Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование познавательной активностистудентов в вузе

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 06.02.2014. Страниц: 47+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ
«ПОЗНАВАТЕЛЬ­НАЯ АКТИВНОСТЬ» 6
§ 2 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ 11
§ 3. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ 21
§ 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ 26
§ 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50














Рецензия
на квалификационную работу по программе
дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»
Ивановой Татьяны Витальевны
Рассматриваемая в данной квалификационной работе тема, затрагивающая пробле­му формирования познавательной активности студентов в высшем учебном заведении и её роли в системе повышения уровня профессиональной подготовки будущих специали­стов, в последнее время становится более актуальной.
Квалификационная работа имеет четкую структуру и состоит из введения, пяти па­раграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения. В приложении представлена анкета.
Во введении автором обоснована актуальность и практическая значимость данного исследования, четко сформулирована цель и задачи исследования, определены методы ис­следования.
Автор в работе отмечает, что «повышение познавательной активности студентов связано, во-первых, с развитием у обучающихся интеллектуальных и мыслительных спо­собностей, во-вторых, совершенствованием системы организации обучения в вузе», по­этому в теоретической части работы автором представлен анализ психолого-педагогической литературы по вопросу о способах и средствах развития познавательной активности обучающихся.
В работе представлен экспериментальный материал, результаты которого позволи­ли сформулировать практические рекомендации преподавателям, работающими со сту­денческими группами.
Тем не менее, хотелось бы (скорее, в рекомендательной форме) обратить внимание автора работы, что можно было бы расширить количество обследуемых студентов в экс­перименте.
Однако, все отмеченное не умаляет ценности данной квалификационной работы и дает основание утверждать, что исследование Иванова Т. В. заслуживает высокой оценки.
ВВЕДЕНИЕ

В условиях непрерывного образования, которое осуществляется на протяжении всей жизни человека, повышаются требования к специалисту, к его мобильности и спо­собности непрерывно обучаться в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности. Как известно, объем научной информации удваивается каждые десять лет. Доля интеллектуального фактора в любом виде труда быстро увеличивается.
Сложившаяся ситуации предъявляет новые требования к системе повышения уров­ня профессиональной подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях, к тем формам и методам обучения, с помощью которых развиваются такие необходимые специалисту качества, как самостоятельность, критичность, познавательная активность. Как правило, в условиях традиционного обучения студент выступает как пассивный объ­ект педагогического управления и простой накопитель передаваемых знаний. В этой связи актуальной и острой является проблема формирования познавательной активности сту­дентов. Особая значимость разработки данной проблемы обусловлена значительным сни­жением активности познавательной деятельностью обучающихся в вузе. Тогда как сту­дент, являясь субъектом образовательного процесса, своей активностью в значительной степени определяет результаты учебной деятельности. Данная проблема привлекает вни­мание ученых различных специальностей, в первую очередь психологов и педагогов. Изу­чение психолого-педагогических аспектов познавательной активности студентов пред­ставляет одно из мало разработанных, но особо важных направлений в решении задач по­вышения эффективности учебного процесса и качества подготовки специалистов.
Однако, следует отметить, по проблеме развития познавательной активности сту­дентов наработано множество подходов. Однако в современных условиях их требуется постоянно оптимизировать. Так, активность, сформированная у студента в вузе, будет способствовать в дальнейшем успешной профессиональной деятельности, способностью постоянно обновлять профессиональные знания и своевременно адаптировать самостоя­тельную познавательную деятельность к меняющимся потребностям своей карьеры.
Педагогика высшей школы исходит из того, что традиционная модель построения учебной деятельности, ориентированная на объяснение со стороны преподавателя, фор­мирует интеллектуальную пассивность, ограничивают творческие способности студента. В результате неэффективно используется учебное время, студенты отучаются творчески применять полученные знания в своей деятельности. В этих условиях вполне очевидно, что интерес преподавателей высшей школы связан с решением вопросов, как организовать учебный процесс, чтобы максимально удовлетворить возросшие требования к каче­ству подготовки специалистов; как перевести учебный процесс из преимущественно ин­формационного в развивающийся; как сформировать новый стиль мышления у студентов в связи с широким переходом производства на качественно более эффективные методы управления.
Таким образом, развитие познавательной активности студентов в высших учебных заведениях связано, во-первых, с формированием и развитием у студентов мыслительных и интеллектуальных способностей, во-вторых, совершенствованием организации процесса обучения.
В этой связи целью настоящего исследования является выявление зависимости ин­теллектуальных и мыслительных способностей студентов с познавательной активностью и определении форм и методов активизации познавательной деятельностью обучающихся в высшем учебном заведении.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) провести теоретический анализ состояния познавательной активности в структуре учебной деятельности студентов вузов;»
2) раскрыть структуру познавательной активности;
3) изучить психолого-педагогические условия, способствующие активиза­ции познавательной деятельностью студентов;
4) выявить уровни познавательной активности обучающихся;
5) определить уровень интеллектуальных и мыслительных способностей студентов;
6) выявить формы и методы активизации познавательной деятельностью студентов в высшем учебном заведении.
Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс теорети­ческих и эмпирических методов: обобщение научных источников, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, психолого-педагогическое тестирование, метод экспертных оценок.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций преподавателям в целях повышения познавательной активности студентов, способствующей оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов.
Исследование проводилось в системе высшего образования на базе Марийского го­сударственного университета в 2006 году города Йошкар-Олы. В опросе участвовало 29 студентов 2 курса физико-математического факультета по специальности «Математика» (10 человек) и аграрно-технологического института по специальности «Переработка мясных продуктов» (12 человек), «Переработка молочных продуктов» (6 человек). Среди оп­рошенных большинство составили женщины - 59%, мужчины - 41% в возрасте 19 лет.









§ 1. Психолого-педагогический анализ понятия «познавательная активность».

Проблема познавательной активности является одной из важнейших в современной теории и практике обучения. Целью обучения в вузе является не только вооружение сту­дентов знаниями, умениями и навыками, так и развитие у них познавательной активности, творческих сил, мышления. В педагогической литературе имеется ряд работ, в которых рассматриваются проблемы развития познавательной активности (Б.П. Есипова, М.А. Да­нилова, М.Н. Скаткина, Е.Я. Голанда, П.И. Пидкасистого, И.Т. Огородникова, И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной, Л.М. Аристовой, Н.А. Половниковой, Т.И. Шамовой, Р.А. Низамова, А.А.Вербицкого и т.д.).
В психолого-педагогической литературе имеется большое многообразие определе­ний познавательной активности. Так, Л.П. Аристова познавательную активность в учении констатирует при наличии следующих моментов: «избирательность подхода к объектам познания», «постановка перед собой после выбора объекта цели, задачи, которую нужно решить; преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы» (3, с.32).
По мнению А.Н. Леонтьева, активность человека, в том числе познавательная ак­тивность, побуждается предметом деятельности: «предмет деятельности есть ее действи­тельный мотив» (11, с. 104).
В педагогике понятие «познавательную активность» связывают с учебно-воспитательным процессом, с проблемой выделения, разработкой и реализацией активных методов обучения и воспитания. Так, П.И. Пидкасистый считает, что познавательная дея­тельность определяется «особенностями преподавания (деятельностью учителя) и специ­фикой предмета познавательной деятельности - научного знания» (18, с.88).
Е.И. Степанова отмечает что «в целях повышения познавательной активности сту­дентов необходимо разнообразить формы лекционной работы и проведения семинарских и практических занятий. Традиционная монологическая форма сообщения учебного мате­риала может быть дополнена или заменена диалогической... Углубленное изучение изло­женного в лекции материала происходит на семинарских и практических занятиях, на ко­торых степень познавательной активности студента значительно повышается. Здесь тре­буется не только слушать, но и воспроизводить, пользуясь речевыми средствами выраже­ния мысли» (26, с. 140-141). Далее автор считает, что «в становлении студента как субъек­та познавательной деятельности особая роль принадлежит интеллектуальной активности» (26, с. 140).
Многие авторы (И.Ф. Харламов, Л.П. Аристова, Н.А. Половникова, Т.И. Шамова, Г.И. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) понятие активность отождествляют с деятельно­стью. По мнению И.Ф. Харламова «познавательная активность есть деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями» (31, с.31).
«Познавательная активность ученика - это готовность (способность и стремление) к энергичному овладению знаниями при упорных систематических волевых усилиях. Она предполагает деятельное отношение к познавательным заданиям, настойчивый осмыслен­ный поиск путей их выполнения» (21, с.25).
В педагогическом словаре Г.И. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров дают следую­щее определение познавательной активности. «Активность познавательная - деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному на­пряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями» (9, с. 8).
В педагогической энциклопедии Е.С. Махлах различает активность биологическую и человеческую. Так, в биологическом смысле активность - «свойство животных орга­низмов реагировать (в целях удовлетворения своих жизненных потребностей) на внешние раздражители. У человека активность - важнейшая черта: способность изменять окру­жающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интен­сивной деятельности в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчест­ва, в спорте, играх и т.д.» (17, с.61-62).
Ряд исследователей (М.Н. Скаткин, Л.А. Иванова, Л.А. Бережная, В.Н. Лозовский, В.В. Горшкова, Е.С. Туренская) указывают на взаимосвязь активизации познавательной деятельности с процессами мышления. По мнению М.Н. Скаткина, активность личности в учебном процессе может быть внешней (моторной) и внутренней (мыслительной). Внеш­няя активность определяется преподавателем, так как ее признаки внешне ярко выражены: студент деятелен, сосредоточен, внимание направлено на один объект или на одно явле­ние. Однако активизация познавательной деятельности обучающегося прежде всего свя­зана с активностью мышления. Внутренней (мыслительной) активности свойственны сле­дующие признаки: напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций -анализа, синтеза, сравнения, обобщения; проявление устойчивого внутреннего интереса к изучаемой теме. В образовательном процессе встречаются оба вида активности, при этом внешняя (моторная) деятельность служит, главным образом, средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль за ее протеканием.
Таким образом, прочное усвоение знаний зависит от активной работы мысли сту­дента. Данный тезис подтверждается исследованиями Ю.А. Самарина, который указывает, что если студент не просто запоминает содержание прочитанного, а анализирует его, то основные положения прочитанного запоминаются лучше и надолго (цит. по 16, с.36).
Л. А. Иванова считает, что «активизировать познавательную деятельность учащих­ся в процессе обучения - это значит прежде всего активизировать их мышление» (7, с. 7-8); «познавательная деятельность - это особый тип мыслительной деятельности, проте­кающей на продуктивном уровне. Основу ее составляет познавательная активность» (5, с.9). В.Н. Лозовский указывает на условия активизации познавательной деятельности: «развивать мыслительные способности студента» и «обогащать его память знаниями, стимулирующими новые сферы познавательной активности» (13, с.4). По мнению В.В. Горшковой познавательная деятельность сопряжена «с внутренним планом действий, в котором фигурируют все значительные и для познания и для развития самой личности процессы: мыслительные, эмоциональные, процессы воображения, восприятия, памяти» (6, с.60). Е.С. Туренская под познавательной активностью понимает «стремление к умст­венной деятельно.......



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альманах психологических тестов. - М.: «КПС», 1996. - 400с.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творч. саморазвития. - 2-е изд. - Ка­зань: Центр инновац. технологий, 2000. - 608с.
3. Аристова Л.П. Активность учения школьника. - М.: Просвещение, 1968. - 138с.
4. Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П. Формирование познавательной активности студен­тов в обучении: Уч. пособ. - Уфа, 1988. - 80с.
5. Бережная Л. А. Роль некоторых методов обучения в формировании познавательной активности студентов медицинского института //Активизация мыслительно-познавательной деятельности студентов медицинских и фармацевтических вузов: Сб. науч. тр. -Пермь, 1990. - с.8-14.
6. Горшкова В.В. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности в учебном процессе как фактор формирования активности школьников
//Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся:
Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1983. - с. 59-70.
7. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1983. - 160.
8. Ковалева Г.Е., Кошелева С.В. Учебно-познавательные задачи и их роль в профес­сиональной подготовке //Актуальные проблемы повышения эффективности учеб­но-воспитательного процесса в высшей школе: Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1987. -с.84-90.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176с.
10. Красновский Э.А. Активизация учебного познания //Сов. педагогика. - 1989. -№5.-с.9-15.
11. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы философии. -1972. - №9.-с. 103-105.
12. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание, 1976.
13. Лозовский В.Н. Пути развития познавательной активности студентов на опыте кафедры физики //Методы активизации познавательной деятельности студентов: сб. науч. ст. -Новочеркасск, 1993. - с. 3-7.
14. Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности уча­щихся в школах Татарии //Сов. Педагогика. - 1963. - №5. - с. 10.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. - 4-е
изд. -М.: ВЛАДОС, 2001. - 688с.
16. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студен­тов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. - 303с.
17. Педагогическая энциклопедия /Гл. ред. И.Я. Каиров, Ф.Н. Петров. - Т.1. - М.: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1964. - 832с.
18. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. -240с.
19. Плеухова Л.Ф., Ситников Ю.К. Познавательная деятельность студентов в услови­ях компьютерного обучения //Педагогика. - 1999. - №7.-с.34-38.
20. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов: В 2 кн. - Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 576с.
21. Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. - Казань, 1968. - 204с.
22. Психологические тесты для деловых людей /Сост. Н.А. Литвинцева. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 528с.
23. Психология и педагогика: Учеб пособ. для вузов /Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2002. - 256с.
24. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспита­телей. -М.: Просвещение, 1980. - 144с.
25. Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся //Педагогика. - 2001. - №7. - с.32-36.
26. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб: Алетейя, 2000. - 288с.
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 672с.
28. Терентьева А.М. Мотивация учения //Основы психологии и педагогики высшей школы. -Новосибирск, 1997. - с.45-51.
29. Туренская Е.С. Некоторые аспекты взаимосвязи познавательной активности уча­щихся на уроках с их успеваемостью //Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1975. - с.44-47.
30. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -512с.
31. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников (дидактические очерки). - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Минск: «Нар. асвета», 1975. - 208с.
32. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208с.
33. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. -160с.
34. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 144с.
35. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в советской школе. - М., 1996.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.