На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.ПРАВОВОЙ СТАТУС СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 06.02.2014. Страниц: 77. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание



РЕФЕРАТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА. .
7
1.1.
Понятие и формы социального партнерства. . . . . . . . . . . . . . . . . .
7
1.2.
Международно-правовые принципы социального партнерства .
15
1.3.
Российская правовая модель социального партнерства . . . . . . . .
22
2.
ПРАВОВОЙ СТАТУС СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ. . . . . . . . .
27
2.1.
Государство как социальный партнер в сфере трудовых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

27
2.2.
Правовой статус работодателей и объединений работодателей. .
32
2.3.
Правовое положение профессиональных союзов и иных представителей работников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

39
3.
КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

46
3.1.
Право на коллективные переговоры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
46
3.2.
Правовая природа и юридическая сила коллективных договоров и соглашений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
74

ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
77












ВВЕДЕНИЕ


Социальное партнерство – результат длительной эволюции социально-трудовых отношений. Объективные и субъективные предпосылки социального партнерства зародились еще в конце XIX века, когда начали создаваться профессиональные и предпринимательские объединения, а государство вынуждено было становиться арбитром в конфликтах между трудом и капиталом.
Зарубежный опыт стран с социально-ориентированной эконо­микой свидетельствует, что развитие общества без социальных потря­сений и разрушений во многом связывается с многоуровневым сотрудничеством государства, работников и работодателей в регулиро­вании социально-трудовых отношений. Принципы этого сотрудни­чества закреплены в Конституциях и законодательстве многих стран, активно культивируются Международной организацией труда (МОТ). Первые шаги в этом направлении предпринял в настоящее время и российский законодатель. Не вызывает сомнений необходимость соз­дания целостного правового механизма социального партнерства, про­низывающего все уровни правового регулирования в социально-трудовой сфере. Его нельзя подменить одним или даже «пакетом» за­конов. Речь должна идти об основном направлении развития совре­менного российского трудового права - формировании адекватного правового механизма соци­ального партнерства. Этот механизм призван обеспечить сбалансиро­ванность интересов работников, работодателей и государства, стабильность социально-трудовых отношений..
Таким образом, исследование правового меха­низма социального партнерства в регулировании трудовых отношений на современном этапе развития российского общества приобретает особую значимость и актуальность.
Исследованию предмета трудового права, его целей и задач посвящено достаточно много работ отечественных исследователей. Среди них следует отметить работы С. А. Иванова, Р. 3. Лившица, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, Ю. П. Орловского, О.В. Смирнова, Е.Б. Хохлова и др.
Целью дипломной работы является исследо­вание проблем формирования правового механизма социального партнерства в регу­лировании трудовых отношений с точки зрения его общественного предназначения в современных условиях России.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и формы социального партнерства;
2) проанализировать международно-правовые принципы социального партнерства;
3) исследовать особенности Российской правовой модели социального партнерства;
4) проанализировать правовой статус социальных партнеров: государства, работодателей и объединений работодателей, профессиональных союзов и иных представителей работников;
5) исследовать содержание права на коллективные переговоры;
6) проанализировать правовую природу и юридическую силу коллективных договоров и соглашений.
В соответствии с поставленными целью и задачами построена структура дипломного исследования: оно состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка литературы.





1. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

1.1. Понятие и формы социального партнерства


В науке российского трудового права не сложились единой концепции социального партнерства. Одни ученые сводят его к трехстороннему сотрудничеству между органами государствен­ной власти и представителями сторон трудовых отношений, осуществляемо­му с целью развития экономики, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня трудящихся1. С. А. Иванов, наоборот, разграничивает социальное партнерство и трехстороннее сотрудничество. Под социальным партнерством он понимает отношения, складывающиеся между социальны­ми партнерами — предпринимателями и профсоюзами на уровне государст­ва, либо отрасли народного хозяйства, а также на уровне предприятия между его дирекцией и персоналом (бипартизм). Признаками социального парт­нерства являются диалог, консультации и сотрудничество, причем предста­вители предпринимателей и профсоюзов остаются социальными партнерами и при возникновении споров, связанных с осуществлением коллективных переговоров. Трехстороннее сотрудничество (трипартизм), по мнению С. А. Иванова, — иное явление, которое охватывает отношения социальных партнеров с органами государственной власти и управления2. Таким образом, сторонами социального партнерства признаются только работники (их пред­ставители) и работодатели. Государственные органы имеют соответственно статус участников социального партнерства, а не стороны, имеющей свои собственные интересы. Однако большинство ученых-трудовиков рассматри­вают социальное партнерство как сотрудничество представителей работни­ков, работодателей и государства в социально-трудовой сфере. При этом подчеркивается особая роль государства как социального партнера3.
Таким образом, социальное партнерство в сфере труда может осуществ­ляться как на двусторонней, так и трехсторонней основе. При этом можно выделить два вида социального партнерства: бипартизм и трипартизм. Эта дискуссия по определению социального партнерства на двух- или трехсто­ронней основе нашла отражение и легальном определении социального партнерства в ТК РФ. Социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), рабо­тодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулиро­вания трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними от­ношений. Иными словами, законодатель признает обе организационно-пра­вовые формы социального сотрудничества (диалога), с одной стороны, а с другой — не признает государство стороной социального партнерства (со­циальным партнером). Государство наделяется правовым статусом участника социального партнерства. Согласно ТК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального парт­нерства только в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законода­тельством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Сторонами социального партнерства признаются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Как писал А. С. Пашков, современная концепция россий­ского трудового права, рассчитанная на рыночные отношения, исходит из ограничения пределов государственного вмешательства в регулирование тру­довых отношений4.
Эта система взаимоотношений участников социального партнерства включает в себя следующие уровни: федеральный, региональный, отрасле­вой, территориальный и уровень организации (ст. 26 ТК РФ).
В науке российского трудового права получило общее признание социальное партнерство как ин­ститут трудового права. А. С. Пашков рассматривал его как смешанный правовой институт, содержащий элементы частного и публичного права. Такое двойственное положение социального партнерства отражает сущностные черты предмета трудового права и определяет место этого института в общей части ТК РФ, учитывая социальную значимость этих норм5. В право­вом механизме социального партнерства можно выделить регулятивную и охранительную части. Не только взаимные переговоры, консультации участ­ников социального партнерства являются его составляющими формами, но и примирительные процедуры, применяемые для урегулирования разногла­сий социальных партнеров6. Законодатель в какой-то мере учитывает эту сложную структуру социального партнерства при определении его форм.
По ТК РФ социальное партнерство осу­ществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных до­говоров и их заключению; взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых и свя­занных с ними отношений; участия работников и их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Таким образом, можно выделить две основные правовые формы осуще­ствления социального партнерства: регулятивную и охранительную. Послед­няя из них сопряжена не только с разрешением коллективных трудовых спо­ров, но и с применением коллективных форм защиты трудовых прав7.
Коллективные договоры и соглашения рассматриваются как главный инструмент социального партнерства не только в российском законодатель­стве, но и законодательстве практически всех развитых стран8. Эта форма социального партнерства довольно полно регламентирована в ТК РФ, в то время как другие лишь обозначены. Законодатель не определяет правовой механизм их реализации, предоставляя, по-видимому, решить этот вопрос на локальном уровне правового регулирования.
Впервые в международной практике нормы о консультациях и сотруд­ничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия, между организациями предпринимателей и трудящихся, а также государст­венными властями в отраслевом и национальном масштабах были закрепле­ны в актах МОТ. Так, Рекомендация № 94 ориентирует государства на при­нятие надлежащих мер с целью содействовать консультациям и сотрудниче­ству между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия. Это сотрудничество касается вопросов, представляющих взаимный интерес и не охватываемых процедурой коллективных переговоров. Рекомендация МОТ № 129 считает необходимым создание на предприятиях системы коммуника­тивных (социальных) связей между администрацией и работниками, которая содействовала бы формированию атмосферы взаимного доверия. Для созда­ния такой атмосферы работодатель обязан предоставлять работникам соот­ветствующие сведения, между заинтересованными сторонами должны про­водиться консультации.
В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод названы права работников на участие в определении и улучшении условий труда и произ­водственной среды, на информацию об экономическом и (финансовом поло­жении предприятия и консультацию по поводу предлагаемых администраци­ей предприятия решений, которые могут существенно затронуть интересы работников, в том числе при коллективных увольнениях.
В отношении охранительных форм социальною партнерства акты МОТ предусматривают правила примирительно-посреднического и арбитражного разрешения коллективных споров, где примирительные и посреднические органы, а в ряде случаев и арбитражные, создаются с участием представите­лей спорящих сторон (Рекомендация № 92). МОТ рекомендует применение примирительно-третейских, добровольных арбитражных процедур разреше­ния не только коллективных, но и индивидуальных трудовых споров о праве. Обращению в судебный орган за разрешением спора могут предшествовать процедуры рассмотрения жалобы непосредственно в организации в соответ­ствии с правилами, предусмотренными коллективным договором (Рекомен­дация № 130).
Участие работников и их представителей в управлении организацией - эта форма социального партнерства названа в главе 8 ТК РФ, где закреплено право работников на участие в управлении организацией и перечислены ос­новные формы такого участия. Правовой механизм их реализации может оп­ределяться на коллективно-договорном и локальном уровнях правового ре­гулирования трудовых и связанных с ними отношений. В зарубежной прак­тике эти вопросы зачастую решаются аналогичным образом.
Участие работников в распределени.......


ЛИТЕРАТУРА

1. Официальные документы и нормативные акты

1.1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
1.2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 г. № 51-ФЗ в ред. от 03.01.2006 г. М., 2006.
1.3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ в ред. от 02.02.2006 г. М., 2006.
1.4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ в ред. от 09.05.2005 г. М., 2006.
1.5. Закон РФ от 11.03.1992 г. в ред. от 30.12.2001 г. «О коллективных договорах и соглашениях» // Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст. 890; Российская газета. 2002. 5 января.
1.6. Федеральный закон РФ от 23.11.1995 г. в ред. от 30.12.2001 г. «О порядке разрешения кол­лективных трудовых споров» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4558; 2002. № 1 (ч. I). Ст. 2
1.7. Федеральный закон РФ от 24.11.95 г. в ред. от 06.04.2004 г. «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ. 1996. №1. ст.1.
1.8. Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ с изм. от 08.12.2003 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2003. № 50. Ст. 4855.
1.9. Федеральный закон РФ от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.
1.10. Федеральный закон РФ от 01.05.1999 года № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.
1.11. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4741.
1.12. Генераль­ное соглашение от 29.12.2004 г. между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 - 2007 гг. // Российская газета. 2005. 29 января.

2. Монографии, учебники, учебные пособия, лекции

2.1. Александров Н. Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961.
2.2. Антонова Л. И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985.
2.3. Дивеева Н. И. Договорные основы трудового права России. Барнаул, 1999.
2.4. Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999.
2.5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2002.
2.6. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2004.
2.7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С.Д. Панина. М., 2002.
2.8. Курс российского трудового права / Под ред. Е.Б. Хохлова. Т. 1. СПб., 1997.
2.9. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. Т.1. М., 2003.
2.10. Лушникова М. В., Лушников А. М., Тарусина Н. Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отноше­ний. Ярославль, 2001.
2.11. Муцинова Н. А. Трудовое право развивающихся стран. М., 1989.
2.12. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996.
2.13. Словарь по трудовому праву / Отв. ред. Ю. П. Орловский. М., 1998.
2.14. Смолярчук В. И. Источники советского трудового права. М., 1978.
2.15. Советское трудовое право / Под ред. Б. К. Бегичева, А. Д. Зайкина. М., 1985.
2.16. Толкунова В. Н, Гусов К. Н. Трудовое право России. М., 1995.
2.17. Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные инсти­туты / Под ред. Э. Б. Френкель. М., 2002.
2.18. Трудовое право / Под ред. О. В. Смирнова. М., 1996.
2.19. Усенин В. И. Социальное партнерство или классовая борьба? М., 1968.
2.20. Чуча С. Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства и Российской Федерации. М., 2001.

3. Статьи

3.1. Балашов Ю. К. Факторы и тенденции, влияющие на коллективно-договорный процесс // Труд за рубежом. 1994. №2.
3.2. Жарков Б. Н. Новые социально-правовые аспекты развития коллективных до­говоров при капитализме // Проблемы трудового права и права социального обеспече­ния. М., 1975.
3.3. Иванов С. А. Трудовое право и рыночная экономика // Вестник МГУ. Сер. Право. 1992. № 4.
3.4. Колмакова И.Д. Развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на современном этапе // Вестник Омского государственного университета. 2003. № 7.
3.5. Крылов К.Д. Профсоюзы и вопросы трудового законодательства // Государство и право. 1996. № 3.
3.6. Лушникова М. В. Федеральный и территориальный уровни соци­ального партнерства в регулировании трудовых отношений // Городское самоуправле­ние и государственная власть. М., 1995.
3.7. Маврин С. П. Социальное партнерство в трудовых отношениях: понятие и механизм осуществления // Российское трудовое право на ру­беже тысячелетий. СПб., 2001.
3.8. Малько А.В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 2000. № 3.
3.9. Пашков А. С. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений // Правоведе­ние. 1997. №2.
3.10. Сафонов В.А. Профессиональный союз как субъект коллективного трудового спора // Журнал российского права. 1997. № 9.
3.11. Снигирева И. О. О социальном партнерстве // Новое в законодательстве о коллективных договорах и соглашениях: практический комментарий. М., 1992.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.