155. Уникальность по antiplagiat.ru: 74,79.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………5
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЗОНЫ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………….6
1.1. История создания предприятия. Форма собственности и организационно-правовая форма……………………………………………………………………………………………..6
1.2.Организационная структура предприятия…………………………………………………8
1.3. Кадровая политика и управление персоналом…………………………………… ………9
1.4. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период………………………………………………………………………………..12
1.5. Характеристика зоны деятельности субъекта рынка и оценка его конкурентоспособности……………………………………......................................................14
2. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………….16
2.1. Информационное обеспечение коммерческой деятельности…………………………..16
2.2. Коммерческая деятельность по выбору партнеров и каналов продвижения товаров на рынок…………………………………………………………………………………………….17
2.3. Коммерческая деятельность по изучению и прогнозированию спроса………………..18
2.4. Коммерческая работа по организации хозяйственных связей с поставщиками в новых условиях хозяйствования………………………………………………………………………19
2.5. Коммерческая деятельность по формированию оптимального ассортимента……………………………………………………………………………………20
2.6.Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов и управлению товарными ресурсами…………………………………………………………………………..21
2.7. Коммерческая деятельность по сбыту и пути ее активизации………………………….22
2.8. Коммерческая деятельность по организации розничной торговли…………………….23
3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ......................24
3.1. Логистическое управление на предприятии……………………………………………..24
3.2. Организация снабжения, закупок, производства………………………………………...24
3.3. Управление запасами, складская логистика……………………………………………..26
3.4. Организация обслуживания потребителя………………………………………………..28
3.5. Транспортное и информационное обеспечение на предприятии………………………29
3.6. Управление логистическими затратами………………………………………………….31
4. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………….33
4.1. Характеристика целей, микро- и макросреды маркетинга предприятия………………33
4.2. Организация маркетинговых исследований……………………………………………..34
4.3. Товарная политика предприятия………………………………………………………….35
4.4.Ценовая политика предприятия…………………………………………………………...38
4.5.Коммуникативная политика предприятия………………………………………………..39
4.6.Дистрибутивная политика предприятия…………………………………………………..41
4.7.Управление маркетингом на предприятии……………………………………………….42
5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ…………………………………………44
5.1.Материально-техническая база субъекта торговли………………………………………44
5.2. Объекты торговли, их свойства и показатели……………………………………………48
5.3. Организация и технология товародвижения и товароснабжения в торговле………….50
5.4. Основные этапы процесса реализации товаров в розничной торговой сети…………..51
5.5. Специализация и типизация магазина……………………………………………………53
5.6. Организация торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей в магазине…………………………………………………………………………………………55
5.7. Характеристика работы основных отделов продовольственных магазинов и особенности продажи отдельных непродовольственных товаров…………………………..59
5.8. Организация договорной работы на торговом предприятии…………………………...61
5.9. Организационная структура торгового предприятия, основные функции руководителей…………………………………………………………………………………..63
5.10. Организация контрольно-кассовых операций, штриховое кодирование и порядок оплаты товаров………………………………………………………………………………….65
5.11. Организация и технология изучения покупательского спроса………………………..66
5.12. Технологии предприятия торговли по организации сбалансированного и эффективного ассортимента товаров………………………………………………………….68
5.13. Организация и технология стимулирования продаж в субъекте торговли…………..71
5.14. Организация и технология услуг в субъекте торговли………………………………...72
5.15. Организация и технология рекламы в торговом объекте……………………………...74
5.16. Сертификация, санитарные правила и техника безопасности в торговом объекте….76
5.17. Организация и технология борьбы с воровством в торговле. Способы охраны товаров в магазине. Визуальное наблюдение и системы слежения. Системы оповещения и сигнализации……………………………………………………………………………………78
5.18. Организация и технология защиты прав потребителя в торговом объекте…………..78
6. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ТОРГОВЛИ……………………………………………………………………………………..81
6.1. Учет денежных средств и расчетов………………………………………………………81
6.2. Учет, материалов, основных средств, нематериальных активов………………………84
6.3. Учет труда и заработной платы. Нормативно-правовое регулирование учета труда и заработной платы……………………………………………………………………………….87
6.4. Учет расходов на реализацию…………………………………………………………….89
6.5. Учет товаров и их реализации…………………………………………………………….90
6.6. Учет налогов и сборов…………………………………………………………………….92
6.7. Учет источников формирования средств торгового предприятия……………………..92
6.8. Учет финансовых результатов…………………………………………………………….95
7. ЭКОНОМИКА, АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………………..98
7.1. Товарооборот и товарные ресурсы……………………………………………………….98
7.2. Труд и заработная плата…………………………………………………………………103
7.3. Материально-техническая база торговой организации………………………………..107
7.4. Расходы на реализацию товаров (издержки обращения)………………………………109
7.5.Анализ и планирование доходов и прибыли торговых организаций………………….116
7.6. Финансовые ресурсы торговой организации…………………………………………...119
7.7. Оценка финансового состояния торговой организации……………………………….123
8. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ….. …………………………………………………...127
8.1.Организация информационного обеспечения анализа расходов на реализацию…………………………………………………………………………………….127
8.2.Анализ состава и структуры расходов на реализацию, влияние факторов………………………….……………………………………………………………130
8.3.Нормирование и планирование затрат…………………………………………………..140
8.4.Резервы снижения и направления оптимизации издержек обращения Слонимского филиала………………………………………………………………………………………...144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..152
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………154
ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Для закрепления теоретических знаний полученных за время обучения в ВУЗе студентам необходимо применять их на практике, с этой целью учебной программой предусмотрено прохождение преддипломной практики на действующем предприятии. В период прохождения практики студент непосредственно сталкивается с проблемами ведения хозяйственной деятельности предприятия, анализирует их, выявляет недостатки и преимущества работы в современных условиях хозяйствования.
Местом прохождения преддипломной практики является Слонимский филиал Гродненского областного потребительского общества. Сроки прохождения практики: с 10.10.2011 по 04.11.2010гг.
Целью практики является формирование у студентов практических умений и навыков в условиях производственной деятельности на основе выполнения различных обязанностей, заданий, свойственных их будущей профессиональной деятельности.
Задачи практики: закрепление и расширение полученных в университете знаний; приобретение навыков практической работы; изучение документации, директивных и инструктивных материалов; а так же изучение основных направлений деятельности Слонимского филиала; изучение управленческой структуры; ознакомление и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности; сбор и анализ материалов для подготовки дипломной работы.
Структура работы представлена в соответствии с учебной программой практики и с учетом особенностей предприятия и предоставленных документов: в первом разделе дается общее описание предприятия, рассмотрена организация управления, во втором - изучена коммерческая деятельность предприятия, в третьем - функциональные области логистики, в четвертом - маркетинговая деятельность, в пятом - организация и технология торговли, используемые на предприятиях Слонимского филиала, в шестом разделе представлен бухгалтерский учет на предприятии, в седьмом разделе проведен анализ хозяйственной деятельности, дана оценка финансового состояния предприятия.


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЗОНЫ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.История создания предприятия. Форма собственности и организационно-правовая форма.

Слонимский филиал Гродненского областного потребительского общества (далее филиал) создан постановлением общего собрания членов Гродненского областного потребительского общества и является обособленным структурным подразделением Гродненского ОПО с 01.08.2011г. Образование произошло путём присоединения Слонимского РАЙПО к Гродненскому ОПО.
Место нахождения Филиала: Гродненская область, г. Слоним, ул. Маяковского,6.
Филиал действует в соответствии с Уставом Общества и Положением «О Слонимском филиале Гродненского ОПО». (Приложение А)
Филиал не является юридическим лицом, не имеет отдельного баланса. За филиалом закрепляется в установленном порядке расчётный счёт общества для зачисления торговой выручки и прочих поступлений и использования денежных средств филиалом на цели определенные Обществом.
Филиал вправе на основании доверенности (Приложение Б) от имени Общества совершать сделки и иные юридические акты, выступать в интересах и от имени Общества на основании доверенности истцом и ответчиком в судах, по делам, связанным с деятельностью Филиала.
Филиал для учёта обособленных операций имеет печать и угловой штамп с наименованием Общества и текстом «Слонимский филиал Гродненского Областного потребительского общества», а так же бланки и другие атрибуты с фирменной символикой Общества.
Основной целью создания и деятельности Филиала является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Предметом деятельности Филиала являются:
v Организация оптовой и розничной торговли, общественного питания (Приложение В);
v закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов и др;
v производство с/х продукции, пищевых продуктов , непродовольственных товаров;
v оказание платных услуг населению, организация рынков для торговли товарами;
v осуществление внешнеэкономической деятельности;
До 01.08.2011г. Филиал осуществлял свою деятельность в форме Слонимского Райпо. Слонимское районное потребительское общество, добровольное объединение граждан, проживающих на территории Слонимского района, создано 01 сентября 1939 года в соответствии с решением Собрания уполномоченных на основе объединения его пайщиками для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
В начале своей деятельности начали изыскивать оборотные средства, собирать паевые взносы. Население шло навстречу, охотно поддерживало.
Магазинов не было. Обществу были переданы 18 брошенных домов, хозяева которых имели причины бежать от Советской власти. Оборудовали такие помещения в деревнях Бабыничи, Василевичи, Хорошевичи, Ходевичи, Якимовичи. Нанимали двух плотников, которым на общественных началах охотно помогали местные крестьяне. Своего транспорта не было. На крестьянских лошадях за товарами ездили в Брест, Гродно и другие города.
Война разрушила то немногое, что удалось сделать за короткое время до нападения на страну фашистской Германии. В 1945 году начинать доводилось практически с нуля. С большим трудом создали пять сельпо: Слонимское, Жировичское, Мижевичское, Озерницкое и Костеневское, которые объединяли несколько десятков магазинов.
Потребкооперация получала постоянную помощь от государства, стала крепнуть и развиваться. В 1946 году получили 6 списанных трофейных машин. Вскоре были построены магазины в Альбертине, Озернице, Мижевичах и др. деревнях. Потом открыли заготовительную контору, колбасный и кондитерский цеха, наладили коммерческую закупку и продажу сельскохозяйственной продукции.
Торговая сеть стала быстро развиваться после проведения в районе коллективизации. Заключали договора с правлениями колхозов на строительство помещений. Появились магазины в деревнях Шиловичи, Мелькановичи, Хорошевичи, Ходевичи и др. населенных пунктах.
Так, шаг за шагом, с помощью государства развивалась кооперативная торговля в районе.


1.2.Организационная структура управления организации.

Высшим органом руководства является Белкоопсоюз, который осуществляет координацию всей деятельности потребительской кооперации на территории Республики Беларусь. На уровне Гродненской области эти функции выполняет Гродненский ОПО, структурным подразделением которого и является Слонимский филиал.
Белкоопсоюз

Гродненский облпотребсоюз

Слонимский филиал Гродненского облпотребсоюза


Структура Слонимского Филиала
? бухгалтерия;
? планово-экономический отдел;
? кадровая служба;
? отдел заготовок;
? отдел общественного питания;
? отдел цен;
? торговый отдел;
? отдел капитального строительства;
? отдел транспорта;
? ревизионная служба
? 74 торговых предприятий;
? 10 предприятий общепита;
? 3приемозаготовительных пункта;
? 7 общетоварных складов;
? овощехранилище;
? 1 фруктохранилище;
? 1 картофелехранилище;
? 1 склад-холодильник;
? 4 автомагазина;
? рынок.

Филиал возглавляет директор, который назначается на должность председателем правления Общества на контрактной основе.
Директор Филиала действует от имени Общества на основании выданной ему доверенности. Директор самостоятельно решает все вопросы деятельности Филиала; в установленном порядке осуществляет приём, увольнение, перевод, перемещение работников Филиала, устанавливает оплату труда, утверждает надбавки, доплаты, премирование, выплату вознаграждений по результатам работы за год в соответствии с Положением об оплате труда; издаёт приказы и даёт указания, обязательные для лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях; распоряжается имуществом Филиала в установленном порядке; оказывает единовременную материальную помощь в соответствии с коллективным договором и др.
Контроль за деятельностью общества осуществляет председатель ревизионной комиссии, который избирается собранием уполномоченных.
Первый заместитель директора координирует работу всех отраслей кооперативного хозяйства по обеспечению устойчивого ассортимента товара в предприятиях торговли и общественного питания. Несет ответственность за вопросы организации и развития торговли и общественного питания, постановку коммерческой работы, взаимодействие с товаропроизводителями и поставщиками товаров.
Заместитель директора по кадрам, организационно-кооперативной и идеологической работы координирует и несет ответственность за работу по подготовке, подбору и расстановке кадров, а также повышение их квалификации во всех отраслях кооперативного хозяйства.
Главный бухгалтер Филиала возглавляет бухгалтерию, координирует работу всех отраслей кооперативного хозяйства по организации и ведению бухгалтерского учета, направленного на финансовую стабилизацию в системе. Отвечает за финансовое состояние филиала, организацию бухгалтерского учета, налоговой политики, сохранность кооперативной собственности, расчетно-финансовую дисциплину.
Плановый отдел возглавляет главный экономист, который координирует работу всех отраслей по перспективной разработке, планированию и осуществлению отраслевых программ по наращиванию объемов хозяйственной деятельности финансовой стабилизации в системе. Он несет ответственность за финансово-экономическое состояние системы, анализ показателей хозяйственной деятельности, состояние экономической работы.

1.3. Кадровая политика и управление персоналом.

Кадровая политика Слонимского филиала регулируется Правилами внутреннего тру­дового распорядка. Трудовые отношения с работниками, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций ре­гулируются посредством трудовых договоров (контрактов) в соответствии с действующим законодательством.
Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя. (Приложение Г)
В Слонимском филиале рабочим считается время, в течение которого работник обя­зан находиться па рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.
Полная норма продолжительности рабочего времени не превышает 40 часов в не­делю. Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня, время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие, выходные дни.
Работники после пяти дней работы получают 2 дня выходных. Очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков. График трудовых отпусков со­ставляется на календарный год не позднее 1 января.
В системе предъявляются единые требования и используются единые подходы к формированию кадрового потенциала, замещению должностей руководителей, специалистов и кадров массовых профессий.
По состоянию на 1 января 2011 года в потребкооперации района работает 512 человека, в том числе 50 чел. находятся в отпуске по уходу за ребенком. Основная доля работников занята в торговле - 65,4 %, в общественном питании - 10,0%, в заготовках - 3,7%, в транспорте - 10,0%, в строительстве - 7,0%, промышленности - 0,8%, прочие - 3,1%. АУП - 62,0 человек или 12,1% от численности работающих.
В системе работает 20 руководителей, из них имеют высшее образование 17 человек или 85,0%, специалистов 42 человек, из них имеют высшее образование 19 человек или 45,2%, 21 специалист имеет средне-специальное образование и 2 человека имеет среднее образование. Доля работников с высшим образованием составила 9,2%, обеспеченность работников с высшим образованием - 110,6%. Доля работников со средне специальным образованием составила 29.5%, обеспеченность работников - 120%.
Сохраняется тенденция повышения образовательного уровня работников, в том числе руководящего звена.
По направлениям райпотребобщества в БТЭУ ПК на дневной форме обучения учатся 13 человек, на заочной - 9 человек, в колледжах соответственно 6 чел. и 3 чел., на первом уровне -2 чел. В учреждениях образования не системы потребкооперации на заочной форме обучения учатся 15 человек.
Дальнейшего решения требует проблема оттока кадров. Сменяемость кадров за 2010 год составила 16,8%, текучесть - 2,5%.
Разработана и применяется система мер, направленная на уменьшение оттока квалифицированных кадров:
- развивается контрактная форма найма. По контрактной форме найма работает 377 человек или 73,6% от числа работающих.
- устанавливаются надбавки к должностным окладам, надбавки за сложность и напряженность труда.
В Филиале проводится работа с руководящими кадрами, формируется резерв кадров, утвержден план мероприятий по организации работы с резервом руководящих кадров. На всех кандидатов разработаны индивидуальные планы подготовки, предусматривающие повышение квалификации, участие в семинарах.
Формируется перспективный резерв из молодежи, имеющей лидерские и организаторские качества.
Проведя анализ кадрового состава и учитывая прогноз развития, рассчитывается дополнительная потребность в руководителях и специалистах с высшим и средним специальным образованием, а также в кадрах массовых профессий требующих профессионально-технической подготовки. Согласно расчета потребности формируется целевой заказ на подготовку специалистов и рабочих кадров в учебных заведениях потребительской кооперации и государственных учебных заведениях Республики Беларусь.
В Слонимском филиале организованна учеба кадров. Для организации производственно-экономического обучения кадров массовых профессий сформировано 10 школ кооперативного хозяйствования, в которых обучается 299 человек. Сформированы 2 учебные группы производственно-экономического семинара для руководителей и специалистов системы (количество слушателей - 59 чел.). (Приложение Д)
Кадровая политика филиала направлена на эффективное использование кадрового потенциала в достижении поставленных целей и задач, создании условий для закрепления кадров в системе.
Оплата труда работников производится на основании положения об оплате труда и коллективного договора. Наименование должностей ИТР и служащих, профессий рабочих соответствует квалификационному справочнику.
Штатное расписание утверждено директором филиала. (Приложение Е) Повышение тарифных ставок, сдельных расценок, должностных окладов осуществляется на основании Постановления правления БКС и Президиума БРК Профсоюза работников потребкооперации. Премирование является важнейшим средством материального стимулирования работника к достижению высоких конечных результатов работы, повышению производительности труда.

1.4. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Слонимский филиал является универсальной хозяйственной системой, объединяющей 10 отраслей и видов деятельности. Это розничная и внешняя торговля, общественное питание, промышленность, заготовка сельхозпродукции и сырья, транспорт, строительство, рынок, сельское хозяйство, платные услуги.
Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной хозяйственной деятельности, целесообразностью их размещения и использования. (Приложение Ж)
Анализируя Слонимский филиал с экономической точки в первую очередь изучены состав, структура имущества предприятия и источники его формирования. Источником информации является Бухгалтерский баланс, данные представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Состав, структура имущества филиала и источников его формирования 2008-2010 гг.
Актив 2008 г. 2009 г. 2010 г. Пассив 2008 г. 2009 г. 2010 г.
сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, %
Внеоборотные активы 12801 75,4 15150 74,8 15,593 70,8 Капитал и резервы 9618 56,8 10511 51,9 10343 47,0
Оборотные активы 4186 24,6 5116 25,2 6420 29,2 Долгосрочные обязательства 1002 5,8 1481 7,3 1835 8,3
Краткосрочные обязательства 6367 37,4 8274 40,8 9835 44,7
Баланс 16987 100,0 20266 100,0 22013 100,0 Баланс 16987100,020266100,022013100,0
Источник: собственная разработка на основании приложения Ж.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что на 1 января 2011 г. 70,8 % в имуществе Слонимского филиала занимали внеоборотные активы (основной капитал). За истёкший период их доля сократилась на 4 %. Это связано с обновлением на предприятии средств труда. Имущество предприятия сформировано в основном за счёт собственных источников в 2010 г. - 47,0 %. Это свидетельствует о незначительной финансовой независимости, что подтверждается результатами таких показателей как долгосрочных (2010 г. - 8,3 %) и краткосрочных (2010 г. - 44,7 %) обязательств.
Основные объемные показатели деятельности Слонимского филиала за 2010 год отражены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Основные показатели работы Слонимского филиала за 2009-2010 год
Показатели Ед. изм. 2009 год (факт) 2010 год (факт) Темп роста сопоставимых ценах, %
прогноз факт
Розничный товарооборот всего млн.руб. 31378 38214 107,5 111,41
Розничный оборот общепита млн.руб. 2875 3648 106 115,4
Собственная продукция общепита млн.руб. 1811 2169 107 109
Объем производства промышленной продукции млн.руб. 256,7 247,8 110 96,5
Заготовительный оборот млн.руб. 4277 4842,7 115 113,2
Реализация с/х продукции на сторону млн.руб. 1709,6 2732,7 120,8 159,8
Платные услуги, млн.руб. 77,7 154,8 130 191,3
в т.ч. бытовые млн.руб. 48,6 138,6 130 262,8
Внешнеторговый оборот, всего в том числе: тыс.дол. 75,7 77,5 303,8 102,4
Экспорт тыс.дол. 62,8 46,4 366,2 73,9
Импорт тыс.дол. 12,9 31,1 - 241,1
Инвестиции в основной капитал млн.руб. 1550 1185 141,9 76,5
Прибыль/убыток от реализации (торговля) млн.руб. -133 -91 38 63
Источник: собственная разработка на основании бизнес-плана.
По итогам работы за 2010 год обеспечено выполнение 8 из 12 целевых прогнозных показателей. Темп роста розничного товарооборота составил 111,4 %, при прогнозном 107,5% , товарооборот общественного питания соответственно 115,4 % и 106,0%, в том числе по выпуску собственной продукции 109,0 % и 107,0 %, производство товаров народного потребления 96,5 % и 110,0%. Инвестиции в основной капитал составили 1185 млн. руб. при плане 2200 млн. руб. Убыток от реализации составил 91 млн. руб. (табл. 2.2)


1.5. Характеристика зоны деятельности субъекта рынка и оценка его конкурентоспособности.

В Слонимском районе на 1.01.2011г. зарегистрировано 268 субъектов хозяйствования, 1598 предпринимателя без образования юридического лица.
В состав агропромышленного комплекса района входит 8 СПК , 4 СРУСП, ГСУ Жировичская сортоиспытательная станция, ДПЛ Слонимская сельхозтехника областного унитарного предприятия Облсельхозтехники, 1 крупное фермерское хозяйство и 19 малых фермерских хозяйств, из них в двух прекращена деятельность.
Инфраструктура розничной торговли Слонимского района опирается на разнообразие торговых объектов, магазинов и внемагазинных форм продажи. Всего в городе и районе по состоянию на 1.01.2011г насчитывалось 285 магазинов, из них 74 предприятий потребительской кооперации. Кроме того, в городе и районе действуют объекты мелкой розницы - это киоски, павильоны, объекты торговли на арендуемых площадях. Работают три рынка. Торговая площадь рынка Слонимского филиала составляет 3952,4 кв.м. Общее количество торговых мест расположенных на территории рынка 548, из них места для торговли промышленными товарами 366, продовольственными - 166, 1 место для реализации рыбы прудовой и места для сельхозпроизводителей 90. Население отдаленных деревень, где отсутствует стационарная торговая сеть, обслуживаются автомагазинами, принадлежащими Слонимскому филиалу.
Общественное питание района на 1.01.2011 года представлено 79 предприятиями общественного питания на 4762 посадочных места, из них 48 предприятий в городе Слониме на 3308 посадочных мест. В сельской местности 31 предприятие на 1457 посадочных мест, из которых 7 предприятий общественного питания потребительской кооперации на 292 места, в том числе общедоступных предприятий 34 на 1412 посадочных места, из них 25 предприятий в городе Слониме на 1072 посадочных места. В сельской местности 9 предприятий на 340 посадочных мест.
Валовое производство сельскохозяйственной продукции по району, по данным райсельхозпрода, в 2010 году составило 56,9 тыс. тонн картофеля, 87,1 тыс. тонн зерновых и зернобобовых, 14,2 тыс. тонн овощей, реализация скота и птицы в живом весе - 10, 0 тыс. тонн, 67,8 тыс. штук яиц.
Торговую деятельность в районе осуществляют предприятия различных формы собственности: государственной, республиканской, коммунальной, частной, смешанной, иностранной. Удельный вес оборота потребительской кооперации в обороте района по официально учтенным предприятиям составил в 2010 году 13,5 %, в 2009 году 13,4% , в г. Слониме 5,0%. В районе на долю райпо приходится 26% магазинов, 12,3% предприятий общественного питания.
Основными конкурентами предприятия являются близлежащие магазины расположенные на территории района, занимающиеся розничной торговлей товаров продовольственного и непродовольственного назначения.


2. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Информационное обеспечение коммерческой деятельности.

Информационное обеспечение коммерческой деятельно­сти - система сбора, обработки данных, позволяющих изучить ситуацию на рынке товаров и услуг в статике и динамике, изме­рить влияние определяющих ее факторов и выявить возможности управления ею в соответствии с выбранным стратегическим на­правлением.
Информационное обеспечение коммерческой деятельности Слонимского филиала состоит из следующих блоков:
- информация о потребителях: предприятие собирает данные о половозрастном составе обслуживаемого населения, степени доходов населения, о мотивах покупок, об условиях и признаках сегментации, о миграции населения;
- информация о товаре: его качество, упаковка, оценивается его конкурентоспособность, жизненный цикл товара;
- информация о конкурентной среде: о доле рынка конкурентов, о реализуемом ими товаре, о товарах-новинках и конструктивных разработках;
- информация о конъюнктуре рынка: о спросе, предложении.
- информация о потенциальных возможностях предприятия: необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности, правильного определения направлений развития предприятия.
Получить достоверную коммерческую информацию можно путем проведения комплексных исследований. Однако сбор первичных данных является достаточно дорогостоящей процедурой. Поэтому Слонимский филиал Гродненского ОПО для осуществления коммерческой деятельности использует информацию, полученную из вторичных источников информации. Её можно получить как из внутренних, так и внешних источников. Используя внутренние источники информации специалисты торгового отдела получают данные о ходе реализации товаров, о товарных запасах, ходе закупок, выполнении договорных обязательств поставщиками, статической и бухгалтерской отчётности. Посредством внешних источников торговый отдел Слонимского филиала может выявить тенденции развития товарооборота, особенностей спроса населения на соответствующие товары. Очень важной является информация о численности и составе населения, составе семей, доходов, данные государственной статистики, периодической печати, выставки, ярмарки.

2.2. Коммерческая деятельность по выбору партнеров и каналов продвижения товаров на рынок.

Немаловажной сферой деятельности Слонимского филиала является коммерческая деятельность по выбору партнеров и каналов продвижения товаров па рынок. Формирова­ние своих отношений с партнёрами руководство данного предприятия основывает на принципе взаимовыгодных длительных отношений, вовлекая в товарооборот продукцию предприятий-изготовителей и других поставщиков различных форм собственности. С этой целью предприятие расширяет сферу договорных отношений с поставщиками сопут­ствующих товаров, повышает эффективность и действенность договоров поставки, укреп­ляет договорную дисциплину.
Для изучения возможных партнеров Слонимский филиал изучает перечень товаров и цены, указанные в прайс-листах, которые им присылают потенциальные поставщики. После этого поставщику направляется заявка по интересующей группе товаров, и далее идет договорная работа условий поставки и оплаты.
Поиск партнёров осуществляется различными способами: с помощью публикаций, ярмарок, деловых встреч, рекламных буклетов.(Приложение З)
Непосредственные контакты изготовителя и покупателя повышают эффективность взаимоотношений, снижают расходы по доведению товаров до потребителя, позволяют лучше и оперативнее реагировать на изменения, происходящие на местном рынке.
Товары можно закупить непосредственно у изготовителя или через посредников. С развитием рыночных отношений расширяется практика свободной закупки товаров на основе инициативы продавца и покупателя в соответствии с их договоренностью. В этом случае значительно возрастает ответственность за правильный выбор поставщика.
Одним из важных принципов, которым пользуются при выборе поставщика в Слонимском филиале Гродненского ОПО, является его деловая характеристика, отношение к выполнению своих обязательств. Деловое лицо определяется тем, насколько добросовестно поставщик выполняет свои обязательства, насколько серьёзно он заботится о поддержании своего делового авторитета. Таким образом, на первый план выдвигается степень добросовестности поставщика при выполнении договорных обязательств - надежность партнера.
Важным фактором при выборе партнера является его финансовое положение. Устойчивое финансовое положение свидетельствует о стабильной работе организации. Такой поставщик может предложить более выгодные условия договора.
При выборе поставщика предпочтение отдаётся тем, с кем уже заключались договоры и устанавливались взаимовыгодные отношения, устраивающие обе стороны. К этим поставщикам в Слонимском филиале Гродненского ОПО обращаются в первую очередь.
Выбирая поставщика, необходимо обратить внимание на объем поставки и ассортимент. В Слонимском филиале Гродненского ОПО выбирают тех поставщиков, которые могут максимально удовлетворить потребность в товарах по объему и по ассортименту и которые могут отгружать их нужными партиями и в нужные сроки.
При выборе поставщика особую роль играет его месторасположение, удаленность. Рассматривают и изучают в первую очередь близко расположенных потенциальных партнеров, с тем, чтобы сократить транспортные расходы, исключить излишне дальние, нерациональные, встречные перевозки.
Могут быть изучены и учтены и другие факторы. Во всех случаях, когда условия позволяют в качестве поставщика выбрать предприятие-изготовитель, этот вариант следует рассматривать в первую очередь и отдать ему предпочтение. Если нет возможности осуществлять оптовые закупки у изготовителей товаров, необходимо решить вопрос о целесообразности использования посредника. Использование посредников ведет к снижению доходов при оптовых закупках, так как каждый из участников получают часть дохода, возрастают издержки и цены товаров, замедляется их оборачиваемость. Поэтому важной коммерческой задачей филиала является устранение излишних посредников, с тем, чтобы товар проходил в случае необходимости не более чем через одно звено.

2.3. Коммерческая деятельность по изучению и прогнозированию спроса.


В Слонимском филиале Гродненского ОПО не существует отдельной службы, которая бы занималась изучением и прогнозированием спроса населения на товары народного потребления. Эту деятельность выполняют продавцы, заведующие магазинами, товароведы.
В отделах продавцами ведется тетрадь по изучению покупательского спроса. В такой тетради отражаются данные следующим образом:
Дата Наименование товара, модель, артикул, цена Краткое описание товара Замечания и пожелания покупателей Фирма-изготовитель
1 2 3 4 5
Все эти данные необходимы для того, чтобы заведующий магазином мог составить заявку о том, товар какой модели, в каком количестве, какого про­изводителя можно еще заказать поставщикам, чтобы он соответствовал по­купательскому спросу, предъявляемому на данный момент. Такая заявка предоставляется в письменной форме товароведу. (Приложение И) В дальнейшем товаровед собирает такие заявки от всех заведующих магазинами и составляет заявки на поставку соответствующих товаров для предприятия-изготовителя. Данная заявка - это документ торгового предприятия, отражающий его потребность в товарах.
В магазины товар может поступать с оптовой базы Слонимского филиала. Чтобы определить потребность в товарах, имеющихся на базе, начальник розничного торгового участка собирает данные по магазинам своего участка и формирует оперативную ведомость. Ведомость передаётся на базу, на её основании выписываются накладные и завозится товар.
Экономико-математические методы прогнозирования спроса на предприятии не применяются, так как эта работа требует наличия специальной службы, которая бы занималась прогнозированием спроса с помощью электронно-вычислительной техники.
Оценка эффективности работы по изучению и прогнозированию покупательского спроса в Слонимском филиале Гродненского ОПО представляет затруднения из-за отсутствия достаточной информационной базы.

2.4. Коммерческая работа по организации хозяйственных связей с поставщиками в новых условиях хозяйствования.

Установление хозяйственных связей торгового предприятия с поставщиками является важнейшим элементом коммерческой деятельности, который непосредственно влияет на показатели товарооборота, ассортимента и результаты деятельности предприятия в целом.
Хозяйственные связи с поставщиками товаров во многом определяются ассортиментным профилем предприятия (ассортиментный перечень), имеющимися у предприятия ресурсами, характером спроса, а также государственными квотами. Это с одной стороны. Однако с другой стороны имеется огромное количество поставщиков (производители и торговые посредники, национальные и иностранные, государственные и частные), предлагающих широкий ассортимент на различных условиях.
Предприятие имеет договорные отношения более чем с 300 поставщиками товаров. В 2012г. планируется заключение договоров с 25-30 новыми, предлагающими товары в широком ассортименте и приемлемым ценам.
Решение о закупке товаров, заключении договоров поставки в Слонимском филиале Гродненского ОПО принимает заместитель директора по торговле. В рабочем порядке делается заявка у поставщика в необходимом объёме и в течение нескольких дней товар доставляется на предприятие силами поставщика либо торгового предприятия.
Организация коммерческой деятельности по формированию хозяйственных связей с поставщиками на предприятии включает в себя несколько этапов:
1) поиск и выбор партнёров;
2) заключение договора;
3) исполнение договорных условий и контроль за выполнением договорных обяза­тельств.
В настоящее время Слонимский филиал Гродненского ОПО работает со всеми крупными производителями продовольственных и непродовольственных товаров Гродненской области. Среди них ОАО «Молочный мир», ОАО Гродненский мясокомбинат», ОАО «Волковысский мясокомбинат», ОАО Слонимский мясокомбинат», Гродненский ликёроводочный завод, Лидский пивоваренный завод, ОАО «Гроднохлебопродукт», ОАО «Гроднорыба», РПУП «Гродненская табачная фабрика Неман», Универсальная база Гродненского облпотребсоюза. Кроме этою широко представлена продукция других отечественных поставщиков, зарекомендовавших себя как производителей наиболее качественной продукции. Основные поставщики представлены в Приложении Й.

2.5. Коммерческая деятельность по формированию оптимального ассортимента.

Оптимальный торговый ассортимент в магазине - это важный элемент коммерческой работы по сбыту продукции. Установление оптимального ассортимента магазина находится в прямой зависимости от специализации торгового предприятия.
Специалисты филиала, обобщив информацию о факторах влияния на торговый ассортимент, осуществляют его формирование с учетом основных положений, имеющих неизменное значение и содержание, т. е. с учетом принципов построения торгового ассортимента. К принципам формирования оптимального ассортимента относят: а) формирование ассортимента товаров в соответствии со спецификой обслуживаемых потребителей; б) обеспечение достаточной полноты, широты, глубины, устойчивости и обновляемости ассортимента; в) комплексное удовлетворение спроса, обеспечивающее максимальные удобства покупателям и экономию времени в процессе приобретения товаров; г) обеспечение рентабельной работы магазина.
Разработка ассортимента осуществляется в три этапа.
1. Определение групповой ассортиментной структуры предприятия. Основой для решения этой задачи является объем и структура закупленных товаров, объем и структура потребности в товарах и услугах зоны деятельности, пути товародвижения, система товароснабжения предприятий различных типов, их ассортиментные перечни.
2. Обоснование числа разновидностей товаров и услуг, необходимых для формиро­вания годового ассортимента торговых предприятий Слонимского филиала осуществляется в соответствии с планируемым поступлением товаров по договорам поставки, т.е. формируется внутригрупповая структура ассортимента по основным и дополнительным признакам.
3. Определяется минимально необходимое количество разновидностей товаров, ко­торое должно постоянно находиться па складах Слонимского филиала, - неснижаемый ас­сортимент.
Документом, устанавливающим ассортимент, является ассортиментный перечень товаров. (Приложение К) Номенклатура товаров, включенных в ассортиментный перечень, неодинакова, зависит от конкретных условий: мощности предприятия, зоны его деятельности, типов торговых организаций, обслуживаемых предприятием, количества площадей и вместимости складов.

2.6. Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов и управлению товарными ресурсами.
Товарными ресурсами торговых предприятий Слонимского филиала являются товары, материалы, находящиеся па складе предприятия.
Правильно организованные закупки дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.
Управление товарными запасами в филиале включает:
• определение размера оптимального товарного запаса;
• оперативный учет запасов и контроль за их состоянием;
• регулирование товарных запасов.
Определение размера оптимального товарного запаса осуществляется на основе информации о потребности в товарах, о покупательском спросе.
Оперативный учёт и контроль запасов осуществляет планово-экономический отдел. Данные о состоянии товарных запасов собираются экономистами на основании остатков по товарно-денежным отчётам, которые сдают завмаги в бухгалтерию 4 раза в месяц (по семидневкам). В конце месяца завмаги заполняют Журнал остатков по магазину в разрезе товарных групп. На основании этих данных экономическая служба проводит анализ, планирование товарных запасов, а также контролирует, не превышен ли лимит товарных запасов по каждому магазину. (Приложение Л)
Регулирование товарных запасов осуществляет торговый отдел. Начальники РТУ, получая информацию о замедлении реализации каких-либо товаров в одном магазине, даёт распоряжение на перемещение этих товаров в другие магазины, где на них есть спрос.
Для поддержания товарных запасов в оптимальном размере осуществляется повседневное наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в необходимом ассортименте и надлежащего качества и количества.

2.7. Коммерческая деятельность по сбыту и пути ее активизации.

Основными целями филиала являются наиболее полное удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения и защита их экономических интересов.
Использование маркетинга меняет содержание коммерческой деятельности филиала, переориентирует его на рынок, является непременным условием демонополизации торговли на селе, совершенствования хозяйственных связей и ценообразования, формирования конкурирующих структур розничной торговли.
Розничная торговля развивается по принципу системы торгового обслуживания населения с учётом рационального размещения магазинов, а также специализации и типизации торговой сети. И если до последнего времени практически все покупатели обслуживались через магазины, то с развитием рыночных отношений появляются новые формы торговли: индивидуальная работа с покупателем, по заказам покупателей. Для улучшения торгового обслуживания жителей малых деревень расширяется развозная торговля, налаживается приём заказов на товары и их доставку жителям небольших поселений. Для эффективной торговой деятельности постоянно предлагаются покупателям новые виды услуг, широкий выбор товаров, продажу товаров в кредит, доставку их на дом покупателям.
Стимулирование продаж - это совокупность приемов, используемых на предприятии в отношении потребителей с целью повышения объема продаж, а также уве­личению числа новых покупателей. К методам, применяемым по стимулированию сбыта в Слонимском филиале Гродненского ОПО относятся следующие:
*снижение цены на продукцию поставщика вследствие ее поставки по более низ­кой цене;
*использование предпраздничных скидок;
*проведение акций. (Приложение М)

2.8. Коммерческая деятельность по организации розничной (оптовой) торговли.

Розничная продажа товаров является основным видом деятельности Слонимского филиала Гродненского ОПО. На ее долю приходится наибольший удельный вес всего товарооборота предприятия, то целесообразно рассмотреть, как осуществляется коммерческая деятельность по организации розничной продажи товаров.
Реализация товаров непосредственно населению предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов.
В зависимости от степени участия человеческого фактора (продавца) в обслуживании и технологии выбора товаров в практике деятельности предприятий розничной торговли используют две основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную.
Традиционная система представлена продажей товаров через прилавок и применяется в большинстве магазинов филиала.
К прогрессивным относят: самообслуживание, продажу товаров с открытой выкладкой. В новых открывающихся магазинах используются прогрессивные методы продажи товаров. Многие магазины в настоящее время после реконструкции и ремонта переводят на метод самообслуживания.
Для увеличения объёмов продаж Слонимский филиал стремится приблизится к покупателю, избавить его от необходимости идти в магазин. Именно такому стремлению и отвечают методы внемагазинной торговли. Внемагазинная продажа товаров дополняет торговлю в магазинах, позволяет создать комплексную систему организации розничной торговой сети, улучшить торговое обслуживание населения.
Передвижная торговля в Слонимском филиале используется для торгового обслуживания населения малых и отдельных населённых пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть. Данная форма организации торговли обладает мобильностью и способна максимально приблизить товары к потребителям. Развозная торговля представлена 4 автомагазинами.

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Логистическое управление на предприятии.

Логистическое управление на предприятии предполагает выработку стратегии в области принятия решений, направленных на достижение оптимальных результатов по доведению продукции от поставщика до покупателя.
В Слонимском филиале Гродненского ОПО отдела логистики не существует. Управлением логистическими процессами занимаются товароведы и зам директора по торговле, а их деятельность контролируется директором филиала. Планирование потребности в товарах происходит с учетом остатков на складе, предыдущих объемов продаж и сезонности продаж, выдерживания обоснованных сроков закупки товаров и обеспечения точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них. Поскольку целью закупочной логистики является удовлетворение потребности в товарах с наибольшей экономической эффективностью.
Для обеспечения оптимального достижения целей логистики проводится контроль над выполняемыми процессами отгрузки товаров со склада, прибытием товаров в магазин. Контроль над выполнением процессов осуществляет товаровед коммерческого отдела ведущий конкретную группу товаров. Контроль осуществляется в основном над выполнением договоров поставки, над своевременными поставками товаров на склад и в магазин, также контролируется учет товаров на складе, их поступление и отгрузка.
Использование при выписке ТТН Программы 1С «Бухгалтерия 7.7» позволяет товароведам иметь информацию об отгрузке товаров и остатках на конкретную дату. (Приложение Н)
Все функции по выполнению планирования потребности и контроля выполнения процессов товароведы осуществляют в соответствии с должностной инструкцией.

3.2. Организация снабжения, закупок, производства.

Организация процесса закупок в Слонимском филиале имеет определенные этапы:
1. Определение потребности в товарах.
В процессе определения потребности в товарных ресурсах экономист филиала, товароведы и заместитель директора по торговле выполняют расчеты потребности в товарных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы.
2. Анализ и определение возможных источников снабжения
Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом они идентифицируют всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.
3. Осуществление закупок
Реализация данного пункта начинается с проведения переговоров, которые завер­шаются оформлением договоров. Договорные отношения формируют хозяйственные свя­зи, рационализация которых также является задачей предприятия. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.
Важное значение в этом пункте имеет система поставки. В Слонимском филиале используются следующие:
* Ежедневные поставки ? используется при закупке продовольственных товаров от местных поставщиков. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование, своевременность поставок.
* Регулярные поставки мелкими партиями - поставки товаров от поставщиков из близлежащих городов несколько раз в неделю (например, завоз хлебобулочных изделий ККП Зельвенского райпотребобщества). (Приложение О)
* Поставка товара одной партией (оптовая закупка) - поставка товаров на оптовую базу филиала.
4. Контроль поставок
Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также от­слеживание сроков поставки, отслеживание сроков оформления, а также контроль состоя­ния запасов материальных ресурсов.
5. Оплата
Существенной частью закупочной деятельности филиала являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. Этими вопросами занимается главный бухгалтер, экономист совместно с директором.
6.Координации и системная взаимосвязь закупок со сбытом, складированием и транспортированием.

3.3. Управление запасами, складская логистика.

В складском хозяйстве филиала Слонимского филиала товары хранятся по товарным группам с соблюдением правил товарного соседства. Хранение осуществляется как на складах оптовой базы, так и на складах в магазинах.
Товары хранятся на стеллажах, в холодильных установках. Используется складское оборудование - контейнеры, тележки. Используются полочные стеллажи для хранения товаров в таре и упаковке.
К показателям работы склада относят технико-технологические и экономические показатели. Систему данных показателей можно представить следующими показателями: ? складской товарооборот - количество продукции, отпущенной со склада за определенный период времени; ? грузооборот склада; ? грузонапряженность склада; ? удельная нагрузка склада; ? коэффициент перегрузки; ? коэффициент оборачиваемости продукции на складе; ? производительность труда персонала вычисляют исходя из размеров грузооборота склада, а также численности всех складских работников и подсобных рабочих, закрепленных за складом.
Информация о наличии складских помещений представлена в табл. 3.1 и табл. 3.2.
Таблица 3.1


Таблица 3.2

Устройство складов обеспечивает магазинам:
• полную количественную и качественную сохранность материальных ценностей;
• надлежащий режим хранения;
• рациональную организацию выполнения складских операций;
• эффективную работу склада;
• нормальные условия труда.
При этом склады отвечают ряду требований, предъявляемых к устройству склада:
• технологические;
• противопожарные;
• общетехнические;
• экономические;
• эстетические;
• санитарно-гигиенические.
Складская форма товародвижения применяется в тех случаях, когда требуется накопление товаров, подсортировка, преобразование производственного ассортимента в торговый. Применяется при работе с товарами сложного ассортимента, сезонного производства и потребления. В этом случае совокупные издержки по завозу, хранению и продаже товаров в магазине снижаются. Это происходит потому, что увеличение издержек в складском звене компенсируется снижением их в торговле за счёт ускорения реализации подсортированных и подготовленных к продаже партий товаров, уменьшением товарных запасов и расходов на их содержание.

3.4. Организация обслуживания потребителя.

Слонимский филиал Гродненского ОПО вынужден строить свою дея­тельность исходя из покупательского спроса. При этом спрос не ограничивается спросом на товары и услуги предприятия. Покупатель диктует свои условия также и в области со­става и качества услуг, оказываемых ему в процессе продажи товара.
Поэтому природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логистических услуг. Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс ус­луг, оказываемых в процессе продажи товаров.
Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока.
Все работы в области логистического обслуживания, которые проводятся в филиале можно подразделить на три основные группы:
• предпродажные, т. е. работы по формированию системы логистического сервиса;
• работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи то­варов;
• послепродажный логистический сервис.
До начала процесса реализации работа в области логистического сервиса включает в себя в основном определение политики торговых предприятий филиала в сфере оказания услуг, а также их планирование.
В процессе реализации товаров могут оказываться разнообразные логистические услуги, например:
• наличие товарных запасов на складе;
• подбор ассортимента, упаковка, расфасовка товара;
• предоставление информации о происхождении товаров.
Послепродажные услуги - это обязательства по рассмотрению претензий покупа­телей, обмен и т. д.
Для оценки качества обслуживания в Слонимском филиале применяются следующие критерии:
- надежность поставки;
- полное время от получения заказа до поставки партии товаров;
- гибкость поставки;
- наличие запасов на складе поставщика;
- возможность предоставления кредитов.
Надежность поставки - это способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки поставки в установленных пределах. Существенным фактором, влияющим на надежность поставки является наличие предусмотренных договором обязательств, в силу которых поставщик несет ответственность в случае нарушения сроков поставки.
Полное время от получения заказа до поставки партии товаров включает в себя:
- время оформления заказа;
- время упаковки;
- время отгрузки;
- время доставки.


3.5. Транспортное и информационное обеспечение на предприятии.

Поставки товаров на склады Слонимского филиала осуществляются автомобильным транспортом (все группы товаров) и железнодорожным (сахар, соль, мука, цемент).
Доставка товаров автомобильным транспортом имеет преимущества: высокая маневренность, доставка от двери до двери с необходимой степенью срочности, регулярность поставки, поставки мелкими партиями, менее жесткие требования к упаковке товара. К недостаткам перевозки товаров автомобильным транспортом относятся: высокая стоимость, срочность разгрузки, возможность хищения груза и автомобиля, сравнительно малая грузоподъемность, экологические требования.
Железнодорожный транспорт обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг.
Значение железных дорог определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.
Слонимский филиал имеет собственные транспортные средства, основные из них перечислены в Приложении П.
Частные фирмы и индивидуальные предприниматели осуществляют доставку самостоятельно.
Ежедневно подаются заявки на товар. Заявки оформляют и подают заведующие магазинов. Поступившие заявки помещаются в папку заявок и рассматриваются работником торгового отдела. Далее происходит распределение заявок по исполняющим их экспедиторам в соответствии с пунктом назначения. При этом маршрут движения автотранспортного средства определяется таким образом, чтобы обеспечивалась полная загрузка автотранспортного средства поставщиками. Используется маятниковый и кольцевой маршрут движения автотранспортного средства.
За товаром отправляется экспедитор и водитель, либо это может быть водитель-экспедитор. В торговом предприятии ему выдаётся заявка (или она может быть доведена до поставщика посредством телефонной связи), доверенность, водителю - путевой лист.
Информационная логистика - это целенаправленно собираемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.
Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления.
Без своевременного обмена информацией невозможно осуществление логистической деятельности. Информация способствует скоординированности работы подразделений. Ни одно из направлений логистики не смогло бы выполнять свои задачи, если бы не имело необходимой информации.
Логистические исследования, представляющие собой систематический сбор и анализ данных по проблемам товародвижения, являются незаменимым средством для принятия эффективных управленческих решений.
Изучение информации, как функция управления предприятием в условиях рынка, дает проверенные практикой рецепты выхода с минимальными рисками на положительные коммерческие результаты логистической деятельности.
Хорошая информация позволяет предприятию:
• получать конкурентные преимущества;
• снижать финансовый риск;
• определять отношение покупателей;
• обосновывать интуитивные решения;
• повышать эффективность деятельности;
• следить за внешней средой;
• координировать стратегию;
• повышать доверие к достигнутым договоренностям и принятым обязательствам.
Информация используется во всех направлениях логистической деятельности.
Информационная логистика подразумевает, что каждая партия товаров сопровождается специальной документацией на всех этапах товародвижения. Экспедитор получает товар вместе с товарно-транспортной накладной и соответствующими сертификатами (сертификат качества, сертификат о происхождении, ветеринарный сертификат).
Путевой лист характеризует выполнение водителем перевозок, учитывает режим работы водителя и автотранспортного средства, расход горюче-смазочных материалов.
Счет-фактура - документ, составляемый при отправке груза одним предприятием другому предприятию и содержит следующую информацию: реквизиты покупателя и продавца, номер, номер и дата заключения контракта поставки, наименование товара, вид и количество грузовых мест, масса груза брутто, цена за единицу и общая стоимость, дата составления, условия оплаты, штамп продавца. (Приложение Р)
Товарно-транспортная накладная - документ, подтверждающий заключение договора перевозки, характеризующий перевозимый груз, место его погрузки и разгрузки, протяженность маршрута перевозки и содержащий отметки грузоотправителя и грузополучателя. (Приложение С )

3.6. Управление логистическими затратами.

Логистические затраты - это совокупность затрат на управление движением материальных потоков по всей логистической.
Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат. Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логистических затрат на данном предприятии и у его конкурентов.
Затраты на содержание запасов. Эти затраты состоят из стоимости выполнения заказа и стоимости хранения запасов. Затраты на формирование и хранение запасов связаны с отвлечением оборотных средств в запасы продукции, а затраты на хранение запасов - с хранением запасов на складе, их погрузкой и разгрузкой, страхованием, убытками от мелких краж, порчи, устаревания, выплаты налогов. Также учитываются альтернативная стоимость капитала, связанного с запасами или вложенного в них, затраты на страхование, заработную плату складского персонала сверх нормативного количества, процент на капитал и др.
Затраты, связанные с качеством продукции.
1. Затраты на предупреждение возникновения дефектов - это затраты на любое действие, принимаемое в целях выявления, предупреждения или уменьшения риска несоответствия продукции требованиям качества, а именно:
2. Затраты на контроль и оценку качества продукции - затраты на определение соответствия продукции заданным параметрам.
3. Издержки от брака - это потери, связанные с тем, что не достигнуто требуемое качество.
Затраты на складскую деятельность. Затраты хранения связаны с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса.
Затраты на транспортировку. Это затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до местонахождения покупателей; являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают в себя оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.
Слонимский филиал в своей деятельности стремится к минимизации логистических затрат при сохранении качества продукции и обслуживания потребителей.
Задачи минимизации складских затрат:
• определение оптимального числа ступеней складирования;
• определение оптимального числа складов на каждой ступени;
• установление местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие ........

Список использованных источников

1. Акулич И.Л. Маркетинг. - Минск: Выш. шк., 2000. - 447 с.
2. Валевич, Р. П. Экономика организаций: учеб.пособие/ Р. П. Валевич, Г.А Давыдова. - Минск: БГЭУ, 2010. - 671 с.
3. Бланк И.А. Торговый менеджмент. - К.: Украинско-финс­кий институт менеджмента и бизнеса, 1997. - 408 с.
4. Долбилин, А.С. Издержки, доходы и прибыль торговых предприятий и потребительских обществ: учеб.пособие/ А.С. Долбилин, Л.А. Пронина. - Белгород: Кооперативное образование, 1998. - 318 с.
5. Елизаров, Ю.Ф. Экономика организаций: учебник для вузов / Ю.Ф. Елизаров. - М.:Экзамен, 2005. - 496с.
6. Ермолович, Л.Л. Практикум по анализу хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие /Л.Л. Ермолович. - Минск:Современная шк., 2005.- 383с.
7. Ильин, А.И. Экономика предприятия: учеб.пособие/А.И. Ильин.- М.: Новое знание, 2006. - 698с.
8. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л. И. Кравченко. - 5-е изд.,перераб.- Минск: Выш.шк, 2000. - 430 с.
9. Лебедева, С. Н. Экономика торгового предприятия: учеб.пособие/ С.Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков; под ред. С. Н. Лебедевой. - Минск: Новое знание, 2001. - 240 с.
10. Макарьева, В.И. О рентабельности и путях её повышения/ В.И. Макарьева // Налоговый вестник. - 2004. - №7. - С. 14-16.
11. Михайлова, Н.И. Прибыль предприятия и её планирование. Факторы максимизации прибыли/ Н.И. Михайлова// Планово-экономический отдел. - 2005. - № 2. - С. 35 - 40.
12. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб.пособие/ Л.Н. Нехорошева. - Минск: БГЭУ, 2008. - 719с.
13. Панкевич, С.П. Основные подходы к анализу финансового состояния субъектов предпринимательской деятельности/ С.П. Панкевич// Экономика. Финансы. Управление. - 2005. - №2. - С. 35 - 37.
14. Панкова, Д.А. Учет и финансовый анализ: учеб. пособие/ Д.А. Панкова. - Минск: Технология, 2002. - 74с.
15. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятель­ность. - М.: Маркетинг, 2000. - 580 с.Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность- М.: Инф-ра-М., 2001 -248 с.
16. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для высших и специальных учебных заведений / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - Минск: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1996. - 457 с.
17. Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг/ В.Ф. Протасов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 536с.
18. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие/ Г.В. Савицкая. - Минск: ООО «Новое знание», 2001. - 386с.
19. Салата, Н.К. Использование прибыли в оценке деятельности предприятия/ Н.К. Салата // Вестник БГЭУ. - 2005. - № 3. - С.82 - 86.
20. Семенова, В.М. Экономика предприятия: учебникдля вузов/В.М. Семенова. - СПб.: Питер, 2008. - 416с.
21. Суша, Г.З. Экономика предприятия/ Г.З. Суша. - М.: Новое знание, 2006. - 512с.
22. Торговое дело: экономика и организация: учебник / Л.А. Брагин [и др.]; под общ.ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
23. Экономика предприятий торговли: учеб.пособие/ Н.В. Максименко [и др.]; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. - Минск: Выш. шк., 2005. - 542 с.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.